kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Геополитика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:     Геополитика и международные организации и геополитическое положение

Тип урока: комбинированный

ТДЦ  урока:

обучить- Показать влияние международных отношений на политическую карту мира; научить обучающихся давать оценку политико – географического положения страны;

развить - сформировать умение вести дискуссию; дать знания о политической географии и геополитике; сформировать представления о политической географии как научном направлении; помочь обучающимся дать оценку геополитического положения отдельных стран

воспитать: Способствовать формированию эмоционально - ценностного отношения к миру,

патриотическое воспитание

Оборудование: материалы СМИ; политическая карта мира; атласы; учебник

Литература: учебник 10 класса, рабочая тетрадь

Методы обучения:

1.Методы организации научно-познавательной деятельности:

Словесные: беседа

                   Наглядные: демонстрация, иллюстрация.

                   Практические упражнения: работа по карте      

  2. Методы самостоятельной учебной работы школьников.

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

3. Методы познавательной игры.

              Учебных дискуссий.

                          Создания ситуаций успеха в учёбе.

                          Предъявление учебных требований

3

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Геополитика"»

Учитель: Мальтиева К.Б.

Предмет: география

Класс: 10

Тема: Геополитика и международные организации и геополитическое положение

Тип урока: комбинированный

ТДЦ урока:

обучить- Показать влияние международных отношений на политическую карту мира; научить обучающихся давать оценку политико – географического положения страны;

развить - сформировать умение вести дискуссию; дать знания о политической географии и геополитике; сформировать представления о политической географии как научном направлении; помочь обучающимся дать оценку геополитического положения отдельных стран

воспитать: Способствовать формированию эмоционально - ценностного отношения к миру,

патриотическое воспитание

Оборудование: материалы СМИ; политическая карта мира; атласы; учебник

Литература: учебник 10 класса, рабочая тетрадь

Методы обучения:

1.Методы организации научно-познавательной деятельности:

Словесные: беседа

    1. Наглядные: демонстрация, иллюстрация.

    2. Практические упражнения: работа по карте

    3. Проблемно-поисковые.

    4. Репродуктивные.

    5. Методы самостоятельной учебной работы школьников.

2.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

    1. Методы познавательной игры.

    2. Учебных дискуссий.

      1. Создания ситуаций успеха в учёбе.

      2. Предъявление учебных требований.

3.Методы поощрения

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

«Мозговой штурм» Как называется:

  • очаги международной напряженности на политической карте мира - региональный конфликт или горячая точка планеты

  • государство, обладающее суверенитетом, т.е. политической независимостью от других государств, в решении внутренних и внешних дел.- суверенное

  • страны, политически и экономически зависимые - колонии

  • Геополитические проблемы и особенности пространственной организации политической жизни общества изучает политическая география, возникшая на рубеже 19-20 веков.

  • Единый процесс прогрессивного развития человечества – мировая цивилизация

Наука об управлении миром, которая призвана отвечать на вопросы, возникающие при решении глобальных проблем - геополитика

Вступительное слово учителя.

. 1 станция «Викторина в квадрате» Найди 8 стран Европы

А

Ц

У

Р

О

К

Л

В

Ы

У

Б

Р

И

С

П

А

Н

И

Я

К

Е

И

П

Р

Д

Ж

Ф

Т

Э

Р

Л

Б

О

Л

Г

А

Р

И

Я

А

Ь

Д

Л

Ж

Ц

Д

А

Ц

И

И

Г

Л

Ь

Д

Е

А

Н

А

О

Н

И

П

Ш

Й

В

Н

Ц

И

Н

А

Я

М

А

Ш

Я

И

И

Ц

И

У

И

Т

А

Л

И

Я

Я

М

А

Х

Оценка команд: Сравните свои результаты со слайдом и сосчитайте количество баллов.1 ответ – 1 балл. Не забываем вносить результаты в таблицы

2 станция «Столицы государств»

Работает вся команда. Нужно установить соответствие стран и их столиц в течение 2 минут. За каждое правильное соответствие 1 балл

Установи соответствие между странами и столицами

1. страна

столица

2. страна

столица

3. страна

столица

4. страна

столица

Австрия


Испания


Франция


Германия


Португалия


Италия


Болгария


Греция


Украина


Беларусь


Таджикистан


Эстония


Узбекистан


Киргизия


Литва


Латвия


Испания


Чили


Молдова


Грузия


Финляндия


Бельгия


Албания


Египет


Дания


Ирландия


Конго


ЮАР


Монголия


Куба


Иран


Бразилиа


Канада


Судан


Таиланд


Мексика


Колумбия


Норвегия


Индия


США


3 станция «Своя игра»

Я предлагаю продолжить путешествие по странам Зарубежной Европы так, как если бы мы попали с вами на телеигру «Своя игра»

Правила игры: Команды сами выбирают номинации вопросов и их стоимость. Чем выше цена вопроса, тем сложнее вопрос.

Номинация

вопросы

ответы

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать



10

Башня высотой 320 метров была собрана за рекордно короткие сроки – за 2 года. Ее ажурный силуэт известен во всем мире. Однако не все французские художники и и писатели долго не принимали это техническое творчество, называя его фабричной трубой. Свое название получила по имени своего создателя

(Эйфелева башня, инженер Александр Гюстав Эйфель (1832-1923)



20

Башня с часами у здания парламента стала национальным символом государства. Ее каменные стены поднимаются на высоту 100 метров и заканчиваются позолоченным шпилем. Построена эта башня архитектором по имени Бен, за что и получила свое название

(Биг-Бен)



30

Это, пожалуй, самый удивительный город мира. В нем нет улиц, вместо них – каналы. А дворцы и дома поднимаются прямо из воды. Дома, стоящие на противоположных сторонах канала, соединяют изогнутые дугой мостики. Город с каждым годом уходит под воду. Передвижение по каналам происходит на продолговатых лодках – гондолах. Этот город расположен на 180 островах

Венеция (Италия)

40

Символ Копенгагена

Русалочка, Андерсен Г.Х

50

Центр древних Афин, где сосредотачивалась вся жизнь. Здесь находились храмы Геры и Зевса, Артемиды и Афродиты

Акрополь



для удовольствия

Такого больше нет нигде. Стоит она в воде. Здесь множество дворцов и шпилей однако нет автомобилей

Венеция

Узнай страну по ее описанию



10

Эта страна расположена на двух больших и нескольких малых островах. Она знаменита своими туманами. Ее иногда так и называют – «туманный Альбион». Во главе страны стоит королева, которая царствует, но не правит. Такова традиция. Следования традициям и устоявшемуся порядку – главная национальная черта. Столица страны основана древними римлянами на реке Темза. А одна из небольших улочек столицы, Бейкер-стрит, известна во всем мире.

Великобритания


20

Эта страна расположена на севере Европы. Ее называют длинной страной. С юга на север она вытянулась почти на 1800 км. А пройти поперек ее северную часть можно пешком за полдня. Столица страны своими фасадами обращена к морским просторам. Из огромного столичного порта ведут морские дороги ко всем континентам. Еще она знаменита своими фьордами. В этой стране родился великий композитор Эдвард Григ.


Норвегия, Осло


30

Эта страна – одна из самых больших в Западной Европе. Она считается законодательницей вкуса и высокой моды. Знаменита она и архитектурой. Ее столицу украшают построенные в разные времена Нотр-Дам де Пари и Лувр – один из величайших музеев планеты. Столица государства стоит на реке Сена. Нам эта страна известна по литературным произведениям. Она подарила миру и трех мушкетеров, и Фантомаса.

Франция


40

Эта страна находится на юге Европы, на полуострове. Ее история уходит в глубокую древность, туда, где действительность перемешивается с легендами. Согласно им древние Боги этой страны обитали на горе олимп. Во всем мире известны чудесные мифы и легенды о ее смелых и находчивых героях. Эта страна – родина Олимпийских игр.

Греция , Афины



50

Эта небольшая страна расположена в странах Западной Европы. Она разделена на 22 небольшие республики – кантоны. Живописные горные пейзажи привлекают туристов и альпинистов. В стране три государственных языка – французский, немецкий и итальянский. Она самая мирная на свете, потому, что не участвовала в войнах с 1815 года, но гвардия Папы римского полностью состоит из ее уроженцев. В местных банках хранятся деньги и ценные бумаги из всех стран мира. Повсюду очень ценятся точные и надежные часы, сделанные мастерами этой страны.

Швейцария, Берн


Города



10

Огромный город, в котором проживает около 2 млн.ч., возник около 2000 лет назад на острове посреди реки Сены., теперь - это крупнейший финансовый центр, законодатель мировой моды. Основные ансамбли города: Площадь Согласия, Лувр, Елисейские поля, Эйфелева башня.

Париж

20

Городу более 150 лет. Основан славянами на берегу Днепра на пути «из варяг в греки». В городе много старинных церквей и соборов, остатки древних укреплений.

Киев

30

Это признанный центр международного туризма. Всемирно известный художественный музей Прадо – один из самых богатых музеев мира.

Мадрид

40

Столица государства образовалась в X веке. Город расположен на 5-ти холмах Вятавской долины. Один из красивейших городов Европы. Эту столицу с любовью называют « Злата …».

Прага, Чехия

50

Город вечен, словно глиняный горшок.

Но все же сохранился хорошо.

И даже древние развалины

Так аккуратно, бережно развалены.

Рим – вечный город

для удовольствия

Славный город есть

Взошел на башню

А кругом поля не сельские

А сплошные Елисейские!

Париж

Что бы это значило?



10

29

количество монархий на Земле

20

политическая география

отрасль географии, изучающая ПКМ и закономерности ее изменений

30

изменение названий страны и столицы - это кол или качественное изменение на ПКМ

качественное

40

Какое государство объявила о своей независимости, но она не признана на международном уровне.

Нагорный Карабах

50

В чем заключается главная задача геополитики

определение и обобщение геостратегии государства

Самый, Самый



10

Самое большое по площади государство

Россия

20

Самая большая по численности населения страна Европы

Германия

30

Самое маленькое государство Европы и мира

Ватикан площадь 0,44 км829 чел

40

Самое первое государство, отказавшее от ядерного оружия

РК 21.08.1991 закрытие полигона

50

Самая ледяная страна мира

Исландия

для удовольствия

Самый старейший флаг мира

Дания – 600 лет

Флора, фауна



10

Плодородные почвы и мягкий климат способствовали развитию в Молдавии сельского хозяйства. Важнейшая в стране сельскохозяйственная культура

виноград

20

Сельское хозяйство Франции почти полностью обеспечивает страну продовольствием. По количеству этих животных Франция занимает первое место в Европе


30

Памятник каким представителям животного мира стоит в немецком городе Бремене

Ослу, собаке, коту и петуху – бременским музыкантам


40

Знаменитый своими зубрами заповедник

Бловежская пуща

50

На площади этой европейской столицы находится медведь и земляничное дерево. Патриоты города утверждают, что ранее здесь росла целая роща вечнозеленых растений плоды которых по вкусу похожи на землянику и бродило много медведей


для удовольствия

Ну до чего ученые придумали хитро.

Из Англии по Францию проложено метро.

Идет тоннель подземный морским богам назло.

Здесь при любой погоде и тихо и светло.

Идет тоннель под морем, над нимшумит вода. И к нам в Москву из Лондона

Приходят поезда. Проходит электричка,

Плывет корабль над ней. И Англия заморская становится родней.

Тоннель через Ла-Манш


Оценка команд: сосчитайте количество баллов.1 ответ – 1 балл

4 станция «Доскажи словечко»

Перед вами карточки, в которых пропущены слова. Вам необходимо заполнить эти пробелы, используя слова для справок, приведенные ниже. Максимальное количество баллов – 6. Работаем в команде.

1.В самой многонаселенной стране ___________ есть школы для двоечников.

2. За нарушение дисциплины, на самом большом острове _____ учащиеся переписывают страницы из учебника.

3.На самом большом полуострове __________ находится самое большое озеро ______________.

4. В самом большом по площади государстве __________ есть город Счастье.

5. В стране __________ живут самые упитанные люди.

Ответ: Германия, Великобритания, Скандинавский, Венерн, Украина, Греция.

4 станция «Политическая»

Международные отношения влияют на политическую карту, но международная напряженность сейчас пошла на убыль, но еще не все проблемы решены. Так существуют региональные конф­ликты, многие страны имеют ядерное оружие, расширяется блок НАТО, непредсказуем международный терроризм.

- До конца 20 века мир был двухполярным: в нём доминировали США и СССР, стоящие во главе основных мировых военно-политических блоков – организации Североатлантического договора (НАТО) и Организация Варшавского договора (ОВД). Это была эпоха жёсткого противостояния, получившая образное определение «холодная война». Коренным образом геополитическая картина мира изменилась на рубеже 20 и 21 века. Мир стал многополярным: резко возросла роль Китая, Индии и стран Европейского Союза.

- На современном этапе роль политической географии постоянно растет, ведь от расстановки политических сил, этнических процессов меняется политическая ситуация, как в отдельных государствах и регионах, так и в мире в целом. Например, события в Югославии, приход к власти в Пакистане военных. Политические факторы влияют на состояние окружающей среды, развитие экономики, жизни и деятельности людей, международные отношения. Кроме того, политическая география изучает влияние политических сил и событий на развитие мировой экономики.

- Почему ООН - одна из наиболее влиятельных международных организаций в современном мире?

- Но конфликты остались.

ЗАДАНИЕ.

1 группа – Проблема конфликтов

Главной задачей геополитики является исследование географии междуна­родных отношений, расстановки сил между великими державами.

Ни одно государство не может существовать автономно от международного сообщества и обязано поддерживать отношения с его членами, прежде всего с соседними странами.

- Давайте ответим на проблемный вопрос: ждут ли подобные глобальные изменения политическую карту мира в первой половине XXI века. (скорее всего нет, т.к.. в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, но мировое сообщество предпринимает все усилия чтобы их локализовать, Если и будут изменения, то небольшие.)

2 группа - Международные отношения

3 группа - Проблема борьбы за нераспространение ядерного оружия все еще остается актуальной! Почему

4 группа - Международные организации

Инструктивная карточка. Прочитайте текст и выясните причины конфликтов. 
1 группа "Европа"
 Ситуация в Испании.
В Испании национальная проблема возникла после того, как каталонцы, галисийцы и баски  были лишены некоторых административных, финансовых, и правовых привилегий, которыми они пользовались раньше,  и насильно подчинены центральному правительству в Мадриде. На протяжении 40 лет правления Франко  любое проявление их национальных чувств жестоко преследовались. Не разрешалось вывешивать каталонский и баскский флаги, говорить на национальном языке и даже исполнять национальные танцы.
Республика Шри-Ланка.
Республика Шри-Ланка, население которой составляют в основном два крупных народа: сингалы в южной и центральной части страны  - их74% и тамилы в северной и северо-восточной её частях - их 19%. Разногласия между сингалами и томилами имеют глубокие корни. Сингалы - правоверные буддисты, а тамилы - не менее убежденные индуисты.   Ещё в середине 1970-х гг. среди томилов получили широкое распространение идеи сепаратизма, создания собственного независимого государства Тамил Илам. На практике они привели к многочисленным вооруженным столкновениям и в общей сложности унесли жизни примерно 60 тыс. человек. Основной ударной силой тамильских сепаратистов служит военизированная организация "Тигры освобождения  Тамил Илама", с которой связаны многочисленные вооруженные нападения боевиков-тигров  на сингальские земли, террористические акты.
Фолклендские острова.
Краткосрочная война между Великобританией и Аргентиной. В 1982 г. началась война между Аргентиной и Великобританией из-за Фолклендских островов. Фолклендские острова колониальное владение Великобритании, которая противится выполнению решения ООН о деколонизации островов и об урегулировании мирным путем  спора с Аргентиной относительносуверенитета над островами. В вооруженном конфликте с Аргентиной в 1982 г. Великобританиясилой восстановила колониальный статус. 

Дополнительный материал о конфликтах

Организация Североатлантического договора — военно-политический союз. До 1990 года в него входило 16 стран. В 1949 году в него вошли: США, Великоб­ритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Порту­галия, Норвегия, Дания, Исландия. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, а в 1982 г. - Испания. После окончания «холодной войны» функции НАТО изменились. Началось сокращение вооружений, ликвиди­рованы некоторые военные базы. Западные сторонники доказывают, что блок НАТО превратился из военной организации в гражданскую миротворческую организа­цию. Членам НАТО обеспечен демократический путь развития.

Россия имеет свои веские доводы. Страна предприняла беспрецедентные в истории шаги навстречу Западу, чтобы уйти от конфронтации с ним. Была рас­пущена организация Варшавского Договора, не существует Советского Союза. Россия оказалась значительно ослабленной и экономически и в военном отноше­нии. Не принимает Россия и продвижение НАТО на Восток в связи с приёмом новых членов. Стали членами НАТО: Польша, Венгрия, Чехия, Латвия, Литва, Эстония.

Проблема предотвращения региональных конфликтов. Больше всего террито- риально-пограничных конфликтов происходит в Азии. Это противоречия между Индией и Китаем из-за границы в Гималаях, между Индией и Пакистаном из-за штата Джамму и Кашмир, между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, Кип­ром и Турцией, Китаем и Тайванем, между Россией и Японией из-за Курильских островов. В Африке конфликты между Сомали и Эфиопией, Марокко и Алжи­ром, Марокко и Мавританией и т.д.

Конфликты на политико-религиозно-этнической основе в 90-х годах охва­тили и Европу (Бывшая Югославия, Испания, Бельгия, Ольстер в Великобрита­нии), и Азию (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Ливан, Ирак, Камбоджа, Ин­донезия и др.), и Африку ( ЮАР, Судан, Сомали, Руанда, Бурунди и др.), и страны СНГ (Россия, Армения, Азербайджан, Украина, Грузия, Киргизия, Тад­жикистан и др.). В 90-х годах удалось добиться прогресса в решении конфликта между Израилем и Организацией освобождения Палестины, в результате чего создана палестинская автономия, которой были переданы несколько городов на берегу реки Иордан и сектора Газа. Ликвидирован расистский режим апартеида в ЮАР. Важную роль в урегулировании конфликтов играет ООН, которая играет роль посредника в разрешении спорных вопросов в бывшей Югославии, на Кип­ре, на Ближнем Востоке, В Камбодже, Анголе, Мозамбике, Сальвадоре и др.

В урегулировании некоторых конфликтов значительна роль великих держав, в особенности США и России.

3 группа. Проблема борьбы за нераспространение ядерного оружия все еще остается актуальной! Почему?

Известно, что договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был заключен еще 1970г. Согласно этому договору в “Ядерный клуб” получили право входить пять государств: США, СССР (теперь Россия), Великобритания, Франция и Китай. 1998г эти страны имели на вооружении около 6,5 тыс. ядерных боеголовок. (В том числе США – 3264 и Россия – 2272). ДНЯО подписали уже более 150 государств мира. но Индия, Пакистан, КНДР не входят в их число. . Известно. что они давно же разрабатывают системы ядерного оружия, а Индия провела его испытания в1974. К “пороговым” относятся Израиль, Иран, Ирак, Турция, Бразилия и др. Но если такие работы и велись, то втайне, открытых испытаний никто не производил. Тем большей неожиданностью явились новые взрывы, предпринятые Индией в 1998г. на полигоне в пустыне Тар. Эти взрывы были задуманы как своего рода предупреждения соседям Индии – Пакистану и Китаю. Ответный взрыв в Пакистане.

4 группа. Международные организации стр 88 и стр 303

Основным направлением геополитики является: ПГП (геополитическое) – это положение страны на политической карте, ее связь с другими государствами (особенно с соседними) и международными союзами и организациями. ПГП – историческая категория, меняющаяся во времени.

Вывод: чтобы понимать сдвиги качественные и количественные на политической карте мира, проблемы экономического и политического сотрудничества стран, тенденций развития МГРТ важно изучать политическую географию. Она способна помочь в выработке рекомендаций по решению многих политических и социальных проблем

Обсуждение проблем. Выводы.
Выступление представителей групп

Давайте сделаем вывод:

1. Каковыми же могут быть причины региональных конфликтов? (причины региональных конфликтов могут быть: политические, этнополитические, территориальные споры  между государствами, религиозные

2. Какие виды международных отношений могут быть?

1. Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? (Возможные ответы: окончилась «холодная война» и закончилось противостояние двух систем, двух крупных ядерных держав: США и Рос­сии; в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, которые представляют опасность миру; происходит разрас­тание военного блока НАТО; идет процесс объединения в Европе: растет количество стран членов ЕС; международный терроризм может привести к обострению региональных конфликтов; произошло расползание ядер­ного оружия.)

  1. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

  2. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

  3. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

  4. Международные отношения могут развиваться от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Приведите примеры развития меж­дународных отношений в такой последовательности. (Отношения междуРоссией и США, странами Европы и Азиатско- Тихоокеанского региона, страны НАТО провозгласили программу «Партнерство ради мира».)

  1. Возможна ли в XXI веке третья мировая война?

III.      Практическая работа

Учитель дает определение политико-географического положения страны. (ПГП — это положение объекта по отношению к другим госу­дарствам и их группам как политическим объектам. ПГП — это комп­лекс политических условий, связанных с географическим положением страны, выражающийся в системе политических взаимоотношений с ок­ружающим миром.)

Работа выполняется в группах или индивидуально. Группа выбирает страну для составления характеристики ее ПГП. Учитель знакомит уча­щихся с планом характеристики ПГП страны.

План характеристики ПГП. (Вариант I).

1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:

а)         уровень экономического развития соседних стран;

б)         принадлежность соседних стран к политическим блокам;

в)         стратегическая оценка государственной границы.

2.  Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

а)         возможность использования морского и речного транспорта;

б)         торговые отношения с соседними странами;

в)         обеспеченность страны сырьём.

3.  Отношение к «горячим точкам» планеты:

а)         прямое или косвенное отношение страны к региональным конф­ликтам;

б)         военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;

в)         отношение правительства страны к международной разрядке и ра­зоружению.

4.  Общая оценка политического положения страны.

План характеристики ПГП. (Вариант II).

1.  Положение страны по отношению к другим странам.

2.  Уровень экономического развития соседних стран.

3.  Отношение к мировым транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции.

4.  Положение по отношению к «горячим точкам» планеты.

5.  Современное политическое положение, внутренняя и внешняя по­литика. (Общая оценка).

Образец выполнения работы.

Политико-географическое положение Франции.

Франция — экономически развитая страна. Она входит в «большую семёрку». Франция расположена в Западной Европе. Имеет центральное положение. На востоке страна граничит с Бельгией, Люксембургом, Швейцарией, Италией. На юге Франция граничит с Испанией и Андор­рой. От Великобритании отделена проливом Ла-Манш.

Францию окружают развитые страны. Соседи, как и сама Франция, являются членами военно-политического блока НАТО и экономичес­кого союза — ЕС. Соседское положение благоприятно.

Франция имеет приморское положение. На юге она омывается Среди­земным морем и имеет крупный порт Марсель. На западе Франция омыва­ется Бискайским заливом Атлантического океана. Таким образом, Фран­ция имеет свободный круглогодичный выход в мировой океан, а следова­тельно, торговлю со странами мира. Франция имеет густую транспортную сеть, соединяющую её с соседями (автомобильные и железные дороги, реки, каналы). Франция недостаточно обеспечена собственным сырьём и топли­вом, поэтому она является крупным импортёром газа, угля, нефти, древе­сины и др. Наибольший объём торговли имеет со странами ЕС.

Франция, являясь членом НАТО, принимает активное участие в уре­гулировании региональных конфликтов, имеет крупный военный по­тенциал и военные базы за пределами страны.

Вывод: Политико-географическое положение Франции в целом достаточно благоприятно.

IV.  Домашнее задание

1.  §   Повторить основные термины и понятия темы.

Политическая география – это ветвь политической и социальной географии. Это отдельная наука, которая изучает территориальное распределение политических сил и процессов преимущественно в пределах какой-либо страны.

Геополитика  (по В. А. Колосову) – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных ГП страны и другими физико- и экономико-географическими факторами. Круг интересов геополитики выходит за рамки одной страны.





















Таблица оценивания:

группа 1 Состав:

станция

1

станция

2

станция

3

станция

4

станция

5

станция 6









группа 2 Состав:

станция

1

станция

2

станция

3

станция

4

станция

5

станция 6










группа 3

Состав:

станция

1

станция

2

станция

3

станция

4

станция

5

станция 6










группа4

Состав:

станция

1

станция

2

станция

3

станция

4

станция

5

станция 6









































ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ. ООН - универсальная организация, которая выполняет и общеполитические, и специализированные функции, поскольку включает более 30 взаимосвязанных объединений. Основанная еще в 1945 г., сейчас она охватывает 192 страны мира и является центром решения  проблем, с которыми сталкивается человечество. Ежедневно эта организация проводит работу по содействию соблюдению прав человека, охраны окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов бедности. ООН разрабатывает нормы и правила безопасного и эффективного воздушного сообщения, уделяет внимание совершенствованию телекоммуникацийи защиты интересов потребителей. Она является инициатором международных кампаний в борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом. Действуя во всех регионах  мира, эта организация оказывает помощь беженцам, помогает увеличить объемы производства продовольствия, играет ведущую роль в борьбе с СПИДом. Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Международный Суд, Секретариат и др. Особого внимания заслуживают отраслевые организации, созданные ООН для решения определенных задач международного развития.

Среди них одной из наиболее авторитетных стала ЮНЕСКО - Специализированное подразделение ООН по вопросам образования, науки и культуры. Целью этой межправительственной организации является содействие миру и укрепление международной безопасности путем развития сотрудничества между государствами в гуманитарной сфере. ЮНЕСКО объединяет 188 стран. Одним из направлений его деятельности является охрана культурного и природного всемирного наследия и его использование для нужд международного туризма. Список мирового культурного наследия, составленный под эгидой ЮНЕСКО, насчитывает 890 объектов (по состоянию на 2009 г.). Из многочисленных достопримечательностей Украины в него включены Киево-Печерскую лавру и Софийский собор в Киеве, исторический центр Львова, древнейшие буковые леса Украинских Карпат, украинская часть геодезической дуги Струве.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) при ООН создана с целью повышения качества питания и производительности в аграрном секторе, улучшения условий жизни сельского населения, содействие мировому экономическому росту. ФАО делится опытом в области формирования сельскохозяйственной политики, планировании, подготовке законодательства и создания национальных стратегий развития и преодоления недоедания и голода. Для реализации местных проектов ФАО оказывает техническую и ограниченную финансовую помощь, поступающая от развитых государств и банков.

Всемирная торговая организация (ВТО) - Международное объединение, занимается правилами торговли между странами, заботится, чтобы торговые обмены происходили легко, предсказуемо и свободно, а также регулирует торговые споры. Эта организация объединяет более 150 членов, которые осуществляют 97% мирового торгового оборота. 

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - Специализированное объединение ООН, главной целью которого является содействие охране здоровья населения всех стран мира. Эта организация координирует международное сотрудничество для развития и совершенствования систем здравоохранения, искоренения инфекционных заболеваний, внедрение всеобщей иммунизации, борьбы с распространением СПИДа, эпидемий и пандемий, Координации фармацевтической деятельности. День основания ВОЗ - 7 апреля (1948 г.) - ежегодно отмечается как Всемирный день здоровья. В состав ВОЗ входят 193 страны. Украинаявляется членом ВОЗ с 1948 г. (Как независимая страна возобновила членство в 1992 г.).

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - Международная организация по научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерной технологии. Ее членами являются 146 государств. МАГАТЭ устанавливает стандарты ядерной безопасности и защиты окружающей среды, оказывает странам техническую помощь, а также поощряет обмен научно-технической информацией по мирному использованию энергии атома.

Название организации «Объединенные Нации» предложил президент США Франклин Д. Рузвельт. Впервые она была использована в 1942 г. в Декларации, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран фашистской коалиции (Германии, Италии, Японии).

Общеполитическая ОРГАНИЗАЦИИ Совет Европыкоторая функционирует с 1949 г., является межправительственной организацией, задача которой - защита прав человека и верховенство права. Организация  пропагандирует европейскую культурную самобытность и разнообразие европейских культур, решает проблему, существующие в обществе (в отношении национальных меньшинств, расовой и межэтнической нетерпимости, защиты окружающей среды, СПИДа, наркотиков, организованной преступности и др.). Совет Европы помогает утверждению демократии в регионе, поддерживая политические, законодательные и конституционные реформы. К этой организации вместе со странами Европы входит и Украина (С 1995 г.) и такие постсоветские страны, как РоссияМолдова, Грузия, Азербайджан, Армения.

История создания Европейского Парламента связана с евроинтеграционными процессами, которые начались еще в 1950-1970 гг В прошлом это объединение имело статус консультативного и контролирующего органа в решении общих проблем государств-членов. Ныне в состав Европарламента входят представители 27 стран Европы, которые являются членами ЕС (Табл. 6), и он занимает ведущее место среди институтов, созданных в рамках ЕС. Определяющими принципами организации является равноправие стран-членов при решении вопросов, свобода, безопасность, солидарность и обеспечения долговременного мира на территории государств ЕС.

Содружество Независимых Государств (СНГ) образована в 1991 г. как хозяйственный, политический и экономический союз Беларуси, России и Украины. Того же года к СНГ присоединились еще восемь бывших республик Советского Союза: Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, ТуркменистанУзбекистан, А в 1993 г. - Грузия. В 2005 г. из состава СНГ вышел Туркменистан. Украина - сооснователь организации, но Устав СНГ не утвердил, поэтому формально она остается членом, а наблюдателем. В 2008 г. парламент Грузии принял решение о прекращении членства в СНГ, но пока эта страна остается членом Содружества.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Европейский Союз (ЕС) - Политико-экономическое интеграционное объединение 27 стран Европы,  образовано в 1993 (Табл. 4). ЕС сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Страны ЕС прошли долгий интеграционное путь: от подписания в 1951 г. договора о создании Европейского объединения угля и стали, к Лиссабонскому договору 2007 о реформирования ЕС. Он играет огромную роль в международных отношениях. Страны ЕС обязались проводить совместный внешнеполитический курс, согласовывать основные направления экономической, экологической и социальной политики.

 Таблица 4 Страны-члены ЕС (По состоянию на 2009 г.) 

Год поступления   

Страны

1993

Страны-учредители:   Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия,   Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция

1995

Австрия, Финляндия, Швеция

2004

Латвия, Литва, Эстония, Чехия, Словакия, Венгрия,   Словения, Польша, Мальта, Кипр

2007

Болгария,   Румыния

 Организация Североатлантического договора (НАТО или Североатлантический Альянс. НАТО - международный военно-политическая организация, созданная в 1949 г. Сейчас в своем составе она насчитывает 28 государств (табл. 5). К этой организации стремится в будущем присоединиться и Украина. Основным принципом деятельности организации является система коллективной обороны - совместные организованные действия всех ее членов, если возникнет угроза извне. Сегодня НАТО - один из ведущих компонентов безопасности во всем

Таблица 5 Страны-НАТО

 

Год поступления

Страны

1949

Бельгия, Великобритания,   Дания, Франция, Нидерланды, Исландия, Канада, Люксембург, Норвегия,   Португалия, США, Италия (страны-учредители)

1952

Греция, Турция

1955

Германия

1982

Испания

1999

Чехия, Польша, Венгрия

2004

Болгария, Латвия, Литва,   Эстония, Румыния, Словакия, Словения 

2008

Албания, Хорватия

 

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) – объединение основных нефтедобывающих развивающихся стран (Алжир, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ Саудовская Аравия). Основанная еще в 1960 г., ныне ОПЕК контролирует более трети мировой добычи нефти. Организация координирует нефтяную политику (регулирование добычи, экспорта, цен и т.д.), повышение доходов, содействие освоению национальных запасов нефти в интересах ее членов).

Информация

Международные отношения издавна занимали существенное место в жизни любого государства, общества и отдельного человека. Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование и изменение политических режимов, становление различных социальных институтов, обогащение культур, развитие искусства, науки, технический прогресс и эффективная экономика тесно связаны с торговыми, финансовыми, культурными и иными обменами, межгосударственными союзами, дипломатическими контактами и военными конфликтами - или, иначе говоря, с международными отношениями. Их значение возрастает еще больше в наши дни, когда все страны вплетены в плотную, разветвленную сеть многообразных взаимодействий, влияющих на объемы и характер производства, виды создаваемых товаров и цены на них, на стандарты потребления, ценности и идеалы людей.

Окончание "холодной войны" и распад "мировой социалистической системы", выход на международную арену бывших советских республик в качестве самостоятельных государств, поиски новой Россией своего места в мире, определение ее внешнеполитических приоритетов, переформулирование национальных интересов, угрозы быть втянутой в кровопролитные конфликты, бушующие на периферии постсоветского пространства, - все эти и многие другие обстоятельства международной жизни оказывают непосредственное влияние на повседневное существование людей и судьбы россиян, на настоящее и будущее нашей страны, ее ближайшее окружение и, в известном смысле, на судьбы человечества в целом.

В свете сказанного становится понятно, что в наши дни резко возрастает объективная необходимость в теоретическом осмыслении международных отношений, в анализе происходящих здесь изменений и их последствий и, не в последнюю очередь, в расширении и углублении соответствующей тематики в общегуманитарной подготовке студентов. Предлагаемая вниманию читателя работа призвана способствовать формированию целостного, систематического представления о международных отношениях как специфической сфере общественного взаимодействия и предназначена прежде всего для студентов университетов, специализирующихся в изучении политологии и социологии. Вместе с тем она может оказаться полезной не только для них, но и для студентов иных специальностей при освоении ими базовых социально-политических дисциплин - тем более, что читаемые сегодня курсы по этим дисциплинам, как правило, либо вовсе не содержат международно-политического раздела, либо ограничивают его одной-двумя темами.

Систематическое, целенаправленное изучение международных отношений связано с межвоенным периодом первой половины XX века, когда в США и странах Западной Европы возникают первые исследовательские центры и университетские кафедры, появляются программы учебных курсов, в которых обобщаются и излагаются результаты нового научного направления. На первых порах его становление происходило в рамках философии, а также таких традиционных научных дисциплин, как история, право и экономическая наука.


Информация

Международные организации

Для осуществления международного сотрудничества, в том числе в международной политике, создаются различные межправительственные и неправительственные международные организации. Они имеют постоянные органы управления с определенными компетенцией, полномочиями и функциями. На начало 21-го века имелось 3 тыс. межправительственных организаций, их дополняло 20 тыс. разных неправительственных международных организаций, из которых примерно 2 тыс. имеют статус наблюдателя при ООН.

Первой международной организацией, существующей доныне, явился Всемирный почтовый союз (ВПС). Он работает с 1875 года. Международные организации создаются на разной основе с различными целями, охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальных областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примеров различных международных организаций можно привести:

- региональные организации, такие как Союз Независимых Государств (СНГ), Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский союз (ЕС), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Организация Исламская Конференция (ОИК) и т.д.;

- организации экономического характера, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирная Торговая Организация (ВТО), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

- организации в области отдельных областей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и др.;

- профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ), Международная Ассоциация Политических Наук (МАПН), Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

- демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ), Всемирная Федерация Демократической Молодежи (ВФДМ);

- организации в области культура и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных наций по вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

- военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС);

- профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

- организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Организация Солидарности Народов Стран Азии и Африки (ОСНАА) и др.;

- религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК) и др.;

- экологические организации: Гринпис и др.;

- Международный Красный Крест (МКК) – организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф, стихийных бедствий.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Её членами является около 190 государств, т. е. около 80% всех стран, что свидетельствует об ее универсальности. ООН в значительной мере определяла политический климат на планете во второй половине 20-го века. Очень важна в мировой политике роль такого структурного подразделения ООН, как Совет Безопасности ООН.

На сегодняшний день одной из главных задач внешней политики России является вступление ее в ВТО (Всемирную Торговую Организацию), что откроет для России внутренние рынки многих стран. С другой стороны, это создает определенную угрозу для отечественных производителей, вынужденных конкурировать с иностранными производителями, которые получат облегченный доступ вследствие снижения таможенных пошлин на российский рынок. По поводу общего баланса положительных и отрицательных последствий вступления в ВТО идут сейчас оживленные дискуссии. Условия вступления России в ВТО являются предметом многолетних переговоров.

Другая международная организация, с которой сейчас активно взаимодействует Россия и существенным образом перестраивает с ней систему своих отношений, это НАТО. Перестраивает свои отношения Россия и с другими международными организациями, что связано с изменениями в мировом политическом процессе и с новым положением России в системе международных связей.

Велика роль международных организаций в решении таких глобальных проблем, как угроза ядерной войны, приближение экологической катастрофы, угрожающе быстрый рост населения планеты, опережающий рост ресурсов, преодоление отставания стран бедного Юга от богатого Севера и др.

В настоящее время важны объединенные усилия всех стран по борьбе с международным терроризмом, который представляет угрозу для всего человечества. Если еще несколько лет назад Россия, борясь с его проявлениями, встречала непонимание Запада, то после терактов в сентябре 2001 г. в США большинство стран мира объединилось в своём стремлении покончить с терроризмом.


Работа с картой

1.    Выясните, какая международная организация имеет наиболее разветвленную пространственную организацию.

2.    Укажите, на котором материке нет штаб-квартир и офисов международных организаций. Подумайте, почему.

3.    Назовите, где размещены штаб-квартиры ООН, ЮНЕСКО, ЧЭС.

4.    Офисы международные организации размещено в странах «Третьего мира»?










































Практическая работа «Оценка геополитического положения страны-…..»

1 вар- Германия 2 вар- Китай

Цель на странице учебника 89

ПГП — это положение объекта по отношению к другим госу­дарствам и их группам как политическим объектам. ПГП — это комп­лекс политических условий, связанных с географическим положением страны, выражающийся в системе политических взаимоотношений с ок­ружающим миром.)

План характеристики ПГП. (Вариант I).

1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:

а)         уровень экономического развития соседних стран;

б)         принадлежность соседних стран к политическим блокам;

в)         стратегическая оценка государственной границы.

2.  Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

а)         возможность использования морского и речного транспорта;

б)         торговые отношения с соседними странами;

в)         обеспеченность страны сырьём.

3.  Отношение к «горячим точкам» планеты:

а)         прямое или косвенное отношение страны к региональным конф­ликтам;

б)         военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;

в)         отношение правительства страны к международной разрядке и ра­зоружению.

4.  Общая оценка политического положения страны.

План характеристики ПГП. (Вариант II).

1.  Положение страны по отношению к другим странам.

2.  Уровень экономического развития соседних стран.

3.  Отношение к мировым транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции.

4.  Положение по отношению к «горячим точкам» планеты.

5.  Современное политическое положение, внутренняя и внешняя по­литика. (Общая оценка).

Образец выполнения работы.

Политико-географическое положение Франции.

Франция — экономически развитая страна. Она входит в «большую семёрку». Франция расположена в Западной Европе. Имеет центральное положение. На востоке страна граничит с Бельгией, Люксембургом, Швейцарией, Италией. На юге Франция граничит с Испанией и Андор­рой. От Великобритании отделена проливом Ла-Манш.

Францию окружают развитые страны. Соседи, как и сама Франция, являются членами военно-политического блока НАТО и экономичес­кого союза — ЕС. Соседское положение благоприятно.

Франция имеет приморское положение. На юге она омывается Среди­земным морем и имеет крупный порт Марсель. На западе Франция омыва­ется Бискайским заливом Атлантического океана. Таким образом, Фран­ция имеет свободный круглогодичный выход в мировой океан, а следова­тельно, торговлю со странами мира. Франция имеет густую транспортную сеть, соединяющую её с соседями (автомобильные и железные дороги, реки, каналы). Франция недостаточно обеспечена собственным сырьём и топли­вом, поэтому она является крупным импортёром газа, угля, нефти, древе­сины и др. Наибольший объём торговли имеет со странами ЕС.

Франция, являясь членом НАТО, принимает активное участие в уре­гулировании региональных конфликтов, имеет крупный военный по­тенциал и военные базы за пределами страны.

Вывод: Политико-географическое положение Франции в целом достаточно благоприятно.










5 станция «Политическая»

Командам раздаются задания по проблемам, международным организациям и международным отношениям. Задача команд в течении 2 минут кратко изложить информацию по ПОПС-формуле

ПОПС - формула

П – ПОЗИЦИЯ (в чем заключается ваша точка зрения).

О – ОБОСНОВАНИЕ

(на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции)

П – ПРИМЕР (факты,

иллюстрирующие ваш довод)

С – СЛЕДСТВИЕ (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции).


Я считаю, что…


…потому, что…




…например, …


… поэтому, я делаю вывод о том, что …


Рефлексия
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Геополитика"

Автор: Мальтиева Кмбат Бисенгалиевна

Дата: 05.04.2017

Номер свидетельства: 406716


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства