МБОУ «СОШ с.Красавка»
Разработка конспекта урока
географии
по теме
«Ветер»
6 класс
учитель географии
Кузнецова Ольга Александровна
Тема урока «Ветер»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров
Задачи урока:
развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;
развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных
Основные понятия:
Ветер, бриз, муссон, флюгер, роза ветров
УУД
Познавательные
Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.
Регулятивные:
планирование своей деятельности , контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
умение слушать, вступать в диалог, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем
Личностные:
Знать что такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра, какие ветры преобладают в нашей местности, как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.
Оборудование:
комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); таблички, рисунки учебника, рабочая тетрадь.
Ход урока.
Организационный момент.
Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.
Положите руку на сердце и повторяйте за мной:
Я есть любовь,
Я есть воля,
Я есть сила,
Я есть добро,
Я есть всё прекрасное.
Я есть Человек,
Всё зависит от меня,
Всё в моих руках.
Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.
Актуализация знаний
Диктант с пояснением и самопроверкой
1. Атмосфера
2. Азот
3. Кислород
4. Углекислый газ
5. Тропосфера
6. Стратосфера
7. Термосфера
8. Амплитуда t воздуха
9. Атмосферное давление
10. Барометр
11. Анероид
12. Нормальное атмосферное давление
13. Решить задачу. Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм. рт.ст.? 1) 2000:10,5=194 2) 750-194=556 мм рт. ст.
Ответ:556 мм рт.ст.
- От температуры зависит давление, а от давления…(Показывается опыт)
Учитель держит полоски папиросной бумаги над зажженной свечой. Они поднимаются.
Объяснение: теплый воздух (как более легкий) устремляется вверх, захватывая полоски бумаги. Значит, воздух движется, перемещается. Вот и поговорим сегодня о движении воздуха.
- Ребята, давайте с вами отгадаем загадки:
«Без рук, без ног, а дерево гнет?»
«Летит без крыльев и поет, прохожих задирает. Одним проходу не дает, других он подгоняет!»
ВЕТЕР!
- Верно, вот и тема нашего урока ВЕТЕР (пишет на доске).
Переход к изучению новой темы.
-а что вы знаете о ветре?
ЗНАЮ: УЗНАЛ:
(записать ответы ребят доске) (записать в конце урока)
Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров
Изучение нового материала.
I.Ветер Рассказ учителя.
Источником нагревания воздуха в нашем опыте было пламя свечи. А от чего нагревается воздух атмосферы? Почему он перемещается?
Солнечный обогрев распределяется на нашей планете неравномерно, и это приводит к тому, что в атмосфере имеются области с теплым и холодным воздухом. Поверхность Земли нагревается неравномерно, это является причиной разности давления воздуха, а перемещение воздуха с области пониженного давления в область повышенного и является главной причиной возникновения ветров.
Вы уже знаете, что теплый воздух более легкий, и он поднимается вверх, а более холодный воздух соседних областей перемещается на его место. - Воздушная оболочка Земли, особенно ее нижняя часть (тропосфера) очень редко бывает спокойной.
Воздушные массы – вечные странники. Они находятся в постоянном движении, перемещаясь из одной области земного шара в другую.
- А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию
Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха вдоль земной поверхности (записали в словариках)
II. Ветер, причины образования ветра.
-А в чем причина образования ветра? Ответить на вопрос вы сможете, решив задачу:
В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить в нем самолет, но безуспешно, самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень хотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что придумал, как можно распространить листовки. И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы, которая имела высоту 30 метров. Листовки кружились в воздухе и медленно опускались на землю, их них люди узнавали правду о военных действиях Советской Армии.
-Объясните, какую закономерность использовал мальчик?
На экране рисунок с изображением заводской трубы.
-Давайте еще раз вспомним, как изменяется давление с высотой, определите атмосферное давление на вершине трубы.
1) 30:10,5=2,9
2) 760-3=757,1 мм рт. ст.
-Какую закономерность использовал Саша? (движение воздуха)
-Как движется воздух (из области высокого давления в область низкого- показать стрелкой на схеме)
-Аналогично воздух движется и в горизонтальном направлении. Так в чем же причина ветра (разница в атмосферном давлении)
-А почему возникает разница в давлении над земной поверхностью (из-за разницы в температуре) (давайте вспомним теплый воздух какой (легкий), что с ним происходит (поднимается в верх), область какого давления образуется (НД), наоборот холодный воздух какой (тяжелый), что с ним происходит (скапливается в низу), что он делает (давит на земную поверхность), область с каким давлением образуется (ВД)
Разница в давлении возникает из-за разницы в температуре
-А почему воздух различный по температуре? Почему поверхность нагревается по-разному? (из-за угла падения солнечных лучей ил высоты солнца)
- А почему различная высота Солнца? (из-за шарообразности Земли)
- Мы выяснили причины возникновения ветра, а теперь необходимо систематизировать эти причины, давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.
III. Виды ветров.
Сейчас вы разобьетесь на 4 группы, каждая группа получает схему. Опираясь на полученные знания, вы определите, как изменяется направление ветра 1 и 2 - группа в течение суток, 3 и 4 группа - по сезонам года.
Работа в группах, объяснение схем
Под схемами соответственно учитель вешает таблички «бриз», «муссон». Каждой группе дается возможность дать определение новым понятиям
Словарная работа:
Бриз - прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки
Муссон - ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока)
IV. Скорость, направление и сила ветра
Работа в группах по 3 человека:
Раздать карточки: две с числами, одну со стрелкой. Каждая тройка выходит к доске и составляет схему, в которой стрелкой указывает направление ветра
-В каком случае ветер будет сильнее?
Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее будет дуть ветер.
-посчитайте в каждой паре разницу в давлении, встаньте все в направлении от сильного ветра к слабому.
-А кто знает, как называется прибор для определения направления ветра
Словарь: Флюгер - прибор для измерения направления и скорости ветра.
На метеорологических станциях флюгер устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения. (Демонстрация прибора.)
- Как вы думаете, где ветры сильнее - у поверхности земли или на высоте? (На высоте - они постоянны и дуют со скоростью 20-25 м/с.)
-Ветер характеризуют по следующим показателям
-Направление (откуда)
-Скорость (км/ч, м/сек)
-Сила (баллы)
(посмотрим видеофрагмент )
Работа в парах.
Перед вами распечатка. О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках?
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет серебристых тополей листва. (Слабый.)
А.С. Пушкин.
И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)
С. Михалков.
Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)
М.Ю. Лермонтов.
Буря воет в саду, буря ломится в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)
Н.А. Некрасов.
Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.)
А.Н. Плещеев.
5. Физминутка.
Дети встают, вслух произносят стихотворение и делают соответствующее движение.
Ветер дует нам в лицо (вращают руками),
Закачалось деревцо (наклоняются в разные стороны),
Ветерок все тише, тише (приседают)
Деревцо все выше, выше (потягиваются вверх).
6. Практическая работа «Построение розы ветров»
- Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и
направлению ветры. Об этом можно узнать по графику, называемому розой
ветров. Работа с учебником стр 140 рис 97
- Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?
- Как вы думаете, для чего надо высчитывать преобладающие направления
ветров?
- А теперь постройте розу ветров по следующим данным за февраль 2017 г для с Красавка.
направление ветра | количество дней |
северный | 6 |
северо-восточный | 4 |
восточный | 5 |
юго-восточный | 3 |
южный | 3 |
юго-западный | 2 |
западный | 2 |
северо-западный | 3 |
штиль | 0 |
-какой можно сделать вывод?
7. Значение ветра.
Ветер великий в природе работник. Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.
Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
Вырабатывает электроэнергию.
Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.
Ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы в
Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.
8. Рефлексия.
-возвращаемся к началу урока, дополните схему «ЗНАЮ и УЗНАЛ»
-подведем итог сегодняшнему уроку
9.Оценки. КАРТА САМООЦЕНКИ
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я (Фамилия, имя)
- выдвигал идеи, гипотезы, версии
- рассуждал
- задавал вопросы
- правильно отвечал на вопросы
- решал проблемы
- правильно выполнял задания
- обобщал, делал выводы
МОЯ ОЦЕНКА______________
Домашнее задание.
П.42, № 3-6 стр 140 учебника, в тренажере №31-32 по выбору.