Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии по теме"Тихий океан"»
Конспект урока 7 класс «Тихий океан»
Тип урока: изучение нового материала
Цели: : 1. Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями Тихого океана, особенностями природы, хозяйственной деятельностью человека в океане.
2. Развивать умение работать в группе, анализировать, обобщать и систематизировать материал, умение работать самостоятельно. Систематизировать умение работать с картой, развивать речь, мышление учащихся.
3. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, умения слышать других. Прививать любовь к красоте природы океана, умение ее увидеть.
Планируемые результаты:
Предметные: Называют и показывают части Тихого океана. Объясняют и доказывают природные особенности океана.
Личностные: 1. Осознают ценность географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
2. Работают в коллективе; высказывают суждения, подтверждая их фактами;
Метапредметные: 1. Организовывают свою деятельность, определяют её цели и задачи
2. Ведут самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, взаимодействуют с людьми и владеют элементарными практическими умениями работы с учебником и атласом
Оборудование: раздаточный материал для учащихся, диск, презентация, проектор, УМК «Сферы».
Ход урока
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
время
1.Орг. М.
2 мин.
2.Проверка
домашнего задания
Диск.
Слайд №1-6
Вот уже несколько уроков мы с вами работаем над темой Океаны, проведём небольшую географическую разминку на повторение уже изученных океанов.
Разминка:
Четвёртый лишний. Почему?
Определи географический объект по очертанию (фрагменты карт водных объектов и объекты суши омываемые водами изученных океанов)
Молодцы!
Выполняют тест в тетради.
Обмениваются в парах тетрадями, взаимопроверка.
Поставьте Свою оценку на листок, который у вас лежит на парте.
Суэцкий канал, Красное море, Персидский залив, Аравийское море
7 мин.
3. Целеполагание.
Слайд №7
Мы продолжаем знакомство с океанами и сегодня будем изучать Тихий океан.
Запишите тему в тетради.
Какие задачи мы будем решать на уроке?
Изучить: особенности географического положения, особенности природы и природные богатства океана, а так же хозяйственное освоение океана.
4. Изучение Нового материала.
Слайд №8
(Картинка Тихого океана, звук моря, учитель читает текст:)
Красочен океан! В штиль зеркальная гладь воды, залитая ярким солнечным светом, выглядит белесой, особенно близ горизонта, который воспринимается нечетким и размытым. Но стоит слабому ветерку подернуть океан легкой рябью, как сразу появится и заиграет на нем сочная синева. Набежит на солнце облако, и вода потемнеет. Закроют небосвод тяжелые дождевые тучи – и океан станет под стать небу – серым и мрачным. Вечером, когда начинает заходить солнце, вода загорается багряным пламенем.
Проблемный вопрос урока.
Слайд №8
Часто этот океан называют еще и Великим. И сегодня на уроке мы попробуем доказать за что же его так называют.
На прошлых уроках мы давали характеристику океанам по плану, который записан у вас в тетради. Продолжим с ним работать.
Слайд №9,10
по плану.
План.(кластер ФГП)
1. Г.П.
А). Какие материки омывает.
Б). С какими океанами связан.
В). Расположен относительно:
экватора;
нулевого меридиана;
тропиков;
полярных кругов;
2. Климатические пояса
3. История исследования.
4. Рельеф.
5. Климат.
6. Органический мир.
9. Виды хоз-ной деят-ти.
Какие сведения можно получить, пользуясь только географической картой?
Открыли тетради записали тему урока.
Дети ответы записывают в тетради.
На 1,2,3 пункт отвечаем у доски.
Карта мира.
1.Какие материки омывает.
Евразию
Северную Америку
Южную Америку
Австралию
Антарктиду
8мин.
2. С какими океанами связан:
Северным Ледовитым
Индийским
Атлантическим
3 Расположен относительно:
Экватора – С.п. и Ю.п.;
нулевого меридиана – З. п., В. п.;
тропиков – пересекают С.т., Ю.т.;
полярных кругов – пересекает Ю.п.к.;
4. Климатические пояса
С.П. – все, кроме арктического
Ю.П. – все.
Итог
Посмотрите, как много мы уже сказали о Тихом океане, умея читать карту. Какие мы молодцы!
А как вы думаете, почему изучение любого объекта начинается с его географического положения?
А почему мы не можем дальше раскрыть кластер?
От географического положения зависит природа материка.
Дальше нужны знания, а не только карта.
Физ. минутка
Если называю водный объект принадлежащий Тихому океану, то поднимаем руку, если объект суши, то 2 руки, если объект, который не относится к этому океану, то хлопаем в ладоши
Японское море, Мексиканский залив, Охотское море, п-в Камчатка, о. Мадагаскар, о. Сахалин, о. Новая Гвинея, Гудзонов залив, Красное море, японские острова.
Объяснение задачи.
Итак, задача каждой группы заключается в следующем:
1. Каждый в группе знакомится с текстом, предложенным вашей группе, по ходу чтения делает для себя какие – то пометки.
2. Совместно с группой пробуют на ватмане с помощью маркеров составить свой кластер или план.
3. Презентовать результат своей работы, так чтобы нам было интересно вас слушать.
Задания
1 группа: Составляет кластер по теме: «История исследования.»
2 группа: Составляет кластер по теме: «Рельеф Тихого океана.»
3 группа: Составляет кластер по теме: «Климат Тихого океана.»
4 группа; Составляет сложный план по теме «Органический мир .Виды хозяйственной деятельности в океане.»
10 минут
итог
Прежде чем группы начнут свои презентации, я хочу вам напомнить, что при выступлении каждой группы вы у себя в тетради дописываете общий кластер.
А также вы можете задавать вопросы на уточнение или разъяснение материала.
Ребята оценивают каждую работу.
10 минут.
Стадия размышления и рефлексии.
Итог.
Слайд№12-15(ответы)
Учитель даёт детям проверить на слайдах.
Слайд №16-17(великий? Самый)
Настал кульминационный момент нашей с вами работы:
Давайте послушаем ваши аргументы в защиту названия Великий.
В нашем классе есть ребята, которые выбрали индивидуальное задание опережающего характера и сейчас они представят вашему вниманию результат своей работы, а мы одновременно закрепим уже нами изученный материал
Учащиеся слушают выступления и по ходу заполняют кластер в тетрадях.
Итог:
Самый глубокий, большой по площади, неспокойный, тёплый, рекордсмен по количеству островов.
1.Образование Эль-Нинью.
2. Гайоты Тихого океана.
Закрепление.
Раб. с таблицей.
Слайд №18
На предыдущих уроках мы составляли таб. по океанам. Предлагаю дополнить её сведениями о Тихом океане.
Закрепление Слайд 19
Задание с тренажёром.
С33 №1
С.35 №6(реки)
проверка
Итог урока.
Вопросы учителя.
1.В чем заключаются особенности Тихого океана?
2 Что на сегодняшнем уроке вас особенно заинтересовало? Поразило?
Рефлексия.
Я предлагаю вам проанализировать свою работу.
Ответьте на вопросы анкеты.
Спасибо за урок.
Заполняют анкеты
Тексты для группы:
1 группа: Составляет кластер по теме: «История исследования.»
Многие народы, населяющие тихоокеанские берега и острова, с давних времен совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Начало проникновения европейцев в Тихий океан совпало с эпохой Великих географических открытий. Корабли Ф. Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространство с востока на запад. Все это время море было удивительно спокойным, что дало основание Магеллану назвать его Тихим океаном.
Много сведений о природе океана было получено во время плаваний Дж. Кука. Большой вклад в исследование океана и островов в нем внесли российские экспедиции под руководством И. Ф. Крузенштерна, М. П. Лазарева, В. М. Головнина, Ю. Ф. Лисянского. В том же XIX в. комплексные исследования велись С. О. Макаровым на судне «Витязь». Регулярные научные рейсы с 1949 г. совершали советские экспедиционные суда. Изучением Тихого океана занимается специальная международная организация.
2 группа: Составляет кластер по теме: «Рельеф Тихого океана.»
Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель (шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые склоны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хребты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения. Крупнейшие из островов – гавайские. На дне много вулканических гор, называемых гайотами. У них плоские увенчанные коралловыми постройками вершины. Гайоты из-за опускания земной коры погружены на глубину 2-2,5 км, а вокруг некоторых образуются небольшие коралловые острова – атоллы. Многочисленные острова центральной части океана объединяют под общим названием Океания.
Литосферная плита, на которой лежит Тихий океан, на своих границах взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которые кольцом окружают океан. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Здесь лежит знаменитое «Огненное кольцо» планеты и самая глубокая Марианская впадина (11 022 м). Средняя глубина 3980м.
3 группа: Составляет кластер по теме: «Климат Тихого океана.»
Климат океана разнообразен. Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме арктического. Над его огромными пространствами воздух насыщен влагой. В области экватора выпадает до 2000 мм осадков. От холодного Ледовитого океана Тихий защищен сушей и подводными хребтами, поэтому северная часть его теплее южной.
Тихий океан — самый неспокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях его дуют пассаты. В западной — развиты муссоны. Зимой с материка приходит холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана; часть морей покрывается льдом. Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы — тайфуны («тайфун» означает «сильный ветер»). В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Здесь преобладает западный перенос воздуха. Самые высокие волны высотой до 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана. Ураганы поднимают в нем целые водяные горы.
Свойства водных масс определяются особенностями климата. Из-за большой протяженности океана с севера на юг среднегодовая температура воды на поверхности изменяется от -1 до +29 °С. Средняя солёность поверхностных вод – 34,5 промилле. В целом осадки в океане преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах.
4 группа; Составляет сложный план по теме «Органический мир.Виды хозяйственной деятельности в океане.»
На берегах и островах Тихого океана расположено более 50 прибрежных стран, в которых живет примерно половина человечества.
Использование природных богатств океана началось еще в древности. Здесь возникло несколько центров мореплавания — в Китае, в Океании, в Южной Америке, на Алеутских островах.
Тихий океан играет важную роль в жизни многих народов. Половина мирового улова рыбы приходится на этот океан. Кроме рыбы часть улова составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В Японии на морском дне выращивают водоросли, моллюсков. В некоторых странах из морской воды извлекают соль и другие химические вещества, опресняют ее. На шельфе ведут разработки россыпей металлов. У берегов Калифорнии и Австралии добывают нефть. На дне океана обнаружены железомарган-цевые руды. Через величайший океан нашей планеты проходят важные морские пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережий материков.
Хозяйственная деятельность человека в Тихом океане привела к загрязнению его вод, к истощению некоторых видов биологических богатств. Так, к концу XVIII в. были истреблены млекопитающие — морские коровы (вид ластоногих), открытые одним из участников экспедиции В. Беринга. На грани истребления в начале XX в. находились котики, уменьшилась численность китов. В настоящее время их промысел ограничен. Большую опасность в океане представляет загрязнение вод нефтью, некоторыми тяжелыми металлами и отходами атомной промышленности. Вредные вещества разносятся течениями по всему океану. Даже у берегов Антарктиды в составе морских организмов обнаружены эти вещества.