kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии по теме "Озера Вологодской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок рекомендуется проводить при изучении курса физической географии в 8 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии по теме "Озера Вологодской области"»

Методическая разработка урока по географии Вологодской области, 8 класс.
учителя Пугиной Е. Ф..
МБОУ ВМР « Макаровская основная школа»

Пояснительная записка:

Тема урока: Озера Вологодской области. Данный урок изучается в теме « Внутренние воды и водные ресурсы Вологодской области». Урок может достаточно автономно изучаться в курсе географии Вологодской области, но необходима актуализация знаний из 6 класса о типах озёрных котловин и классификации озёр по сточности и солёности.

Цели:

  1. Образовательная: углубить знания о происхождении озёрных котловин, выявить практическое значение озёр, подчеркнуть возможности использования крупных озёр Вологодчины для отдыха.

2. Развивающая: продолжить работу над формированием ключевых компетенций, а именно: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых через участие в проектной деятельности.

3.Воспитательная:вызвать интерес к географии родного края и чувство гордости за озёра нашего края.

Тип урока-урок сообщения и усвоения новых знаний.

Структура урока делится на два крупных блока: актуализация знаний об озерах , сообщение новой информации учителем и самостоятельная проектная деятельность обучающихся. Более структурированно эта схема представлена так: подготовительный этап,организционный, который включает мотивирующее начало через знакомство с легендой о Куштозере, целеполагание, актуализация знаний об озёрах, проектная деятельность(постановка проблемы, выдвижение гипотез, инструктаж, самостоятельная деятельность обучающихся, презентация результатов, само- и взаимооценка), подведение итогов урока(вывод, домашнее задание на выбор, рефлексия).

Оборудование: физическая карта России и карта Вологодской области. Атлас Вологодской области, учебник, раздаточный материал для работы групп: наборы карточек с изображением рыб Вологодской области(4), план действий в проекте, листы контроля(3), лист экспертизы проектов(1), заготовка рекламного проспекта (3), готовый рекламный проспект озера Воже, мультимедийный комплекс, самодельная схема на магнитной доске «Значение озера»
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний
Используемые технологии: проблемное изучение материала, проектная методика

Формы: групповая
Методы: наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа

Способ контроля: листы контроля, предполагается само- и взаимооценка

Ход урока.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Подготовительный











Организационный

до урока













1мин

Формирует 3 группы, определяет лидеров, инструктирует экспертов, раздает материалы для работы групп: рекламные проспекты, листы контроля, лист экспертизы (для экспертов), план действий в проекте, источники информации(литературу, распечатки из Интернета, наборы рыб, фотографии озер), фломастеры для оформления проспекта



Приветствие. Организация учащихся на урок: « Продолжаем изучать тему: Внутренние воды и водные ресурсы Вологодской области

Рассаживаются для работы в группах



Готовят рабочее место, приветствуют учителя.


Тема урока

2 мин

Определите тему урока, заслушав отрывок легенды: «…жил в Куштозере водяной и был он страстным картёжником. Частенько играл с другим водяным-хозяином Онежского озера
и так однажды проигрался, что спустил всё, что имел: озеро со всею живностью и с собою вместе. Вот и пришлось ему идти в услужение к онежскому водяному, отрабатывать долги. Так и повелось: отработает проигрыш куштозерский водяной-вернётся назад и озеро вернёт, вновь проиграется-уходит с озером под землю. Не остается тогда ни воды, ни рыбы
….»

-Какова тема урока?

-А почему исчезает озеро, мы поговорим об этом при изучении карстовых озёр.

Слушают

















Определяют тему урока: «Озера Вологодской области» и записывают её в тетрадь.

Определение темы урока в совместной с учащимися деятельности

Целеполагание

2 мин

Определите, пожалуйста, сами:

  1. Что должны узнать?

  2. Чему научиться?

Обобщает цель урока:

-углубить знания о типах озёр Вологодской области, выявить их значение;

-наметить пути использования озёр Вологодчины как мест отдыха.





Высказывают свои версии

Слайд

Актуализация знаний

























































































Физкультминутка





Инструктаж











Формулировка проблемы





































Самостоятельная работа групп



Презентация результатов









Оценка экспертов



Вывод по уроку









Домашнее задание





Рефлексия



Вручение памятных знаков,

выставление оценок, исходя из само- и взаимооценки в листах контроля.







10мин





























































































2мин







2мин













3 мин









































10 мин







9 мин











1 мин







1мин











1 мин









3 мин


Показ и комментирование презентации:

-Что такое озеро?





Классификация озер озер по происхождению озёрных котловин:
-ледниковые-озера, образованные в результате таяния ледника(Ферапонтовское),

-ледниково- тектонические:разломы и опускания земной коры были заполнены талыми водами ледника,(Онежское, Белое, Воже, Кубенское)
-карстовые озера,: образовались в пустотах земной коры. (Дружинские озера, Шимозеро,Куштозеро,
-Старицы – мелкие озера, образовались в поймах рек.

По сточности:
Сточные озера – озера, из которых вытекают реки. (Кубенское-вытекает река Сухона, Белое-р. Шексна, Онежское-р. Свирь))
Бессточные – озера, из которых не вытекают реки.

По солености: если испарение превышает количество выпадаемых осадков, то озеро соленое.У нас в Вологодской области осадков много, а значит, озера пресные.

Вывод:сделайте вывод, какие озёра по типу озёрных котловин, сточности. солености в Вологодской области













Озера всегда играли большую роль в жизни людей.

-Давайте, подумаем какое значение, имеют озера? Составьте рассказ, опирясь на схему.(на магнитной доске-выложена схема «Значение озера»



























Итак, мы выяснили типы озер и их значение, а теперь давайте отдохнём.

-Закройте глаза , каким вы видите озеро? Откройте глаза, я приготовила вам сюрприз-маленькие озёра прямо в нашем классе , найдите их



-Сегодня мы работаем в группах, определены лидеры. Каждая группа в качестве объекта исследования получает одно озеро, а наш проект назовём «Голубые глаза Вологодчины». Эксперты изучают готовый проспект по озеру Воже, оценивают проспекты.(знакомит с материалами на столе, объясняет, как работать с листами рекламного проспекта, листами контроля

А сейчас переходим к самой важной части урока- обозначению проблемы и способа её разрешения.

Не так часто выезжаем мы на наши озёра. Вологодская область занимает скромное место на рынке туристических услуг. Сформулируйте проблему.



-Предложите пути решения.














-Определяем задачи, опираясь на план действий в проекте ( прикрепляет листА-4 «Задачи»)

Итак, ваша задача- подготовить рекламу озера.

Какой должна быть реклама по содержанию и эмоциональной окраске?




Обобщает и дополняет ответы:

-Реклама должна содержать яркий заголовок, текст, эхо-фразу (яркий призыв, например: «Приезжайте на Воже-это незабываемая рыбалка!»

-Работаем быстро, организованно, лидер отвечает за дисциплину в группе. Время на подготовку- 10 минут. Время на выступление-3 минуты.

-Удачи вам!



Консультирует по мере необходимости


Слушает выступления
















Мне, как потенциальному туристу хотелось бы побывать на озере…А теперь вы поделитесь своим мнением…










Сформулируйте вывод по уроку..













- Сегодня вы были просто исследователями, а домашнее задание подразумевает статусность: «студент»-готовит сообщение на 1-2 минуты об озере, «доцент»-10 вопросов викторины с ответами, «профессор»-кроссворд или книгу рекордов озер Вологодской области.

Вы сегодня работали креативно, неординарно. Мне интересно узнать ваше мнение. Продолжите фразу «Я сегодня на уроке…»





Самое время-вручить памятный знак «За активное участие в проекте «Голубые глаза Вологодчины»(вручает знаки группам),за лучшую рекламу-«Лучшим разработчикам проекта»

Ответ ученика:

-Озеро-это водоём в природном углублении

(котловине)



Смотрят презентацию, участвуют в беседе

Находят озера на карте Вологодской области



























Делают вывод:

В Вологодской области по типу озерных котловин встречаются 4 типа:ледниковые, ледниково- тектонические озёра. карстовые, старицы; по солености-пресные, по сточности- сточные

Ответ ученика:

Озёра имеют хозяйственное значение (в промышленности, с.х., водоснабжение); берега являются прекрасным местом отдыха и туризма;

по большим озерам на судах перевозят грузы, т.е. имеют транспортное значение;

из соленых озер добывают поваренную соль, которая идет в пищу.

небольшие озера используют для разведения рыб, водоплавающих птиц.











Высказываются

Находят контуры озёр глазами, называют их местоположение







Слушают инструктаж















-Как привлечь туристов ?



Высказывают предложения

















Высказывают свои версии.





Работа групп





Выступаютс рекламой:

1. о. Кубенское

2. о. Белое

3.о.Онежское

Дают оценку проспектов, отмечают наиболее удавшийся проспект.



Делятся мнением(см. лист контроля)







Ответ ученика:Озера Вологодчины разнообразны по типу котловин, имеют огромное значение и благодаря нашей рекламе многие отдыхающие захотели бы посетить их.





Записывают домашнее задание в дневнике.









Оглашают итоги работы в группах, вклад каждого участника





слайды







































































































Прикепляет листформатаА-4 с формулировкой проблемы, гипотезы,задач

















Музыка

(см запись)















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока географии по теме "Озера Вологодской области"

Автор: Пугина Елена Федоровна

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока "Европейский Север" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-ievropieiskii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "111264"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407311979"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства