kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Будущее ледяного континента"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует требованиям ФГОС. Изучение нового материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Будущее ледяного континента"»

КОНСПЕКТ УРОКА



Автор: Зайцева Галина Митрофановна

Класс: 7

Предмет: География

Тема урока: Будущее ледяного континента - Антарктида

Тип урока: урок открытия нового знания

изучение нового материала

Цель урока: создание условий для формирования представления о своеобразии и уникальности природы материка, формировать умения анализировать различные источники географической информации.

Методы и методические приёмы, используемые на уроке:

  • Словесные: рассказ, беседа, объяснение.

  • Наглядные: демонстрация карт и презентации.

Образовательные результаты:

Регулятивные (учебно-организационные):

-ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников;

Познавательные (учебно-логические):

-выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами;

учебно-информационные:

-поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий

Коммуникативные

- выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Контроль знаний учащихся (5 минут)

  3. Изучение нового материала (23 минут)

  4. Физкультминутка (1 минута)

  5. Закрепление изученного материала (7 минут)

  6. Домашнее задание (1 минута)

  7. Подведение итогов урока (1 минута)

  8. Рефлексия (1 минута)



ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие учителя:

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок географии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки, познавать тайны материков и океанов.

Проверьте, все ли подготовлено у вас к уроку?

2. Контроль знаний учащихся

Мы изучили Южные материки, для изучения следующей темы необходимо ответить на вопросы.

Вопросы для фронтального опроса:

  • Какие материки относят к Южным материкам?

  • Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?

  • Африка и Южная Америка протянулись с севера на юг на 7,5 тыс. км. Оба материка пересекаются экватором. В чем же различия в их географическом положении?

  • На каком материке нет землетрясений и вулканов?

  • Назовите общие черты рельефа южных материков.

  • Какие реки южных материков можно сравнить по сходству питания, режима?

  • В Ю. Америке есть своя береговая пустыня Атакама. Какие пустыни Африки и Австралии имеют аналогичное происхождение?





3. Изучение нового материала

Создание проблемной ситуации

Задание с удивлением.

Чтобы определить, какой материк мы будем сегодня изучать, я предлагаю послушать небольшое описание. Разгадать ребус.Определите, о каком материке можно так сказать?

На столах разложены тексты с описанием материка. Обучающиеся в парах определяют название данного материка.

Текст: «Представьте себе мир, в котором нет людей, нет птиц и животных. Мир в котором нет никаких звуков, кроме свиста ветра. Мир в котором всего два цвета: белый цвет снега и голубой – льда и неба. Мир, в котором почти космический холод сочетается с острой нехваткой кислорода. Этот материк, лежащий в южной полярной области, почти целиком покрыт ледяным щитом.»

Учащиеся называют материк – Антарктида.

Нет.



Оценивают себя.



А все ли вам уже известно об Антарктиде? Учитель знакомит с маршрутным листом..

Итак, что же это за материк? (Учащиеся определяют, что это Антарктида, записывается тема в тетради учащихся и на доске).

Сегодня мы должны будем изучить природные особенности материка: рельефа, климата и животного мира. Постараться установить взаимосвязь природных компонентов, а также посмотреть значение Антарктиды для человека.

1. Географическое положение и история исследования материка

Вспомним, как происходило открытие Антарктиды, и кто был первооткрывателем?

Еще древние ученые высказывали мысль о существовании материка в высоких широтах Южного полушария. Во второй половине 18 века на поиски Южного материка отправилась английская экспедиция, которую возглавлял английский мореплаватель Джеймс Кук. Дж. Кук не раз пересекал Южный полярный круг, но пробиться сквозь льды к материку он так и не смог. Результаты экспедиции Дж. Кука надолго охладили желание пускаться в поиски материка.

Лишь в 1819 г. Была организована первая русская антарктическая экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командой Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева. Несмотря на грозившие опасности, корабли пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 г. в туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели кромку материкового льда. 29 января 1821г. в 11 часов дня Беллинсгаузен, наконец, записал в судовом журнале, что команда увидела берег, названный в честь Александра Первого. Они пробыли в экспедиции 751 день и прошли расстояние в два раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф.

14 декабря 1911г. норвежцем Руалом Амундсеном, а месяцем позже – 18 января 1912г. – англичанином Робертом Скоттом был достигнут Южный полюс.. Ученые получили первые сведения о внутренних районах материка. Но достались они - дорогой ценой. Группа Роберта Скотта погибла на обратном пути. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Эти строки были высечены на надгробном кресте, который был поставлен (январь 1913) в Антарктиде на вершине «Обсервер Хилл» в память английского полярного путешественника Роберта Скотта.

К какому месту на материке стремились все исследователи? (Южный полюс)

Задание. Вам предстоит поближе познакомиться с экспедициями Амундсена и Скотта. Заполните ту часть таблицы, которая соответствует нашему варианту. 1 варианту необходимо поработать с рассказом об открытиях Роберта Скотта, 2 варианту – с рассказом об открытиях Руаля Амундсена. Далее мы сравним полученные данные каждого варианта и сделаем вывод о чертах сходства и различия этих двух знаменательных экспедиций. (Приложение 1)

В чем, по вашему мнению, заключался подвиг первооткрывателей?

Как мировое сообщество увековечило имена Р. Амундсена и Р. Скотта на географической карте?

Как вы думаете, есть ли здесь постоянное население?

Здесь нет постоянного населения, только сотрудники научных станций, проводящие исследования, временно живут на континенте. Летом на материке проживет 4000 человек, в зимнее время около 1000.

Кому принадлежит столь огромная незаселённая территория?

Антарктида - единственный континент, который не принадлежит никому, а является материком международного сотрудничества, в договор входит 46 государств.

Определим географическое положение материка согласно плану. (Работа учащихся с картами атласа, текстом учебника и контурной картой).

В тексте параграфа найдите значение слова Антарктида.

Название «Антарктида» происходит от греческого слова «анти» - против, т.е. территория, лежащая против северной полярной области земного шара – Арктики.

План физико-географического положения материка:

  • Положение материка по отношению к экватору.

  • Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

  • Полушария, в которых расположен материк.

  • Крайние точки, их координаты.

  • Площадь материка.

  • Положение материка по отношению к морям и океанам.

  • Положение материка по отношению к другим материкам.

Антарктида (материк, противоположный Арктике) – континент, расположенный на самом юге Земли. Центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом. Антарктиду омывают южные части трех океанов: Атлантического, Тихого и Индийского, которые условно называют Южным океаном. Площадь континента составляет около 14,4 млн км² (из них 1,6 млн км² составляют шельфовые ледники).

Сопоставьте размеры Антарктиды с размерами других материков.

Задание. Обозначьте на контурной карте Южный полюс, Южный полярный круг, подпишите названия океанов и морей, Крайнюю точку, название проливов, полушария, в которых расположен материк.



2. Рельеф материка

Охарактеризуйте рельеф материка. Назовите высшую и низшую отметки высот. (Работа учащихся с атласами и рисунком учебника №131).

Антарктида  – материк, отделенный от других материков огромными океаническими пространствами. Положение материка в районе полюса привело к образованию мощного ледяного покрова, средняя толщина которого составляет 2000 м, а в центре континента достигает 4000 метров. Бо́льшую часть этой высоты составляет постоянный ледниковый покров континента, под которым скрыт континентальный рельеф. За счет толщи льда Антарктида оказалась самым высоким материком Земли.

Большую часть материка составляет древняя платформа. Со стороны Тихого океана в Антарктиде замыкается тихоокеанское «Огненное кольцо» областью современной складчатости. Здесь протягивается горный хребет с действующим вулканом Эребус.

Центральная часть материка занята обширным Антарктическим плато. Через восточную часть материка протянулась гряда Трансантарктических гор, которые служат продолжением Анд в Южной Америке. Трансантарктические горы делят Антарктиду на две части – Западную Антарктиду и Восточную Антарктиду, имеющие различное происхождение и геологическое строение. На востоке находится высокое, покрытое льдом плато. Западная часть состоит из группы гористых островов, соединенных между собой льдом. Некоторые вершины, поднимающиеся над монотонными бескрайними полями, – молодые вулканы. Наивысшая точка Антарктиды – гора Винсон (5140 м).

В Западной Антарктиде находится и глубочайшая депрессия континента – впадина Бентли, вероятно, рифтового происхождения. Глубина впадины Бентли, заполненной льдом, достигает 2555 м ниже уровня моря.

В ледниковом покрове Антарктиды содержится 80% поверхностных пресных вод Земли. В краевой части ледникового покрова лед движется в сторону океана со скоростью 20-100 м в год. Края его обламываются, образуя огромные айсберги. Встречаются полосатые, голубые, мраморные и даже черные айсберги, все зависит от места, времени и способов образования айсбергов.

  • Темно - зеленые и коричневые полосы появляются  в результате оседания вулканического пепла и пыли.

  • Голубые айсберги образуются в результате замерзания пресной воды.

  • Зеленые айсберги образуются, когда в расщелинах замерзает морская вода.

  • Черным айсберг бывает только тогда, когда его лед очень плотный, что в нем даже нет пузырьков воздуха.

Что произойдет если все льды Антарктиды растаят?

В результате, учащиеся должны прийти к выводу, что повысится уровень Мирового океана (на 60 метров) и обнажится подледный рельеф Антарктиды, который, впрочем, скроется под водами океана.

По оценкам ученых, у берегов Антарктиды плавают более 100 тыс. айсбергов. Айсберги Антарктиды живут дольше гренландских айсбергов: антарктические - 10-12 лет, гренландские - 3-4 года. Как вы думаете, в чем причина долголетия антарктических айсбергов?

(Антарктические айсберги крупнее и промороженные  вплоть до -60. Тогда, как Гренландские айсберги немного меньших размеров и температура их глубокого промерзания достигает -30С.)

3. Климат материка

Подберите ассоциации к понятию: климат Антарктиды.

По климатической карте определите температуры самого холодного и теплого месяцев. Объясните причину такого сурового климата.

Антарктида отличается крайне суровым, холодным климатом. Вблизи полюсов планеты находятся области высокого давления и низких температур. Короткое антарктическое лето – это белое безмолвие, освещенное незаходящим солнцем, и холод. 90% солнечной энергии отражается от белоснежного покрывала Антарктиды. Здесь «холодильник» планеты.

Во внутренних областях среднесуточная температура летом не поднимается выше -30 °С, а зимой опускается до -70 °С. В Восточной Антарктиде расположен абсолютный полюс холода, где были зафиксированы температуры до -89,2 °C (район станции «Восток»).

Воздух всегда сухой, осадков очень мало, вместо снега сыплется «снежная пыль». Холодный воздух опускается вниз и стекает к берегам материка, создавая страшной силы стоковые ветра. Осадков в Антарктиде выпадает мало, от 50 мм в год в внутренних районах, до 1000мм у побережья. 

Из-за разницы температур в центре и на окраине континента, в прибрежной полосе дуют постоянные стоковые ветры от центра к побережью. В течение года в Антарктиде бывает 340 бурных дней со средней скоростью ветра около 20 метров в секунду. Местами скорость ветра достигает 200-300 метров в секунду. При таких ураганах на полярных станциях с огромной скоростью летают доски, пустые ящики, бочки. Случалось, ветер срывал и уносил в океан прочно закреплённые самолёты, тягачи, вертолёты.

В Антарктиде можно встретить оазисы. Название получили по аналогии с оазисами в пустыне в связи с более благоприятными условиями для развития жизни.

Почему, на ваш взгляд, большинство полярных научных станций расположено в антарктических оазисах? 

Оазис Ширмахера в Антарктиде полярники называют курортом. Он представляет из себя небольшой котлован, окруженный скалами, и располагающийся в восьмистах метрах от станции Новолазаревская. Зимовщики принимают здесь солнечные ванны, купаются в маленьком озере. В разгар антарктического лета почва вокруг озерца нагревается до +30 и даже +40°С, а вода до +15°С.

4. Органический мир материка

Какие растения и животные встречаются в Антарктиде?

Самые распространенные животные Антарктиды – это пингвины Адели. В антарктическом океане водятся самые крупные из существующих в настоящее время млекопитающих - синие киты, кашалоты, касатки. 
Именно касатки представляют собой опаснейших хищников, снабженных большим острым спинным плавником-косачом, который может нанести серьезное ранение даже киту. Можно встретить тюленей, морских слонов, котиков. Много птиц. Пресноводных рыб и летающих насекомых нет. В Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники. В основном флора представлена лишайниками, мхами, водорослями (700 видов), обнаружены бактерии.



4. Физкультминутка

Игра да-нет. Если вы считаете утверждение верным, то встаньте, если нет, то оставайтесь сидя. Будьте внимательны, принимайте правильное положение.

  • самый пустынный; самый изолированный, самый влажный, самый безлюдный; самый северный, самый высокий; самый холодный, самый большой, самый ледяной, самый белый.

5. Закрепление изученного материала

Вопросы для закрепления:

  • Кем и когда была открыта Антарктида?

  • Кто же открыл Южный полюс?

  • Какова наибольшая абсолютная толщина льда?

  • Антарктида получает за год солнечной радиации больше, чем курорты России, расположенные на берегу Черного моря. Почему же Антарктида - ледяной континент?

  • Как животные Антарктиды приспособились к условиям жизни?

Ошибки в тексте:

Теплый август, красота, в Антарктиде лето.
Отдохнуть решили мы на вулкане этом.
Разложили рюкзаки, хворост нарубили
И на Ониксе-реке рыбы наловили.
А на полюсе тепло, и медведи смело
За пингвинами снуют в речку то и дело.
Мы на айсбергах потом с горки прокатились
И букетики цветов рвали – не ленились!
Вот Гольфстрим китов пригнал, нунатаки тают.
Только вот не знаем мы – так ли всё бывает?
( «Антарктические перевертыши», Елена Вешникова)



Обратимся к письму, которое прибыло к нам прямо из Антарктиды, сможем ли мы сейчас объяснить любопытные факты, которые там изложены?

Дорогой друг! Мы находимся на обширной равнине, у меня очень кружится голова, у некоторых идет из носа кровь, как будто мы высоко в горах. (Ледниковая поверхность материка находится высоко над уровнем моря. Люди испытывают кислородное голодание). Вокруг нас – снег, а мы в солнечных очках и загорели, как в тропиках. (Антарктика – страна жестокого солнца. Здесь шесть месяцев полярный день, чистый и прозрачный воздух и белый снег, который отражает солнечный свет, бьющий в глаза, от чего можно даже временно ослепнуть). Я видел птиц, у которых яйца не в гнёздах, а при себе, в сумке (пингвины). А морские животные выходят сухими из воды. (Подкожный жир смазывает шкуру, и вода скатывается с неё, не смачивая поверхность). А ещё я видел слона, льва, леопарда, живущих в воде. (Это виды тюленей – морской лев, морской слон, морской леопард). Не верите – приезжайте. Наш адрес – ……Антарктида.

6. Домашнее задание

1. Параграф 40 учебника (записано на доске)

Рефлексия.

Ну, вот, ребята, наш урок подходит к концу, надеюсь, урок вам показался интересным, познавательным, вы самостоятельно работая в группах открыли для себя новые знания.

Предлагаю посмотреть фрагмент кинохроники о работе полярников на научно-исследовательских станциях.

Синквейн:

  • Название

  • 2 прилагательных

  • 3глагола

  • Предложение

  • существительное



Домашнее задание: параграф 33, контурная карта.

Группы защищают наработанный материал.

1.Географическое положение Антарктиды.

2.Рельеф Антарктиды.

3.Открытие Антарктиды.

4.Климат Антарктиды.

5. Растительный и животный мир Антарктиды


Оценивают себя.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Будущее ледяного континента"

Автор: Зайцева Галина Митрофановна

Дата: 15.02.2018

Номер свидетельства: 457700


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства