Конспект уроков по географии 6 класс на тему:"От глобуса к карте"
Конспект уроков по географии 6 класс на тему:"От глобуса к карте"
город Талгар
Общеобразовательная средняя школа №3 имени Абая с ДМЦ
учитель высшей категории, учитель географии
Абсадыкова Эльмира Абылгазиевна
Тема: «От глобуса к карте»
6 класс
Задачи:
-познакомить учащихся с особенностями глобуса и карты их отличия, путем систематизации знаний;
- формировать умение работать с картой;
-развивать информационную грамотность учащихся, познавательные интересы к предмету;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект уроков по географии 6 класс на тему:"От глобуса к карте" »
город Талгар
Общеобразовательная средняя школа №3 имени Абая с ДМЦ
учитель высшей категории, учитель географии
Абсадыкова Эльмира Абылгазиевна
Тема: «От глобуса к карте»
6 класс
Задачи:
-познакомить учащихся с особенностями глобуса и карты их отличия, путем систематизации знаний;
- формировать умение работать с картой;
-развивать информационную грамотность учащихся, познавательные интересы к предмету;
Цель:
-сформировать представление о глобусе, как точной модели Земли,
-ознакомить с глобусами различных масштабов,
- способствовать формированию умений по их применению,
- развивать кругозор, картографические навыки;
- воспитывать интерес к предмету, любознательность, самостоятельность.
Оборудование:
- рабочий план-лист, глобусы учебные, дидактические карточки, компьютер, презентация, карта полушарий (контурная карта),атласы, развертка глобуса (разрезанный мяч- заранее), задания для работы в группах и парах, карточки к игре «Морской бой».
Структура урока:
1.Организационный момент 1-2 минуты.
Эмоциональный настрой.
В начале урока учащиеся получают рабочий план лист.
РАБОЧИЙ ПЛАН - ЛИСТ ученика(цы)________________________________________________
Цель урока :_______________________________________________
??? Представьте ,что мы идем в поход. Что мы возьмем с собой?
г л о б у с к а р т а
-Кто первым изобрел глобус???______________________________
-А что нам поможет ориентироваться на местности?________
Вы картограф и подумайте как превратить глобус в карту?___________________________________________________
ГЕРАРД МЕРКАТОР представил земной шар в виде апельсина, представим себе как мы его чистим________________________
Вы берем мяч и разрезаем его. Мяч выпуклый,а доска плоская.
Карта поэтому получилась искаженная.Древнейшая карта была начерчена около 2250 году до нашей эры, на глиняной табличке.
З а д а н и е - найдите на карте Тихий океан, Антарктиду.
Что вы заметили?
Ф И З И Ч Е С К А Я М И Н У Т К А
ПОЛЮС - воображаемая точка на земной поверхности, через которую проходит земная ось.
МЕРИДИАНЫ - условные линии одинаковой длины, идущие по поверхности от одного полюса до другого.
ПАРАЛЛЕЛЬ - окружность условно проведенная параллельно экватору.
ЭКВАТОР - самая длинная параллель 40000 км.
ГЛОБУС И КАРТА ДОПОЛНЯЮТ ДРУГ ДРУГА
Склеиваем западное и восточное полушарие, соединим полушария и получим карту.
Домашнее задание: параграф 12, вопросы.
Учитель: Звенит звонок веселый,
Вы начать урок готовы?
Да!
Будем слушать рассуждать
И друг другу помогать.
Здравствуйте, садитесь. Ребята, мне очень приятно вас видеть. Пусть этот урок принесет нам радость познания и наполнит ваши сердца благородными чувствами. Помогут нам в пути знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба.
2. Актуализация знаний и умений учащихся
Ребята,вы любите играть?
Я вам предлагаю игру «Морской бой».Самое главное правильно ответить на вопросы в рабочем план-листе.
ИГРА «М о р с к о й б о й»
1.какую форму имеет Земля?
2.назовите предметы похожие по форме на Землю?
3.как называется уменьшенная модель Земли?
4.где на карте находится север?
Методом взаимопроверки закрасьте правильно ответившие красный крестик, неправильно ответившие синим цветом.
3.Определение темы и цели урока.
Тема нашего урока: От глобуса к карте.
Сегодня мы узнаем новое о глобусе и карте, вместе подумаем???
Представьте ,что мы идем в поход. Что мы возьмем с собой?
г л о б у с к а р т а
-Кто первым изобрел глобус???______________________________
-А что нам поможет ориентироваться на местности?________
Вы картограф и подумайте как превратить глобус в карту?___________________________________________________
Будем брать глобус? Почему?
Конечно, нет. Хотя достоверную картину Земли может дать только глобус, но его неудобно носить с собой.
Учением о способах изображения Земли, отдельных стран и местностей на плоскости занимается картография.
А как называют ученого, составляющего карты? (картограф).
Я предлагаю вам побывать картографом и подумать, как глобус превратить в карту?
ГЕРАРД МЕРКАТОР представил земной шар в виде апельсина, представим себе как мы его чистим________________________
Вы берем мяч и разрезаем его. Мяч выпуклый, а доска плоская.
Карта поэтому получилась искаженная. Древнейшая карта была начерчена около 2250 году до нашей эры, на глиняной табличке.
А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть ,то есть немного исказить. Следовательно и географические объекты в этом месте искажены.Но параллели и меридианы всегда покажут, какому месту на глобусе соответствует место на карте.
ПОЛЮС - воображаемая точка на земной поверхности, через которую проходит земная ось.
МЕРИДИАНЫ - условные линии одинаковой длины, идущие по поверхности от одного полюса до другого.
ПАРАЛЛЕЛЬ - окружность условно проведенная параллельно экватору.
ЭКВАТОР - самая длинная параллель 40000 км.
Прочитайте название современной карты.(карта полушарий весит на доске).Именно с ней мы продолжим работать, сравним ее с глобусом.
З а д а н и е - найдите на карте Тихий океан, Антарктиду.
Что вы заметили?
Ф И З И Ч Е С К А Я М И Н У Т К А
На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись.
Учитель:
Прикрепите на контурную карту полушарий фишки с указанными материками и океанами.
- Кто доказал, что Земля имеет форму шара ?
- Кто совершил первое кругосветное путешествие в космос ?
12 апреля 1961года – летчик - космонавт Ю.А. Гагарин осуществил первый в истории человечества полет, за 180 минут совершил один виток вокруг Земли на корабле «Восток – 1».
Дополнительный материал учителя:
В действительности Земля – не идеальный шар. Впервые удалось заметить, что наша Земля – не идеальный шар, около 300 лет назад французскому академику Рише. И помогли ему в этом астрономические часы. Произошло это так.
В 1672 году он отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив собой часы, тщательно выверенных в Париже. Представьте себе его удивление, когда приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 мин в сутки.
По возращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно. Часы отставали, как их владельцы приближались к экватору. Именно этот факт дал основание великому физику Ньютону предположить, что за капризами стрелок часов кроется не просто неисправность их механизма, а какая – то закономерность.
Часы отстают потому,- заявил Ньютон,- что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора. Такой вывод Ньютон сделал потому, что знал: ритм колебания маятника зависит от длины его и от расстояния до центра Земли. Меняем длину – меняем ритм. Чем ближе маятник к центру земли одной и той же длине, чем чаще он качается. Так на вершине горы маятник качается медленнее, чем у подошвы горы.
Учитель:
Иногда, чтобы изучить какой – либо предмет, ученые делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель.
Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?
— Итак, вспомните, какими были представления о форме Земли у древних народов: греков, римлян, египтян?
— Что доказало плавание Магеллана? (Что Земля круглая.)
— Так какова же форма Земли? (Шар.)
— На партах у вас стоят глобусы. Что такое глобус? Почему именно по нему мы будем изучать форму Земли?
— Найдите на глобусе экватор. Длина его 40 000 км.
— Чему равен радиус Земли? (6378 км.)
Земля сплюснута с полюсов. Это результат вращения планеты вокруг своей оси. Радиус Земли в районе полюсов равен примерно 6356 км. Что на 21 км меньше радиуса экваториального.
Верно. Глобус (от латинского слова) – шар. Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во 2веке до н.э. Сам глобус не сохранился, но рисунок остался.
Первый глобус появился более 500 лет назад в Германии, и создал его немецкий ученый географ Мартин Бехайм. Сделан он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Он назвал свою модель «Земное яблоко»
Когда – то мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – «моряки» за свою долгую службу на кораблях немало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры.
2.Были «Глобусы – щеголи»
Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями.
3.Есть «Глобус – космонавт»
Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время своего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.
Учитель: Знаете ли вы?
А) Самый маленький глобус. Работа микрогравера из Еревана Арама Арутюняна отличается большой оригинальностью. Он изготовил из латуни миниатюрный глобус диаметром 11мм. На нем отчетливо обозначены все части света, океаны, моря и крупнейшие страны. Своё произведение – «Земля в миниатюре» - Арутюнян передал ереванскому музею.
Б) В 1998 году в США был сооружен самый большой в мире глобус Земли. Его диаметр - 12,5 метров. Его вес – 25 тонн, и он постоянно вращается вокруг своей оси.
В) Рассказ учителя об Академическом глобусе.
Учитель: Единственная в нашей стране фабрика, изготовляющая глобусы, находится в Перми (работа с картой географического атласа)
Учитель:
Глобус называют «мяч в сетке»
- Как вы думаете почему?
- Найдите в словаре, как переводится слово:
«Экватор»
«Параллели»
«Меридианы»
Учитель: Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
Где там Север, а где Юг
Учитель:
Давайте проверим, действительно ли он делит земной шар на два равных полушария
Работа в группах (измерение расстояний от экватора до СП и ЮП полоской бумаги).
Учитель:
Какой вывод можно сделать?
Дополнительный материал:
Длина окружности Земли равна 40 тысяч км. Для того чтобы проехать это расстояние на скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком – примерно 5 лет.
Рассказ о параллелях и меридианах.
Учитель:
Посмотрите на глобус. Он окрашен разными цветами.
- Как вы думаете, что на глобусе изображено, синим цветом?
- А что изображено другими цветами?
Учитель:
На глобусах изображены материки, острова, океаны, моря. Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на самой Земле, только уменьшены в несколько млн. раз.
Учитель: Смотрю на глобус – шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком. Человек.
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряет берега
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
Учитель:
Почему глобус просит беречь Землю?
«Планета Земля»
4. Формирование понятий и умений учащихся
4. Закрепление нового материала
1. Географическая задача
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11 000 м, и окажусь ближе к центру Земли».
Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».
Бурильщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».
Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.
Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледового щита 3—4 км.
— Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли. (Полярник (6356 км), бурильщик (6375 — 14 = 6361 км), пингвин (6356 + 3 + 4 = 6363 км), аквалангист (6378 — 11 = 6367 км).)
2. Беседа
— Какова же форма Земли? (Эллипсоид.)
Но Земля не точный эллипсоид, а более сложное тело, имеющее многочисленные отклонения в виде повышений и понижений, которые не похожи ни на одну математическую фигуру. Такую фигуру назвали геоидом — землеподобной.
Например, в Европе и в Тихом океане геоид поднимается над эллипсоидом бугром, а в Сибири образует впадину. В районе Балтийского моря он приподнят, а в Черном море опускается всего на 70 см.
— Что нового узнали сегодня на уроке?
— Какую форму имеет Земля?
— Каковы размеры Земли?
— Что означает цифра 40 000 км?
— Каков радиус Земли?
— Как раньше люди представляли себе Землю? Составьте схему, показывающую изменения в представлении о форме Земли.