kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Состав и значение третичного сектора в экономике России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен по программе география 6-9 классы. Сост. Е.В. Овсянникова. - М: « Дрофа»,2009. Учебник  В.П. Дронов, И. И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География  России «Хозяйство и географические регионы»,  9 класс - М.: « Дрофа», 2010. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Состав и значение третичного сектора в экономике России". »

Класс: 9

Место проведения: МБОУ ООШ № 26

Учитель: Романюта Валентина Петровна

Тема: Состав и значение третичного сектора в экономике России.

Цели: Учащие должны иметь представления о составе и роли третичного сектора в экономике страны.

Задачи:

  1. развивать мышление учащихся, привлекая к анализу таблиц, диаграмм,

  2. обобщению материала и формулировке выводов.

  3. Развивать эмоциональную сферу личности и познавательные интересы школьников путем изложения дополнительного материала по проблемам развития инфраструктурного комплекса России.

  4. Воспитывать организованность, внимание учащихся, стремление рационально использовать время.

  5. Создать условия для организации внутригруппового сотрудничества и делового общения; совместной выработки решений; публичного выступления по презентации, результатов работы.

Оборудование:

  • Географические настенные карты: « Транспорт России».

  • Используемы ЭОР: мультимедиа-презентация « Инфраструктурный комплекс» Microsoft Office Power Point 2007.

  • Интерактивная доска

  • Ноутбуки

Место урока в теме: 1 урок в теме « Инфраструктурный комплекс»

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

Учитель: Продолжаем знакомство с особенностями развития хозяйства России. Прежде чем перейти к изучению новой темы. Вспомним, что называется хозяйством страны?

- Слово «хозяйство» в русском языке имеет синоним…

- Какие проблемы стоят перед экономикой любого государства?

- Пожалуйста, сформулируйте главную задачу хозяйства страны?

- Мы знаем, что главные субъекты экономической деятельности: это люди, фирмы, предприятия, учреждения. Они объединяются в отрасли, сферы, межотраслевые комплексы и сектора. Вспомним, какие сектора выделяют по видам хозяйственной деятельности в экономике нашей страны.


Задания (2 ученика выполняют задание у доски)

1ученик. Из предложенного перечня отраслей выбрать, те которые относятся к первичному сектору экономики: горнодобывающая промышленность, химическая промышленность, машиностроение, лесная промышленность, сельское хозяйство.

2 ученик. Из предложенного перечня отраслей выбрать, те которые относятся к вторичному сектору экономики: электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, машиностроение, рыбная

промышленность, легкая промышленность.


Мы продолжаем и чтобы ответить на этот вопрос, из каких секторов состоит хозяйство России вы можете найти подсказку в параграфе первом.


Учитель: Как еще называют этот сектор?

Ученик: Его называют добывающим.

Учитель: Главная задача этого сектора?

Ученик: Добыча полезных ископаемых и сырья.

Учитель: Следующий сектор хозяйственной деятельности.

Ученик: Вторичный сектор.

Учитель: Чем он занимается?

Ученик: Вторичный сектор, занимается переработкой сырья. Его другое название - обрабатывающий.

Учитель: Какие отрасли входят в эти сектора. Посмотрим на задания, которые на доске выполняли ребята. Кто из них определял отрасли, первичного сектора? Проверьте правильно ли сделано задание? Есть дополнения? Что вы можете дополнить по вторичному сектору? ( Оценка)


Учитель: Кроме первичного и вторичного сектора в экономике нашей страны есть еще один сектор?

Ученик: Этот сектор называется - третичный. Слайд2


III. Изучение нового материала

Учитель: Открываем параграф 13стр. 57 .Сегодня мы переходим к изучению Третичного сектора - отрасли, которого производят услуги. И как звучит тема нашего урока?

Запишите тему урока в тетрадь Состав и значения третичного сектора. Слайд3

Обратите внимание, что его еще называют инфраструктурным комплексом.

Термин инфраструктурный комплекс появился совсем недавно, в 40 годах XX века. Это географическое понятие нам не известно. Но есть ребята в нашем классе, которые должны были найти определение понятия «Инфраструктура».


Ученики: Это понятие означает

1.Инфраструктура от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение.

Инфраструктура - это термин для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство.

2. Инфраструктура - отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества (Словарь Ожегова)

3. Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб,

необходимых для нормального функционирования и обеспечения

повседневной жизни населения.

Учитель: Как видим определений много, но в тетрадь мы запишем только одно из них.

Слайд 4

Третичный сектор или инфраструктурный комплекс стал преобладающей отраслью в экономике ведущих стран мира. Обратите внимание на диаграммы, которые показывают долю третичного сектора в экономике отдельных государств.

Слайд5.

Проанализируйте их и сделайте вывод о тенденциях развития комплекса в США, Японии и России.

Ученик: Мы видим, что доля третичного сектора в экономике США и Японии очень высокая она составляет более 70%, а в России 55% ,можно сделать вывод, что развитие инфраструктурного сектора в нашей стране значительно отстает от ведущих стран мира.

Учитель: Почему такое отставание? Ведь наша страна имеет огромную территорию, богатый природно - ресурсный потенциал? Возникает проблема? Связаны ли между собой экономическое развитие страны и развитие третичного сектора? Мы можем решить эту проблему? Слайд 6 Ученик: Нам не хватает знаний по этой теме.

Учитель: Следовательно, чтобы решить проблему, что мы должны узнать и понять сегодня на уроке.

Ученик: 1. Чем занимается инфраструктурный комплекс, какую продукцию он производит.

2.Установить его отраслевой состав.

3.Рассмотреть особенности развития на территории России.

4.Показать роль в экономике.

5.Выявить проблемы развития комплекса.

6.Установить взаимосвязь между экономическим развитием страны и развитием инфраструктурного комплекса.

Слайд 7

Учитель: Этот жизненно важный комплекс состоит из двух взаимосвязанных групп отраслей: коммуникационной системы и сферы обслуживания.

Слайд 7

Подумаем, какую продукцию производить инфраструктурный комплекс? И чем эта продукция отличается от продукции первичного и вторичного

сектора.

Ученик: Инфраструктурный комплекс производит услуги.

Учитель: Что такое услуга?

Ученик: Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности (запишем в тетрадь)

Слайд 8

Учитель: Какие виды услуг вы знаете, и являетесь ли вы их потребителями?

Ученик: Я считаю, что являюсь потребителем услуг потому, что каждый день хожу в магазин, езжу на автобусе в школу, а сейчас я получаю образовательные услуги.

Ученик: Есть еще медицинские услуги, электроснабжения, теплоснабжения.

Учитель: Если бы вам предложили составить классификацию услуг, какие бы признаки, вы бы положили в основу классификации. Найдите интересующую нас информацию в таблицах учебника 9 и 10 стр. 57- 58. И сделайте выводы.

Ученик: 1. Анализируя таблицу, я пришла к выводу, что услуг очень много. Я считаю , что их можно разделить по характеру , периодичности потребления и по широте круга потребителей. По характеру услуги бывают материальные и нематериальные. К материальным относятся такие как торговля общественное питание, транспорт, связь. К нематериальным образование культура, здравоохранение, оборона, государственное управление.

Слайд 9

Ученик: продолжает по периодичности получения все услуги можно с группировать в две группы. Первая группа – постоянные к ним относятся жилищное обслуживание, покупка продуктов, транспортное обслуживание и нужные иногда - парикмахерские, больницы, автосервис, ремонтные службы. Еще одна большая группа по кругу потребителей – нужные всем покупка продуктов, многим- транспортные услуги нужные

немногим атосервис.

Слайд10

Учитель: А теперь, ребята, проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг. У вас на партах лежат карточки с профессиями. Наша задача определить к каким отраслям, оказывающим услуги относятся эти профессии и какие виды услуг по характеру и периодичности они производят.( используем таблицы 9

и 10 стр.57,58 и рис.19 стр. 60.

Начну я, вы внимательно следите.

Я - учитель. Моя профессия относится к отрасли - образование. Значит моя услуга по характеру - нематериальная, по периодичности потребления – постоянная, по широте круга потребителей – нужная немногим.

Анна – ты парикмахер. Твоя профессия, к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание). Значит твоя услуга по характеру, какая? Материальная. По периодичности? Нужная иногда. По широте потребителей? Нужная всем.

Артем, я – водитель автобуса. Моя профессия относится к отрасли транспорт. (По характеру - нематериальная, по периодичности получения- постоянная, по кругу потребителей –нужна многим

Яна, я – врач. Моя профессия относится к отрасли здравоохранение. По характеру – нематериальная, по периодичности – нужные иногда, по кругу потребителей - нужные немногим.

Иван, я - летчик вооруженных сил. Моя профессия относится к обороне, по

характеру - нематериальная, вынужденно необходимая, по периодичности нужная всем.

Учитель: У нас есть услуги, а теперь мы должны определить отрасли, которые производят эти услуги населению. Найдите подсказку на стр60.рис.19

Ученики:

  • Образование

  • Здравоохранение

  • Рекреационное хозяйство

  • Культура и искусство

  • Физкультура и спорт

  • Торговля

  • Общественное питание

  • Бытовое обслуживание

  • Коммунальное обслуживание


Учитель: Все эти отрасли объединяются в очень важную группу отраслей, которая называется сфера обслуживания. Далее продолжаем работать в парах. Обратите внимание у вас на столах лежат карточки с заданиями их всего 4 вида.

Первый вид заданий работа с таблицей, второй вид заданий составить перечень предприятий отраслей сферы услуг на территории южного округа, третий вид заданий работа с контурной картой, четвертый работа с диаграммами. Каждая группа выполняет только одно из этих заданий, на все это вам отводится пять минут, время пошло.


Самостоятельная работа.

Задание1. Составить перечень предприятий по отраслям производящим услуги и заполнить таблицу:

п/п

Название отрасли

Предприятия, производящие услуги

1.

Образование


2.

Здравоохранение


3.

Рекреационное хозяйство


4.

Культура и искусство


5.

Физкультура и спорт


6.

Торговля


7.

Общественное питание


8.

Бытовое обслуживание


9.

Коммунальное обслуживание


10.

Государственное управление


Учитель: Кто выполнял задание первое, поднимите руку. В чем заключалось ваше задание. Мы видим, что отраслей входящих в сферу облуживания много, мы возьмем лишь три отрасли: Торговлю, Культуру и искусство, Коммунальные услуги.

1. Кто подбирал предприятия культуры и искусства, прошу к доске, выберите из предложенного перечня те, которые относятся к данной отрасли.

2. Определите, к какой отрасли относятся предприятия, которые остались в списке? Зачем нам нужна торговля

3. Назовите предприятия, которые оказывают коммунальные услуги населению, ведь от качества услуг данной отрасли зависит наша с вами повседневная жизнь, тепло и уют в доме.

Слайд11

Учитель: Кто работал над вторым заданием. Зачитываем и даем ответ.

Задание 2. Составить перечень предприятий сферы услуг на территории Южного округа и выразить свое отношение к проблеме развития комплекса на территории района.

Предполагаемый ответ: На территории нашего округа есть много предприятий, которые оказывают услуги населению -это школы, детские сады, библиотеки, училища, техникумы, множество магазинов, рынки , химчистки и ателье, кинотеатры, дома культуры, цирк . Нам бы

хотелось, чтобы было больше спортивных площадок во дворах, у нас нет хорошего бассейна, недостаточно современных спортивных клубов хотелось, чтобы в нашем районе был хороший парк отдыха.

Слайд 12

Задание3. Используя статистический материал и послойную окраску создать карту «Развитие платных услуг на территории России».

Слайд 13

Статистический материал:

Стоимость платных услуг на душу населения по федеральным округам России.

п/п


Федеральный округ

Стоимость платных услуг на душу населения ( тыс.руб)

1.

Центральный

свыше 12

2.

Северо - Западный

10 -12

3.

Южный ( Северный Кавказ)

6-8

4.

Приволжский

менее 6

5.

Уральский

6- 8

7.

Сибирский

менее 6

8.

Дальневосточный

10 -12

Предполагаемый ответ. Используя статистический материал, мы создали карту «Развитие платных услуг на территории России». Самый высокий показатель платных услуг на территории Центрального федерального округа, он составляет более 12 тыс. руб. на душу населения. Ему уступает Северо- Западный и Дальневосточный федеральный округ на которые приходится по8- 10 тыс. рублей на душу населения. На территории двух

округов Южном, Уральском показатель платных услуг составляет от 6-8 тыс. руб. Самый низкий показатель платных услуг на территории Приволжского и Сибирского федеральных округов менее 6 тыс. руб. на душу населения. Мы думаем, что главная причина таких различий заключается в том, сколько стоят эти услуги и количестве людей проживающих на территории федерального округа.

Задание 4. Используя статистические материалы, сделайте сравнительный анализ занятости инфраструктурой территории Центрального района и Дальнего Востока. Используя статистический материал. Постройте круговые диаграммы. Слайд 14

п/п

Название района

Доля инфраструктуры в территории

в%

1.

Центральный

11

2.

Дальневосточный

0,5

Предполагаемый ответ. Анализируя, развитие инфраструктуры. Я пришла к выводу, что чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений: дорог, линий электропередач, водопроводов, зданий, сооружений, жилья. Например: в наиболее развитом районе страны - Центральном – инфраструктурой

занято11% территории, а на Дальнем Востоке – только 0,5% .Это можно объяснить тем, что в Центральном районе проживает больше людей, выше плотность населения и лучше развито хозяйство, чем на Дальнем Востоке.


Учитель: Действительного развитие отраслей сферы услуг во многом зависит от заселенности и экономического освоения территории.

Учитель: Обратите Внимание на рисм.19 стр. 60 ,что кроме сферы обслуживание в инфраструктурный комплекс входит еще одна группа отраслей. Что это за группа как она называется, чем занимается, какие отрасли включает?

Слайд15

Ученик: Это коммуникационная система. Коммуникация - это путь сообщения, связь одного места с другим. Охватывает транспорт и связь. И главная задача доставка грузов и пассажиров и передача информации. Слайд16

Учитель: Какие виды транспорта и связи вы знаете?

Ученик: Транспорт бывает автомобильный, железнодорожный, речной, морской, авиационный, трубопроводный, электронный. Связь бывает почтовая, телеграф, телефон, сотовая, Интернет.

Слайд17

Учитель: Может ли сфера обслуживания и другие отрасли экономики обойтись без транспорта и связи?

Ученик: Я думаю, что не может обойтись без транспорта и связи. Например, наша школа не может обойтись без автомобильного транспорта, он доставляет продукты в столовую, на транспорте мы добираемся в школу, не может она существовать и без связи: телефона, Интернета.

Учитель: Мы можем ответить на вопрос, какую роль играет третичный сектор в экономике? Связаны ли между собой экономическое развитие страны и развитие третичного сектора?

Ученики: Я считаю, что третичный сектор играет ключевую роль , в развитии экономики государств. Мы убедились, чем выше уровень развития третичного, тем лучше экономическое развитие, тем выше уровень жизни в стране. Если представить, что экономика единый организм, то Он является – основой фундаментом. Это скелет, кровеносная система хозяйства.

Учитель: Вот почему ведущие страны мира вкладывают много сил и средств в развитие третичного сектора. Вот почему правительство России считает этот инфраструктурный комплекс самым проблемным в хозяйстве страны и его развитие станет приоритетным направление на ближайшие десятилетия. Сейчас Женя расскажет нам о проблемах развития Инфраструктурного комплекса.

Слайд18,19,20,21,22

Урок подходит к концу. Какие выводы мы можем сделать по теме урок?

Учащиеся:

• Инфраструктурный комплекс жизненно важная группа отраслей современного хозяйства. От его развития зависит экономическая мощь страны.

• Долгое время комплекс считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому доля его в экономике страны на много ниже, чем в развитых странах.

• Становление инфраструктурного комплекса - приоритетное направление

современного экономического развития.

Слайд 23

Оценки за урок

Домашнее задание. § 13. Письменно закончить составлять перечень предприятия отраслей сферы обслуживания.

Слайд24

Мини проект:

Транспорт моего поселка, транссибирская магистраль - главная дорога страны, БАМ – будущее России или дорога в никуда.

IV. Закрепление. Тестирование.

Слайд 25

1.Установите соответствие:

Частота спроса Вид услуг

1.Повседневные А. Химчистка, прачечная, парикмахерская

2.Эпизодические Б. Покупка мебели, бытовой техники

3.Периодические. В. Покупка продуктов

2. Выберите лишнее:

Сфера услуг включает отрасли: образование, пищевую промышленность, культуру, спорт, сельское хозяйство, транспорт, коммунальное обслуживание, искусство.

3.Дополните: Совокупность сооружений, систем, служб, обеспечивающих условия для нормальной работы населения это_______________________.

Слайд26

Учитель: Урок окончен, можете быть свободны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока "Состав и значение третичного сектора в экономике России".

Автор: Романюта Валентина Петровна

Дата: 04.07.2015

Номер свидетельства: 222222

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Разработка урока "Третичный сектор экономики". "
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka-uroka-trietichnyi-siektor-ekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "168656"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423277604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства