kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока природоведение "Горные породы и минералы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является углубление знаний о горных породах. Работа учащихся в группах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых,изучение их свойств,заполнение таблицы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока природоведение "Горные породы и минералы"»

Урок природоведения в 5 классе на тему: «Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые.»

Подготовила и провела: учитель биологии и географии МАОУ «СОШ№82» г.Перми. Артес Т.В.

Цели урока: углубить знания о горных породах, рассмотреть их классификацию и происхождение.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомление с наиболее распространёнными горными породами, слагающими земную, их свойствами, происхождением, применением и способом добычи; закрепить знания учащихся о полезных ископаемых, месторождениях полезных ископаемых Пермского края.

Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности, расширение кругозора; умений работать с географической картой, учебником.

Воспитательные:

  • формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых), обоснование необходимости охраны полезных ископаемых.

Оборудование:

  • коллекция полезных ископаемых,

  • карта полезных ископаемых Пермского края,

  • знаки полезных ископаемых,

  • карточки для практической работы,

  • сборник П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»,

  • рисунок Хозяйки Медной горы,

  • салфетки.

Эпиграф к уроку: «Человек совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится… самое большее – взглянет, как прекрасны облака у него над головой… И ни разу не взглянет себе под ноги …»

(Карел Чапек)

Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Воспитание культуры учебного труда.

Актуализация опорных знаний.

Актуализация имеющихся знаний направлена на пробуждение интереса к получению новой информации.

- Какие оболочки Земли вы знаете? (Атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера.)

- Что такое литосфера? (Твёрдая оболочка Земли.)

- Каково внутреннее строение Земли? ( Землю составляют ядро, мантия и земная кора.)

- Из чего состоит земная кора? ( Из горных пород.)

- Что называется горной породой? (Горная порода – это плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.)

- Что называют минералами? (Минералы – то, из чего состоят горные породы).

- Что мы знаем о недрах Земли? ( В недрах Земли залегают разнообразные полезные ископаемые.)

- Что называют полезными ископаемыми? (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности.)

- Какими полезными ископаемыми богата наша Республика? Наш край? (Работа учащихся с географической картой – нефть, глина, известняк.)

Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, а вы никогда не задумывались, как возникли горные породы?

В слоях земной коры, как на огромных страницах каменной книги, запечатлена история планеты. Миллиарды лет ее создавали волны океанов и ветры, вулканы и ледники, стремительные потоки рек и землетрясения, тепло и давления в глубинах недр, мельчайшие бактерии, растительный и животный мир.

Горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны. Они отличаются по физическим свойствам, составу и своему происхождению.

Горные породы возникают в определенной геологической обстановке, и по условиям формирования среди них различают осадочные, магматические и метаморфические.

Осадочные породы образуются путем осаждения минеральных частиц или растворенных химических веществ из морской, озерной, речной воды или в результате накопления остатков организмов. Как правило, осадочные породы обладают хорошо выраженной слоистостью. К осадочным горным породам относят известняки, песчаники, глины, пески, гипс, каменная соль.

Большая группа горных пород образовалась в результате затвердевания огненно - жидкого вещества глубин Земли - магмы. Такие горные породы называются магматическими, или изверженными.

Преобразование магмы в горную породу происходит в разных условиях. Когда расплав застывает на глубине, возникают так называемые глубинные, или плутонические (по имени древнегреческого бога подземного царства Плутона). Наиболее широко распространены граниты.

Когда магма прорывается на поверхность, возникают излившиеся породы, или вулканические (Вулкан - бог огня и ремесел). Из них наиболее широко развиты базальты.

Очень своеобразны горные породы третей группы. Это метаморфические, т.е. измененные породы, формирующиеся в глубинах планеты из осадочных и магматических пород под влиянием высокой температуры, давления и химически активных веществ. Название пород этой группы связанно с греческим словом "метаморфоо", что значит превращаю.

При метаморфизме из кварцевых песчаников возникают кварциты, из известняков - мрамор, глины переходят в глиняные сланцы.


На доске схема:

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ



Магматическими Осадочные породы Метаморфические

Работа в тетрадях. Заполнение таблицы «Горные породы.»

п/п

Типы горных пород

Чем образованы

Примеры

1

Осадочные

Формируются путём осаждения минеральных частиц из морской воды, из обломков других горных пород или остатков организмов

Гранит, базальт Песок, мел, известняк, глина

2

Магматические

Образовались в результате остывания магмы.

Гранит, базальт

3

Метаморфические

Образуются из магматических горных пород под действием температуры и давления

Мрамор, кварцит, гнейс





Физкультминутка

Как живёшь?

- Вот так! (Дети встают и показывают большой палец)

- Как идёшь?

-Вот так! (Дети шагают на месте)

-Как бежишь?

-Вот так! (Бег на месте)

- Как летишь?

- Вот так! (Дети машут кистями рук)

- Как плывёшь?

-Вот так! (Махи руками)

- Как шалишь?

-Вот так! (Прыжки на месте с поворотами)

-Как сидишь? Вот так! (Дети садятся на место)

- А, сейчас, послушайте отрывок из одного произведения:

Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были…Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железную руду добывали. Легли, значит -то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, - ровно его кто под бок толкнул, проснулся. Глядит, а перед ним …

- Мать ты моя, да ведь это сама…

- Ребята, кто автор этих певучих строк? Как называется это произведение? И с кем повстречались заводские? ( П.П.Бажов. Малахитовая шкатулка. Повстречались с Хозяйкой медной горы.)

- Какие новые, непонятные для вас слова встретились в тексте? (Руда, рудник.)

Руды - это горные породы, из которых извлекают металлы. (Медная, цинковая, железная руда.)

Рудник – место добычи рудных полезных ископаемых.

С рудниками связано много поверий, легенд. Послушайте некоторые из них.

Давно это было, может тысячу лет назад, а может, и больше. Захотел жадный богач завладеть разными богатствами Урала. Поднялся он на гору Атач, да и прирос к ней. Хочет он одну ногу поднять, а не может, хочет другую, да гора не пускает – держит его за сапоги, подкованные железом. Так и остался жадный богач стоять на горной вершине.

И ещё рассказывают: Было у той горы большое сражение. Спрятались за неё уральские бойцы, а на них шло несметное войско Чингиз –Хана. И случилось чудо: сколько ни выпустят стрел воины Чингиз-хана, все стрелы к себе гора притягивает, сколько ни бросят копий, все к горе поворачивают. Легенды, конечно, выдумки. Но в каждой есть доля правды. Что же такого необычного в этой горе? (Магнитная гора состоит из магнитного железняка – магнитной руды. Вот эта руда и притягивает к себе металлические изделия.)

Люди издавна интересовались красотой и силой камня. Попробуем этим сегодня заняться и мы с вами. Хозяйка медной горы прислала нам свою шкатулку с приложенной к ней запиской. Если мы с вами отгадаем , то, что находится в шкатулке, то Хозяйка подарит ее содержимое нам.

Итак, давайте прочтём записку и попытаемся отгадать то, что находится в шкатулке.

1.Камень, находящийся в первой шкатулке, является очень твёрдой горной породой, магматического происхождения. Состоит из трёх минералов, одним из которых является слюда. Камень бывает серого, чёрного и красноватого оттенка. Иногда эти камни называют булыжниками. Булыжниками мостят дороги. Камни необходимы каменщикам для выкладки фундамента для домов; из них сооружают колонны, памятники. А ещё камень используется в строительстве как отделочный материал. Кто бывал в метро, подземном переходе, наверняка его видел. (Гранит.)


2.Этот камень тоже твёрдый, но может легко растворяться в воде. Его добывают из земли и из некоторых озёр. Особенно много его в морях и океанах. Вы едите его каждый день, когда садитесь обедать. Кто скажет, что ставят на стол в солонках? (Поваренная соль.)


3. Этот камень относится к метаморфической горной породе. Очень хрупкий, образован раковинами древнейших одноклеточных морских животных. Его используют маляры и фармацевты. Отличное средство гигиены полости рта: из очищенного камня приготовляют зубной порошок. (Мел.)


4. А этот камень – ровесник динозавров. Долго лежал в земле без доступа кислорода и окаменел. Образовался из древних папоротников. Горит и даёт много тепла, поэтому его используют как твёрдое топливо. Самый лучший сорт этого камня – антрацит. ( Каменный уголь.)


5. Это полезное ископаемое уже миллионы лет находится под землёй и представляет собой маслянистую горючую жидкость обычно тёмного цвета со своеобразным запахом. Используется как топливо. Кроме того, после дальнейшей переработки, используется в медицине. Из него получают вазелин, парафин. Образовалось из древних микроорганизмов, которых сейчас уже нет. Поэтому запасы этого полезного ископаемого, как и запасы каменного угля, на сегодняшний день ограничены. (Нефть.)


- Молодцы, загадки Хозяйки медной горы разгадали, а значит, получаем от неё подарки. Но я предлагаю вам ещё поработать с дарами и провести лабораторную работу.

Работа учащихся в группах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств, заполнение таблицы.

Практическая работа: «Изучение горных пород».

Название горных пород

Тип

горной породы

Свойства

Способ

добычи

Практи-ческое значение

Цвет

Агрегат

ное состояние

Прозрач-

ная или непрозрачная

Плотная или рыхлая

Гранит

магматичес-кая

серый,

розовый

твёрдый

непрозрач-

ный

плотный

карьеры

строительство

Поварен-

ная соль

осадочная

бесцветная

твёрдая

прозрачная

плотная

карьеры;

соляные озёра (высуши

вание)

в пищу

Мел

осадочная

белый

твёрдый

непрозрач-

ный

рыхлый

карьеры

для отделки помеще-ний;

в медицине

Каменный уголь

осадочная

чёрный

твёрдый

непрозрач-

ный

плотный

шахта

топливо


Учитель: Большие запасы полезных ископаемых скрыты у нас под ногами в земных недрах. К сожалению, запасы многих из них небезграничны, исчерпаемы. Мало осталось на Земле нефти, каменного угля. Поэтому люди должны найти новые, альтернативные источники энергии, топлива. Некоторые из них уже пытаются использовать и используют. Это энергия солнца, ветра, воды - неисчерпаемые природные ресурсы.


В заключении темы урока хотелось бы прочесть следующие строки.

Нам власти над природой не дано,

Хоть и стремились к той великой цели,

А ведь, вторгаясь, не учли одно –

Дитя всей жизни губим в колыбели.

Природные запасы открывать

Считалось как великая удача.

Мы у природы всё должны забрать –

Первейшая была у нас задача.

Исторгнута земная благодать.

Леса, поля и реки осквернили.

Не дай бы Бог Земля моя стонать

От всех тех ран, что мы ей причинили.

Обобщение.

- Дайте классификацию горных пород.

- Охарактеризуйте осадочные породы, магматические и метаморфические.

- Какие профессии вы знаете, связанные с темой нашего урока? ( Геолог, шахтёр, оператор по добыче нефти, металлург, ювелир и др.)

-- Как рисуется проблема будущего минеральных ресурсов, угрожает ли человечеству минеральный голод?

Итоги урока, выставление оценок

Домашнее задание.

1.Чтение материала учебника с 56 – 59, ответить на вопросы с. 60-61 учебника, приготовить сообщение о полезном ископаемом.

2.Нарисовать знаки полезных ископаемых встречающихся на территории Пермского края..






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока природоведение "Горные породы и минералы"

Автор: Артес Татьяна Владимировна

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 200034


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства