Сформировать знания обучающихся о способах ориентирования на местности.
-формировать умение обучающихся: определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут.
- формировать познавательный интерес к предмету.
Урок формирования и совершенствования знаний.
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компасы, демонстрационная модель компаса, карточки с заданиями разного цвета.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Орг. момент | Приветствие детей. -Проверим всё ли у нас готово к уроку. | На партах: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, линейка, оценочные листы | Формирование ответственного отношения к учению | | |
Определение темы, цели и задач урока, | Учитель предлагает детям прочитать эпиграф к уроку: «Стрелка компаса на север на север Показала направленье. И по плану ты проверил Путь дальнейшего движенья» И сформулировать тему урока. - Как вы думаете, какие знания вы должны получить на этом уроке? Учитель открывает 1,2 слайды презентации | Учащиеся формулируют тему урока. Учащиеся формулируют цель урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. | | | Самостоятельно формулировать тему урока, определять цель учебной деятельности. Самостоятельно искать средства достижения цели |
Планирование | Учитель предлагает открыть учебник на стр. 34. - Посмотрите, какие вопросы нам нужно будет разобрать. | Учащиеся читают информацию перед началом параграфа и определяют задачи урока. | | | Умение планировать пути достижения целей. |
Введение новых знаний | - Для чего нам нужно ориентироваться? - Познакомьтесь с этим вопросом в учебнике. - Что такое ориентирование? Какой вывод вы сделали? Запишите в тетрадь. Слайд 3 - Назовите основные стороны горизонта. Учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного ученика к доске. - Назовите направления промежуточных сторон? Добавьте их в свои схемы. Учитель раздаёт компасы. - Кто знает как называется этот прибор? Для чего он нужен? | Ответы учащихся. Дети читают п. 1 на ср. 34-35 Учащиеся проговаривают и записывают вывод в тетрадь. -С, Ю, З, В. Дети в тетрадях чертят схему сторон горизонта. Один ученик -на доске. Уч-ся добавляют направления промежуточных сторон. - Компас. Нужен для определения сторон горизонта. | Формирование готовности и способности к самообразованию. | Овладение основными навыками нахождения информации | Формирование умений выдвигать гипотезу и обосновывать её. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний |
| | Ученик представляет своё сообщение об истории создания компаса. | Формирование познавательной и информационной культуры | Овладение основными навыками нахождения информации. | Умение извлекать информацию из различных источников. |
Практическая работа | Слайды 4,5 «Правила работы с компасом» Учитель контролирует и оказывает индивидуальную помощь . Слайд 6. Встаньте и определите стороны горизонта в классе. - Определите, в какую сторону горизонта обращены окна класса? В каком направлении находится дверь? Ваш дом? Слайд 7. Познакомьтесь с текстом в учебнике на стр. 35-36 и запишите определение в тетрадь. Слайд 8. «Памятка «Последовательность определения азимута» | Уч-ся знакомятся с памяткой и сориентировывают компас. Уч-ся определяют стороны горизонта в классе, затем выполняют задание. Уч-ся под контролем учителя работают с вопросами на слайде. Дети работают с учебником, вывод записывают в тетрадь. | | Овладение элементарными практическими умениями использования приборов | Формирование и развитие учебной компетентности в области использования технических средств. |
Работа с рис. 20 учебника | | Работают с рисунком, определяют азимут на мельницу. | | | |
Работа в группах | Слайд 14 | Уч-ся работают в группах по карточкам. | Формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности. | Овладение практическими умениями | Умение работать в группе. |
| Представьте себе, что вы пошли в лес за грибами. Грибов много, вы увлеклись и… заблудились. Компаса у вас нет. Что делать? Не впадайте в панику, потому что ориентироваться можно разными способами. Какими? Кто знает? Слайды 9-14 | Ответы детей о способах ориентирования на местности. Уч-ся рассматривают способы ориентирования на местности. | Формирование экологического мышления. Осознавать единство и целостность окружающего мира. | Формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни. | Умение на практике пользоваться географическими знаниями. |
Рефлексия. Выставление оценок по оценочным листам. | Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал? | Дети проводят рефлексию, отвечая на вопросы учителя. | | Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний. | Формирование умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников. |
Домашнее задание | §6, стр. 37 задания 1-9 Узнайте какими ориентирами воспользовался Митраша, герой рассказа «Кладовая солнца» М.М. Пришвина Сделать карточки для определения азимута. | Уч-ся выбирают и записывают задания в дневник | Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с книгами | Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению географичесих знаний. | Овладение навыками самостоятельного приобретения знаний. |