Конспект урока по географии на тему "Многообразие животных и их значение"
Конспект урока по географии на тему "Многообразие животных и их значение"
Конспект предназначен для учащихся 5 класса по предмету естествознание, учебник авторов Б.Ш.Абдиманапов, А.В. Прищепина, Л.М. Фокина . Можно использовать и при обучении по др. учебнику. На этом уроке учащимся необходимо усвоить сразу несколько понятий. Этапы изучения нового материала можно изменять исходя из особенностей учебника. В конспекте имеются ребусы. Дополнительно к уроку по этой теме разработана "Презентацияк уроку на тему: Многообразие животных и их значение", которую можно скачать на сайте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии на тему "Многообразие животных и их значение" »
Тема урока: «Многообразие животных и их значение».
Тип урока:
Цель урока: Познакомить разнообразием видового состава животных и классификацией по групповым признакам.
Задачи:
ознакомление с классификацией животных (одноклеточные, многоклеточные, позвоночные, беспозвоночные), типом питания, расширение и углубление знаний детей о многообразии и роли животных в природе;
развитие познавательного интереса учащихся, умение учащихся работать с дополнительной литературой;
продолжить воспитание чувства ответственности каждого за результат совместной деятельности.
УМК: Учебник «Естествознание» Б.Ш.Абдиманапов, А.В. Прищепина, Л.М. Фокина, Алматы «Атамура», 2010 г.
Оборудование:
Презентация, раздаточный материал, картинки животных, листочки для тестов, ребусы, раздаточный материал для контроля и самопроверки знаний, дополнительная литература или распечатать информацию о животных по группам (Рыбы, амфибии, рептилии, млекопитающие.).
Ход урока.
I ЭТАП. Организация начала урока.
Слайд №1
приветствие;
проверка готовности учащихся к занятию, быстрое включение их в деловой ритм.
настрой на изучение нового материала.
II ЭТАП. Проверка выполнения домашнего задания.
Слайд №2
Тест «Согласен – не согласен»
- Если утверждение верно, то в клеточке с номером утверждения вы ставите точку, а если не верно, зачеркиваете номер утверждения.
(ответ)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Слайд №3
1.Живые организмы делятся на 4 царства: грибы, бактерии, растения, животные.
2. Все населяющие Землю растения образуют флору.
3. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими называется гидросферой.
4. Представители царства животных - верблюд, кит, пингвин, петух, муравей.
Слайд №4
5. Представители класса грибов - мухомор, сыроежка, опята, боровик.
6. Первые живые существа возникли на суше.
7. Растения питаются готовыми органическими веществами.
8. Представители царства растений - малина, рябина, крапива, полынь, тополь.
9. Живые организмы участвуют в разрушении горных пород, в образовании почвы, полезных ископаемых.
III ЭТАП. Подготовка к активной деятельности на основном этапе занятия.
Слайд №5
- Сколько царств живой природы вы знаете? Я думаю, что вы легко определяете представителей царств. Проверим вашу внимательность. Игра «Третий лишний»
(Нужно убрать «лишнего», можно использовать презентацию или можно распечатать тестом и убирать слово в сторону, в столбик).
Сыроежка, мухомор, муравей.
Кенгуру, бамбук, ананас.
Кактус, скорпион, папоротник.
Голубика, гранат, галка.
Мухоловка, росянка, эвглена зеленая.
IV ЭТАП. Усвоение новых знаний
Слайд №6
Актуализация опорных знаний.
- Скажите, а к какому царству можно отнести всех представителей, которые оказались «лишними».
- Что вы уже знаете о царстве Животных?
- А что мы еще можем узнать о животных?
-Как вы думаете, чем отличаются животные друг от друга?
Рассказ учителя.
- Среди обитателей нашей планеты насчитывают огромное количество животных. Никто не может точно сказать, сколько видов живых организмов существует на планете. Одни насчитывают 5-6 млн., другие 25-30 млн. Всего же описано около 2 млн. видов животных. Количество известных видов постоянно увеличивается. По сравнению с растениями и грибами животные отличаются большей подвижностью, не способны к фотосинтезу и питаются готовыми органическими веществами.
Животные бывают одноклеточные и многоклеточные.
- Как вы думаете, почему их так назвали? (много или 1 клетка)
Слайд №7
К одноклеточным организмам относятся: уникальные и невидимые невооруженным глазом бактерии и простейшие.
- Бактерии своеобразные санитары нашей планеты. Они разрушают сложные органические вещества трупов животных и растений, тем самым способствуют образованию перегноя. Бактерии используют в промышленности: химической (для получения спиртов, кислот), в медицинской (для получения гормонов, антибиотиков, витаминов и ферментов), пищевой (для получения кисломолочных продуктов, квашения овощей).
- Все простейшие состоят из одной клетки (и просто устроены), но эта клетка целый организм, ведущий самостоятельное существование.
(Амебу можно обнаружить в небольших мелких прудах с илистым дном (с загрязненной водой).
Инфузория туфелька – обитатель водоемов с загрязненной водой.
Эвглена зеленая – живет в прудах, загрязненных гниющими листьями, в лужах.
Инфузория туфелька – очищает водоемы от бактерий.)
Слайд №8
Многоклеточные животные делятся на беспозвоночных и позвоночных.
У беспозвоночных животных отсутствует позвоночник.
- Как вы думаете, какие животные относятся к беспозвоночным? (Черви, моллюски, иглокожие, членистоногие, и некоторые другие группы животных).
Слайд №9, 10
К беспозвоночным животным принадлежат разнообразнейшие свободноживущие простейшие и губки, медузы и кораллы. К ним же относятся удивительные по красоте окраски и форме раковин моллюски. Беспозвоночными являются крабы и раки, морские звезды и ежи. Многочисленны и разнообразны опасные для человека и других живых организмов паразитические животные.
Слайд №11
- А роль беспозвоночных животных в природных экосистемах колоссальна!
Так, дождевые черви, играют большую роль в почвообразующих процессах, многочисленные насекомые: опылении растений, биологической защите сельскохозяйственных культур.
Слайд №12
И в то же время, многие хвое- и листогрызущие вредители, как и стволовые, наносят большой вред растениям, и с ними ведется постоянная и непримиримая борьба.
Работа с дополнительной литературой.
Слайд №13
- Что является характерной особенностью позвоночных животных? (есть позвоночник)
- Какие животные мы отнесем к позвоночным?
Позвоночных делят на 5 основных групп, или классов, каждая из которых характеризуется особым образом жизни и специфическим анатомическим строением. (Класс: Рыбы, земноводные (амфибии), пресмыкающиеся (рептилии), птицы, млекопитающие (звери)).
(Класс разделить на группы по 4 человека)
- Используя дополнительную литературу, составьте краткое описание об этих животных. Приведите примеры животных. (Каждой группе об одном виде животных)
Проверка ответов.
Дополнительная информация
Слайд №14
Рыбы - это водные животные, которые дышат жабрами, у них нет ног, но есть плавники, и их тело обычно покрыто чешуей.
Слайд №15,16
Амфибии (лягушки, тритоны, саламандры. В отличие от рыб, у амфибий на теле полностью отсутствует чешуя.
Слайд №17,18
Рептилии передвигаются ползком — пресмыкаются, отсюда их второе название — пресмыкающиеся. Сегодня рептилий осталось относительно немного, к ним относятся черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи.
Слайд №19
Птицы. Первая известная птица, археоптерикс, на самом деле очень напоминает динозавра с перьями: он имел признаки как рептилий (зубы и длинный хвост, состоящий из позвонков), так и птиц (перья). В настоящее время существует более 8000 видов птиц, которые живут в разнообразных условиях, в том числе в холодных регионах Антарктики.
Слайд №20
Млекопитающие. Тело млекопитающих покрыто шерстью, и у них есть особые железы, выделяющие молоко, которым они вскармливают детенышей. В отличие от позвоночных, откладывающих яйца и называемых яйцекладущими, млекопитающие (за исключением утконоса и ехидны) являются живородящими: они рождают живых детенышей.
Работа с учебником.
Слайд №21
- Животные также отличаются по способу питания. На какие группы делятся? Давайте найдем ответ на этот и другие вопросы в вашем учебнике.п-44, стр.107
(вопросы на доске)
На какие группы делятся животные по способу питания?
Могут ли животные приносить вред человеку?
Нужно ли охранять животных?
Ответы учащихся.
V ЭТАП. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.
Слайд №22
- Восстановите слова, вставив пропущенные буквы. Объясните значение понятий.
1
п
о
з
в
о
н
о
ч
н
ы
е
2
б
е
с
п
о
з
в
о
н
о
ч
н
ы
е
3
о
д
н
о
к
л
е
т
о
ч
н
ы
е
4
м
н
о
г
о
к
л
е
т
о
ч
н
ы
е
Животные, у которых есть позвоночник.
Животные без позвоночника.
Простейшие, состоящие из одной клетки.
Животные, состоящие из множества клеток.
VI ЭТАП. Закрепление знаний
Слайд №23
1. Работа с картинками.
- Я буду называть животных, а вы должны выписать их в 2 столбика, по типу строения.
Определите, к какой группе относятся эти животные.
1. По строению (одноклеточные, многоклеточные, позвоночные, беспозвоночные)
2. Если животное относится к группе позвоночных, то к какому классу относятся.
3. По способу питания.
(ответы учащихся)
VII ЭТАП. Контроль и самопроверка знаний
Слайд №27
Найдите ошибки в тексте.
Все животные отличаются по строению и образу жизни. Самые простые и маленькие животные, например амебы и пауки, состоят из одной клетки. Их называют одноклеточными. Большинство животных многоклеточные. Среди них есть беспозвоночные: стрекоза, бабочка, паук, скорпион, змея, тритон. Большую группу составляют позвоночные животные: рыбы, амфибии, рептилии, птицы, звери и паразиты. По способу питания все животные делятся на 2 группы: растительноядные и хищники (есть еще всеядные и паразиты). Животные играют важную роль в жизни человека. От них получают важнейшие продукты питания и сырье для промышленности. Но некоторые животные приносят вред.
VIIIЭТАП. Подведение итогов занятия
Слайд №28
- Что нового вы узнали на уроке? Что удивило?
- На какие группы делятся животные?
- Почему нужно беречь животных?
IX ЭТАП. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Слайд №29
Д/З § 44, стр. 107 читать и отвечать на вопросы. Знать определения.
Дополнительно (по желанию, оценивается отдельно) на альбомном листе (А-4) подготовить реферат о 1 животном на выбор.