kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока: Обобщение по теме"Африка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является заключительным по теме:"Африка" - обобщающе-контролирующим.

Цель урока: 1)Обобщить и систематизировать материал по теме, определить уровень знаний учащихся по теме.

2) Развивать мыслительную активность учащихся, умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, выявлять причинно - следственные связи.

3) Воспитывать ответственность, инициативность, чувство товарищества, взаимовыручки, географическую культуру, эстетическое восприятие географических объеков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Обобщение по теме"Африка" »

Тема урока: обобщение по теме «Африка»

Цель урока:

  1. Обобщить систематизированный материал, оценить качество и определить уровень знаний учащихся по теме: «Африка»

  2. Развивать мыслительную активность учащихся, умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, выявлять причинно-следственные связи

  3. Воспитывать ответственность, инициативность, чувство товарищества, взаимовыручки; географической культуру и эстетическое восприятие географических объектов.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, АРМ учителя, презентации, раздаточный дидактический материал

Ход урока:

I.Организационный момент (слайд 1)

Проверить готовность учащихся к уроку, психологическую настроенность на урок.

II.Вступительное слово учителя.

Ребята, мы с вами изучили материал Африка, побывали в самых различных ее уголках, познакомились с климатом, рельефом, ПК материка; изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения. Все это позволило составить образ Африки, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.

Сегодня на уроке мы заканчиваем изучение материка Африка, закрепляем и обобщаем наши знания, узнаем еще много нового и интересного (слайд 2)

III.Правила игры.

Сегодня мы с вами поиграем.

Класс разделим на 3 команды. Команды выполняют задания, участвуют в конкурсах. Задания могут быть письменные или устные. За каждое задание каждой группе выставляются баллы. Если у команды нет ответа, то может ответить другая команда, получая баллы за каждый верный ответ. Команда, которая наберет наибольшее количество баллов станет победителем, при этом учитывается вклад каждого участника команды.

Кроме этого будет оценен каждый учащийся за свои знания по теме, учёт знаний будет проведён в форме числового диктанта.

Итак, в путь!

Счастливой игры вам, ребята!

Представление команд, капитанов.



IV. Ход игры.

1.Разминка (слайд 3)

Учитель задает каждой группе вопросы, на которые учащиеся сразу отвечают. Каждый ученик может ответить только на один вопрос.

Если в группе нет ответа, то отвечает учащийся другой группы, получая дополнительно 1 балл. Максимальное количество баллов за данное задание – 6 баллов.

Примеры вопросов:

1 группа

1. Самый большой остров у берегов Африки? (Мадагаскар)

2. Крайняя западная точка материка?(м. Альмади)

3. Какой тип климата в Сахаре? (тропический)

4. Народы, какой расы живут на севере Африки?(европеодиной)

5. Озеро, которое меняет свои очертания? (Чад)

6. Водопад на реке Замбези?(Виктория)

2 группа

1.На скольки литосферных плитах располагается Африка?(одной)

2. Сколько климатических поясов в Африке? (4)

3. Самые низкорослые люди в Африке? (пигмеи)

4. Пролив между Африкой и Евразией? (Гибралтарский)

5. Растительность богата в Сахаре только в …? (оазисах)

6. Море на севере Африки? (Средиземное)

3 группа

1. Площадь Африки?(29,2 млн км кв.)

2. Пустыня на севере Африки? (Сахара)

3. Природная зона в Африке, занимающая самую большую площадь? (саванны)

4.Самая крупная птица на материке?(африканский страус)

5. Океан, омывающий Африку с запада?(Атлантический)

6. Временные реки, протекающие в пустыне? (вади)



2.Собери карту (слайд 4)

(максимальное количество баллов- 10)

Отметить географические объекты на контурной карте. Проверка по слайду.

(слайд 5)



3.Назовите «четвертый – лишний» и объясните почему. (слайд 6)

(максимальное количество баллов-4)

  1. Ливингстон, Стэнли, Беринг, Юнкер (Беринг не изучал Африку)

  2. Гибралтарский, Мозамбикский, Басов, Баб-эль-Мандебский (Басов пролив находится у берегов Австралии, остальные – у Африки)

  3. Зебры, жирафы, слоны, львы (лев – хищник)

  4. Виктория, Чад, Эйр, Ньяса (озеро Эйр в Австралии).



4. «Самое-самое» (слайд 7)

(максимальное количество баллов-9)

1. Самая длинная река мира, несущая свои воды от экватора до Средиземного моря?(Нил)

2. Самая большая по площади природная зона Африки?(саванна)

3. Самые «страшные» горы Африки?(Драконовы)

4. Самая многоводная река материка, занимающая второе место в мире по площади своего бассейна?(Конго)

5. Самое длинное озеро в мире, находящееся в разломе?(Танганьика)

6. Самые высокие животные, обитающие в африканской саванне?(жираф)

7. Самая «великая» пустыня?(Сахара)

8. Самое уникальное и удивительное растение пустыни Намиб, которое сохраняет листья в течение всей жизни?(вельвичия)

9. Самая крайняя северная точка Африки?(м. Рас-Энгела)





5.Конкурс художников (слайд 8)

(максимальное количество баллов- 4)

От каждой команды приглашается 1 художник, который должен с закрытыми глазами на доске нарисовать контуры Африки. Оценивается правильность, быстрота выполнения.





  1. Разреши проблему (слайд 9)

(максимальное количество баллов- 8)



Найти ошибки и определить тип климата.

Где-то под руками были близко

Капитана одного записки.

Мир Африки ему знаком,

Он себя считает знатоком.

Попытайтесь-ка найти при чтении,

Что здесь подвергается сомнению.

1 группа - экваториальный пояс.

Этот тип климата занимает часть бассейна реки Конго и побережье Аденского залива. Отличается постоянством. Круглый год лето, высокие температуры воздуха, много осадков, т.к. преобладает высокое давление. Утром бывает ясная погода. Днем, воздух, насыщенный влагой, устремляется вверх. Образуются перистые облака. После полудня разражается ливень, часто сопровождаемый сильнейшей бурей и грозой. С наступлением бури деревья кидаются из стороны в сторону. Молнии бороздят тучи, дождь разражается с тропической яростью, все превращается в хаос. Но через несколько минут ливень словно тушит всю эту огненную бурю, и когда он кончился, лес уже снова стоит тихо и величаво. К вечеру опять наступает ясная погода.

2 группа - субэкваториальный пояс.

Этот тип климата занимает территорию, примерно до 15 – 200 широты к северу и к югу от экватора. Здесь выделяются два сезона: сухое лето и влажная зима. С приходом зенитального положения солнца наступает дождливое время. Оно начинается внезапно, сразу, и в течение трёх недель пустыня заливается огромными потоками воды. Вода занимает все расщелины, впадины и насыщает иссохшую землю. Болота переполняются водой, а все низины превращаются в озёра. Как по волшебному мановению. Всё покрывается роскошной травой. Количество осадков и продолжительность сезона дождей увеличиваются по направлению к тропикам.

3 группа - тропический пояс.

Лето здесь очень жаркое, небо безоблачное. Солнце нагревает поверхность камней и песка до 700, температура воздуха поднимается до 400 и выше. В связи с отсутствием облаков колебания суточных температур очень маленькие. Осадков практически нет из – за пониженного давления. Днём раскаленным сухим воздухом трудно дышать. Всё живое прячется в расщелинах камней, в корнях высохших трав. Летом часто дует сильнейший ветер – самум, несущий тучи песка. Дюны на глазах оживают, горизонт меркнет, пыль закрывает солнце. Беда тому, кто не укроется вовремя от бури. В Южной Африке этот пояс занимает меньшую площадь. Тёплое течение Атлантического океана неблагоприятствует выпадению здесь дождей. Единственный источник увлажнения – роса.



  1. Путешественники (слайд 10)

(максимальное количество баллов- 6)

На доске вывешиваются таблички с именами великих путешественников, которые известны учащимся из курса географии. Задание: оставить на доске только те таблички, на которых указаны имена ученых, путешественников, которые изучали или открывали Африку. (Лазарев, Д. Кук, Васко да Гамма, Юнкер, Ливингстон, Магеллан). Соотнесите их фамилии с открытиями.

Васко да Гамма – открыл новый путь в Индию

Юнкер - изучение Центральной и Восточной Африки

Ливингстон – исследование реки Замбези.



  1. Пантомима (слайд 11)

Каждой команде нужно изобразить при помощи жестов, мимики природные явления (5 баллов). Командам противникам – отгадать, что это было и показать данный объект на карте (макс. 5 баллов)

1 – разлив реки Нил

2 – извержение влк Килиманджаро

3 – грохот водопада Виктория.





  1. Природные зоны (слайд 12)

(максимальное количество баллов- 5)

11. Конкурс «Кто такой? Что такое?» (слайд 13)

(максимальное количество баллов- 10 )

Командам предлагается географический или природный объект. Необходимо наиболее полно ответить на вопрос: «Кто такой? Что такое?»

1 группа

1)Намиб (самая сухая пустыня, расположенная на юго-западе Африки)

2)Гепард (самое быстрое животное, обитающее в африканских саваннах)

3)Чад (пересыхающее озеро в Сахаре или страна в Центральной Африке)

4)Гондвана (древний материк, в результате раскола которого и образовалась Африка)

5)Окапи (эндемик, животное, обитающее во влажных экваториальных лесах, саваннах и редколесьях).


2группа


1)Баобаб (дерево, растущее в саваннах)

2)Сомали (единственный крупный полуостров, который находится на востоке материка или страна Восточной Африки)

3)Танганьика (самое глубокое озеро, расположенное на востоке в системе Великих Африканских разломов)

4)Арабы (народ Северной Африки, самый многочисленный в Африке)

5)Нигер (река на западе Африки или страна Западной Африки)

3группа

1) Ливингстон (английский путешественник, исследователь Южной Африки, открывший водопад Виктория)

2)Килиманджаро (потухший вулкан, высшая точка Африки – 5895м )

3)Виктория (самое большое по площади озеро в Африке)

4) Пигмеи (самые низкорослые жители Земли, проживающие в экваториальной Африке)

5) Конго (самая полноводная река в Африке или страна Центральной Африки).

  1. Конкурс «шпаргалок» (слайд 14)

(максимальное количество баллов-5)

Д/з у групп было выполнить шпаргалку, соблюдая определенные ограничительные условия:

«Шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4

В шпаргалке нет текста. Информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематическими рисунками, стрелками

Количество слов и других единиц информации ограничено, соответствует определенным условиям: на листе может быть не более 15 слов, 5 условных знаков, 10 стрелок или линий.

Тема, по которой составлена шпаргалка: природные зоны Африки.



11.Почемучки (слайд 15-17)

Команды получают карточку с тремя вопросами. Отвечают устно, на каждый вопрос разные учащиеся группы. За каждый правильный ответ команды получают по два балла. Максимум за задание можно получить шесть баллов.

1 группа

1. Почему берега озера Чад обозначены на карте прерывистой линией?

2. Почему деревья в экваториальном лесу растут в несколько ярусов, а кустарники и травяной покров здесь развиты слабо?

3. Почему бассейн рек Атлантического океана больше бассейна рек Индийского океана?

2 группа

1. Почему самой полноводной рекой в Африке считается Конго?

2. Почему Африка самый жаркий материк?

3. Почему в пустынях растительность скудная, местами отсутствует совсем?

3 группа

1. Почему для рек Африки характерно обилие порогов и водопадов?

2. Почему озеро Танганьика отличается большими глубинами и крутыми склонами?

2. Почему почвы в пустынях содержат мало органических веществ?

12.Угадай страну (слайд 18-20)

Угадай по описанию страну Африки.

Максимальное количество баллов- 5

13.Домашнее задание

Каждая группа защищает подготовленное д/з

- памятка туристу, уезжающему в Африку.

Максимальное количество баллов- 5.

IV. Подведение итогов урока (жюри)

V. Проверка знаний учащихся. (числовой диктант). Взаимопроверка. Оценивание.

Проверочная работа по теме: « Африка» (для слабых учащихся)

( Выберите правильные утверждения).

1 Вариант.1. Экватор пересекает Африку почти по середине.

2. Ближе всего из материков расположена Антарктида.

3. Крайняя северная точка Африки – мыс. Игольный.

4. В Африке преобладают возвышенности и плоскогорье.

5. Высшая точка Африки – гора Кения.

6. Африка – самый жаркий материк.

7. Самое жаркое место- район города Триполи.

8. Водопад Виктория открыт Д. Ливингстоном.

9. В саваннах живет лев – самое быстроногое животное.

10. Арабы населяют север материка.

2 Вариант.

1. Африку пересекает северный и южный тропики.

2. Большая часть Африки лежит в Южном полушарии.

3. У берегов Африки лишь один крупный остров – Мадагаскар.

4. В восточной части материка протянулся Великий разлом.

5. Большая часть материка лежит в экваториальном климатическом поясе.

6. Больше всего осадков выпадает в Атласских горах.

7. Самая длинная река - Конго.

8. Баобаб – растение саванн.

9. В саваннах юга Африки живут пигмеи.

10. Крупнейшее государство Африки – Судан.



Для сильных учащихся дополнительное задание:

1 вариант

  1. Установите соответствие

Природная зона Растения и животные

1. Экваториальные леса а) травы, баобабы, жирафы, слоны

2. Саванны б) пальмы, фикусы, лианы, гориллы, окапи, 3. Пустыни в) колючие кустарники, ящерицы, змеи, скорпионы

  1. Установите соответствие

Климатический пояс Особенности климата

1. Экваториальный а) смена ТВМ и УВМ, жаркое сухое лето и влажная зима

2. Тропический б) теплый и влажный в течение всего года 3. Субтропический в) жаркий, сухой, господство ТВМ









2 вариант

  1. Установите соответствие

Природная зона Растения, животные

1. Экваториальные леса а) алоэ, молочай, шакалы, гиены

2. Саванны б) пальмы, эбеновое дерево, окапи, шимпанзе

3. Пустыни в) травы, зонтичные акации, зебры, бегемоты

  1. Установите соответствие

Климатический пояс Особенности климата

1. Экваториальный а) 2 сезона: сухая зима и влажное лето, смена ЭВМ и ТВМ

2. Субэкваториальный б) постоянство, высокие tº, большая влажность

3. Тропический в) жаркий, сухой, большая суточная амплитуда tº

VI.Поощрение команд.

- Я знала, все у нас получится, Африку мы с вами будем знать. Все ребята молодцы, в журнал вам поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключении хочу сказать, что лучше географии предмета не сыскать, мир географии огромен, стремитесь вы его познать.























Назовите «четвертый – лишний» и объясните почему.

Команда__________________________________________

(максимальное количество баллов-4)



  1. Ливингстон, Стэнли, Беринг, Юнкер

  2. Гибралтарский, Мозамбикский, Басов, Баб-эль-Мандебский

  3. Зебры, жирафы, слоны, львы

  4. Виктория, Чад, Эйр, Ньяса







Назовите «четвертый – лишний» и объясните почему.

Команда__________________________________________

(максимальное количество баллов-4)



  1. Ливингстон, Стэнли, Беринг, Юнкер

  2. Гибралтарский, Мозамбикский, Басов, Баб-эль-Мандебский

  3. Зебры, жирафы, слоны, львы

  4. Виктория, Чад, Эйр, Ньяса







Назовите «четвертый – лишний» и объясните почему.

Команда__________________________________________

(максимальное количество баллов-4)



  1. Ливингстон, Стэнли, Беринг, Юнкер

  2. Гибралтарский, Мозамбикский, Басов, Баб-эль-Мандебский

  3. Зебры, жирафы, слоны, львы

  4. Виктория, Чад, Эйр, Ньяса





«Самое-самое».

Команда _________________________________

1. Самая длинная река мира, несущая свои воды от экватора до Средиземного моря?

2. Самая большая по площади природная зона Африки?

3. Самые «страшные» горы Африки?

4. Самая многоводная река материка, занимающая второе место в мире по площади своего бассейна?

5. Самое длинное озеро в мире, находящееся в разломе?

6. Самые высокие животные, обитающие в африканской саванне?

7. Самая «великая» пустыня?

8. Самое уникальное и удивительное растение пустыни Намиб, которое сохраняет листья в течение всей жизни?

9. Самая крайняя северная точка Африки?



«Самое-самое».

Команда _________________________________

1. Самая длинная река мира, несущая свои воды от экватора до Средиземного моря?

2. Самая большая по площади природная зона Африки?

3. Самые «страшные» горы Африки?

4. Самая многоводная река материка, занимающая второе место в мире по площади своего бассейна?

5. Самое длинное озеро в мире, находящееся в разломе?

6. Самые высокие животные, обитающие в африканской саванне?

7. Самая «великая» пустыня?

8. Самое уникальное и удивительное растение пустыни Намиб, которое сохраняет листья в течение всей жизни?

9. Самая крайняя северная точка Африки?



«Самое-самое».

Команда _________________________________



1. Самая длинная река мира, несущая свои воды от экватора до Средиземного моря?

2. Самая большая по площади природная зона Африки?

3. Самые «страшные» горы Африки?

4. Самая многоводная река материка, занимающая второе место в мире по площади своего бассейна?

5. Самое длинное озеро в мире, находящееся в разломе?

6. Самые высокие животные, обитающие в африканской саванне?

7. Самая «великая» пустыня?

8. Самое уникальное и удивительное растение пустыни Намиб, которое сохраняет листья в течение всей жизни?

9. Самая крайняя северная точка Африки?



«Разреши проблему»

Команда____________________________________



…………………….. пояс.

Этот тип климата занимает часть бассейна реки Конго и побережье Аденского залива. Отличается постоянством. Круглый год лето, высокие температуры воздуха, много осадков, т.к. преобладает высокое давление. Утром бывает ясная погода. Днем, воздух, насыщенный влагой, устремляется вверх. Образуются перистые облака. После полудня разражается ливень, часто сопровождаемый сильнейшей бурей и грозой. С наступлением бури деревья кидаются из стороны в сторону. Молнии бороздят тучи, дождь разражается с тропической яростью, все превращается в хаос. Но через несколько минут ливень словно тушит всю эту огненную бурю, и когда он кончился, лес уже снова стоит тихо и величаво. К вечеру опять наступает ясная погода.

«Разреши проблему»

Команда____________________________________



………………………. пояс.

Этот тип климата занимает территорию, примерно до 15 – 200 широты к северу и к югу от экватора. Здесь выделяются два сезона: сухое лето и влажная зима. С приходом зенитального положения солнца наступает дождливое время. Оно начинается внезапно, сразу, и в течение трёх недель пустыня заливается огромными потоками воды. Вода занимает все расщелины, впадины и насыщает иссохшую землю. Болота переполняются водой, а все низины превращаются в озёра. Как по волшебному мановению. Всё покрывается роскошной травой. Количество осадков и продолжительность сезона дождей увеличиваются по направлению к тропикам.

«Разреши проблему»

Команда____________________________________



………………………. …пояс.

Лето здесь очень жаркое, небо безоблачное. Солнце нагревает поверхность камней и песка до 700, температура воздуха поднимается до 400 и выше. В связи с отсутствием облаков колебания суточных температур очень маленькие. Осадков практически нет из – за пониженного давления. Днём раскаленным сухим воздухом трудно дышать. Всё живое прячется в расщелинах камней, в корнях высохших трав. Летом часто дует сильнейший ветер – самум, несущий тучи песка. Дюны на глазах оживают, горизонт меркнет, пыль закрывает солнце. Беда тому, кто не укроется вовремя от бури. В Южной Африке этот пояс занимает меньшую площадь. Тёплое течение Атлантического океана неблагоприятствует выпадению здесь дождей. Единственный источник увлажнения – роса.

Лазарев

Д. Кук

Васко да Гамма

Юнкер

Ливингстон

Магеллан





Открытие нового пути в Индию



Изучение Центральной и Восточной Африки



Исследование реки Замбези

















1 – разлив реки Нил





2 – извержение влк Килиманджаро





3 – грохот водопада Виктория.





















«Угадай природную зону»

Команда__________________________________

Назвать пять ключевых слов и словосочетаний, с помощью которых они могли бы описать одну из природных зон Африки.



«Угадай природную зону»

Команда__________________________________

Остальные члены команды: расселить животных по природным зонам.

1. Слон 2. Верблюд 3. Жираф 4. Мартышка 5. Зебра 6. Лисица-фенек

7. Горилла 8. Антилопа-гну 9. Скорпион

«Угадай природную зону»

Команда__________________________________



Назвать пять ключевых слов и словосочетаний, с помощью которых они могли бы описать одну из природных зон Африки.

«Угадай природную зону»

Команда__________________________________

Остальные члены команды: расселить животных по природным зонам.

1. Слон 2. Верблюд 3. Жираф 4. Мартышка 5. Зебра 6. Лисица-фенек

7. Горилла 8. Антилопа-гну 9. Скорпион

«Угадай природную зону»

Команда__________________________________



Назвать пять ключевых слов и словосочетаний, с помощью которых они могли бы описать одну из природных зон Африки.



«Угадай природную зону»

Команда__________________________________

Остальные члены команды: расселить животных по природным зонам.

1. Слон 2. Верблюд 3. Жираф 4. Мартышка 5. Зебра 6. Лисица-фенек

7. Горилла 8. Антилопа-гну 9. Скорпион



Влажные экваториальные леса

Саванны

Тропические пустыни



Влажные экваториальные леса

Саванны

Тропические пустыни



Влажные экваториальные леса

Саванны

Тропические пустыни











1 группа

1. Почему берега озера Чад обозначены на карте прерывистой линией?

2. Почему деревья в экваториальном лесу растут в несколько ярусов, а кустарники и травяной покров здесь развиты слабо?

3. Почему бассейн рек Атлантического океана больше бассейна рек Индийского океана?





2 группа

1. Почему самой полноводной рекой в Африке считается Конго?

2. Почему Африка самый жаркий материк?

3. Почему в пустынях растительность скудная, местами отсутствует совсем?





3 группа

1. Почему для рек Африки характерно обилие порогов и водопадов?

2. Почему озеро Танганьика отличается большими глубинами и крутыми склонами?

2. Почему почвы в пустынях содержат мало органических веществ?


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока: Обобщение по теме"Африка"

Автор: Фриде Ольга Леонидовна

Дата: 15.09.2015

Номер свидетельства: 230981


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства