kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока"Морской путь в Индию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Морской путь в Индию"разработан для учащихся 5 класса,Главная цельурока сформировать представление об эпохе Великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территории Земли.Урок объясняет  результат географических открытий и путешествий на развитие и накопление географических знаний,  значение прокладывания пути в Индию.Описывает жизнь и деятельность Бартоломеу Диаша и Васко да Гамы. Выявляет роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока"Морской путь в Индию" »

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: Морской путь в Индию.

Цель урока: формирование представлений об эпохе Великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территории Земли.

Тип урока: урок открытия нового знания с элементами учебного исследования, игра.

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные -

объясняет:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • влияние путешествий на развитие географических знаний; значение прокладки морского пути в Индию.

определяет:

  • причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий;

составляет

  • описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гамы;

выявляет:

  • роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий.

2. Метапредметные -

  • умение работать с различными источниками информации,

выделяет главное в тексте,

  • структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

3. Личностные –

  • понимает роль путешествий в формировании знаний о Земле.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

  • Эпоха Великих географических открытий;

  • Китай, Индия, Африка, Средиземноморье, Индийский океан, мыс Доброй Надежды, Каликут;

  • Генрих Мо­реплаватель, Бартоло­меу Диаш, Васко да Гама,


Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация

Оборудование:

  • настенная карта «Великие географические открытия»;

  • портреты мореплавателей: Васко да Гамы и Бартоломеу Диаша;

  • книги по истории географических открытий;

  • Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия;

  • Набор пряностей (перец, гвоздика, корица, куркума, ваниль и др.)

  • атлас, контурные карты, рабочая тетрадь на печатной основе.


Организационная структура урока:

Прозвенел для всех звонок,

Начинается урок,

Посмотрите на тетрадки,

На учебник - все в порядке?

Смотрим мы на план и тему,

Формулируем проблему!

1. Актуализация знаний.

Стр. 58 в учебнике

Зачитываем, что мы узнаем на уроке и формулируем проблему.

  1. Что такое эпоха географических открытий и когда она началась.

  2. Почему было важно найти морской путь в Индию.

  3. Кто такие Бартоломеу Диаш и Васко да Гама.

  4. Почему португальского принца Генриха прозвали Мореплавателем, хотя он не совершил ни одного плавания.

«Эпоха Великих географических открытий – миф или реальность?»

Но прежде чем наша «Машина времени» отправится в путешествие, чтобы открыть ответ на данные вопросы, мы должны вспомнить, что уже знаем о том как люди осваивали Землю.

  • Назовите главные достижения географической науки в древние времена?

1.В древности совершаются первые дальние морские путешествия, открываются и заселяются ранее неведомые земли. Лучше всего изучено Средиземноморье.

2.В Древней Греции география становится наукой.

3. Ученые дали географические описания всего известного им мира, составили карты, которыми люди пользовались в течение сотен лет.

4. Древние Греки правильно определили форму и размеры Земли.

5. Древнегреческие ученые и путешественники - родоначальник географии Геродот, Пифей - первый открывший путь в Северное море и, конечно же подвиг финикийцев открывших европейцам путь вокруг Африки.

  • Перечислите главные открытия эпохи средневековья.

  1. Плавание арабов в Индию.

  2. Открытия викингами Исландии, Гренландии и Америки.

  3. Путешествия Марко Полов Центральную Азию.

  4. Путешествие Афанасия Никитина в Индию.

И так новые земли, и географические знания о Земле постоянно расширялись.

Мы продолжаем путь по следам великих путешественников, нас влечет интерес к дальним странствиям, новым странам. Погода во время путешествия будет благоприятной, если вы отгадаете загадки.

Слайд 2

1.Ветер боковой гуляет,

Большой корабль он погоняет,

Он бежит себе в волнах

На треугольных парусах.

(Каравелла)

Слайд 3

2. Качается стрелка туда и сюда,

Укажет нам север и юг без труда

(компас)

Слайд 4

3. Страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,
Моря без воды.

(Географическая карта)

2. Создание проблемной ситуации.

Важнейшие географические открытия, сделанные европейскими мореплавателями и путешественниками, были совершены в период с середины XV до первой половины XVII века. Они получили название Великие географические открытия. Эти открытия изменили представления о нашей планете и о жизни людей на ней. О некоторых из них нам и предстоит сегодня узнать (тему урока записываем в тетрадь).

«Морской путь в Индию»

О чем хотите спросить? Попытайтесь сами сформулировать вопросы.

Учащиеся задают вопросы:

1.Что необычного свойственно этому периоду?

2.Почему мы начинаем с морского пути в Индию?

3. Какие причины привели человечество к этим открытиям?

4.Какие обстоятельства им способствовали?

3. Открытие новых знаний

Слайд 5

И так, усаживайтесь поудобнее, «Машина времени» возвращает нас на несколько столетий назад. Давайте попытаемся найти ответы…

Ребята, вы обратили внимание на нашу бочку?

Давайте, отвечая, на вопросы выясним

  • Что же там сегодня за заморочки?

  1. Это части растений

  2. Их добавляют в пищу

  3. В малых дозах с целью улучшения вкуса разных блюд (мясных, сладких - пряник).

  4. Давайте определим по запаху некоторые из них.

( Лавровый лист, перец, корица, куркума, гвоздика, мускатного ореха и т.д.

  • Почему мы о них заговорили?

Слайд 6 -7

Пряности! Как только люди познали всю прелесть и остроту этих ароматных, сладких, горьких, жгучих трав, еда без них стала безвкусной. И все ринулись на их поиски. Эти пряности в Европу привозили из Индии и Китая и стоили они дороже золота. Торговля ими давала огромные прибыли.

Но европейцы вынуждены искать новый путь в Индию.

  • Почему? ( стр. 59. Второй абзац, читаем и отвечаем.)

Слайд 8

Причины географических открытий

Изменения в Европе

Причины географических открытий

Растет производство товаров;

Активно развивается торговля;

Жажда золота, драгоценностей, пряностей, торговля диковинными товарами.

Рост населения Европы

Поиск новых земель .

Обогащение драгоценностями, тканями, пряностями

Поиск новых путей на восток в Индию, чтобы использовать доходы.

Препятствие со стороны Востока, правители облагали высоким налогом купцов или просто грабили караваны.

В поисках морского пути в Индию решающую роль сыграла португальские мореплаватели.

  • Кто, как и почему способствовал развитию мореплавания в Португалии?

Стр. 59-60 читаем текст и обосновываем свою точку зрения.

Слайд 9-10

Удивительно, но человек, вошедший в историю под прозвищем Мореплаватель, не совершил ни одного плавания. Он решил найти путь в Индию по морю. Хотя финикийцы и обогнули Африку, но европейцы не знали об этом и еще не имели опыта длительных морских экспедиций. Португальский принц Генрих организует мореходную школу и приглашает работать в ней самых известных ученых со всего Средиземноморья. В этой школе обучались капитаны, которые потом будут искать морской путь в Индию вокруг Африки. На протяжении 40лет они изучали африканское побережье, продвигались на юг, наносили его на карту. Построили там порты.

  • Можно ли считать принца Генриха Мореплавателя первооткрывателем морского пути в Индию?

Обоснуйте свою точку зрения.

Слайд 11-13

Первым европейцем, которому удалось обогнуть Африку и найти путь в Индийский океан - был Бартоломеу Диаш.

Путешествие Бартоломеу Диаша (Рассказывают обучающиеся получившие опережающее задание)

Бартоломеу Диаш - выдающийся португальский мореплаватель XV в., первооткрыватель мыса Доброй Надежды и связи между Атлантическим и Индийским океанами. Родился предположительно в 1450 г., погиб в море 29 мая 1500 г.Из множества опытных мореходов Бартоломеу Диаш был выбран неслучайно. Он прошел школу математики и астрономии в Лиссабонском Университете и служил в крепости Сан Жоржи да Мина, именно такой человек требовался для предприятия, сочетающий способность определить сложный курс и умение преодолевать, то и дело сменяющиеся штилями бури и шторма, такие как шторма Гвинейского залива. После десяти месяцев приготовлений Диаш покинул Лиссабон во второй половине июля или в начале августа 1487 г. с двумя вооруженными пятидесятитонными каравеллами и одним транспортом. В его команде были Перу де Аленкер, описавший первое плавание Васко да Гамы, Лейтао, Жуао Инфанте, Алваро Мартинш и Жуао Грего. Транспортным кораблем командовал брат Бартоломеу, Перу Диаш. На корабле состояли также шесть чернокожих невольников: два мужчины и четыре женщины, захваченные ранее в плен Дього Каном, с которыми очень хорошо обращались, одевали и кормили, и которых предполагалось высадить на берег в удобных местах при надобности для разъяснения местному населению целей экспедиции.

Вначале Диаш направился к устью Конго, открытому за год до этого Каноми Бехаймом, затем продвинулся вдоль африканского побережья и воздвиг свой первый каменный столб- падрао близ нынешней Ангра Пекена. На 29 градусе южной широты он потерял из виду берег и попал в жесточайший шторм, длившийся тринадцать дней, далеко к югу от мыса. Когда вновь установился штиль, он отправился вновь в восточном направлении, но земли не показалось, тогда экспедиция направилась к северу и произвела высадку в заливе Моссель, здесь были высажены наши упомянутые невольники (Bahia dos Vaqueiros, заливе Пастухов), Затем вдоль побережья Диаш достиг залива Лагоа и далее – крайней точки своего путешествия, Великой Рыбьей реки, которую он назвал в честь капитана сопровождающего судна, Rio Infante. Лишь на обратном пути был открыт тот самый мыс, которому, согласно Баррошу было дано имя Cabo Tormentoso, или «Мыс бурь». Жуан II же, в свете успешного возвращения экспедиции, предложил другое имя, мыс Доброй Надежды, которое мыс и носит по сей день.

Диаш возвратился в Лиссабон в декабре 1488 г., после отсутствия длительностью шестнадцать месяцев и семнадцать дней. Впоследствии он показал путь Васко да Гаме, которого сопровождал уже в качестве подчиненного до самых островов Кабо Верде.

В 1500 г. Диаш командовал кораблем в экспедиции Кабрала; его судно, к несчастью, стало одним из потерпевших крушение неподалеку от открытого им за тринадцать лет до того мыса Доброй надежды.

Официальный отчет об экспедиции к мысу Доброй Надежды никогда не был найден. Кроме сохранившихся описаний Барроша, до нас дошла еще записка об этом путешествии на полях копии манускрипта кардинала Пьера Д'Айи «Imago Mundi», той самой копии, которая попала в руки Христофора Колумба...

Читая письмо Каминьа к королю об открытии Бразилии, "земли Вера Круш", невольно замечаешь по слогу автора и частоте упоминания Диаша, каким непререкаемым авторитетом пользовался этот опытный мореход в экспедиции.

(Показывают на карте маршрут)

Слайд 12

Параллельно заполнение таблицы «Великие географические открытия»

Великие географические открытия

Дата

Мореплаватель

Открытие







Слайд 15-23

Через 10 лет на поиски морского пути в Индию португальский король отправил новую экспедицию во главе с Васко да Гаммой.

Рассказ о Васко да Гаме ( опережающее задание) Показывают путь на карте.

Заполняют таблицу.

 Молодой придворный знатного происхождения, смельчак Васко да Гама возглавил в 1497 (8 июля 1497) первую экспедицию из трёх кораблей для открытия морского пути  в Индию. Экипаж судов насчитывал  168 человек (в т.ч. 12 арестантов). 
Современники  великого мореплавателя говорили, что он не боялся ответственности, любой ценой готов был достичь своих  целей, часто срывался на гнев, был жадным и деспотичным. У него отсутствовали дипломатические качества. Эти качества проявились во время плавания. Когда буря чуть стихла, на двух  кораблях  матросы потребовали повернуть назад. Тогда да Гама на глазах у всех выбросил навигационные приборы в море. "Посмотрите! – крикнул он. – Мне не нужно другого путеводителя, кроме Господа. Если я не достигну цели, Португалия никогда меня больше не увидит!"

2 марта 1498г. корабли подплыли к арабскому порту Мозамбик. Жители встретили радушно, правитель даже подарил Васко да Гаме в знак дружбы четки. Но высокомерный и заносчивый капитан,  посчитал горожан дикарями и попытался предложить эмиру в подарок красный колпак. Разумеется, местный правитель с негодованием отверг такой подарок. 
Эмир еще до разрыва отношений успел предоставить в распоряжение флотилии двух знатоков морского дела, но один из них тут же сбежал, а второй, был ненадежен: вскоре после отплытия, он пытался выдать какие-то встреченные острова за материк. Разъяренный командир велел привязать лгуна к мачте и лично жестоко высек. 
20 мая 1498 г. капитан со своего капитанского мостика  увидел бурый берег Индии в районе города Каликут. Так был открыт морской путь  в Индию вокруг Африки. Он занял 10,5 месяцев; было пройдено более 20 тыс. км. 
Васко попросил, чтобы на аудиенцию к правителю его несли в паланкине, в окружении трубачей и знаменосцев. Местный принц (заморин), по праву считая себя «властителем моря», встретил да Гаму радушно. Заморин восседал на троне из слоновой кости, на пальцах его рук сверкали перстни с драгоценными камнями. И, представьте, такому правителю да Гама подарил дешевую андалусскую полосатую материю, те же красные колпаки и ящик сахара, что и вождям африканских племен! Не без приключений, 18 сентября 1499 г. Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон. После этого открытия Индия надолго попала под господство Португалии. Дважды Васко да Гама участвовал в экспедициях по подавлению восстания португальцев. С тех пор имя этого мореплавателя не пользуется уважением в Индии.

4. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

1) Проверка правильности заполнения хронологической таблицы «Великие географические открытия»

Слайд 24

Великие географические открытия

Дата

Мореплаватель

Открытие

1487 год

Бартоломеу Диаш

Обогнул мыс Доброй Надежды

1497-1498 гг.

Васко да Гама

Обогнув Африку, достиг берегов Индии

Итак, что способствовало географическим открытиям

  • Развитие науки, техники, кораблестроения;

  • Появление морских карт, навигационных приборов;

  • Развитие торговли.

2) Практическая работа с контурными картами:

  • Обозначьте страны, города, моря и океаны о которых шла речь на уроке и маршруты путешествий( Португалия, Испания, Китай, Индия, Лиссабон, Каликут, М.Доброй Надежды, Средиземное море, Индийский океан, Атлантический океан)

3) Ответьте на вопросы (каждый ряд выбирает из «Бочки с заморочками» вопросы)

-Почему мы отправились в эпоху поиска пути в Индию?

-Почему европейцы искали морской путь в Индию?

-Кто явился организатором поисков морского пути в Индию?

-Почему Бартоломеу Диаш не закончил свое путешествие к берегам Индии?

-Кто из европейцев совершил первое плавание к берегам Индии?

-Почему эти путешествия относятся к эпохе Великих географических открытий?

5.Рефлексия (итог урока).

  • Продолжить предложение

1.Я знаю, что …..

2.Я могу …

  • Как оцените свою работу?


6. Домашнее задание.

Параграф 12, вопросы на стр. 63. Поработать с рабочей тетрадью на печатной основе по 12 параграфу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока"Морской путь в Индию"

Автор: Семина Галина Валентиновна

Дата: 09.05.2015

Номер свидетельства: 209525


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства