Урок № 1
Тема урока : Введение
Цель урока: формирование знаний учащихся о закономерностях влияния природных и социально-экономических факторов на здоровье человека.
Задачи урока:
- обеспечить в ходе урока усвоение учащимися понятия медицинская география, предмет и методы ее исследования;
- продолжить развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
I. Этап «Орг. момент»
II. Этап «Мотивация»
III. Этап «Изучение нового материала»
IV. Этап «Закрепление учебного материала»
V. Этап «Итоговый». Выставление оценок VI. Этап «Домашнее задание»
VII. Этап «Рефлексия (устно)»
II. Мотивация
Эпиграф урока:
Мы ещё слишком мало знаем природу, чтобы иметь дерзость что-либо отрицать или утверждать. Каждую минуту новое открытие может поколебать наше суждение. Мы должны только искать и искать ответы у природы на вопросы, поставленные нашим умом. И в этих исканиях заключается величайшая радость и счастье, какими только может владеть человек на Земле».
А. Л. Чижевский,
II. Этап «Мотивация»
Что может быть прекраснее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной жизни. Не случайно говорят, что девять десятых нашего счастья зависят именно от здоровья. Что такое здоровье ?
«Здоровье, - утверждал академик Н.И. Павлов, -это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь…»
«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье», говорил Гейне Генрих. «Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже»,
Где здоровье, там и красота, гласят русские народные пословицы.
По уставу Всемирной организации здравоохранения : «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Как вы думаете, что такое здоровье?
Ответьте на вопросы?
- Назовите науки о здоровье человека. - Перечислите, с какими естественнонаучными дисциплинами могут интегрировать, взаимодействовать данные дисциплины.
Изучение определенных болезней человека, встречающихся в определенных частях земного шара, возникающиеся после контакта с определенными видами растений и животных, обитающих в конкретных природных условиях.
Самостоятельная отрасль медицины
Географическая патология
Медицинская география
III. Этап «Изучение нового материала»
Тема нашего урока «Медицинская география – как наука о здоровье человека». Нам предстоит:
- Познакомиться с понятием «медицинская география»
- Рассмотрим с какими науками медицинская география имеет связь, методы и предмет ее исследований
- Познакомимся с понятием «среда обитания», «окружающая среда», «экологические факторы»,
«Организм без внешней среды, поддерживающий его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» .
И.М. Сеченов
Все началось с клятвы Гиппократа, в которой есть всем известные слова : не навреди . Многое из того, что изучает география, оказывает влияние на здоровье человека: качество воды и воздуха, образ жизни людей в тех или иных регионах, особенности питания две тысячи лет назад изучал Гиппократ иззучал те же самые явления, о которых мы говорим сегодня
Лечил не отдельный орган, а весь организм, придавал особое значение природной среде и условиям жизни. Гиппократ считал, что температура, воздух, вода, почва могут служить причинами заболеваний.
«Не навреди»
Проблемный вопрос. Так что же это такое — медицинская география? Медицина или география?
Сегодня нам нам предстоит выяснить медицинская география - это географическая наука или медицинская?
Издавна замечено, что определенные болезни человека встречаются в определенных частях земного шара, возникают после контакта с определенными видами растений и животных, обитающих в конкретных природных условиях. Знания, накопленные в этой области, позволили выделить самостоятельную отрасль медицины – географическую патологию, а позднее - медицинскую географию.
Медицинская география – это наука, изучающая географическое распространение болезней и патологических состояний человека, причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье населения. (БСЭ).
Это определение было сформулировано А.А.Шошиным в начале 60-х годов.
География и медицина являются «родителями» медицинской географии .
Медицинская география
География - комплексная наука, которая представлет собой систему общественных и естественных знаний, раскрывающих взаимосвязи между компонентами и явлениями природы, между человеком и окружающей средой.
Медицина ( от лат. – medicina) – это система знаний и практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья человека, продления его жизни, профилактика и лечение разных болезней.
Предмет исследования - природные и социальные факторы, обусловливающие различную частоту и особенности течения отдельных заболеваний среди населения разных местностей.
Экономическая и
социальная география
Физическая
география
Природопользование
Ландшафтоведение
Эпидемиология
Медицинская
география
Биогеография
Микробиология
Патология
Гигиена
Климатология
Основные методы исследования:
Медико-географическое описание
Картографирование
Заключается в сборе сведений оприродных, социально – экономических, медико – санитарных условиях и заболеваемости на конкретной территории.
Использование статистического метода
Составление медико – географических карт, которые отображают существующие тесные и многообразные связи междугеографической средой и состоянием здоровья населения
Это цифровые материалы отчетных документов (сведения о диспансеризации). Позволяет определить состояние и динамику здоровья населения в целом.
Влияние социальных (материальные условия жизни, культурный уровень населения, традиционное питание) факторов
Влияние природных (климат, вода, почва) факторов
Географическое
распространение
болезней
Факторы, действующие в организме человека
Факторы, возникающие в процессе развития человека
Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь , популяция или вид , часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ .
Поле излучений и тяготения среды
Естественные тела среды обитания
Другие компоненты
среды обитания
Гидросреда
Воздушное пространство среды
Антропогенные тела
Окружающая среда — « среда обитания и деятельности человечества , весь окружающий человека мир, включая и природную , и антропогенную среду».(БСЭ)
Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания
Среды обитания
Естественная
Искусственная
Внутриорганизменная
Антропогенная
Наземно -воздушная
Водная
Почвенная
Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами . Все экологические факторы можно разделить на три большие группы :
Название фактора
Суть фактора
Абиотическая среда (факторы среды)
Пример
Это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.)
Накопление в почве токсичных и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение
Это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза)
Разрушение почвы кабанами и кротами, уменьшение численности белок в неурожайные годы.
Это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь
Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества
Физминутка. Проведение тренинга «День—ночь».
Учитель проводит тренинг «День-ночь» по снятию усталости глаз и улучшению зрения.
На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз
IV. Закрепление учебного материала:
Задание 1. Как вы понимаете высказывание И.М.Сеченова о
взаимодействии организма человека и внешней среды?
«Организм без внешней среды, поддерживающий его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».
Задание 2.
Укажите стрелками, к какому термину, какое соответствует определение?
Совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь , популяция или вид ,
Окружающая
среда
Медицинская
география
Изучает географические закономерности
распространения ряда болезней,
недомоганий человека,
Среда обитания и деятельности человечества , весь окружающий человека мир, включая и природную , и антропогенную среду
Среда
обитания
Перейди на следующий слайд и вы узнаете правильный ответ.
Совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь , популяция или вид ,
Медицинская
география
Окружающая
среда
Изучает географические закономерности
распространения ряда болезней,
недомоганий человека,
Среда
обитания
Среда обитания и деятельности человечества , весь окружающий человека мир, включая и природную , и антропогенную среду
Задание 3.
Укажите стрелками факторы среды обитания?
Это совокупность влияний
жизнедеятельности одних
организмов на другие
Антропогенная среда
Это комплекс условий
неорганической среды,
влияющих на организм
Абиотическая среда
Это все формы деятельности
человеческого общества,
изменяющие природу как среду
обитания живых организмов или
непосредственно влияющие на
их жизнь
Биотическая среда
Перейди на следующий слайд и вы узнаете правильный ответ.
Это совокупность влияний
жизнедеятельности одних
организмов на другие
Антропогенная среда
Это комплекс условий
неорганической среды,
влияющих на организм
Абиотическая среда
Это все формы деятельности
человеческого общества,
изменяющие природу как среду
обитания живых организмов или
непосредственно влияющие на
их жизнь
Биотическая среда
IV. Этап «Итоговый». Выставление оценок.
V. Этап «Домашнее задание»: - Подобрать материал о влиянии среды обитания или окружающей среды на здоровье человека
VI. Рефлексия. (устно)
Продолжите фразы: Сегодня на уроке мне было…………………………….
Комфортно
Интересно
Увлекательно
Трудно
Скучно
Спасибо за урок!