kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока, КСП и презентация 1 урока элективного курса "Медицинская география". Тема урока: Введение (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование знаний о медицинской географии как науке о здоровье человека

Задачи:

•          Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися понятия медицинская география, предмет и методы ее исследования;

•          Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;

•          Продолжить формирование умений и навыков по работе с различными источниками биологических и географических знаний.

•          Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок 1 КСП - копия»

Краткосрочный план 1 урока курса «Медицинская география»

Урок 1

Тема урока

Введение

Цель

Формирование знаний о медицинской географии как науке о здоровье человека

Задачи

Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися понятия медицинская география, предмет и методы ее исследования;

Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;

Формирование умений и навыков по работе с различными источниками биологических и географических знаний.

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Слайд № 7

Оборудование

Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры

Тип урока

Изучение нового материала

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

1. Приветствие

2. Психологический настрой. «Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:

«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

- Какой сегодня день?

3. Учитель просит сесть в 3 группы по собственному желанию учащихся

1. Приветствуют учителя

2. Отвечают на вопросы блиц-опроса

3. Делятся на 3 группы

4. Учитель предлагает составить правила работы в группе.

Ученики на флипчарте перечисляют правила, выработанные членами группы.

Побуждение. Мотивация

Учитель зачитывает со слайда слова А.Л.Чижевского: «Мы ещё слишком мало знаем природу, чтобы иметь дерзость что-либо отрицать или утверждать. Каждую минуту новое открытие может поколебать наше суждение. Мы должны только искать и искать ответы у природы на вопросы, поставленные нашим умом. И в этих исканиях заключается величайшая радость и счастье, какими только может владеть человек на Земле» и говорит, что они будут эпиграфом нашего урока

Слайд № 8

Что может быть прекраснее здоровья? Давайте, определим, что такое здоровье? Слайд № 9-10

Учитель говорит о том, что существует огромное количество наук, занимающихся изучением здоровья.

-Назовите науки о здоровье человека?

-Перечислите, с какими естественнонаучными дисциплинами могут интегрировать, взаимодействовать данные дисциплины. Слайд № 11


Учащиеся записывают на листе в столбик слово «здоровье» и подыскивают к каждой букве слово, обсуждают в группах и дают свои ответы.

З – замечательное

Д – доброте

О – обязательное

Р – разумное и т.д

О –

В -

Ь -

Е -


Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Учащиеся читают высказывания о здоровье со слайдов




Называют науки о здоровье и дисциплины с которыми может интегрировать медицина. Знакомятся с содержанием слайда № 11

Учащиеся узнают из слайда № 12, что знания, накопленные в этой области, позволили выделить самостоятельную отрасль

медицины – географическую патологию, а позднее - медицинскую географию

Изучение нового материала. Актуализация знаний


































Работа с текстом

Учитель говорит, что сегодня на уроке мы познакомимся с новой наукой - Медицинской географией – как наукой о здоровье человека».

Нам предстоит:

1.Познакомиться с понятием «медицинская география».

2.Рассмотреть методы и предмет ее исследований, историю ее становления как науки. Слайд № 13

Слайд № 14 – Что такое организм человека?

Слайд № 15 – «Родители» медицинской географии

Слайд № 16 Проблемный вопрос.

- Так что же это такое — медицинская география? Медицина или география?

Сегодня нам предстоит выяснить медицинская география - это географическая наука или медицинская?

Учитель просит записать термин «медицинская география» Слайд № 17-18

Далее, учитель говорит, что предметом исследования медицинской географии являются природные и социальные факторы и то, что медицинская география связана со многими науками, просит учащихся назвать их и выполнить задание на постере


Предлагает познакомиться с методами исследования




Учитель рассказывает о том, что географическое распространение болезней обусловлено влиянием природных и социальных факторов Слайд № 22

Далее учитель раздает группам тексты о среде обитания и окружающей среде, просит дать им определение.


Проблемный вопрос: какие среды обитания вы знаете?


Учитель просит найти в тексте определение «экологические факторы» и используя текст распределить их на группы.

Учащиеся слушают учителя и содержание слайда, записывают тему урока
















Выполняют задания в постерах, приводят примеры природных и социальных факторов, называют науки с которыми связана медицинская география. Спикеры защищают и затем группы сравнивают свои ответы с содержанием слайдов № 19 -20

Узнают о методах исследования:

- медико-географическое описание

- картографирование

- использование статистического метода. Слайд № 21

Учащиеся знакомятся с влиянием природных и социальных факторов на распространение болезней.


Учащиеся читают текст и дают определение среде обитания и окружающей среде, затем сравнивают свои ответы с ответами слайдов № 23-26


Учащиеся обсуждают, называют и сравнивают свои ответы с содержанием слайда № 27. Составляют схему и записывают ее в тетрадь.


Учащиеся читают текст и узнают, что все экологические факторы можно разделить на три большие группы. Слайды № 28

Проведение тренинга

«День—ночь»

Учитель проводит тренинг «День-ночь» по снятию усталости глаз и улучшению зрения.

На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек.,

на слово «день» – открыть глаза на 5 сек.

Повторить 5–8 раз.

Под руководством учителя ученики выполняют упражнения.

Закрепление учебного материала

Учитель дает задания по группам:

Задание 1-й группе: Как вы понимаете высказывание И.М.Сеченова о взаимодействии организма человека и внешней

среды?

Задание 2-й группе: Укажите стрелками, к какому термину, какое соответствует определение?

Задание 3-й группе:.Укажите стрелками факторы среды обитания? Слайд № 32 - 33

Учащиеся работают в группах с постером, обсуждают. Затем выходят спикеры, защищают постер и группы сравнивают свои ответы со слайдами № 29-33

Итоговый»

Выставление оценок. Слайд № 34


Домашнее задание 

- Подобрать материал о влиянии среды обитания или окружающей среды на здоровье человека. Слайд № 34

Записывают задание в тетрадь

Рефлексия. Прием «Продолжите фразу»

Учитель предлагает продолжить фразы:

Сегодня на уроке мне было…………………………….


Учащиеся выбирают из предложенных фраз:

Комфортно
Интересно
Увлекательно
Трудно
Скучно








Просмотр содержимого документа
«урок 1 конспект»

Раздел I. Введение (1 час)


Урок 1

Тема: Введение Слайд № 1

Цель: формирование знаний о медицинской географии как науке о здоровье человека

Задачи:

• Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися понятия медицинская география, предмет и методы ее исследования;

• Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;

• Продолжить формирование умений и навыков по работе с различными источниками биологических и географических знаний.

• Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: интерактивная доска, презентации,

План урока:

Время

Основные этапы и их содержание

Методы и приемы

3 мин


Орг. момент

Приветствие, проверка рабочего места, проверка отсутствующих.

Словесный

7 мин


Мотивация.

1.Постановка задач урока.

2.Введение в тему.

а) понятие здоровье.

б) актуализация знаний об интеграции

естественнонаучных дисциплин;

Словесный: эвристическая беседа.

22 мин


Изучение нового материала.

1.Постановка проблемы урока.

2.Понятие «медицинская география»;

3.Методы исследования;

Словесный: проблемное изложение, дискуссия.

7 мин

Закрепление знаний

Обобщающая беседа.

Словесный метод

5 мин

Подведение итогов урока:

Домашнее задание

Рефлексия.

Общие выводы урока. Выставление оценок

Творческое.

Словесный метод

Ход урока.

I. Этап «Орг. момент».

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Этап «Мотивация».

Эпиграф: Мы ещё слишком мало знаем природу, чтобы иметь дерзость что-либо отрицать или утверждать. Каждую минуту новое открытие может поколебать наше суждение. Мы должны только искать и искать ответы у природы на вопросы, поставленные нашим умом. И в этих исканиях заключается величайшая радость и счастье, какими только может владеть человек на Земле»

А. Л. Чижевский Слайд № 2

Что может быть прекраснее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной жизни. Не случайно говорят, что девять десятых нашего счастья зависят именно от здоровья.

Однако суть его определяется по-разному:

Давайте, определим, что такое здоровье?

«Здоровье, - утверждал академик Н.И.Павлов, -это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь…»

«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье», говорил Гейне Генрих.

«Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже»,

Где здоровье, там и красота, гласят русские народные пословицы.

По уставу Всемирной организации здравоохранения : «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Слайд № 3-4

Существует огромное количество наук, занимающихся изучением здоровья.

  • Назовите науки о здоровье человека?

  • Перечислите, с какими естественнонаучными дисциплинами могут интегрировать, взаимодействовать данные дисциплины. Слайд № 5

Издавна замечено, что определенные болезни человека встречаются в определенных частях земного шара, возникают после контакта с определенными видами растений и животных, обитающих в конкретных

природных условиях. Знания, накопленные в этой области, позволили выделить самостоятельную отрасль

медицины – географическую патологию, а позднее - медицинскую географию. Слайд № 6

III. Этап «Изучение нового материала».

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой наукой - Медицинской географией – как наукой о здоровье человека».

Нам предстоит:

1.Познакомиться с понятием «медицинская география».

2.Рассмотреть методы и предмет ее исследований, историю ее становления как науки. Слайд №

. Русский физиолог И.М. Сеченов писал: «Организм без внешней среды, поддерживающий его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Организм человека – это сложная система. Как биологическое существо, он постоянно подвергается влиянию различных биологических, химических и биологических факторов среды его обитания, но специфика его взаимоотношений с окружающей средой определяется и социальными факторами, т.к человек еще существо и социальное. Слайд № 8

География и медицина являются «родителями» медицинской географии. Что же изучает медицинская география? Все началось с клятвы Гиппократа, в которой есть всем известные слова: не навреди. Многое из того, что изучает география, оказывает влияние на здоровье человека: качество воды и воздуха, образ жизни людей в тех или иных регионах, особенности питания две тысячи лет назад изучал Гиппократ иззучал те же самые явления, о которых мы говорим сегодня. Он лечил не отдельный орган, а весь организм, придавал особое значение природной среде и условиям жизни. Гиппократ считал, что температура, воздух, вода, почва могут служить причинами заболеваний. Слайд № 9

Проблемный вопрос.

- Так что же это такое — медицинская география? Медицина или география?

Сегодня нам предстоит выяснить медицинская география - это географическая наука или медицинская? Слайд № 10

В Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение этой науки:

Медицинская география - наука, изучающая географическое распространение болезней и патологических состояний человека, причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье населения. Слайд № 11-12

Предмет исследования - природные и социальные факторы, обусловливающие различную частоту и особенности течения отдельных заболеваний среди населения разных местностей. Слайд № 13

Со стороны географических наук выделяются физическая география, экономическая и социальная география, природопользование, климатология, биогеография, ландшафтоведение и др.. Со стороны медицины выделяются микробиология, эпидемиология, гигиена, патология и др. Слайд № 14

Основные методы исследования: Слайд № 15

Медико-географическое описание

Картографирование

Использование статистического метода

Заключается в сборе сведений о природных, социально – экономических, медико – санитарных условиях и заболеваемости на конкретной территории.

Составление медико – географических карт, которые отображают существующие тесные и многообразные связи между географической средой и состоянием здоровья населения

Это цифровые материалы отчетных документов (сведения о диспансеризации). Позволяет определить состояние и динамику здоровья населения в целом.


Географическое распространение болезней обусловлено влиянием природных (климат, вода, почва) и социальных (материальные условия жизни, культурный уровень населения, традиционное питание) факторов, которым принадлежит решающая роль в географии отдельных болезней человека (нозогеографии), а также факторов, действующих в организме человека и возникающий в процессе его развития. Слайд № 16

Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Термин часто считается синонимом окружающей среды. Слайд № 17

«Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, приносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие». (БСЭ) Слайд № 18

Окружающая среда — «среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду».(БСЭ) Слайд № 19

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутриорганизменную. Слайды № 20

Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы. Слайд № 21

Физминутка. Проведение тренинга «День—ночь».

Учитель проводит тренинг «День-ночь» по снятию усталости глаз и улучшению зрения.

На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз. Слайд № 22

IV. Этап «Закрепление учебного материала».

Задание 1. Как вы понимаете высказывание И.М.Сеченова о взаимодействии организма человека и внешней среды? Слайд № 23

Задание 2. Укажите стрелками, к какому термину, какое соответствует определение? Слайд № 24-25
Задание 3. Укажите стрелками факторы среды обитания? Слайд № 26-27
IV. Этап «Итоговый». Слайд № 28
Выставление оценок.

V. Этап «Домашнее задание»: 
- Подобрать материал о влиянии среды обитания или окружающей среды на здоровье человека.
Слайд № 28
VI. Этап «Рефлексия» (устно) Слайд № 29
Продолжите фразы: Сегодня на уроке мне было…………………………….

Комфортно
Интересно
Увлекательно
Трудно
Скучно

Просмотр содержимого презентации
«презентация 1 урока - копия»

Урок № 1 Тема урока : Введение Цель урока: формирование знаний  учащихся о закономерностях влияния природных и социально-экономических факторов на здоровье человека. Задачи урока: обеспечить в ходе урока усвоение учащимися понятия медицинская география, предмет и методы ее исследования; продолжить развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся; формирование ценностного отношения к своему здоровью. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока: I. Этап «Орг. момент» II. Этап «Мотивация» III. Этап «Изучение нового материала» IV. Этап «Закрепление учебного материала» V. Этап «Итоговый». Выставление оценок  VI. Этап «Домашнее задание» VII. Этап «Рефлексия (устно)»

Урок № 1

Тема урока : Введение

Цель урока: формирование знаний  учащихся о закономерностях влияния природных и социально-экономических факторов на здоровье человека.

Задачи урока:

  • обеспечить в ходе урока усвоение учащимися понятия медицинская география, предмет и методы ее исследования;
  • продолжить развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I. Этап «Орг. момент»

II. Этап «Мотивация»

III. Этап «Изучение нового материала»

IV. Этап «Закрепление учебного материала»

V. Этап «Итоговый». Выставление оценок VI. Этап «Домашнее задание»

VII. Этап «Рефлексия (устно)»

II. Мотивация Эпиграф урока:   Мы ещё слишком мало знаем природу, чтобы иметь дерзость что-либо отрицать или утверждать. Каждую минуту новое открытие может поколебать наше суждение. Мы должны только искать и искать ответы у природы на вопросы, поставленные нашим умом. И в этих исканиях заключается величайшая радость и счастье, какими только может владеть человек на Земле».   А. Л. Чижевский,

II. Мотивация

Эпиграф урока: 

Мы ещё слишком мало знаем природу, чтобы иметь дерзость что-либо отрицать или утверждать. Каждую минуту новое открытие может поколебать наше суждение. Мы должны только искать и искать ответы у природы на вопросы, поставленные нашим умом. И в этих исканиях заключается величайшая радость и счастье, какими только может владеть человек на Земле».

А. Л. Чижевский,

II. Этап «Мотивация»  Что может быть прекраснее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной жизни. Не случайно говорят, что девять десятых нашего счастья зависят именно от здоровья.    Что такое здоровье ?  «Здоровье, - утверждал академик Н.И. Павлов, -это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь…»  «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье», говорил  Гейне Генрих.  «Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже»,  Где здоровье, там и красота, гласят  русские народные пословицы.  По уставу Всемирной организации здравоохранения : «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».   Как вы думаете, что такое здоровье?

II. Этап «Мотивация»

Что может быть прекраснее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной жизни. Не случайно говорят, что девять десятых нашего счастья зависят именно от здоровья.  Что такое здоровье ?

«Здоровье, - утверждал академик Н.И. Павлов, -это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь…»

«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье», говорил  Гейне Генрих. «Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже»,

Где здоровье, там и красота, гласят  русские народные пословицы.

По уставу Всемирной организации здравоохранения : «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». 

Как вы думаете, что такое здоровье?

Ответьте на вопросы? - Назовите науки о здоровье человека.     - Перечислите, с какими естественнонаучными дисциплинами могут интегрировать, взаимодействовать данные дисциплины. 

Ответьте на вопросы?

- Назовите науки о здоровье человека.    - Перечислите, с какими естественнонаучными дисциплинами могут интегрировать, взаимодействовать данные дисциплины. 

Изучение определенных болезней человека, встречающихся в определенных частях земного шара, возникающиеся после контакта с определенными видами растений и животных, обитающих в конкретных природных условиях. Самостоятельная отрасль медицины Географическая патология Медицинская география

Изучение определенных болезней человека, встречающихся в определенных частях земного шара, возникающиеся после контакта с определенными видами растений и животных, обитающих в конкретных природных условиях.

Самостоятельная отрасль медицины

Географическая патология

Медицинская география

III. Этап «Изучение нового материала»  Тема нашего урока «Медицинская география – как наука о здоровье человека».  Нам предстоит:

III. Этап «Изучение нового материала»

Тема нашего урока «Медицинская география – как наука о здоровье человека». Нам предстоит:

  • Познакомиться с понятием «медицинская география»
  • Рассмотрим с какими науками медицинская география имеет связь, методы и предмет ее исследований
  • Познакомимся с понятием «среда обитания», «окружающая среда», «экологические факторы»,
«Организм без внешней среды, поддерживающий его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» .  И.М. Сеченов

«Организм без внешней среды, поддерживающий его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» .

И.М. Сеченов

Все началось с клятвы Гиппократа, в которой есть всем известные слова : не навреди . Многое из того, что изучает география, оказывает влияние на здоровье человека: качество воды и воздуха, образ жизни людей в тех или иных регионах, особенности питания две тысячи лет назад изучал Гиппократ иззучал те же самые явления, о которых мы говорим сегодня Лечил не отдельный орган, а весь организм, придавал особое значение природной среде и условиям жизни. Гиппократ считал, что температура, воздух, вода, почва могут служить причинами заболеваний.  «Не навреди»

Все началось с клятвы Гиппократа, в которой есть всем известные слова : не навреди . Многое из того, что изучает география, оказывает влияние на здоровье человека: качество воды и воздуха, образ жизни людей в тех или иных регионах, особенности питания две тысячи лет назад изучал Гиппократ иззучал те же самые явления, о которых мы говорим сегодня

Лечил не отдельный орган, а весь организм, придавал особое значение природной среде и условиям жизни. Гиппократ считал, что температура, воздух, вода, почва могут служить причинами заболеваний.

«Не навреди»

Проблемный вопрос.  Так что же это такое — медицинская география? Медицина или география?   Сегодня нам нам предстоит выяснить медицинская география  - это географическая наука или медицинская?

Проблемный вопрос. Так что же это такое — медицинская география? Медицина или география?

Сегодня нам нам предстоит выяснить медицинская география  - это географическая наука или медицинская?

Издавна замечено, что определенные болезни человека встречаются в определенных частях земного шара, возникают после контакта с определенными видами растений и животных, обитающих в конкретных природных условиях. Знания, накопленные в этой области, позволили выделить самостоятельную отрасль медицины – географическую патологию, а позднее - медицинскую географию. Медицинская география – это наука, изучающая географическое распространение болезней и патологических состояний человека, причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье населения. (БСЭ).  Это определение было сформулировано А.А.Шошиным в начале 60-х годов.

Издавна замечено, что определенные болезни человека встречаются в определенных частях земного шара, возникают после контакта с определенными видами растений и животных, обитающих в конкретных природных условиях. Знания, накопленные в этой области, позволили выделить самостоятельную отрасль медицины – географическую патологию, а позднее - медицинскую географию.

Медицинская география – это наука, изучающая географическое распространение болезней и патологических состояний человека, причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье населения. (БСЭ).

Это определение было сформулировано А.А.Шошиным в начале 60-х годов.

География и медицина являются «родителями» медицинской географии . Медицинская география География - комплексная наука, которая представлет собой систему общественных и естественных знаний, раскрывающих взаимосвязи между компонентами и явлениями природы, между человеком и окружающей средой.  Медицина ( от лат. – medicina) – это система знаний и практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья человека, продления его жизни, профилактика и лечение разных болезней.

География и медицина являются «родителями» медицинской географии .

Медицинская география

География - комплексная наука, которая представлет собой систему общественных и естественных знаний, раскрывающих взаимосвязи между компонентами и явлениями природы, между человеком и окружающей средой.

Медицина ( от лат. – medicina) – это система знаний и практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья человека, продления его жизни, профилактика и лечение разных болезней.

Предмет исследования  - природные и социальные факторы, обусловливающие различную частоту и особенности течения отдельных заболеваний среди населения разных местностей. 

Предмет исследования  - природные и социальные факторы, обусловливающие различную частоту и особенности течения отдельных заболеваний среди населения разных местностей. 

Экономическая и социальная география Физическая  география Природопользование  Ландшафтоведение  Эпидемиология  Медицинская география Биогеография Микробиология Патология  Гигиена  Климатология

Экономическая и

социальная география

Физическая

география

Природопользование

Ландшафтоведение

Эпидемиология

Медицинская

география

Биогеография

Микробиология

Патология

Гигиена

Климатология

Основные методы исследования: Медико-географическое описание Картографирование Заключается в сборе сведений оприродных, социально – экономических, медико – санитарных условиях и заболеваемости на конкретной территории. Использование статистического метода Составление медико – географических карт, которые отображают существующие тесные и многообразные связи междугеографической средой и состоянием здоровья населения Это цифровые материалы отчетных документов (сведения о диспансеризации). Позволяет определить состояние и динамику здоровья населения в целом.

Основные методы исследования:

Медико-географическое описание

Картографирование

Заключается в сборе сведений оприродных, социально – экономических, медико – санитарных условиях и заболеваемости на конкретной территории.

Использование статистического метода

Составление медико – географических карт, которые отображают существующие тесные и многообразные связи междугеографической средой и состоянием здоровья населения

Это цифровые материалы отчетных документов (сведения о диспансеризации). Позволяет определить состояние и динамику здоровья населения в целом.

Влияние социальных (материальные условия жизни, культурный уровень населения, традиционное питание) факторов Влияние природных (климат, вода, почва) факторов Географическое распространение болезней Факторы, действующие в организме человека Факторы, возникающие в процессе развития человека

Влияние социальных (материальные условия жизни, культурный уровень населения, традиционное питание) факторов

Влияние природных (климат, вода, почва) факторов

Географическое

распространение

болезней

Факторы, действующие в организме человека

Факторы, возникающие в процессе развития человека

Среда обитания  — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная  особь ,  популяция  или  вид , часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы  получают всё необходимое для жизни и в неё же  выделяют продукты  обмена веществ .

Среда обитания  — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная  особь популяция  или  вид , часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты  обмена веществ .

Поле излучений и тяготения среды Естественные тела среды обитания Другие компоненты среды обитания Гидросреда Воздушное пространство среды Антропогенные тела

Поле излучений и тяготения среды

Естественные тела среды обитания

Другие компоненты

среды обитания

Гидросреда

Воздушное пространство среды

Антропогенные тела

Окружающая среда  —  « среда обитания  и деятельности  человечества , весь окружающий человека мир, включая и  природную , и антропогенную среду».(БСЭ)  Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания

Окружающая среда  —  « среда обитания  и деятельности  человечества , весь окружающий человека мир, включая и  природную , и антропогенную среду».(БСЭ)

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания

Среды обитания Естественная Искусственная Внутриорганизменная Антропогенная Наземно -воздушная Водная Почвенная

Среды обитания

Естественная

Искусственная

Внутриорганизменная

Антропогенная

Наземно -воздушная

Водная

Почвенная

Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют  экологическими факторами . Все экологические факторы можно разделить на три большие группы :

Название фактора

Суть фактора

Абиотическая среда (факторы среды)

Пример

Это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.)

Накопление в почве токсичных и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение

Это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза)

Разрушение почвы кабанами и кротами, уменьшение численности белок в неурожайные годы.

Это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь

Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества

Физминутка. Проведение тренинга «День—ночь».  Учитель проводит тренинг «День-ночь» по снятию усталости глаз и улучшению зрения.  На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз

Физминутка. Проведение тренинга «День—ночь».

Учитель проводит тренинг «День-ночь» по снятию усталости глаз и улучшению зрения.

На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз

IV. Закрепление учебного материала: Задание 1. Как вы понимаете высказывание И.М.Сеченова о  взаимодействии организма человека и внешней среды? «Организм без внешней среды, поддерживающий его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».

IV. Закрепление учебного материала:

Задание 1. Как вы понимаете высказывание И.М.Сеченова о

взаимодействии организма человека и внешней среды?

«Организм без внешней среды, поддерживающий его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».

Задание 2. Укажите стрелками, к какому термину, какое соответствует определение?   Совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная  особь ,  популяция  или  вид , Окружающая  среда Медицинская  география Изучает географические закономерности распространения ряда болезней,  недомоганий человека, Среда обитания   и деятельности  человечества , весь окружающий человека мир, включая и  природную , и антропогенную среду  Среда обитания Перейди на следующий слайд и вы узнаете правильный ответ.

Задание 2.

Укажите стрелками, к какому термину, какое соответствует определение?

Совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная  особь популяция  или  вид ,

Окружающая

среда

Медицинская

география

Изучает географические закономерности

распространения ряда болезней,

недомоганий человека,

Среда обитания   и деятельности  человечества , весь окружающий человека мир, включая и  природную , и антропогенную среду

Среда

обитания

Перейди на следующий слайд и вы узнаете правильный ответ.

Совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная  особь ,  популяция  или  вид , Медицинская  география Окружающая  среда Изучает географические закономерности распространения ряда болезней,  недомоганий человека,  Среда обитания Среда обитания   и деятельности  человечества , весь окружающий человека мир, включая и  природную , и антропогенную среду

Совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная  особь популяция  или  вид ,

Медицинская

география

Окружающая

среда

Изучает географические закономерности

распространения ряда болезней,

недомоганий человека,

Среда

обитания

Среда обитания   и деятельности  человечества , весь окружающий человека мир, включая и  природную , и антропогенную среду

Задание 3. Укажите стрелками факторы среды обитания?   Это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие Антропогенная среда Это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм Абиотическая среда Это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь Биотическая среда Перейди на следующий слайд и вы узнаете правильный ответ.

Задание 3.

Укажите стрелками факторы среды обитания?

Это совокупность влияний

жизнедеятельности одних

организмов на другие

Антропогенная среда

Это комплекс условий

неорганической среды,

влияющих на организм

Абиотическая среда

Это все формы деятельности

человеческого общества,

изменяющие природу как среду

обитания живых организмов или

непосредственно влияющие на

их жизнь

Биотическая среда

Перейди на следующий слайд и вы узнаете правильный ответ.

Это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие Антропогенная среда Это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм Абиотическая среда Это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь Биотическая среда

Это совокупность влияний

жизнедеятельности одних

организмов на другие

Антропогенная среда

Это комплекс условий

неорганической среды,

влияющих на организм

Абиотическая среда

Это все формы деятельности

человеческого общества,

изменяющие природу как среду

обитания живых организмов или

непосредственно влияющие на

их жизнь

Биотическая среда

IV. Этап «Итоговый».  Выставление оценок.     V. Этап «Домашнее задание»:   - Подобрать материал о влиянии среды обитания или окружающей среды на здоровье человека

IV. Этап «Итоговый». Выставление оценок.

V. Этап «Домашнее задание»:  - Подобрать материал о влиянии среды обитания или окружающей среды на здоровье человека

VI. Рефлексия. (устно)   Продолжите фразы: Сегодня на уроке мне было…………………………….   Комфортно  Интересно  Увлекательно  Трудно  Скучно Спасибо за урок!

VI. Рефлексия. (устно)

Продолжите фразы: Сегодня на уроке мне было…………………………….

Комфортно

Интересно

Увлекательно

Трудно

Скучно

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Карюгина Марина Леонидовна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205998


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства