Конспект урока географии в 8 классе по теме: "Лесные зоны России. Урок - ярмарка".
Конспект урока географии в 8 классе по теме: "Лесные зоны России. Урок - ярмарка".
Урок профводится в форме игры-ярмарки. В ходе урока учащиеся характеризуют лесные зоны России, используются стихи о лесе, материалы из хрестоматии об уникальных животных и растениях тайги, смешанных и широколиственных лесов. Используются так же: карта полушарий; фотомонтаж «Тайга», «Смешанный лес», репродукции картин Шишкина «Корабельная роща», «Рубка леса», «Рожь» и Куинджи «Березовая роща", плакаты с высказываниями о лесе Чехова, Пришвина; пословицы о лесе, загадки, набор шишек, лекарственных растений, муляжи грибов, изделия: ложки деревянные, матрешки и т.д
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 8 классе по теме: "Лесные зоны России. Урок - ярмарка". »
Конспект урока географии в 8 классе
Тема урока: «Лесные зоны России»
(урок-ярмарка)
Цель: Используя нетрадиционные формы обучения, закрепить знания особенностей каждой зоны.
Задачи:
1 ) Показать значение каждой зоны в жизни человека.
2) Познакомить учащихся с традициями Руси, истоками их зарождения.
3) Воспитание любви и бережного отношения к природе, к красоте«зеленого океана».
Оборудование:
- карта полушарий;
- фотомонтаж «Тайга», «Смешанный лес»;
- репродукции картин Шишкина «Корабельная роща», «Рубка леса», «Рожь» и Куинджи «Березовая роща»;
- плакаты с высказываниями о лесе Чехова, Пришвина; пословицы о лесе, загадки;
- набор шишек, лекарственных растений, муляжи грибов;
- изделия: ложки деревянные, матрешки и т.д.
Структура урока:
Вступительное слово – а)цель урока;
б) форма урока;
в) представление купцов.
Гости званные и желанные!
Купцы российские, люди торговые!
Собрались мы на ярмарку, на веселую, на старинную.
Учитель:
Испокон веков безотказно служил человеку лес. Надежно укрывал в лихую годину, щедро раздавал свои запасы, радушно распахивал кладовые. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с жизнью дерева, с жизнью лесов. Оглянитесь в комнате, в классе: мебель, пол, рамы окон, двери, книги, тетради, краски, лак, лекарства, витамины. Без дерева жизнь просто не мыслима. Грибы, ягоды, орехи – отдает нам зеленый друг. Перечень можно продолжить долго, невольно хочется поклониться нашему зеленому другу за его радушие и бескорыстие.
Отрывок из стихотворения Никитина «Лес»:
Шуми, шуми зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой поклон, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное…
Тайга.
Эпиграф к тайге – учитель: … Сила и очарование тайги не в деревьях гигантах…
Представление купцов из тайги.
Характеристика тайги по плану: географическое положение, климат, почвы, растительный и животный мир.
Рассказ с использованием дополнительного материала о лиственнице.
Лиственница– хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму. Осенью кроны лиственниц становится лимонно-желтыми, а затем вся хвоя опадает. Лиственница- светолюбивое дерево. Древесина лиственницы крепкая, смолистая. Хорошо противостоит гниению, особенно под водой. Поэтому она хороша для свай мостов и подводных сооружений. Дерево дает отличную строительную и поделочную древесину, превосходное топливо.
Занятие людей.
Главнейшее богатство тайги- древесина. По запасам хвойной древесины занимает первое место. Добыча ценной пушнины на тайгу. Собираются орехи, ягоды, грибы.
Почвы малоплодородны, земледелие очаговое, выращиваются кормовые культуры, серые хлеба, лен, картофель и занимаются молочно-мясным животноводством.
Реклама: а) грибы,
б) орехи,
в) брусника, клюква.
а) Я жду опять дождя грибного
Я по лесам бродить привык,
И жду опять, когда пробьется снова
Едва заметный боровик.
Собирайте грибы. Но собирайте правильно. Их надо срезать, а не выдирать и вкручивать, иначе повредите грибницу. Она засохнет, и тогда прощай грибное место! Не живите одним днем. Берегите грибницу, чтобы в наших лесах всегда были грибы.
б) Орехи кедра. Собирайте орехи! Орехи- это до 36% жирного масла, крахмал, клетчатка, витамины. В скорлупе орехов 12% дубильного вещества. Ядра орехов содержат витамин В, Е. Скорлупу орехов применяют в виде настоя от глухоты. Орехи по питательным веществам превосходят молоко, мясо.
в) Брусника. Это не только вкусно, но и полезно. Даже листья брусники лечат! Чего только нет в листьях брусники! А ягоды! Чай с брусничным варенье- это райское наслаждение.
Клюква. Собирайте клюкву! Она может храниться очень долго благодаря бензойной кислоте. Ягоды вкусные, полезные. В них есть витамин С, каротин, железо, разные кислоты, которые необходимы человеку.
Учитель о картинах Шишкина «Бурелом» и «Корабельная роща».
Смешанные и широколиственные леса.
Учитель-микропортрет смешанного леса.
Опушка леса- солнечная, веселая!
Тихо покачивает ветвями белоствольная береза, трепещет осина, широко раскинул свои огромные ветви красавец клен, благоухает липа, наполняя воздух своим ароматом.
Купцы Московской губернии.
Характеристика смешанных и широколиственных лесов.
Рассказ с использованием дополнительно литературы о березе, липе, дубе.
Реклама:
а) Здесь, в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.
б) лекарственные травы( ромашка, крапива)
Собирайте лекарственные травы! Лекарственные травы полезны всем. Например, ромашка. Она содержит все необходимые нам вещества. Необходимо 1 столовую ложку залить кипятком и процедить, можно добавить сахар.
Крапива. Листья крапивы содержат витамин К, муравьиную кислоту, витамины С и В2. Используется и в пищу для борщей, супов. Хлорофилл используется в кондитерском деле как краситель.
в) Рассказ о возникновении хохломской, городецкой росписи.
Древесина- один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов. Сначала резьба, а затем узоры, цвет, закалка в печи при температуре до 300оС и получается золотистая ложка. Так появилась хохломская роспись. Есть еще городецкая роспись. Изготовляли прялки, шкатулки, матрешки.
Кисть хохломская!
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у народа красива,
Ты как и люди служишь Отчизне.
Учитель- демонстрация картины Куинджи «Березовая роща».
Видеофильм о бортничестве в Республике Башкортостан.
4.Лесостепь.
1. Характеристика зонытемпература.
Наш район расположен в лесостепной зон. В ней чередуются участки леса и степей. Леса на серых лесных почвах, а разнотравные степи- на черноземах. Температура июля +19оС, января -15оС. Осадков выпадает примерно 400 мм. Природа лесостепей очень сильно изменена хозяйственной деятельностью человека. Распаханность достигает 80%. Здесь выращивают пшеницу, подсолнечник, сахарную свеклу.
2. Реклама:
а) хлеб
Вот и хлебушко душистый,
Хрустной корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
Много пословиц и поговорок о хлебе:
- Земля-матушка, а хлеб- батюшка.
- У народа есть слова:
Хлеб всей жизни голова.
- Без золота проживешь, а без хлеба нет.
- Хлеб в закромах- счастье в домах.
- Каравай хлеба не свалится с неба.
б) сахар и подсолнечник
Подсолнечник- важнейшая сельско-превращает культура. Он дает 90% растительного масла. Полезное применение находит все растение. Мякина превращается в эластичную массу – фактис – заменитель каучука. Из подсолнечника изготавливают силос, жмых, ткани, продукты – масло, халву, маргарин.
Сахар- получают из сахарной свеклы. Очищенную сахарную свеклу превращают в топкую стружку и помещают в специальные сосуды, где пропускают горячую воду. Потом все обрабатывают, упаривают и вот сахар.
3.Учитель- демонстрация картины Шишкина «Рожь».
5. Человек и лес.
Правила поведения в лесу:
А) беречь от пожаров,
Б) не ломать деревья, не делать надрезы,
В) не разорять гнезда, муравейники и т.д.
Не будьте похожи на того мальчишку, о котором писал поэт Сологуб:
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы
И капли сока словно слезы,
Текли прозрачною струей.
6.Загадки о лесе- задают ученики.
Песня «Коробейники» - в исполнении ансамбля «Золотое кольцо».
7. Вывод урока и домашнее задание. (Подготовить сообщения о тайге.)