kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии в 8 классе по теме: "Лесные зоны России. Урок - ярмарка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок профводится в форме игры-ярмарки. В ходе урока учащиеся характеризуют лесные зоны России, используются стихи о лесе, материалы из хрестоматии об уникальных животных и растениях тайги, смешанных и широколиственных лесов.  Используются так же: карта полушарий; фотомонтаж «Тайга», «Смешанный лес», репродукции картин Шишкина «Корабельная роща», «Рубка леса», «Рожь» и Куинджи «Березовая роща", плакаты с высказываниями о лесе Чехова, Пришвина; пословицы о лесе, загадки, набор шишек, лекарственных растений, муляжи грибов, изделия: ложки деревянные, матрешки и т.д

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 8 классе по теме: "Лесные зоны России. Урок - ярмарка". »

Конспект урока географии в 8 классе

Тема урока: «Лесные зоны России»

(урок-ярмарка)


Цель: Используя нетрадиционные формы обучения, закрепить знания особенностей каждой зоны.

Задачи:

1 ) Показать значение каждой зоны в жизни человека.

2) Познакомить учащихся с традициями Руси, истоками их зарождения.

3) Воспитание любви и бережного отношения к природе, к красоте«зеленого океана».

Оборудование:

- карта полушарий;

- фотомонтаж «Тайга», «Смешанный лес»;

- репродукции картин Шишкина «Корабельная роща», «Рубка леса», «Рожь» и Куинджи «Березовая роща»;

- плакаты с высказываниями о лесе Чехова, Пришвина; пословицы о лесе, загадки;

- набор шишек, лекарственных растений, муляжи грибов;

- изделия: ложки деревянные, матрешки и т.д.


Структура урока:

  1. Вступительное слово – а)цель урока;

б) форма урока;

в) представление купцов.


Гости званные и желанные!

Купцы российские, люди торговые!

Собрались мы на ярмарку, на веселую, на старинную.


Учитель:

Испокон веков безотказно служил человеку лес. Надежно укрывал в лихую годину, щедро раздавал свои запасы, радушно распахивал кладовые. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с жизнью дерева, с жизнью лесов. Оглянитесь в комнате, в классе: мебель, пол, рамы окон, двери, книги, тетради, краски, лак, лекарства, витамины. Без дерева жизнь просто не мыслима. Грибы, ягоды, орехи – отдает нам зеленый друг. Перечень можно продолжить долго, невольно хочется поклониться нашему зеленому другу за его радушие и бескорыстие.

Отрывок из стихотворения Никитина «Лес»:

Шуми, шуми зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой поклон, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное…


  1. Тайга.

  1. Эпиграф к тайге – учитель: … Сила и очарование тайги не в деревьях гигантах

  2. Представление купцов из тайги.

  1. Характеристика тайги по плану: географическое положение, климат, почвы, растительный и животный мир.

  2. Рассказ с использованием дополнительного материала о лиственнице.

Лиственница– хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму. Осенью кроны лиственниц становится лимонно-желтыми, а затем вся хвоя опадает. Лиственница- светолюбивое дерево. Древесина лиственницы крепкая, смолистая. Хорошо противостоит гниению, особенно под водой. Поэтому она хороша для свай мостов и подводных сооружений. Дерево дает отличную строительную и поделочную древесину, превосходное топливо.

  1. Занятие людей.

Главнейшее богатство тайги- древесина. По запасам хвойной древесины занимает первое место. Добыча ценной пушнины на тайгу. Собираются орехи, ягоды, грибы.

Почвы малоплодородны, земледелие очаговое, выращиваются кормовые культуры, серые хлеба, лен, картофель и занимаются молочно-мясным животноводством.

  1. Реклама: а) грибы,

б) орехи,

в) брусника, клюква.

а) Я жду опять дождя грибного

Я по лесам бродить привык,

И жду опять, когда пробьется снова

Едва заметный боровик.

Собирайте грибы. Но собирайте правильно. Их надо срезать, а не выдирать и вкручивать, иначе повредите грибницу. Она засохнет, и тогда прощай грибное место! Не живите одним днем. Берегите грибницу, чтобы в наших лесах всегда были грибы.

б) Орехи кедра. Собирайте орехи! Орехи- это до 36% жирного масла, крахмал, клетчатка, витамины. В скорлупе орехов 12% дубильного вещества. Ядра орехов содержат витамин В, Е. Скорлупу орехов применяют в виде настоя от глухоты. Орехи по питательным веществам превосходят молоко, мясо.

в) Брусника. Это не только вкусно, но и полезно. Даже листья брусники лечат! Чего только нет в листьях брусники! А ягоды! Чай с брусничным варенье- это райское наслаждение.

Клюква. Собирайте клюкву! Она может храниться очень долго благодаря бензойной кислоте. Ягоды вкусные, полезные. В них есть витамин С, каротин, железо, разные кислоты, которые необходимы человеку.

  1. Учитель о картинах Шишкина «Бурелом» и «Корабельная роща».

  1. Смешанные и широколиственные леса.

  1. Учитель-микропортрет смешанного леса.

Опушка леса- солнечная, веселая!

Тихо покачивает ветвями белоствольная береза, трепещет осина, широко раскинул свои огромные ветви красавец клен, благоухает липа, наполняя воздух своим ароматом.

  1. Купцы Московской губернии.

  1. Характеристика смешанных и широколиственных лесов.

  2. Рассказ с использованием дополнительно литературы о березе, липе, дубе.

  3. Реклама:

а) Здесь, в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

б) лекарственные травы( ромашка, крапива)

Собирайте лекарственные травы! Лекарственные травы полезны всем. Например, ромашка. Она содержит все необходимые нам вещества. Необходимо 1 столовую ложку залить кипятком и процедить, можно добавить сахар.

Крапива. Листья крапивы содержат витамин К, муравьиную кислоту, витамины С и В2. Используется и в пищу для борщей, супов. Хлорофилл используется в кондитерском деле как краситель.

в) Рассказ о возникновении хохломской, городецкой росписи.

Древесина- один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов. Сначала резьба, а затем узоры, цвет, закалка в печи при температуре до 300оС и получается золотистая ложка. Так появилась хохломская роспись. Есть еще городецкая роспись. Изготовляли прялки, шкатулки, матрешки.


Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты как душа у народа красива,

Ты как и люди служишь Отчизне.

  1. Учитель- демонстрация картины Куинджи «Березовая роща».

  2. Видеофильм о бортничестве в Республике Башкортостан.


4.Лесостепь.

1. Характеристика зонытемпература.

Наш район расположен в лесостепной зон. В ней чередуются участки леса и степей. Леса на серых лесных почвах, а разнотравные степи- на черноземах. Температура июля +19оС, января -15оС. Осадков выпадает примерно 400 мм. Природа лесостепей очень сильно изменена хозяйственной деятельностью человека. Распаханность достигает 80%. Здесь выращивают пшеницу, подсолнечник, сахарную свеклу.

2. Реклама:

а) хлеб

Вот и хлебушко душистый,

Хрустной корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

Много пословиц и поговорок о хлебе:

- Земля-матушка, а хлеб- батюшка.

- У народа есть слова:

Хлеб всей жизни голова.

- Без золота проживешь, а без хлеба нет.

- Хлеб в закромах- счастье в домах.

- Каравай хлеба не свалится с неба.

б) сахар и подсолнечник

Подсолнечник- важнейшая сельско-превращает культура. Он дает 90% растительного масла. Полезное применение находит все растение. Мякина превращается в эластичную массу – фактис – заменитель каучука. Из подсолнечника изготавливают силос, жмых, ткани, продукты – масло, халву, маргарин.

Сахар- получают из сахарной свеклы. Очищенную сахарную свеклу превращают в топкую стружку и помещают в специальные сосуды, где пропускают горячую воду. Потом все обрабатывают, упаривают и вот сахар.

3.Учитель- демонстрация картины Шишкина «Рожь».

5. Человек и лес.

Правила поведения в лесу:

А) беречь от пожаров,

Б) не ломать деревья, не делать надрезы,

В) не разорять гнезда, муравейники и т.д.

Не будьте похожи на того мальчишку, о котором писал поэт Сологуб:

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы

И капли сока словно слезы,

Текли прозрачною струей.


6.Загадки о лесе- задают ученики.

Песня «Коробейники» - в исполнении ансамбля «Золотое кольцо».

7. Вывод урока и домашнее задание. (Подготовить сообщения о тайге.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока географии в 8 классе по теме: "Лесные зоны России. Урок - ярмарка".

Автор: Губарькова Лилия Вагизовна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190026


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства