kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-экскурсии на тему: "Ознакомление с компонентами природы своей местности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представлений об основных компонентах естественного комплекса и взаимосвязях между ними, влияние рельефа на компоненты, обеспечение осознания учениками универсальной ценности природы, воспитания потребности в общении с природой, интереса к познанию ее законов, и ее охране, формирование практических умений и навыков складывать характеристику естественного комплекса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-экскурсии на тему: "Ознакомление с компонентами природы своей местности"»

Отдел образования Славяносербской

райгосадминистрации

Районный методический кабинет






Ознакомление с компонентами

природы своей местности







Экскурсия

по географии

учителя методиста

высшей квалификационной категории

Лотиковской ООШ

I - III степеней

Андриановой

Антонины Стефановны







пгт. Лотиково

2016 г.

Экскурсия для учащихся 6 класса


Тема: Ознакомление с компонентами природы своей местности


Цель: формирование представлений об основных компонентах естественного комплекса и взаимосвязях между ними, влияние рельефа на компоненты, обеспечение осознания учениками универсальной ценности природы, воспитания потребности в общении с природой, интереса к познанию ее законов, и ее охране, формирование практических умений и навыков складывать характеристику естественного комплекса.

Оборудование для экскурсии: компас, лопата, папка гербария, бумага для заключения растений, ручка, «Тетрадь исследователя», фотоаппарат.

Опорные понятия:

Естественный комплекс - закономерное сочетание компонентов природы (горные породы, вода, воздух, почва, растительность, животный мир), которые находятся во взаимодействии и образуют единую территориальную ограниченную систему.

Лес - часть земной поверхности, занятая деревьями, которые растут замкнуто.

Проведение экскурсии.

Учитель во время подготовки к экскурсии проводит инструктаж по технике безопасности во время экскурсии в природе.

Ученики повторяют правила природоохранного поведения (дополнение 1).

Класс разделяется на 5 групп: «краеведы», «климатологи», «гидрологи», «почвоведы», «биологи». Каждая группа получает задание (дополнение 2).

Учитель объявляет тему, цель экскурсии. Наша экскурсия проходит по экологической тропе на территории комплексной памятки природы «Лотиковская дубрава». Мы находимся на остановке «Балка». Она расположена на юго-западе поселка Лотиково. Мы наблюдаем овражно-балочний рельеф. На поверхность выходят горные породы: опока, каменный уголь. Климат нашей местности умеренно-континентальный. Температуру воздуха мы определяем с помощью термометра и она составляет + 23 С. Направление ветра юго-восточное, сила ветра 1-2 балла. Облачность неба составляет 5 баллов. Атмосферное давление - 740 мм рт.ст.Поверхностные воды находятся глубоко к поверхности. Почвы - черноземи обычные. Учитель предоставляет слово представителю лесничества –

Соловьёву М. Ю. Он рассказывает, что леса занимают 9% территории нашей области. В балках - буераках растут буерачные леса. В них представлены: клен татарский, груша дикая, акация белая, дуб черешчатый. Дубы имеют возраст более 200 лет.

Ученица 11 класса Астапущенко Надежда рассказывает об особенностях развития дубов. Дубы по фитоцидности занимают 2 место после березы.

В 1699 году Петер I использовал дубы для построения кораблей.

Лес - это один из основных видов растительного покрова, представленного деревьями, которые растут более-менее сомкнуто. Как любой растительный покров, лес характеризуется тем, что растения находятся в определенных взаимодействиях с занятой ими территорией, с ее микроклиматом, почвой и животным миром, представляя с ними единое целое - естественный комплекс.

Зональное распределение лесов по поверхности Земли свидетельствует о том, что больше всего лесная растительность зависит от климата.

Вместе с тем и лес влияет на занятую им площадь и окружающее пространство. В лесу создается особенный микроклимат - летом в лесу холоднее, чем на открытой местности, а зимой теплее; днем прохладнее, а ночью теплее. Почва в лесу промерзает на меньшую глубину, чем в поле. Осадков задерживается на лиственных деревьях близко 15%, на сосне - близко 20-25%, на ели - почти 60%. В лесу меньшим является колебание температуры и влажности, здесь ослабленное освещение. Лес изменяет силу и направление ветра, ветер на расстоянии 100-200 метров от окраины или опушки почти не чувствуется. Поэтому проводят обсадку деревьями дорог, создают полезащитные полосы.

Значительным является влияние леса и на почву. В лесах формируются особенные, лесу, почвы, которые отличаются по своим свойствам от почв, образованных под травяной растительностью. Лесные почвы, как правило, более выщелочены, характеризуются подзолистостью и имеют кислую реакцию. Древесная растительность, поглощая корнями минеральные вещества из глубоких слоев почвы, в процессе отмирания откладывает их в верхних слоях почвы. Это приводит к тому, что минеральные вещества переносятся из нижних слоев почвы в верхние.

Значительным является влияние леса на поверхностный сток воды, на пропитку воды в почву и на испарение, а следовательно, и на уровень грунтовых вод. Лес задерживает поверхностный сток воды, потому что снег здесь тает медленнее, чем на открытых местах, а лесная подстилка, как губка, всасывает осадки, которые выпадают. Талые и ливневые воды не смывают верхний - плодородный - слой почвы, а просачиваются на глубину и пополняют грунтовые воды.

Над лесами создается более благоприятные условия для конденсации водяного пара и выпадения дождя, чем над открытым местом.

Водоохранная роль леса очень большая, особенно если поверхностный сток является значительным.

В балке проживают животные: белки, зайцы, ежи, гадюки, кукушки, сороки, фазаны, вороны, жуки-олени, бабочки и другие.

На остановке «Источник» ученики определяют температуру воды, которая составляет + 15 С, дебит источника - за 1 минуту - 4 литра воды.

Учитель напоминает, что заповедное урочище создано с целью охраны многовековых дубов и целебной воды источника.

Ученики во время экскурсии находят ответы на задание и отчитываются в конце экскурсии.

Дополнение 1.

Правила природоохранного поведения :

  • В природе не оставляй следов своего присутствия.

  • Будь наименее заметным, не делай шума, не тревожь животных.

  • Не лазь в норы и дупла деревьев - там могут быть гнезда птиц, осы.

  • Не заглядывай в птичьи гнезда, не бери в руки птенцов, зверушек.

  • Не рви цветы - среди них могут оказаться очень редкие.

  • Особенно осторожным и внимательным будь около очага.

  • Устраивай костер не менее как за 10 метров от деревьев и палаток.

  • Убери сухие листья и траву не менее чем на 1м от огня.

  • Используй сухую древесину лиственных пород. Она не разбрасывает искры и поэтому менее пожарноопасная.

  • Не разжигай огня в сосновом лесу!!!

  • После снятия лагеря залей костёр водой и засыпь землей.

  • Береги источники, не сори около них.

  • Не бей стеклянную посуду, не бросай ее в воду.

  • Мусор (пластик, бумагу) сожги. Жестяные консервные банки тщательным образом обожги в костре и закопай. Пережженный металл раскладывается намного быстрее, чем покрытый оловом.

  • Не собирай и не еж неизвестные ягоды, корни, плоды, грибы (они могут быть ядовитыми).

  • Не пей воду из ручьев, водоемов (в Донбассе она не пригодна для питья). Пей только кипяченую воду.

  • Остерегайся находиться во время грозы на открытой местности, около высоких деревьев, башен и скирд сена.


Дополнение 2.

Задание для выполнения во время экскурсии


I группы «Краеведы»

Опиши географическое расположение района экскурсии :

  • Определите с помощью компаса, в каком направлении от твоей школы проходит экскурсия;

  • Определите (приблизительно), на каком расстоянии от школы проходит экскурсия;

  • Определите на местности, рядом с какими особенно важными географическими объектами проходит экскурсия (на окраине поселка городского типа, в балке).

  • Охарактеризуйте особенности рельефа горных пород местности.


II группы «Климатологи»

Определите:

  • Температуру воздуха;

  • Направление, силу ветра;

  • Облачность;

  • Давление.


III группы «Гидрологи»

Определите:

  • Температуру воды источника;

  • Дебит источника;

  • Уровень грунтовых вод.




IV группы «Почвоведы»

Определите:

  • Типы почв;

  • Свойства почв.


V группы «Биологи»

    1. Определите тип леса (лиственный, смешанный), густоту (редкий, густой, средний).

    2. Охарактеризуйте древесный ярус (растут деревья по всей площади равномерно или отдельными участками) какие деревья преобладают, их особенности. Первый древесный ярус растительности обычно представлен такими подъярусами: первый подъярус (ясень, дуб, ольха, береза), второй подъярус (груша, клен), третий подъярус (малорослые деревья до 6 метров высотой)

    3. Охарактеризуйте второй ярус - кустарниковую растительность : сирень, шиповник, боярышник.

    4. Охарактеризуйте третий травянистый ярус растительности : полынь, подорожник, вьюнок полевой, одуванчик, овсюг, пырей и другие.

    5. Опишите изменения леса, которые произошли под воздействием человека, : какое хозяйственное значение имеют растения леса, какие животные и птицы живут в лесу и которое их промышленное значение; каким образом изменяются животный и растительный мир леса под воздействием человека.

    6. Сделайте зарисовки или фотографии представителей растительности разных ярусов.

    7. Соберите гербарий.

    8. Укажите мероприятия, необходимые для охраны леса и его возобновления.


Литература

  1. Заверуха Б.В., Шемчушенко Ю.С., Бабенко В.У. Растения красной книги. - К.: Урожай, 1985. - 136 с.

  2. Исаева Р. Я., Маслова В.Р. и др. Редкие, исчезающие, реликтовые виды флоры Ворошиловградской обл. - Ворошиловград, 1988 - 78 с.

  3. Елин Ю.Я. Растения наших лесов - К.: - Сов.школа, 1983

  4. Кричило М., Серебрий В., География. Практические занятия на местности.: - Киев, Школьный мир, 2006.

  5. Определитель высших растений Украины.

Доброгаева Д.Н., Котов М. И., Прокудин Ю.Н. и др. - К:

Научная мысль, 1987. - 548 с.

  1. Поповская Е.М... Экскурсия для наблюдения за растениями. - К.: Сов. школа, 1971. - 72 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока-экскурсии на тему: "Ознакомление с компонентами природы своей местности"

Автор: Андрианова Антонина Стефановна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 278955


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства