Конспект итогового урока по теме: "Тур по климату России" 8 класс
Конспект итогового урока по теме: "Тур по климату России" 8 класс
Урок-игра: "Тур по климату России", 8 класс.
Цель: Обобщить знания учащихся по теме "Климат Росии", определьть уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов, а также особенностей климата России, понимания закономерностей распределения основных элементов климата. Определьть уровень практических умений учащихся в ходе работы с климатическими картами и климатограммами.
Развивать логическое умение, потребность к поиску нового, повысить познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету.
В ходе деловой игры учить сотрудничеству, взаимовыручке, умению слушать друг друга, поддержать в нужный момент.
В данном уроке используется игровая и групповая технологии образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект итогового урока по теме: "Тур по климату России" 8 класс »
Тур по климату России.
Урок – игра. 8 класс.
Учитель географии МОУ СОШ 5 г.Серпухова Московской области
Васильева Анна Сергеевна.
Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Климат России», определить уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов, а также особенностей климата России, понимания закономерностей распределения основных элементов климата. Определить уровень практических умений учащихся в ходе работы с климатическими картами и климатограммами.
Развивать логическое мышление, потребность к поиску нового, повысить познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету.
В ходе деловой игры учить сотрудничеству, взаимовыручке, умению слушать друг друга, поддержать в нужный момент.
Оборудование: путевые листы с порядком прохождения хода игры по числу групп, карточки-задания по каждому этапу игры, атласы, песочные часы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учащиеся класса делятся на 5 групп по 4-5 человек. Каждая группа получает путевой лист игры, все участники занимают места за игровыми столами.
2.Инструктаж учителя к ходу деловой игры.
Сегодня мы обобщаем знания темы «Климат России». Но урок наш пройдет не как обычно, а в форме деловой игры. В ходе этой игры мы выясним уровень знаний каждого по пройденной теме. Помогать мне будут консультанты, именно они отвечают за свой этап: дают вам задания, принимают ответы и оценивают. Напротив каждой фамилии в ваших маршрутных листах будут выставлены оценки за каждый этап, это сделают консультанты. Итоговые оценки за урок выставит учитель, исходя из результатов каждого этапа. Вы работаете в группах, а значит в праве помочь своим товарищам, но не подсказкой ( за нее консультант может отнять 1 балл ), а ключевым словом, наводящим вопросом. На каждый этап выделяется время -5 минут. Я предупрежу вас, что пора завершить работу. Если закончили раньше, консультант поднимает руку.
3.Ход игры.
Консультанты занимают места за игровыми столами групп соответственно порядку прохождения этапов игры и приступают к опросу. Переход к другой группе осуществляется по сигналу учителя.
Этапы игры.
Этап 1. Понятия. Каждый игрок получает карточку, в которой перечислены понятия, относящиеся к теме климат. Учащиеся отвечают по мере готовности консультанту, если игрок с ответом затрудняется, можно попросить помощь команды.
Этап 2. Работа по климатической карте. Участнику игры предлагается выполнить задание по климатической карте атласа.
Карточка 1. Определите среднюю температуру января в Подмосковье.
Карточка 2. Определите коэффициент увлажнения на полуострове Ямал.
Карточка 3. Определите среднюю температуру июля в районе г. Якутска.
Карточка 4. Определите амплитуду температур в районе Оймякона.
Карточка 5. Определите количество осадков на острове Сахалин и Прикаспийской низменности.
Этап 3. Работа с климатограммами. Каждый игрок получает карточку с изображением климатограммы, где требуется определить тип климата, ориентируясь на показания температуры января и июля, количество осадков и режим выпадения.
1.Арктический климат.
2.Умеренно континентальный.
3.Континентальный умеренного пояса.
4.Субарктический климат.
5.Умеренный муссонный климат.
Этап 4. Подумай и ответь. Консультант поочередно задает вопросы игрокам, опрашивая всех участников группы.
1.Какое значение для жизни и деятельности человека имеет климат (положительное и отрицательное)?
2.Какие климатические явления наиболее неблагоприятны для работы транспорта?
3.Почему в городе снег тает быстрее, чем в отдаленных от города районах?
4.Почему в Сибири очень холодные зимы?
5.Почему самое холодное место не на самой северной точке России?
6.Какие климатические условия установились бы в средней полосе Русской равнины, если бы вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана располагались горы?
Этап 5. Тест. Каждый участник игры получает задание, в котором предлагается ответить на вопросы теста.
1.Какой океан оказывает основное влияние на климат Европейской части России?
А) Северный Ледовитый;
Б) Атлантический;
В) Тихий;
Г) Индийский.
2. Самое холодное место в России.
А) остров Рудольфа;
Б) Оймякон;
В) Кольский полуостров;
Г) Таймыр.
3. Количество воды, которое может испариться при данной температуре, это:
А) испарение;
Б) испаряемость;
В) коэффициент увлажнения;
Г) туман.
4. Самые высокие температуры воздуха наблюдаются летом:
А) на Прикаспийской низменности;
Б) на юге Приморья (район г.Владивостока);
В) на Северном Кавказе;
Г) на юге Урала.
5. Россия расположена в следующих климатических поясах:
А) арктическом;
Б) умеренном;
В) субтропическом;
Г) тропическом;
Д) субарктическом.
Подведение итогов. Учитель, получив карточку группы с оценками, подводит итог, выставляя средний балл каждому игроку. Если ученик не согласен с оценками консультанта, то он отвечает учителю. Итоговая оценка каждого равна среднему баллу из 5 оценок, полученных на уроке.
Пока подводят итоги, учащимся предлагается вопрос на дополнительную оценку, приветствуется коллективное обсуждение в группах
Какие природные объекты на территории России в пределах умеренного климатического пояса являются границами раздела различных типов климата? Объясните их климатообразующую роль. / На территории России в пределах умеренного климатического пояса выделяют 4 типа климата: умеренно континентальный – до Уральских гор; континентальный – до западного уступа Среднесибирского плоскогорья, Енисейского кряжа; резко континентальный - до хребта Джугджур; муссонный – побережье Тихого океана. В умеренном климатическом поясе преобладает западный перенос воздушных масс, и все горы являются преградой на пути ВМ с Атлантики. На Дальнем Востоке возрастает роль потоков воздуха с Тихого океана, но хребты Дальнего Востока и хр. Джугджур препятствуют проникновению их на запад./