Овсянкина Елена Борисовна, «Атмосфера – воздушная одежда Земли»
Пояснительная записка к уроку.
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» К.Д.Ушинский
В условиях введения ФГОС необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока. Деятельность учителя в уроке - это в проектировании учебной деятельности, организации учебной деятельности, управлении учебной деятельностью учащихся .
Большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:
расширить информационное пространство;
увеличить скорость поиска информации;
интенсивность обработки полученных знаний.
Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей. Поэтому задача учителя не столько дать знания, сколько помочь учащимся сформировать в себе способности, которые позволят им в дальнейшем овладеть набором способов деятельности; создать условия для формирования умений переноса информации из одних знаковых систем в другие; создать условия для развития умения структурировать информацию, содействовать развитию умения конструктивно общаться.
На данном уроке использовалась интерактивная доска Panaboard, учебник А.А.Плешакова и Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс», видеофрагмент с канала Бибигон в Интернет-ресурсах http://www.youtube.com/watch?v=k1gPish0sEI, фотографии и картинки с Итернет-портала Google:
http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1600&bih=755&q=строение+атмосферы+земли, http://gymn25-chemistry.narod.ru/Zagadki/Index_3.html
С учетом требований к современному уроку были определены задачи данного урока:
Образовательные: сформировать у учащихся представления о составе и строении атмосферы, основных атмосферных явлениях: образовании облаков, ветра, грозы
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительными источниками информации. Способствовать развитию памяти, логики и интеллекта. На примере значения атмосферы в жизни планеты и человека учить учащихся проводить классификацию и устанавливать соответствие, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять основные атмосферные явления в природе
Воспитательные: осознание себя как части целостности природы, воспитание чувства прекрасного.
Планируемые результаты (ученики получат возможность):
Личностные: осознание ценностей знаний о Земле, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: понимание уникальности планеты Земля, значения атмосферы для планеты и для человека.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части планеты Земля
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям атмосфера, воздух, облака, ветер; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из различных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
На уроке применялись элементы технологии творческого развития ( А.Рахимова), которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия. Учащиеся формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют события, происходящие вокруг них для ее аргументации. А так же способствуют развитию творчества не только в пределах изучаемого предмета, но и во всех образовательных областях.
Учебная игра, как еще одна технология личностно-ориентированного обучения, полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции благодаря следующему:
в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности;
учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем;
игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования.
Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной ситуацией.
Итоги урока: учащиеся на уроке были активны, рассуждали и анализировали имеющуюся информацию, ошибались, но были толерантны друг к другу, с желанием выполняли все задания и требования учителя. За урок поставлено 5 оценок «отлично» и 3 оценки «хорошо», еще 5 учеников получили жетоны за активную работу на уроке и смогут присоединить их на других уроках при ответах или активной работе на уроке. Считаю, что цель урока достигнута.