Просмотр содержимого документа
«Конспек урока по географии по теме: "Италия".»
КГУ «Донецкая СШ»
Учитель географии: Лучицкая М.А.
Открытый урок по географии 11 класс
Тема урока: Италия.
Цель: анализируя карты атласа изучить особенности экономико-географическое положение, государственный строй природные условия и ресурсы, население Италии.
Задачи урока:
В ходе работы с видео презентацией «Италия» ученики продолжат развивать навыки самостоятельно определять тему урока, формулировать цели и задачи.
С помощью стратегии критического мышления «Бортовой журнал» ученики будут целенаправленно и осмысленно фиксировать информацию о Италии, появится возможность для развития рефлективности.
Работая с картами атласа, ученики выявят факторы и причины, определяющие важнейшие экономико-географические особенности Италии;
При работе с текстом продолжат развивать навыки вырабатывать своё мнение по изучаемой теме, выделять главное из текста, сравнивать обобщать и анализировать;
Пользуясь картами атласа и статистическими данными, определят особенности размещения населения Италии и объяснят их причины.
Продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации.
Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к миру и культуре других стран посредством фактического, информационного, иллюстративного материала, творческих ситуаций.
Тип урока: изучение новой темы
Форма проведения: урок путешествие
Методы урока: частично-поисковый, наглядный, исследовательский.
Оборудование: политическая карта мира, атлас 11 класс, Видео фильм «Италия, Рим» презентация «Италия», листы взаимооценивания, модульный лист с разноуровневыми заданиями.
Проанализировав карты атласа, выявят особенности ЭГП Италии, определят положительные и отрицательные факторы.
Научатся формулировать четкие ответы на основе новых понятий;
Ход урока
ВЫЗОВ
Организационный момент:
Приветствие (1 м)
Психологический настрой « Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Все 11 лет в стенах школы в ваши руки закладываются знания, умения и навыки, а вот от того как вы ими распорядитесь, зависит ваше будущее. Что же касается сегодняшнего дня то в наших руках возможность создать на уроке доброжелательную, работоспособную, творческую атмосферу. И так мы начинаем.
Просмотр видео презентации «Италия»(1 м)
(ученики самостоятельно определяют тему и цели урока)
Рассказ учителя:
Итальянская кухня признана не только одной из лучших в мире, но и одной из самых модных в настоящее время. Традиционная кухня Италии, распространённая и популярная во всём мире, благодаря таким блюдам, как пицца и спагетти.
Италия - высокоразвитая индустриально-аграрная страна.
Ведущие отрасли промышленности: машиностроение
Туризм 3 место
И так о каком государстве сегодня пойдет речь на уроке?
Тема нашего сегодняшнего урока – “ Италия”
Сегодня мы вместе с вами совершим заочное путешествие по этой удивительной и загадочной стране.
Мозговой штурм(2)
Вопрос:
Ребята, что вы уже знаете о Италии?
Просмотр видео «Италия».
Ребята просмотрев видео что нового вы узнали о Италии?
Как вы думаете, почему Италия, заслуживает столь пристального внимания?
(Слайд№5)
Примерные ответы:
– страна является ___________________;
– мощное развитие промышленности, особенно наукоемных отраслей;
– по прогнозам __________,
Изучение нового материала:
Работа в группах: (12 м)
Выбирают спикеров, которые потом представляют свои кластеры у доски
1 группа - Визитная карточка Италии
(Проанализировав карты атласа и дополнительные источники информации составьте Визитную карточку Италии, в которой отобразите ЭГП Италии определите плюсы и минусы ЭГП, государственный строй и т.д.)
2 группа – Природа и природные ресурсы Италии, расскажет нам о проблемах и путях решения , сохранения природных ресурсов Апенинского полуострова. Ученики работают со стратегией критического мышления «Фишбоу», приводят причины и доказательства «Почему Италия уникальная страна»
Фишбоу - анализ через скелет рыбы. Еще один вариант групповой работы. Преподаватель только направляет, координирует, не дает отвлечься от темы.
Голова рыбы: проблема, заявленная в тексте
Скелет рыбы: пути решения этой проблемы
Хвост рыбы: вывод по этой проблеме, ее значимость и актуальность.
3 группа – Расскажет о населении Италии национальном составе, религиозной и трудовой структуре?
(Работая с картами атласа «Плотность населения мира», «Национальный и религиозный состав» составьте кластер, доказывающий особенности размещения населения Италии)
Ученики анализируют доп. инф.,карты атласа, составляют кластер, диаграммы отражающие, возрастной состав, структуру трудовых ресурсов населения Италии.
Выступление групп: (12 м)
Взаимооценивание групповой работы (4м.)
(используя критерии и дескрипторы ученики оцениваю выступление групп по бальной системе)
Лист взаимоконтроля:
(для каждой категории ставим оценку от 0 до 2 баллов)
Категория
Критерии
1 Гр
2 Гр.
3Гр.
Знания
Показали ли выступающие знание вопроса?
Ответы
Были ли ответы полными, убедительными.
Оперирование терминами
Достаточно ли пользовался географической
терминологией во время выступления?
Ясность
Была ли информация изложена чётко, ясно и кратко?
Использовали ли выступающие артистизм:
зрительный контакт, жестикуляцию, мимику
Общее количество баллов
Дескрипторы
Баллы
Уровень достижения
0-4 неудовлетворительно
Ответы или вопросы формулируются не чётко, или их невозможно понять
5-8 хорошо
Ответы являются понятными, но были бы более убедительными, если бы было приведено больше доказательств, географических терминов (зрительный контакт, эмоциональное выступление)
9-10 Очень хорошо
Речь ясная. Правильно разбивает высказывания на речевые отрезки, использует интонацию. Присутствует зрительный контакт со слушателями, использует мимику, не пользуется заметками, подготовлены, уверены в себе, убедительны в своих высказываниях. Хорошо оперируют географическими терминами.
Ролевая игра «Путешествие по Италии»
(представьте что вы представители турагентства, ваша задача дать как можно больше информации о Италии, тем самым привлечь туристов посетить страну)
РЕФЛЕКСИЯ:
Заключение
Работа с модульным листом: (7 м)
№ Вопрос
Варианты ответов
(да, нет)
Баллы
1.Италия средиземноморская страна, занимающая центральную часть Южной Европы?
2.Граничит с Францией на северо-западе, со Швейцарией и Австрией— на севере и со Словенией — на северо-востоке. Также имеет внутренние границы с Ватиканом и Сан-Марино?
3.Занимает Апеннинский полуостров?
4.Страна поделена на 30 областей, состоящих из 110 провинций?
5.Четвертое место по численности населения среди стран Зарубежной Европы?
6.Большая часть населения проживает в селах ?
7.Государственным языком Италии является английский?
8.В Италии находится крупнейшие из действующих вулканов ,вулканы Этна и Везувий?
9.Денежная единица евро?
10.Главные реки Италии: Инд, Ганг, Янцзы?
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ
Ученики выполняют разноуровневые задания.
Самооценивание
(10-9 б. -5,
8-7б.-4;
6-4 б.-3,
3-0б. -2) (2м)
Прием «Синквейн» на тему «Италия»
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Рефлексия: «В какой стране вы сегодня находились»?(1)
(Знания, Скуки, Добра, Везения, настроения….)
Домашнее задание: & 10
Лист оценивания
Группы
Взаимооценка в группе
Самооценка
Итоговая оценка
1 группа
2 группа
3 группа
Критерии взаимооценивания:
«5» - был активен, применял свои знания, делал выводы
«4» - участвовал в работе, помог своими заданиями
«3» - старался, но ничем не смог помочь своей группе
Критерии самооценивания:
«5» - материал усвоен, могу объяснить другим
«4» - материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания
«3» - материал усвоен, но есть вопрос
1группа. Италия расположена в центральной части Южной Европы, в бассейне Средиземного моря, причем протяженность ее с севера на юг равна около 1170 км, а с востока на запад (наибольший показатель в средней части) - 230 км. Общая площадь этой страны - 301 230 кв. км, из которых 294 020 кв. км - суша, а 7 210 кв. км - водные пространства. Граничит Италия с Швейцарией и Австрией на севере, Словенией на востоке и Францией на северо-западе. Омывается Адриатическим морем на востоке, Ионическим и Средиземным морями на юге, Тирренским, Лигурийским и Средиземным на западе. Общая длина береговой линии около 7120 км. На территории Италии расположены два малых государства - Сан-Марино и Ватикан.
В состав Италии также входят острова Сардиния, Сицилия и Эльба, плюс ряд мелких островов. Большая часть страны расположена на Апеннинском полуострове. Высочайшая точка страны - гора Монблан (Монте Бианко), ее высота равна 4807м.
К чертам географического положения Италии можно отнести следующие пункты: страна имеет выход к Средиземному бассейну (почти 80% её границ морские); расположена в двух благоприятных климатических поясах - умеренном и субтропическом; находится на пересечении важнейших морских и сухопутных транспортных коридоров; все страны-соседи Италии - высокоразвитые государства.
Пожалуй, единственным минусом в географического положения Италии можно назвать тот факт, что страна слишком вытянута (с севера на юг).
1 группа - Визитная карточка Италии
(Проанализировав карты атласа и дополнительные источники информации составьте Визитную карточку Италии, в которой отобразите ЭГП Италии определите плюсы и минусы ЭГП, государственный строй и т.д.)
2 группа – Природа и природные ресурсы Италии, Расскажет нам о проблемах и путях решения, сохранения природных ресурсов Апенинского полуострова. Ученики работают со стратегией критического мышления «Фишбоу», приводят причины и доказательства «Почему Италия уникальная страна»
Фишбоу - анализ через скелет рыбы. Еще один вариант групповой работы. Преподаватель только направляет, координирует, не дает отвлечься от темы.
Голова рыбы: проблема, заявленная в тексте
Скелет рыбы: пути решения этой проблемы
Хвост рыбы: вывод по этой проблеме, ее значимость и актуальность.
3 группа – Расскажет о населении Италии национальном составе, религиозной и трудовой структуре?
(Работая с картами атласа «Плотность населения мира», «Национальный и религиозный состав» составьте кластер, доказывающий особенности размещения населения Италии)
Ученики анализируют доп. инф.,карты атласа, составляют кластер, диаграммы отражающие, возростной состав, структуру трудовых ресурсов населения Италии.
2 группа. Италия небогата минеральными ресурсами, незначительные запасы отдельных из них не обеспечивают потребностей национальной экономики. Из топливно-энергетических ресурсов в стране есть небольшие залежи угля и нефти, в северо-восточной части Италии есть несколько большие месторождения природного газа. Они позволяют Италии добывать до 17 млрд м3 газа в год и на 15% удовлетворять в нем свои потребности.
Италия почти не имеет марганцевой, железных и хромитовых руд, вследствие чего ее черная металлургия работает на привозном сырье. В структуре минеральных ресурсов выделяют запасы полиметаллических (прежде всего свинца, цинка) и ртутных руд (одни из крупнейших в мире).
Из нерудных полезных ископаемых в недрах страны имеются большие запасы калийной и поваренной соли. Богатая страна на строительные материалы, ее запасы мрамора и гранита имеют мировое значение.
На водные ресурсы Италия небогата. Реки небольшие и летом маловодные. Крупнейшая река - По, которая протекает на севере и впадает в Адриатическое море. Большинство рек страны являются горными, то они имеют значительные потенциальные гидроресурсы. Особенно на них богатые реки, берущие начало с Альп.
Лишь 20% территории Италии покрыта лесами, основные их массивы расположены на севере страны. Дефицит древесины ограничивает возможности развития отдельных отраслей промышленности.
Италия, в целом, - это горная страна, более 3/4 территории которой занимают горы, которые имеют исключительное значение в формировании климата Италии, поскольку является естественной преградой для проникновения влажных воздушных масс с севера материка. Хозяйственное развитие страны затрудняет высокий уровень сейсмичности территории.
Равнины и низменности расположены на побережье Апеннинского полуострова и на северо-востоке Италии, где в бассейне реки По является крупнейшая итальянская равнина - Паданской. Низменности всего освоены человеком и больше заселены.
Климатические ресурсы Италии достаточно благоприятны для развития сельского хозяйства. На севере климат умеренно континентальный, а юг Италии характеризуется средиземноморским субтропическим климатом с сухим летом.
В целом Италия бедна сельскохозяйственные угодья и особенно на пахотные земли. На одного человека приходится около 0,2 га пашни. Значительное количество пахотных земель орошается что является необходимым условием получения высоких урожаев. Почвы в целом достаточно плодородны.
Густые леса, когда-то покрывавшие Паданскую равнину и Апенинский полуостров, были истреблены на топливо и строительство, их вырубали, чтобы увеличить площади земель сельскохозяйственного назначения. Теперь сохранившиеся и заново восстановленные лесные массивы занимают не более 20% территории и располагаются в основном в горных районах и на холмах. Чаще встречаются заросли средиземноморских кустарников. В средней высотной зоне возделывают культурные растения – различные зерновые культуры и виноград, апельсиновые и лимонные деревья.
Апеннинский полуостров расположен в зоне контакта литосферных плит, здесь достаточно часто происходят землетрясения. Высокая сейсмичность – не единственная причина волнений жителей полуострова. Не меньшее беспокойство вызывают вулканы, особенно Везувий – один из активнейших вулканов европейской части континента. Обширные площади вокруг него покрыты лавой и засыпаны вулканическим пеплом, напоминающим о катастрофическом извержении в начале нашей эры и гибели древних городов. Один из них – Помпеи – частично освобождён из-под толщи пепла и превращён в известный всему миру музей-заповедник. Апеннинский полуостров отличается разнообразием климатических условий. Тёплый средиземноморский климат характерен лишь для относительно неширокой прибрежной полосы, тогда как в горных районах климат более прохладен.
Работа с модульным листом: (7 м)
№ вопроса
Да
Нет
1. Италия средиземноморская страна, занимающая центральную часть Южной Европы?
2.Граничит с Францией на северо-западе, со Швейцарией и Австрией— на севере и со Словенией — на северо-востоке. Также имеет внутренние границы с Ватиканом и Сан-Марино?
3.Занимает Апеннинский полуостров?
4.Страна поделена на 30 областей, состоящих из 110 провинций?
5.Четвертое место по численности населения среди стран Зарубежной Европы?
6.Большая часть населения проживает в селах ?
7.Государственным языком Италии является английский?
8.В Италии находится крупнейшие из действующих вулканов ,вулканы Этна и Везувий?
9.Денежная единица евро?
10.Главные реки Италии: Инд, Ганг, Янцзы?
3 группа.
Италия с населением 60,5 млн.человек занимает 4 место в Зарубежной Европе по численности
населения. Плотность населения здесь превышает 200 человек на 1 км².
Население по территории страны размещено неравномерно; в самых густонаселенных низменностях (Падайская, Лигурийская) на 1км² приходится 300-600 человек, а в горных районах и на острове Сардиния с низким уровнем развития экономики плотность составляет 10-50 человек на 1 км². 68% населения проживает в городах. Большая часть городского населения сосредоточена на севере. Города Турин и Милан соединены между собой малыми городами с числом жителей, не превышающим 10-30 тыс.человек.
Сейчас из страны ежегодно уезжает около 90 тыс.человек. Если раньше итальянцы в основном переселялись в США, Бразилию и Аргентину, то сейчас поисках работы выезжают Швейцарию, Германию и Францию.
Национальный состав населения однородный: 94% итальянцы, остальную часть –населения составляют французы, албанцы, евреи, греки.
Религия- католицизм. Церковь оказывает сильное влияние на повседневную жизнь и традиции населения.
В структуре трудовых ресурсов также происходят значительные изменения: в результате переселения сельских жителей в города увеличивается число работающих в промышленности и сферу услуг. В настоящее время 37% работают в промышленности, 12 % в сельском хозяйстве, 51% сфере услуг.