Просмотр содержимого документа
«Конспект «Влияние климата на жизнедеятельность населения»»
МКОУ «Кулецминская СОШ»
Конспект
«Влияние климата на жизнедеятельность населения»
Класс: 8
Учитель: Гаджиева У. С.
2017 г.
Цели урока: • Углубить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. • Раскрыть понятия «комфортность климата», «агроклиматические ресурсы», «коэффициент увлажнения», «испаряемость». • Развивать умение работать с картами.
Формировать умения работать в группе и паре.
Методы обучения: словесно – наглядный, частично- поисковый.
Тип урока; комбирированный с использованием презентационного материала.
Оборудование: физическая и климатическая карты России,учебник, атлас,контурные карты России, презентационные слайды по данной теме, мультимедийный проектор, экран.
Практикум. 1. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 2. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.
Структура урока:
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
Изучение нового материала.
Закрепление материала.
Подведение итогов урока
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение изученного материала
Тестовое задание
1 вариант
1.Величина суммарной радиации зависит от:
1. Циркуляции ВМ.
2. Расстояния от Земли до Солнца.
3. Близости к океану.
4. Географической широты.
2. Установите соответствие:
1. Область высокого давления а. атмосферный фронт
2. Граница между ВМ б. циклон
3. Область низкого давления в. антициклон
3. Установите соответствие: (территория- тип климата)
1. Русская равнина а. континентальный
2. о. Новая Земля б. умеренно-континентальный;
3. Западно- Сибирская низменность в. арктический
4. Зимой устанавливается морозная, ясная погода при:
1. Циклоне;
2. Антициклоне.
3. Прохождении атмосферного фронта
5. В циклоне воздух движется:
1. От центра к краям 2. От краёв к центру 3. По часовой стрелке. 4. Против часовой стрелки.
6. Назовите район России, где зарегистрирована самая низкая зимняя температура.
1. Якутск 2. Оймякон 3. о-ва Северная Земля г. п-ов Таймыр
2 вариант
На климат европейской части России наибольшее влияние оказывает:
1. Тихий океан;
2. Атлантический океан;
3. Северный Ледовитый океан;
4. Индийский океан
2 . Установите соответствие: (территория – тип климата)
1. г. Оймякон а. умеренно-континентальный
2. Волгоград б. резко-континентальный
3. г. Хабаровск в. муссонный
3. При движении к экватору величина суммарной радиации:
1. Уменьшается
2. Не изменяется
3. Увеличивается
4.Изменение свойств воздушных масс при перемещении под влияниеподстилающей поверхности – это:
- Ребята, с чем ассоциируется у Вас услышанная музыка?
- Прогноз погоды. Слайд №3.
- О том, что к перемене пооды чувствствителен и человек, известно уже тысячи лет. Ещё Гиппократ предупреждал: «Будь особо внимательным при перемене попгоды. В этот период избегай кровопусканий, прижиганий и не берись за скальпель». Франзузсуий просветитель Шарль -Луи де Монтескьё сказал: «Власть климата сильнее всех властей».
- Объяснте это высказывание.
- Как бы вы сфрмулировали тему сегодняшнего урока?
- Влияние климата на жизнь человека.
Учитель: Какие элементы климата и как влияют на жизнь человека?
Заслушав ответы учащихся, учитель на доске, а ученики в тетради составляют схему, показывающую сферы, на которые климат оказывает наибольшее влияние, и отрасли, деятельность которых в наибольшей степени зависит от климата?
- В каком климате Вам хотелось бы жить? Почему? Обоснуйте. Слайд №3,4
Учитель раскрывает понятие комфортность климата (степень благоприятности климата для нормальной жизнедеятельности человека).
Практическая работа
Рассмотрите карту (рис. 47 на с. 105 учебника) и её легенду и сделайте вывод.
- Используя данную карту и карту «Плотность населения России» (рис. 21 на с. 52 учебника) ответить на вопрос: «Какая зависимость существует между благоприятностью природных условий и плотностью населения?»
- Работа с контурной картой. По пятибальной системе оцените степеннь комфортности в различных уголках России.
Фронтальная работа. Влияние климата на сельское хозяйство.
- Объяснение учителя. Учитель раскрывает понятие агроклиматические ресурсы (агроклиматические ресурсы — свет, тепло и влага, необходимые для выращивания сельскохозяйственных культур. Вегетация растений возможна при среднесуточной температуре +10 °С и выше. - По карте «Агроклиматические ресурсы» (рис. 48 на с. 107 учебника) определите, в каких районах России сумма среднесуточных температур воздуха превышает +10 °С и какие сельскохозяйственные культуры можно там выращивать. - Другой важный показатель — коэффициент увлажнения (К) — отношение годовой суммы осадков к годовой испаряемости (К =О/И). Существует закономерность: чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат. - Анализируя карту «Агроклиматические ресурсы», выделите зоны увлажнения и назовите соответствующий каждой зоне коэффициент увлажнения. ( Учащиеся находят на карте линию, показывающую значение коэффициента увлажнения, равное 1. Затем определяют территории с достаточным увлажнением (К = 1), избыточным увлажнением (К 1), недостаточным увлажнением (К
Самостоятельная работа.
- 1группа. Выяснить влияние климата на жилищное строительство Изучить фрагмент текста «Как климат должен учитываться в жилищном строительстве?» на с. 107—108 учебника. После этого он предлагает учащимся высказаться по поводу того, учтены ли особенности климата при строительстве домов, в которых они живут, зданий, в которых они учатся.
-2 группа. Климат и ДДП. Изучить дополнительный материал и распределить виды транспорта по мере уменьшения их зависимости от погодных условий, отдав первое место самому зависимомому виду.
-3 группа. Изменение климата и здоровье. Изучить дополнительный материали и составить памятки метеозависимым людям.
-4 группа. Анализ агроклиматических ресурсов Тайшетского района для развития сельского хозяйства.
Сообщения учащихся
Работа с учебником. (Работа в парах ). Прочитать материал на стр.108-109 и заполнить таблицу.
Явление
Причина возникновения
Район распространения в России
Ущерб
Озвучить таблиц. Слайды № 8-14
III. Закрепление нового материала
- Где мы можем применить полученные знания? Слайд №14
Задача. В феврале 2014 года состоится зимняя олимпиада в Сочи. Почему её не проводят в Тайшете? При составлении ответа пользуйтесь планом:
Географическое положение выбранной территории
Оценка климата:
t°января и t°июля, к-во осадков.
Почвы, растительность, животный мир.
Особенности быта и хозяйственной деятельности человека.
Сочи(Краснодарский край)
Тайшет (Иркутская обасть)
IY. Подведение итогов урока.
- Выставление оценок
Y. Домашнее задание: 1) Изучить § 22; 2) Ответить на вопросы рубрики «Я это знаю». 3) Выполнить задания 55—56 на с. 41 тренажера. Слайд №15
YI.Рефлексия. Слайд №16
Список информационных источников
1. Алексеев А.И. «География. Россия» 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение», 2011.
2. Мир географии. Занимательные рассказы по физической географии. СПб.: ММ-Экспресс, 1995 (Хочу всё знать)
3. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10классы). – М.: Просвещение, 1991.
Использованные Интернет-ресурсы
1. Мультимедиа учебник «География России. Природа и население». Образовательная коллекция. Мультимедиа учебник для цчащихся общеобразовательных учебных заведений.
2. Мультимедиа издание «Уроки географии» . Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 8 класс.