kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Земельные ресурсы Белгородской области и их использование».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка адресована в помощь учителю для проведения урока "Земельные ресурсы Белгородской области и их использование».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Земельные ресурсы Белгородской области и их использование».»

Учитель: Смирнова Ю.А.

Предмет: география.

Класс: 8 Д

Тема урока: Земельные ресурсы Белгородской области и их использование. П/р № 11 «Земельные ресурсы своего района, области».

Цель урока: познакомиться с земельными ресурсами Белгородской области.

Задание: ознакомиться с информацией:

Почвенный покров области довольно разнообразный. Среди всех встречающихся почв преобладают чернозёмы

Чернозёмы области сформировались на водораздельных пространствах - выровненных платообразных и склоновых участках местности. Серые и тёмно-серые лесостепные почвы распространены, в основном, по правобережью рек Оскол, Северский Донец, Ворскла, Тихая Сосна и других. Крупные массивы серых лесостепных почв встречаются в междуречье рек Северский Донец - Нежеголь и Оскол - Валуй.

Черноземы - это почвы высокого потенциального плодородия. Они характеризуются мощным гумусовым горизонтом, высокими запасами гумуса, азота, фосфора, калия. Черноземы в целинном состоянии обладают рыхлым сложением, хорошей агрегатностью, высокой влагоемкостью и водопроницаемостью. Большинство черноземов имеют нейтральную или близкую к нейтральной реакцию почвенного раствора, большую ёмкость поглощения, повышенную нитрификационную способность.

Современное состояние черноземов вызывает обеспокоенность и тревогу в связи с возрастающей их деградацией. Интенсивная эксплуатация природного плодородия черноземов в течение трех веков и особенно в 60-90 годы прошлого века без соответствующих компенсационных мероприятий привела к их сильной антропогенной деградации (Адерихин, 1964; Акулов, 1992; Щербаков, Васенев, 1996; Щеглов, 2000).

Механическая обработка почв тяжелой техникой, недостаточное внесение удобрений, низкая культура земледелия и др. привели к глубокой трансформации морфологических, физических и химических свойств черноземов. Характерная зернистая структура гумусового горизонта трансформировалась в пылеватую и глыбистую, плотность сложения изменяется от 1.2 до 1,5 г/см3. За последнее столетие в различных подтипах черноземов в условиях землепользования было минерализовано от 20 до 40 % исходных запасов гумуса. Анализ "эталонных" объектов за последние 30-40 лет выявил потери гумуса порядка 2-2,5 % (Антропогенная эволюция черноземов, 2000).

Вторыми по распространению после чернозёмов являются тёмно-серые и серые лесостепные почвы, занимающие 397,8 тыс. га или 14.6 %. Они близки по свойствам и плодородию к черноземам и также обладают благоприятными свойствами для выращивания широкого набора сельскохозяйственных культур.

Распаханность серых лесостепных почв на территории области составляет около 34 %. Чрезмерная распашка привела к их деградации. Поскольку серые лесостепные почвы имеют укороченный гумусовый слой, где близко к поверхности залегает плотный иллювиальный горизонт, они легко разрушаются водными потоками. В результате водной эрозии в зоне распространения серых лесостепных почв больше смытых и размытых земель.

Пойменные луговые и лугово-болотные почвы составляют 4,7 % территории. Они представляют собой природные кормовые угодья, а заболоченные участки отнесены к природоохранному мелиоративному фонду.

Лугово-черноземные, черноземно-луговые почвы, солонцы, солоди и др. занимают менее 5 % всей площади области.

Несмотря на то, что систематический список встречающихся в области почв, в общем, имеет сравнительно небольшой перечень, в целом выделяется 320 почвенных разновидностей. Это указывает на разнообразие классификационных характеристик почв по мощности гумусового горизонта, содержанию гумуса, степени эродированности, гранулометрическому составу, почвообразующим породам и др.




Домашнее задание (прислать учителю).


Письменно в тетради (можно использовать дополнительную информацию, можно информацию учителя) выполнить практическую работу.


Название работы: П/р № 11 «Земельные ресурсы своего района, области».

Цель работы:

Оборудование: атлас, дополнительные источники информации.

Ход работы.

Тип почвы

Свойства почвы


Использование почв

в сельском хозяйстве, влияние с/х на почву





















Вывод:


.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока "Земельные ресурсы Белгородской области и их использование».

Автор: Смирнова Юлия Александровна

Дата: 04.05.2021

Номер свидетельства: 579767

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства