Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Северо-западный экономический район"»
Технологическая карта урока географии
Учитель: Храмова Ольга Юрьевна, учитель географии первой квалификационной категории МАОУ лицея №81 города Тюмени.
УМК: учебник 9 класса, В.П. Дронов, В.Я. Ром «География России. Население и хозяйство», изд. ООО «Дрофа», 2014; атласы для 9-го класса, изд. ООО «Дрофа» 2016г.
Тип урока: интегрированный урок открытия нового знания (интегрируемые предметы: география - литература – история - МХК)
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать представление об истории освоения территории, социально-экономического, историко-культурного развития региона.
Развивающие:
Способствовать формированию информационной культуры учащихся.
Формировать умение работать с разными источниками географической информации.
Анализировать собранную информацию.
Развивать географическое мышление школьников, формировать их картографическую грамотность.
Воспитательные:
Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона, социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине.
Развивать коммуникативную деятельность.
Оборудование: экономическая карта России, атласы, учебник, дидактический материал, тетрадь, проектор для показа презентации, компьютер, презентации.
Формы организации работы: работа в команде, парах, фронтальная, индивидуальная.
Технологии, методы, приемы: технология сотрудничества, ЛОО, технология опорных конспектов, технология продуктивного чтения.
Планируемы результаты:
предметные: сформировать представление о составе территории, особенностях экономико-географического положения, природных ресурсах, населении, хозяйстве, места и роли в социально-экономическом развитии страны;
метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, формулировать выводы, составлять конспект, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, диаграмму, кластер, коллаж и т.д.)
личностные: формировать культуру общения и сотрудничества, чувство ответственности за успехи команды, совершенствовать рефлексивные умения учащихся, развивать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
Этапы урока
м/м сопровождение
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный момент.
1 минута
Слайд
1
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация внимания.
«Желаю всем умения самостоятельно мыслить!»
Проверяют наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью.
Личностные
Оценивают свои возможности для учебной деятельности.
2.Актуализация знаний.
Определение темы урока.
3 минуты
Слайд
2-
11
Посмотрите видеоряд.
Какой город изображён на этих репродукциях?
К какому экономическому району России относится город Санкт-Петербург?
Знаете ли вы автора этих репродукций?
Рассказ о С.Гесине (художник-график).
Тема урока: Северо-западный экономический район.
Учащиеся фронтально отвечают на вопросы.
Личностные
Эмоциональное воздействие на учащихся, вызвать интерес, активность, привлечь внимание детей наглядностью.
3.Осмысление учебных задач.
Целеполагание.
2 минуты
Слайд
12-14
Определите цель урока.
Задача урока: составление альбома как визитной карточки региона.
Каждая команда оформляет одну страницу альбома и презентует её классу.
Учащиеся фронтально отвечают на вопросы.
Называют цель урока.
Знакомятся с материалами для работы: отрывки из исторических документов, литературные произведения, фотографии памятников истории и культуры, материалы Википедии, контурные карты, параграф учебника.
Распределяют роли в команде.
Определяют регламент времени для индивидуальной подготовки и обсуждения результатов работы в команде.
Коммуникативные
Умение участвовать в коллективном обсуждении, строить сотрудничество.
Познавательные
Анализ, синтез объектов,
Постановка, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные
Планирование собственной деятельности.
4. Поиск, открытие нового знания.
Практическая деятельность детей
(работа в команде)
20 минут
Задание для 1 команды:
Нанесите на контурную карту субъекты Российской Федерации в составе Северо-Западного экономического района. (см. атлас - стр 4, 26, 30).
Создайте легенду карты, в которой укажите границы субъектов РФ Северо-Западного района, площадь района, численность населения и долю городского населения (см.учебник: тема «Северо-Западный район»).
На основании исторического документа расскажите об особом статусе города Калининграда.
На основании материалов Википедии расскажите о городе Санкт-Петербург.
Задание для 2 команды:
Дайте оценку экономико-географического положения Северо-Западного экономического района.
Определите влияние ЭГП на развитие района.
Нанесите на контурную карту государства, с которыми граничит район и соседние экономические районы.
Воспользуйтесь планом описания ЭГП района.
Задание для 3 команды:
Расскажите об отраслях специализации Северо-Западного экономического района (см. атлас стр.30).
Составьте таблицу и столбчатую диаграмму «Отраслевая структура промышленности Северо-Западного района».
Подпишите на контурной карте центры отраслей специализации.
Дайте анализ (рисунок в учебнике) отраслевой структуры ВРП Санкт-Петербурга и назовите крупнейшие предприятия Санкт-Петербурга.
Задание для 4 команды:
Используя строчки из стихотворений, составьте кластер «Санкт-Петербург глазами россиянина».
Расскажите стихотворение или отрывки из стихотворений, которые на ваш взгляд точно характеризуют этот город.
Задание для 5 команды:
Сделайте коллаж об историко-культурных памятниках Северо-Западного экономического района.
Расскажите об 1-2 историко-культурных памятниках.
Задание для 6 команды:
Имена каких известных людей связаны с Северо-западным экономическим районом.
Составьте таблицу.
Расскажите об 1-2 известных людях.
Находят ответы на вопросы, работая в командах, парах.
Личностные
Адекватное реагирование на трудности, выполнение заданий, соблюдение правил и этики поведения.
Познавательные
Смысловое чтение текста,
работа с географической картой, контурной картой, учебником, материалами Википедии, историческими источниками, литературными произведениями, фотографиями памятников истории и культуры.
Коммуникативные
Работа в парах, в команде, определение ролией, сотрудничество в совместном решении вопросов.
Регулятивные
Распределение времени для работы, выбор заданий по своим интересам и возможностям
5. Результаты самостоятельной работы команды.
15 минут
Слайд
15-19
20-24
25-33
24-37
38-39
40
Начинаем защиту ваших работ.
-Команда №1
-Команда №2
-Команда №3
-Команда №4.
-Команда №5.
-Команда №6.
Слушает ответы учащихся, задает вопросы:
- Какие действия вы выполнили?
– Какие результаты вы получили?
Сопровождает ответы обучающихся м/м презентацией.
Выступают с отчётом о проделанной работе.
Помещают свои работы в альбом.
Познавательные
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация своих действий в информационной среде, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Практическое освоение умений, сотрудничество с учащимися.
6. Рефлексия
Домашнее задание
Подведение итогов урока
5 минут
Слайд
41
Лестница успеха.
Строят высказывания:
-я знаю,
- я понимаю,
-я умею.
Личностные
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Слайд 42
1. Изучите параграф 41.
Составьте логический опорный конспект «Особенности социально-экономического развития Северо-Западного экономического района».