kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с целями, задачами, заданиями для учащихся

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт"»

Конспект урока географии

Тема: «Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт» (9 класс)

Цель урока: сформировать представление о видах транспорта, выявить достоинства и недостатки каждого вида транспорта.

Задачи:

Образовательные:

- дать представление о транспортной системе России, ее проблемах и перспективах развития;

- сформировать знания о географии основных видов транспорта;

- сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях;

- раскрыть сущность вредного воздействия на окружающую среду современного транспорта.

Развивающие:

- развивать у учащихся умение самостоятельно выделять главное при работе с текстом в изучаемом материале;

- анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;

- развивать умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации.

Воспитательные:

- продолжить формирование системы нравственных отношений у учащихся: уважительное отношение к мнению других учеников; чувство ответственности за проделанную работу в группе;

- воспитание чувства патриотизма к своей Родине.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная

Оборудование: компьютер, раздаточный дидактический материал, атласы по географии для учащихся 9 класса.

УМК:География: География России: Хозяйство и географические районы:9класс:учебное пособие/ В.П Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром:под ред. В.П. Дронов.-2-еизд., стереотип.-М. :Дрофа,2019.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем знакомиться с транспортной системой РФ - отраслью третичного сектора экономики.

Исходя из темы, попробуйте определить задачи урока.

Ответы учащихся:

- знакомиться с транспортной системой РФ;

- знать значение транспорта, показывать его место и роль в мировой экономике;

- давать характеристику видов транспорта;

- говорить о проблемах и перспективах развития транспортной системы РФ.


2. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Какое значение играет транспорт?

Ответы учащихся:

-перевозка людей

- перевозка грузов

Учитель: Транспорт сравнивают с кровеносной системой. Объясните-почему?

Ответы учащихся: «Транспорт называют «кровеносной системой экономики» потому, что именно он обеспечивает связь между регионами внутри государства, соединяет Россию с соседними странами и обеспечивает тем самым торговые (экономические) связи нашей страны со всем зарубежьем.

Учитель: Сейчас, ребята, будете работать в парах, каждый ряд получит определённое задание, информацию найдёте в учебнике, на странице 66. Прочитав текст учебника, обсудите задание с соседом по парте и составьте схемы.

1 ряд- схема «Виды транспорта»

2 ряд- схема «Состав транспортной системы»

3 ряд- схема «Показатели работы транспорта»

После выполнения задания, приступаем к его проверке. Один человек с ряда представляет результат работы, а затем сравниваем с эталоном, который размещён на слайдах.

(Дети защищают свои работы)

Слайд

А теперь приступаем к изучению сухопутных видов транспорта. Всю информацию будем заносить в таблицу.

Начнём знакомство с железнодорожного вида транспорта, т.к он играет ведущее значение. Объясняется это особенностями нашей страны, особенно её размерами.


Таблица: Характеристика основных видов транспорта


Вид транспорта

Грузооборот

Скорость

Особенности

Экологичность

Транспортные пути

Перспективы развития

1. железнодорожный

45,3%

50-60

км/ч

Высокая грузоподъёмность, низкая себестоимость перевозок, всепогодность

Малое загрязнение атмосферы, сведение лесов при строительстве насыпей, нарушение водного режима территории

Европейская часть-радиально-кольцевая конфигурация, азиатская-древовидная. БАМ, Транссиб.

Создание высокоскоростных магистралей, строительство новых дорог.

2.автомобильный







Таблицу заполняем постепенно, обращаясь за информацией к картам атласа и тексту учебника.

Учитель: Ребята, давайте сравним карту «Плотность населения» и карту «Железнодорожный транспорт», какой вывод можно сделать.

Ответы учащихся: Люди предпочитают селиться там, где есть транспортные пути.

Учитель: Для того, чтобы заполнить графу «Транспортные пути», поработаем с дополнительной информацией. Каждый ряд получает определённое задание. Прочитайте текст, и используя вопросы после текста, составьте краткий рассказ.

1 ряд-«Немного истории»

Царскосельская железная дорога

Царскосельская железная дорога — первая железная дорога в России (до открытия в 1851 Николаевской железной дороги — единственная в стране, 6-я в мире).
Построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом, Царским Селом и Павловском.

Открыта дорога 30 октября (11 ноября) 1837 года.

Протяженность дороги-27 километров.

Техническое руководство строительством осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже выполняли подобные работы на железных дорогах Англии.

Средняя скорость поезда составляла 48 верст в час, а на отдельных участках она достигала 60 верст в час.
Паровозы, вагоны и рельсы в основном заказывались за границей, но часть вагонов для грузов, паровые машины для водоснабжения, водопроводные трубы, дорожные механизмы начали изготавливать на Александровском заводе в Санкт-Петербурге.

Вопросы:

  1. Как называлась первая железная дорога в России?

  2. Какие населённые пункты она соединяла?

  3. Протяжённость дороги?

  4. Дата открытия дороги?

  5. Скорость движения?

2 ряд-«Главная железная дорога страны»

Транссибирская магистраль

Транссибирская железнодорожная магистраль, Великий Сибирский Путь (историческое название) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с Владивостоком. Длина магистрали 9298,2 км — это самая длинная железная дорога в мире.

Днём рождения магистрали считается 30 марта (11 апреля) 1891 года, когда был издан императорский указ о закладке «Великого сибирского пути».

По быстроте сооружения (в течение 12 лет), трудностям строительства и объемам выполненных работ Великая Сибирская железная дорога не знала себе равных во всем мире.

Магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. В регионах, обслуживаемых магистралью, сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов. На Транссибе расположено 87 городов, из которых 14 являются центрами субъектов РФ.
По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов.

Вопросы:

  1. Как называется самая протяжённая железная дорога?

  2. Дата открытия?

  3. Длина магистрали?

  4. Какие города соединяет данная магистраль?

Учитель: Ребята, на физической карте России покажите, через какие крупные географические объекты проходит Транссиб.

3 ряд- «Перспективы развития

Перспективы развития

Поезд "Сапсан" - это современный высокоскоростной поезд Российских железных дорог (РЖД), который с декабря 2009 г. используется на маршруте Москва - Санкт-Петербург. С недавнего времени "Сапсан" также курсирует по маршруту Нижний Новгород - Санкт-Петербург - Москва и обратно.

Скорость движения поезда составляет до 250 км/ч. Расстояние между двумя российскими столицами состоящий из 10 или 20 вагонов состав покрывает всего за 4 часа или даже меньше.

Высокоскоростной поезд "Аллегро"

Максимальная эксплуатационная скорость движения поезда – 220 км в час.

С началом скоростного сообщения время в пути по железной дороге между Санкт-Петербургом и Хельсинки сократилось с 6 часов 18 минут до 3 часов 27 минут. Сокращение времени в пути достигнуто за счет технически более современного состава и повышения скорости движения поездов.

Высокоскоростная магистраль Москва – Казань

ВСМ Москва — Казань — это 1-й этап организации высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации. Линия первой ВСМ пройдет по территории 7-ми субъектов Российской Федерации: Москвы и Московской области, Владимирской и Нижегородской областей, Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Республики Татарстан. ВСМ свяжет столицы регионов единой трассой длиной 790 км с остановками в 16-ти населенных пунктах разной величины. Эксплуатационная скорость движения поездов по трассе составит до 360км/ч.

Запуск ВСМ между Москвой и Казанью сократит время в пути до 3часов 17 минут против нынешних 14 часов. А время в пути между Нижним Новгородом и Казанью сократится в 7 раз. Такой высокой скорости железнодорожного сообщения в России не было никогда. 

Вопросы:

  1. Как называется поезд, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом?

  2. Какова его скорость движения?

  3. Как называется поезд, курсирующий между Санкт-Петербургом и Хельсинки?

  4. Скорость его движения?

5. Какую скорость будет развивать поезд на маршруте Москва-Казань?


3. Физминутка

«Ум ребёнка на кониках пальцев»- Василий Сухомлинский

Зарядка для пальцев рук.


Учитель: Сейчас заслушаем выступления представителей каждого ряда

(Дети защищают свои работы)

Выступления сопровождаются слайдами презентации.


Слайды

4.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

Учитель: Заканчиваем урок выполнением проверочной работы, осуществляем взаимопроверку выполненных работ

Проверочная работа

вариант-1

1. Какая железная дорога в России была построена первой?

А. БАМ В. Санкт-Петербург- Царское Село- Павловск

Б. Транссиб Г. Москва - Нижний Новгород

2. В каких двух из перечисленных регионов густота железных дорог наибольшая?

А. Рязанская область

Б. Республика Коми

В. Тульская область

Г. Мурманская область

Д. Красноярский край

3. Через какой город не проходит Транссиб?

А. Екатеринбург В. Иркутск

Б. Томск Г. Новосибирск

4. Укажите верное утверждение.

А. По длине железных дорог Россия занимает первое место в мире

Б. Чем восточнее, тем больше в России железных дорог

В. По длине электрофицированных дорог Россия занимает первое место в мире

5. Самая протяжённая железнодорожная магистраль России

А. Печорская В. Октябрьская

Б. Байкало-Амурская Г. Транссиб


Проверочная работа

вариант-2

1. Какая железная дорога в России была построена первой?

А. БАМ В. Санкт-Петербург- Царское Село- Павловск

Б. Транссиб Г. Москва - Казань

2. В каких двух из перечисленных регионов густота железных дорог наибольшая?

А. Рязанская область

Б. Республика Коми

В. Орловская область

Г. Мурманская область

Д. Красноярский край

3. Через какой город не проходит Транссиб?

А. Екатеринбург В. Чита

Б. Томск Г Новосибирск

4. Укажите верное утверждение.

А. По длине железных дорог Россия занимает первое место в мире

Б. Чем восточнее, тем больше в России железных дорог

В. По длине электрофицированных дорог Россия занимает первое место в мире

5. Самая протяжённая железнодорожная магистраль России

А. Северная В. Октябрьская

Б. Байкало-Амурская Г. Транссиб


Слайд (с ответами проверочной работы)

4. Этап рефлексии

Учитель: Ребята, на все ли вопросы мы получили ответы?

Продолжите предложение: Раньше я не знал, теперь я знаю…

..

5.Домашнее задание

П.15, заполнить таблицу «Автомобильный транспорт»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока " Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт"

Автор: Шустова Елена Николаевна

Дата: 20.09.2020

Номер свидетельства: 557937

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства