Цель урока: создание условий для формирования знаний о назначении, этапы нефтяной и газовой промышленности, проблемы и перспективы развития.
Задачи урока:
Развивающая: - раскрыть особенности, значение и проблемы нефтяной и газовой промышленности;
Образовательная: выявить роль в хозяйстве России нефтяной и газовой промышленности; определить их главные черты и особенности, их проблемами.
Воспитательная: определить пути развития нефтяной и газовой промышленности.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний о нефтяной и газовой промышленности России как базовой отрасли российской экономики.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; планировать деятельность для достижения целей; принимать решения в новой ситуации; прогнозировать будущие события и процесса.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и с сверстниками.
Личностные: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов
Тип урока комбинированный.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ.
Структура и ход урока
1. Приветствует обучающихся.
2. Проверяет готовность к работе.
3. Проверяет наличие учебных принадлежностей
1.Приветствуют
2.Проверяют готовность
Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности
2.Мотивация и стимулирование
1. Подводит к формулировке темы урока.
3.Актуализация знаний
1.Хозяйство страны строится по 3 секторам. Вспомним структуру ТЭК на основе структуры хозяйства :
Дополнить схему.
ТЭК
1.Добывающая промышленность
2……(Электроэнергетика)
3…….(Транспорт топлива и тепла).
2. Какие проблемы и перспективы развития ТЭК
1Выделяют основные направления ТЭК
2. Совместно с учителем определяют проблемы и перспективы развития ТЭК
4.Физкультминутка
5.Усвоение новых знаний.
6.Закрепление новых знаний
7.Подведение итогов урока, рефлексия.
8.Информация о домашнем задании.
- изучить п. учебника
- Напишите мини сочинение: Будущее России. Нефть. Газ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
нефтяная и газовая», урок №3 в теме 5 «Отрасли хозяйства России»
Базовый учебник
География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа,
Цель урока: создание условий для формирования знаний о назначении, этапы нефтяной и газовой промышленности, проблемы и перспективы развития.
Задачи урока:
Развивающая: - раскрыть особенности, значение и проблемы нефтяной и газовой промышленности;
Образовательная: выявить роль в хозяйстве России нефтяной и газовой промышленности; определить их главные черты и особенности, их проблемами.
Воспитательная: определить пути развития нефтяной и газовой промышленности.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний о нефтяной и газовой промышленности России как базовой отрасли российской экономики.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; планировать деятельность для достижения целей; принимать решения в новой ситуации; прогнозировать будущие события и процесса.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и с сверстниками.
Личностные: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов
Тип урока комбинированный.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ.
Структура и ход урока
1. Приветствует обучающихся.
2. Проверяет готовность к работе.
3. Проверяет наличие учебных принадлежностей
1.Приветствуют
2.Проверяют готовность
Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности
1 мин
2
Мотивация и стимулирование
1. Подводит к формулировке темы урока.
« Существует утверждение, что с появлением этого горючего, стало спасением некоторые видов китов от вымирания. Раннее мировая промышленность в широких масштабах изготавливала китовое масло, получаемое из верхней части головы китов и используемое в качестве горючего для масляных ламп. После появления этого горючего продажа и использование китового масла практически прекратились». Слайд 1.
«В 1971 году в Туркмении геологи решили поджечь выходящий на поверхность газ, чтобы он не осложнял им дальнейших работ. Однако, они ошиблись в расчётах, думая, что газ скоро сгорит и потухнет — он полыхает и по сей день. Это место, кратер Дарваза, известно, как «Врата преисподней». Слайд 2.
2. Ставит проблемный вопрос: Дмитрий Иванович Менделеев, российский учёный, химик писал «Сжигать нефть ― всё равно, что топить печку ассигнациями» Почему?
4. Выслушивает и подводит к выводу о том, что необходимо выяснить в процессе темы урока.
5. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке.
1.Участвуют в беседе. 2.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.
3. Ставят перед собой цели и задачи:- рассмотрим этапы и значение нефтяной и газовой промышленности, их проблемы и перспективы.
Познавательные: выделение и формирование познавательной цели;
Регуляторные: анализирование условий достижений целей;
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.
5 мин
3
Актуализация знаний
1.Хозяйство страны строится по 3 секторам. Вспомним структуру ТЭК на основе структуры хозяйства :
Дополнить схему.
ТЭК
1.Добывающая промышленность
2……(Электроэнергетика)
3…….(Транспорт топлива и тепла).
2. Какие проблемы и перспективы развития ТЭК
1Выделяют основные направления ТЭК
2. Совместно с учителем определяют проблемы и перспективы развития ТЭК
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания;
установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий
5 минут
4
Физкультминутка
Руководит физкультминуткой:
А теперь все дружно встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Выполняют физ-е уп-я
1 минута
5
Усвоение новых знаний.
1.Предлает решить задачи урока, представив себя в роли: Нефтяных и газовых магнатов, с целью создания концерна по добыче и переработке нефти и газа. Жизнь без нефти и газа представить невозможно, поэтому спрос на этот ресурс растет неуклонно. Ну а продавцы "черного золота" и голубого топлива продолжают обогащаться и становиться самыми богатыми на планет. Ну что бы стать спешным магнатом надо хорошо потрудиться и составить бизнес план своего дела, используя источники информации. Каждый этап бизнес плана имеет определенную цель по которой достигаем результат. Приложение 1.
Бизнес план:
Где? Геологоразведка.
Как? Добыча.
Куда? Транспортировка.
Нефтеперерабатывающие заводы и газоперерабатывающие комбинаты.
На что ориентированы?
Продукты переработки. Для чего?
1. Слушают задание учителя.
2. Заполняют в тетради бизнес план.
Познавательные:: поиск и выделение необходимой информации; в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постанов-ка вопросов; формирование умения работать в парах.
23 мин
6
Закрепление новых знаний
1 .Предлагает, ответить на утверждения:
-Газ –самый дешевый вид топлива.
-Газ – самый загрязняющий атмосферу вид топлива.
-По запасам природного газа и добычи занимает второе место в мире.
-По запасам нефти Россия занимает первое место в мире.
-Большая часть добычи газа (90%) приходится на месторождения Западной Сибири.
-Природный газ используют в качестве топлива, ценное химическое сырье.
- Нефть является сырьём для химической промышленности – из неё производят пластмассы, химические волокна, полимеры и т.д.
-Основные нефтедобывающие базы РФ - ………
-Основные газодобывающие базы РФ – ……
1. Работая в парах, выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе.
2.Фиксируют результаты выполнения в тетради.
Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи;
Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание.
Коммуникативная: умение полно и точно выражать свои мысли.
Познавательные: анализ компонентов с целью выделенияособенностей.
6 мин
7
Подведение итогов урока, рефлексия.
1.Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели.
2. Предлагает определить перспективы развития нефтяной и газовой промышленности, рассчитав ресурсообеспеченность территории России.
Р=З/Д ( Нефти на 57 лет, а газа на 82 года)
Формулируют вывод о перспективах российской экономики.
3. Оцените уровень полученных знаний на этом уроке, с помощью квадрата – рефлексии.
1. Отвечают на наводящие вопросы учителя.
2. определяют перспективы развития нефтяной и газовой промышленности.
3.Отмечают и оценивают уровень своих знаний
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.
3 мин
8
Информация о домашнем задании.
1.Дает информацию о задании на дом.
- изучить п. учебника
- Напишите мини сочинение: Будущее России. Нефть. Газ.
1.Запи-ют дом. зад.
2.Слушают инструкцию по выполнению задания.
Познавательные:
анализ компонентов с целью выделения особенностей.
Регулятивные: коррекция полученных знаний.
1 мин
Ссылки использованных ресурсов:
https://zagge.ru/25-interesnyx-faktov-o-nefti/
http://obshe.net/posts/id2091.html
Приложение 1.
▲ Нефть.
По запасам нефти Россия занимает сегодня 2 –е место в мире после Саудовской Аравии.
Самотлорское месторождение. Одно из крупнейших в мире. Расположено в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа. Ромашкинское месторождение. Расположено в 70 км к Западу от г. Альметьевск Республики Татарстан. Является крупнейшим месторождением Волго-Уральской провинции на юге Татарии. Приобское месторождение. Расположено в Ханты-Мансийском автономном округе вблизи Ханты-Мансийска. Лянторское месторождение. Расположено в Ханты-Мансийском автономном округе вблизи Ханты-Мансийска. Федоровское месторождение. Расположено в Ханты-Мансийском автономном округе вблизи Сургута. Мамонтовское месторождение. Самое крупное на сургутском своде. Арланское месторождение, отнесено к Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Ванкорское месторождение. Расположено в северо-восточной части Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции в 140 км от г. Игарки и в 1400 км от Красноярска, за полярным кругом, в условиях вечной мерзлоты. Русское месторождение. Расположено на территории Тазовского района ЯНАО в верховьях реки Таз. Туймазинское месторождение. Расположено в 180 км к западу от Уфы, входит в Волго-Уральскую нефтегазоносную провинцию. Добывают фонтанным и насосным способом. Нефтепровод «Дружба»: Альметьевск – Брест – страны Европы; Альметьевск – Кириши – Санкт – Петербург; Альметьевск – Новороссийск. НПЗ чаще располагаются в районах потребления продуктов переработки нефти, так как в сыром виде её легче транспортировать, нежели продукты её переработки. Перерабатывается в бензин, керосин, соляр, мазут. Нефть является сырьём для химической промышленности – из неё производят пластмассы, химические волокна, полимеры и т.д.
Δ – Газ.
Россия занимает 1 место в мире по запасам и добыче газа. Газ – дешёвое и чистое высококалорийное топливо. В России разведано более 700 месторождений природного газа. Добыча газа стабильна и приносит большие доходы.
На Западно-Сибирской базе добывается 92% всей добычи газа страны. Эти месторождения – Медвежье, Ямбургское, Уренгойское, Губкинское, Штокмановское. В Оренбургско –Астраханской базе добывается около 6% добычи, а в Тимано-Печорской – 1% добычи. Добывается бурение скважин. Газопровод крупнейшие из них построены от Уренгоя и Оренбурга (Уренгой – Помары – Ужгород), «Голубой поток» проложен через Чёрное море в Турцию. Основные центры переработки природного газа расположены:
- на Урале (Оренбург, Шкапово, Альметьевск),
- в Западной Сибири (Нижневартовск, Сургут),
- в Поволжье (Саратов),
- на Северном Кавказе (Грозный) и в других газоносных провинциях.
Можно отметить, что комбинаты газопереработки тяготеют к источникам сырья – месторождениям и крупным газопроводам. Газ используется и как топливо и ценное химическое сырье.
Модельный ответ.
Геологоразведка.
Где?
По запасам нефти Россия занимает сегодня 2 –е место в мире после Саудовской Аравии.
Западная Сибирь- Самоотлор, Мегион.
Россия занимает 1 место в мире по запасам и добыче газа. Газ – дешёвое и чистое высококалорийное топливо. В России разведано более 700 месторождений природного газа. Добыча газа стабильна и приносит большие доходы.
На Западно-Сибирской базе добывается 92% всей добычи газа страны. Эти месторождения – Медвежье, Ямбургское, Уренгойское, Губкинское, Штокмановское. В Оренбургско –Астраханской базе добывается около 6% добычи, а в Тимано-Печорской – 1% добычи.
Газопровод крупнейшие из них построены от Уренгоя и Оренбурга (Уренгой – Помары – Ужгород), «Голубой поток» проложен через Чёрное море в Турцию.
Нефтеперерабатывающие заводы и газоперерабатывающие комбинаты.
На что ориентированы?
НПЗ чаще располагаются в районах потребления продуктов переработки нефти, так как в сыром виде её легче транспортировать, нежели продукты её переработки.
Основные центры переработки природного газа расположены:
- на Урале (Оренбург, Шкапово, Альметьевск),
- в Западной Сибири (Нижневартовск, Сургут),
- в Поволжье (Саратов),
- на Северном Кавказе (Грозный) и в других газоносных провинциях.
Можно отметить, что комбинаты газопереработки тяготеют к источникам сырья – месторождениям и крупным газопроводам.
Продукты переработки. Для чего?
Перерабатывается в бензин, керосин, соляр, мазут. Нефть является сырьём для химической промышленности – из неё производят пластмассы, химические волокна, полимеры и т.д.
Газ используется и как топливо и ценное химическое сырье.