kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему:"Топливная промышленность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока: создание условий для формирования знаний о назначении, этапы нефтяной и газовой промышленности, проблемы и перспективы развития.

Задачи урока:

Развивающая: - раскрыть особенности, значение и проблемы нефтяной и газовой промышленности;

Образовательная: выявить роль в хозяйстве России нефтяной и газовой промышленности; определить их главные черты и особенности, их проблемами.

Воспитательная: определить пути развития нефтяной и газовой промышленности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о нефтяной и газовой промышленности России как базовой отрасли российской экономики.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; планировать деятельность для достижения целей; принимать решения в новой ситуации; прогнозировать будущие события и процесса.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и с сверстниками.

Личностные: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов

Тип урока  комбинированный.

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: ИКТ.

Структура и ход  урока

1. Приветствует обучающихся.

2. Проверяет готовность к работе.

3. Проверяет наличие учебных принадлежностей

1.Приветствуют

2.Проверяют готовность

Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности

2.Мотивация и стимулирование

1. Подводит к формулировке   темы урока.

3.Актуализация знаний

1.Хозяйство страны строится по 3 секторам. Вспомним структуру ТЭК на основе структуры хозяйства :

Дополнить схему.

ТЭК

1.Добывающая промышленность

2……(Электроэнергетика)

3…….(Транспорт топлива и тепла).

2. Какие проблемы и перспективы развития ТЭК

1Выделяют основные направления ТЭК

2. Совместно с учителем определяют проблемы и перспективы развития ТЭК

4.Физкультминутка

  5.Усвоение новых знаний.

 6.Закрепление новых знаний

7.Подведение итогов урока, рефлексия.

8.Информация о домашнем задании.

- изучить п. учебника

- Напишите мини сочинение: Будущее России. Нефть. Газ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему:"Топливная промышленность"»

Технологическая карта урока : Топливная промышленность:

нефтяная и газовая.

Гричухина Ирина Васильевна

Место работы 

МОУ ООШ№12

Должность

 учитель географии

Предмет

 география 

Класс

 9

Тема и номер урока в теме 

урок географии по теме «Топливная промышленность:

нефтяная и газовая», урок №3 в теме 5 «Отрасли хозяйства России»

Базовый учебник 

География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа,

Цель  урока: создание условий для формирования знаний о назначении, этапы нефтяной и газовой промышленности, проблемы и перспективы развития.

Задачи урока:

Развивающая: - раскрыть особенности, значение и проблемы нефтяной и газовой промышленности;

Образовательная: выявить роль в хозяйстве России нефтяной и газовой промышленности; определить их главные черты и особенности, их проблемами.

Воспитательная: определить пути развития нефтяной и газовой промышленности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о нефтяной и газовой промышленности России как базовой отрасли российской экономики.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; планировать деятельность для достижения целей; принимать решения в новой ситуации; прогнозировать будущие события и процесса.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и с сверстниками.

Личностные: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов

Тип урока  комбинированный.

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: ИКТ.

Структура и ход  урока

1. Приветствует обучающихся.

2. Проверяет готовность к работе.

3. Проверяет наличие учебных принадлежностей

1.Приветствуют

2.Проверяют готовность

Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности

1 мин

2

Мотивация и стимулирование

1. Подводит к формулировке   темы урока.

« Существует утверждение, что с появлением этого горючего, стало спасением некоторые видов китов от вымирания. Раннее мировая промышленность в широких масштабах изготавливала китовое масло, получаемое из верхней части головы китов и используемое в качестве горючего для масляных ламп. После появления этого горючего продажа и использование китового масла практически прекратились». Слайд 1.

«В 1971 году в Туркмении геологи решили поджечь выходящий на поверхность газ, чтобы он не осложнял им дальнейших работ. Однако, они ошиблись в расчётах, думая, что газ скоро сгорит и потухнет — он полыхает и по сей день. Это место, кратер Дарваза, известно, как «Врата преисподней». Слайд 2.

2. Ставит проблемный вопрос: Дмитрий Иванович Менделеев, российский учёный, химик писал «Сжигать нефть ― всё равно, что топить печку ассигнациями» Почему?

4. Выслушивает и подводит к выводу о том, что необходимо выяснить в процессе темы урока.

5. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке.

1.Участвуют в беседе. 2.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

3. Ставят перед собой цели и задачи:- рассмотрим этапы и значение нефтяной и газовой промышленности, их проблемы и перспективы.

Познавательные: выделение и формирование познавательной цели;

Регуляторные: анализирование условий достижений целей;

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.


5 мин

3

Актуализация знаний

1.Хозяйство страны строится по 3 секторам. Вспомним структуру ТЭК на основе структуры хозяйства :

Дополнить схему.

ТЭК

1.Добывающая промышленность

2……(Электроэнергетика)

3…….(Транспорт топлива и тепла).

2. Какие проблемы и перспективы развития ТЭК

1Выделяют основные направления ТЭК

2. Совместно с учителем определяют проблемы и перспективы развития ТЭК


Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания;

установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;    

 Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий

5 минут

4

Физкультминутка

Руководит физкультминуткой:

А теперь все дружно встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют физ-е уп-я


1 минута

5

Усвоение новых знаний.

1.Предлает решить задачи урока, представив себя в роли: Нефтяных и газовых магнатов, с целью создания концерна по добыче и переработке нефти и газа. Жизнь без нефти и газа представить невозможно, поэтому спрос на этот ресурс растет неуклонно. Ну а продавцы "черного золота" и голубого топлива продолжают обогащаться и становиться самыми богатыми на планет. Ну что бы стать спешным магнатом надо хорошо потрудиться и составить бизнес план своего дела, используя источники информации. Каждый этап бизнес плана имеет определенную цель по которой достигаем результат. Приложение 1.

Бизнес план:

  1. Где? Геологоразведка.

  2. Как? Добыча.

  3. Куда? Транспортировка.

  4. Нефтеперерабатывающие заводы и газоперерабатывающие комбинаты.

На что ориентированы?

  1. Продукты переработки. Для чего?

1. Слушают задание учителя.

2. Заполняют в тетради бизнес план.

Познавательные: :  поиск и выделение необходимой информации; в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постанов-ка вопросов;  формирование умения работать в парах.

23 мин

6

Закрепление новых знаний

1 .Предлагает, ответить на утверждения:

-Газ –самый дешевый вид топлива.

-Газ – самый загрязняющий атмосферу вид топлива.

-По запасам природного газа и добычи занимает второе место в мире.

-По запасам нефти Россия занимает первое место в мире.

-Большая часть добычи газа (90%) приходится на месторождения Западной Сибири.

-Природный газ используют в качестве топлива, ценное химическое сырье.

- Нефть является сырьём для химической промышленности – из неё производят пластмассы, химические волокна, полимеры и т.д.

-Основные нефтедобывающие базы РФ - ………

-Основные газодобывающие базы РФ – ……

1. Работая в парах, выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе.

2.Фиксируют результаты выполнения в тетради.

Познавательные:  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности;  коррекция полученных знаний; целеполагание.

Коммуникативная:  умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: анализ компонентов  с целью выделенияособенностей.

6 мин

7

Подведение итогов урока, рефлексия.

1.Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели.

2. Предлагает определить перспективы развития нефтяной и газовой промышленности, рассчитав ресурсообеспеченность территории России.

Р=З/Д ( Нефти на 57 лет, а газа на 82 года)

Формулируют вывод о перспективах российской экономики.

3. Оцените уровень полученных знаний на этом уроке, с помощью квадрата – рефлексии.

1. Отвечают на наводящие вопросы учителя.

2. определяют перспективы развития нефтяной и газовой промышленности.

3.Отмечают и оценивают уровень своих знаний

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

3  мин

8

Информация о домашнем задании.

1.Дает информацию о задании на дом.

- изучить п. учебника

- Напишите мини сочинение: Будущее России. Нефть. Газ.

1.Запи-ют дом. зад.

2.Слушают инструкцию по выполнению задания.

Познавательные: 

анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

Регулятивные: коррекция полученных знаний.

1 мин

Ссылки использованных ресурсов:

  1. https://zagge.ru/25-interesnyx-faktov-o-nefti/

  2. http://obshe.net/posts/id2091.html


Приложение 1.

▲ Нефть.

По запасам нефти Россия занимает сегодня 2 –е место в мире после Саудовской Аравии.

Самотлорское месторождение. Одно из крупнейших в мире. Расположено в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа. Ромашкинское месторождение. Расположено в 70 км к Западу от г. Альметьевск Республики Татарстан. Является крупнейшим месторождением Волго-Уральской провинции на юге Татарии. Приобское месторождение. Расположено в Ханты-Мансийском автономном округе вблизи Ханты-Мансийска. Лянторское месторождение. Расположено в Ханты-Мансийском автономном округе вблизи Ханты-Мансийска. Федоровское месторождение. Расположено в Ханты-Мансийском автономном округе вблизи Сургута. Мамонтовское месторождение. Самое крупное на сургутском своде. Арланское месторождение, отнесено к Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Ванкорское месторождение. Расположено в северо-восточной части Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции в 140 км от г. Игарки и в 1400 км от Красноярска, за полярным кругом, в условиях вечной мерзлоты. Русское месторождение. Расположено на территории Тазовского района ЯНАО в верховьях реки Таз. Туймазинское месторождение. Расположено в 180 км к западу от Уфы, входит в Волго-Уральскую нефтегазоносную провинцию. Добывают фонтанным и насосным способом. Нефтепровод «Дружба»: Альметьевск – Брест – страны Европы; Альметьевск – Кириши – Санкт – Петербург; Альметьевск – Новороссийск. НПЗ чаще располагаются в районах потребления продуктов переработки нефти, так как в сыром виде её легче транспортировать, нежели продукты её переработки. Перерабатывается в бензин, керосин, соляр, мазут. Нефть является сырьём для химической промышленности – из неё производят пластмассы, химические волокна, полимеры и т.д.

Δ – Газ.

Россия занимает 1 место в мире по запасам и добыче газа. Газ – дешёвое и чистое высококалорийное топливо. В России разведано более 700 месторождений природного газа. Добыча газа стабильна и приносит большие доходы.

На Западно-Сибирской базе добывается 92% всей добычи газа страны. Эти месторождения – Медвежье, Ямбургское, Уренгойское, Губкинское, Штокмановское. В Оренбургско –Астраханской базе добывается около 6% добычи, а в Тимано-Печорской – 1% добычи. Добывается бурение скважин. Газопровод крупнейшие из них построены от Уренгоя и Оренбурга (Уренгой – Помары – Ужгород), «Голубой поток» проложен через Чёрное море в Турцию. Основные центры переработки природного газа расположены:

- на Урале (Оренбург, Шкапово, Альметьевск),

- в Западной Сибири (Нижневартовск, Сургут),

- в Поволжье (Саратов),

- на Северном Кавказе (Грозный) и в других газоносных провинциях.

Можно отметить, что комбинаты газопереработки тяготеют к источникам сырья – месторождениям и крупным газопроводам. Газ используется и как топливо и ценное химическое сырье.

Модельный ответ.

Геологоразведка.

Где?

По запасам нефти Россия занимает сегодня 2 –е место в мире после Саудовской Аравии.

Западная Сибирь- Самоотлор, Мегион.

Россия занимает 1 место в мире по запасам и добыче газа. Газ – дешёвое и чистое высококалорийное топливо. В России разведано более 700 месторождений природного газа. Добыча газа стабильна и приносит большие доходы.

На Западно-Сибирской базе добывается 92% всей добычи газа страны. Эти месторождения – Медвежье, Ямбургское, Уренгойское, Губкинское, Штокмановское. В Оренбургско –Астраханской базе добывается около 6% добычи, а в Тимано-Печорской – 1% добычи.

Добыча. Как?

Фонтанный и насосный

Бурение скважин

Транспортировка.

Куда?

Нефтепровод «Дружба»: Альметьевск – Брест – страны Европы; Альметьевск – Кириши – Санкт – Петербург; Альметьевск – Новороссийск

Газопровод крупнейшие из них построены от Уренгоя и Оренбурга (Уренгой – Помары – Ужгород), «Голубой поток» проложен через Чёрное море в Турцию.

Нефтеперерабатывающие заводы и газоперерабатывающие комбинаты.

На что ориентированы?

НПЗ чаще располагаются в районах потребления продуктов переработки нефти, так как в сыром виде её легче транспортировать, нежели продукты её переработки.

Основные центры переработки природного газа расположены:

- на Урале (Оренбург, Шкапово, Альметьевск),

- в Западной Сибири (Нижневартовск, Сургут),

- в Поволжье (Саратов),

- на Северном Кавказе (Грозный) и в других газоносных провинциях.

Можно отметить, что комбинаты газопереработки тяготеют к источникам сырья – месторождениям и крупным газопроводам.

Продукты переработки. Для чего?

Перерабатывается в бензин, керосин, соляр, мазут. Нефть является сырьём для химической промышленности – из неё производят пластмассы, химические волокна, полимеры и т.д.

Газ используется и как топливо и ценное химическое сырье.


 



9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему:"Топливная промышленность"

Автор: Гричухина Ирина Васильевна

Дата: 29.11.2020

Номер свидетельства: 564894

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства