Прозвенел звонок веселый, Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! Ребята, сегодня у нас гости. Гости будут внимательно наблюдать за вами. А вы поведаете им, что уже знаете о географии, как умеете открывать новые и неизвестные вам тайны в этой науки. А помогут нам знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба. - Давайте представим, что мы находимся в научной лаборатории. И теперь вы не ученики, а научные сотрудники. Я предлагаю начать наши исследования. - Посмотрите на доску, перед вами предметы (самолет, машинка, кукла). Что это Давайте поразмышляем! - Чем похожи эти предметы на настоящие? (похожи – формой) - Чем они отличаются от настоящих? (отличаются размером) - Ребята, иногда, чтобы изучить какой -либо предмет, ученые делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. Такой метод исследования объектов или процессов называют моделирование. Моделирование является важнейшим методом и географических исследований - а как вы понимаете значение слова – модель (модель – уменьшенное изображение предмета в несколько раз, или увеличенное в несколько раз.) -А как вы думаете что будет являться моделью нашей планеты? На что похож глобус? И так, сформулируйте тему нашего урока («Глобус-модель Земли».) Придумайте вопросы, которые помогут раскрыть тему нашего исследования. (-Что такое глобус? О чем может рассказать глобус? Что за линии нарисованы на глобусе? Как можно использовать глобус? - Молодцы! Вы составили план нашего исследования. Ребята, вы исследователи, какими методами сбора информации вы будете пользоваться. Пожалуйста, выберите карточку с нужным словом и прикрепите к доске. (наблюдать, читать, искать, думать, вычислять, слушать, рассуждать) - Скажите, где мы можем взять информацию про глобус? (учебник, энциклопедия, интернет, спросить у взрослых) - Хорошо! Вот такое задание было дано нашему исследователю Кириллу. Кирилл должен был найти информацию о том, как и когда появились первые глобусы, интересные факты о глобусах. СООБЩЕНИЕ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧ-СЯ Спасибо, Кириллу, он представил нам полезную и увлекательную информацию, расширил наши представления о глобусе. Учитель: «О чем может рассказать нам глобус?» -Посмотрите на глобус, повращайте его. Скажите какими цветами он раскрашен? - Подумайте, что обозначено синим цветом на глобусе? Да, и воды на планете во много раз больше, чем суши. Это моря и океаны. - Подумайте, что обозначено зелёным, коричневым и жёлтым цветом на глобусе?(Суша) ( физическом глобусе изображен рельеф земной поверхности, горы и равнины Земли. Какие географические обьекты мы можем увидеть на глобусе? (На глобусах изображены материки, острова, полуострова, океаны, моря, реки озера, города и т.д. ) Есть политические глобусы. На них мы можем увидеть страны Мира. Кирилл нам рассказал о самых первых глобусах. В настоящее время имеются интерактивные глобусы, которые на могут дать много полезной информации. Знакомство с интерактивным глобусом Все объекты на глобусе имеют те же очертания и так же размещены, как и на самой Земле, только уменьшены в несколько млн. раз. То есть, у глобуса есть масштаб. Учитель: - Дайте понятие «масштаб» (Масштаб — это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане карте.) (соотношение, которое показывает, во сколько раз предмет, меньше или больше его действительных размеров.) - Какие виды масштаба вы знаете? (Численный, именованный, линейный) Масштаб глобуса подписывают на них. (Показать на примере большого глобуса). Для учебных целей выпускают глобусы разных масштабов. Найдите масштабы школьных глобусов Самый маленький имеет масштаб 1:106 000 000, 1:83 000 000, средний - 1:50 000 000, 1:60 000 000 и большой - 1:25 000 000. Следовательно, на большом глобусе все объекты земного шара уменьшены в 25 млн. раз, на среднем — в 50 млн. раз и на маленьком — в 106 млн. раз. Зная масштаб глобуса можно определить расстояние? ПРИМЕР Определение расстояний по глобусу производят с помощью эластичной линейки. Так, например, если на среднем глобусе (масштаб 1:50 000 000) измеренное линейкой расстояние от Москвы до экватора равно 12 см, то истинная длина этой линии будет равна 6000 км (500 км х 12 = 6 000 км). И так, нам предстоит выполнить первое исследование. Выполняют задания «Масштаб глобуса. Измерения расстояний с помощью глобуса» Отчет о проделанной работе |