kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии 6 класс по теме: Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Многолетняя мерзлота.

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок географии 6 класс по теме: Природные ледники. На уроке учащиеся знакомятся с горными и покровными ледниками

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии 6 класс по теме: Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Многолетняя мерзлота.»

Тема урока: Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Многолетняя мерзлота

Тип урока: комбинированный

Технология урока информационно-коммуникационная

Цель урока: Сформировать представление о ледниках и многолетней мерзлоте. Узнать условиях образования и движения ледников , роли в природе Земли.

Задачи.

Сформировать представление о леднике, снеговой линии, айсбергах, условиях их образования.

Раскрыть значение ледников в жизни человека и планеты Земля.

Продолжить формирование навыков работы с учебником и географическими картами.

Планируемые результаты.

Личностные: формирование умения, что необходимо сделать на каждом этапе урока, формирование устойчивой мотивации к обучению.

Метапредметные: анализировать, сравнивать и обобщать данные, устанавливать причинно- следственные связи, контролировать результаты во время выполнения работы.

Регулятивные: уметь организовывать собственную деятельность, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие с учителем, в паре с учащимся, уметь выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.

Предметные: выделять признаки понятий, определять по карте географическое положение объектов, определять влияние частей гидросферы (ледники) на жизнь человека, составлять план изучения объекта.

Основные термины, понятия. Представление о ледниках, как крупных скоплениях воды, классификация ледников, понятия о айсбергах, значение ледников в природе

Оборудование: Настенная физическая карта полушарий, атласы, учебники, картины с видами ледников, строения ледника, схема «Превращение снега в лед». Презентация.

План урока

Организационный момент 1минута

Актуализация знаний 1 минута

Опрос домашнего задания 10 минут

Изучение нового материала 20 минут

Закрепление знаний 8 минут

Рефлексия 2 минуты

Выставление оценок. Домашнее задание. 2 минуты

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация знаний.

-Посмотрите на экран. Какие ассоциации у вас вызывают эти картинки? –ВОДА

Вода - чудесный дар природы!

Она вокруг, куда ты не взгляни:

В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,

И бьёт ключом на дне реки.

- Мы будем продолжать сегодня говорить о воде, а вот о какой воде, вначале вспомним материал прошлого урока

ІІІ. Опрос домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос

- Какая вода называется «подземной водой»?

- Что является основным источником пополнения подземных вод?

- При каком условии происходит просачивание воды с поверхности суши?

- Что такое «поры»?

- Какие горные породы называются водопроницаемыми?

- Какие горные породы называются водоупорными?

- Воды, находящиеся в горных породах земной коры?

- Горные породы, пропускающие воду, называются…

- Важнейшие условия образования подземных вод?

- Подземные воды, лежащие на первом водоупорном горизонте называются?

2. Найди соответствие

1. Водоупорные породы

2. Грунтовые воды

3. Артезианские воды

4. Подземные воды

5. Источник

6. Минеральные воды

7. Водопроницаемые породы

8. Межпластовые воды

9. Водоносный слой





Н) вода, находящаяся в земной коры.

В) горные породы, пропускающие воду

Г) горные породы, не пропускающие воду.

Е) слой, насыщенный водой

Р) подземные воды, образующие водоносный горизонт над первым от поверхности водоупорным слоем.

Ы) воды, расположенные между двумя водоупорными слоями.

Т) выход подземных вод на земную поверхность

О) подземные воды, насыщенные газами

У) самофонтанирующие подземные воды




III. Изучение нового материала

Мы продолжаем изучать географическую оболочку «Гидросферу».

Отгадайте загадку:

Много лет в горах подряд

Снег идет и сыплет град.

Слой осадков тех велик,

И зовут его... (ледник)

Гидросфера - это не только воды океанов, морей, рек, озер, болот, но и та вода, которая находится в твердом виде. И этой «законсервированной» воды на Земле огромное количество. Если бы льды растаяли, то уровень Мирового океана повысился бы на 64 метра! Были бы затоплены огромные пространства с сотнями крупных и тысячами мелких городов и селений.

Тема нашего урока: Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Многолетняя мерзлота

- Что вам хочется узнать о ледниках? (Что такое ледники? Где они образуются и как? Какие ледники бывают? Значение их в природе?)

1. Что такое ледник?

-Как и из чего образуется лед?

Лед образуется из воды при температуре 0º и ниже. Вода из жидкого состояния переходит в твердое.

Представьте себе реку зимой: сверху лед, а под ним – вода. Весной река вскроется, и льдины поплывут по воде. Это ледник или нет? (Нет.) А теперь еще раз представьте ледник, который когда-то покрывал нашу территорию и попробуйте сами ответить на вопрос “Что такое ледник?”

Ледник – многолетнее скопление льда на суше (запись в тетрадь).

Ледники занимают 11% суши. В эпоху максимального оледенения они покрывали 30% суши.

В современных ледниках сосредоточено 70% всех запасов пресной воды на Земле.

Объем воды, заключенный во всех ледниках соответствует сумме атмосферных осадков, выпадающих на Земле почти 50 лет, или стоку всех рек Земли за 100лет.

2. Условия образования ледников.

- Какие условия необходимы для образования ледника?

Ледники образуются из снега.

Происходит это в тех местах, где снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, превращается в фирн – плотный зернистый, многолетний снег.(учащиеся записывают этот термин в тетрадь), который под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед. Это легко представить в виде схемы: снег --- фирн --- лед. ( Работа по схеме).

Лед в ледниках особенный. Поэтому он имеет даже собственное название – глетчерный (от немецкого слова «ледник»).

На большей части территории нашей страны снега выпадает очень много. За зиму могут образоваться большие сугробы. Почему не образуются ледники?

- Какие условия необходимы для образования ледника?

1. Температура воздуха должна быть ниже 0º С в течение года.

2. Снега должно выпадать больше, чем может растаять.

3. Виды ледников

Учащиеся работают с текстом учебника. Работа выполняется в парах.



Горные ледники

Покровные ледники

Размеры



Форма



Высота снеговой линии



Скорость движения



Значение





Места на Земле, где всегда холодно - это полярные области и вершины некоторых гор. ( давайте найдем на карте эти районы) (показываем на карте)

В связи с этим, выделяют 2 типа ледников: покровные и горные.

Про горные ледники

-Горы могут находиться и в жарких странах, где круглый год лето, но если они высокие, то на их вершинах холодно, и образуются ледники.

Как вы, думаете, может ли на вершине вулкана Килиманджаро находится ледник, если у подножья горы температура +25С?

-Для того, чтобы узнать это, нам необходимо вспомнить, что происходит с температурой воздуха при поднятии вверх? (ответы детей)

находим на карте гору Килиманджаро и определяем его абсолютную высоту.

1. Абсолютная высота горы – 5895 метров.

2. Температура воздуха понижается на 6º С каждые 1000 метров.

Сколько раз происходит понижение температуры воздуха? 5895 : 1000 = 5,9 раз.

3. На сколько градусов понизится температура воздуха с высотой? 6º С х 5,9 = 35,4 º С.

4. Какой будет температура воздуха на вершине? t = (+25º С) – 35,4 = -10,4º С.

В этом примере, на какой высоте снег не будет таять?

4000 метров.

Ниже этой отметки температура воздуха положительная, поэтому выпавший снег тает и ледник не образуется.

Эта граница называется Снеговая линия.

Снеговая линия – это уровень (граница), выше которого снег не тает, а накапливается, образуя ледник.(запись в тетрадь)

- Как вы думаете, снеговая линия везде одинаковая? На какой высоте находится снеговая граница в горах, на какой в Антарктиде, на острове Гренландия. (чем ближе к экватору, тем выше снеговая граница, чем ближе к полюсам, тем ниже, в полярных областях на уровне океана).

Горные ледники очень разнообразны по размерам и форме: одни из них как шапки покрывают горные вершины, другие образовались на склонах в углублениях, третьи разместились в долинах между хребтами.

Про покровные ледники

Горные ледники занимают лишь 1,5% ледниковой территории мира, а 98,5% приходится на покровные ледники. Они покрывают в виде щита или купола почти весь материк Антарктиду, остров Гренландию и другие северные острова. То есть они образуются в полярных областях, где снеговая граница находится очень низко

Лед накапливается в средней части ледника (области питания), и ледник под действием своей массы тоже движется (только очень медленно), растекается в стороны

4. Многолетняя мерзлота – это подземные толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий много лет.

Занимает около половины территории России.

Южная граница (см. в атласах почвенной карты)

В Европейской части – побережье С.Л.О., на Урале – сдвигается к югу, в Западной Сибири – до широтного течения р. Обь, в Восточной и Юго – Восточной Сибири – полностью в её пределах.


Какое влияние оказывает многолетняя мерзлота


растительность заболоченность замедляет про- осложняет естественный

( корни не про- цессы почво- строительство холодильник

никают в глубь) образования


5. Айсберги

Непрерывное движение льда приводит к образованию айсбергов.

Айсберг (айс — лед, берг — гора) — плавучая ледяная гора.

- Как образуются айсберги? Ледниковый щит, сползая с материка, под собственной силой тяжести может обламываться. (Демонстрация схемы образования айсбергов)

Айсберги у берегов Антарктиды достигают гигантских размеров: 45 км в ширину, 170 км в длину при толщине более 200 м). Большая часть айсберга (до 90% его объема) находится под водой. Больше всего льда в Антарктиде. Ученые многих стран, в том числе и России, изучают этот материк, т.к. он таит еще много загадок. Вот как описывает очевидец это явление:

Вдруг все сотрясает глухой гул. Прямо из-под самых моих ног рушится край айсберга. Мгновенно уходит вниз огромная глыба льда. Обвалившаяся масса тяжело ухает, вверх поднимаются брызги, смешанные со снежной пылью. Корабль отбрасывает в сторону. Расходятся крупные волны с крошевом снега и льда”.

Столкновение судна с айсбергом опасно. Всем известна трагическая история “Титаника”.

- Можно ли использовать айсберги? Оказывается, что айсберги — не только угроза безопасности судоходства, не только величественное явление природы. Они могут служить источником пресной воды, нехватка которой все более ощутима. Уже разрабатываются проекты “отлова” и буксировки айсбергов в безводные районы, подобные Саудовской Аравии и Юго-Восточной Африки. Не случайно инициатором первой конференции, обсуждавшей проблему использования айсбергов, был король Саудовской Аравии — страны, расположенной в пустыне.

- А разве айсберги могут быть цветными?

- В океане можно встретить айсберги необычных цветов:

Коричневые полосы на айсберге образованы пылью и вулканическим пеплом. Такие айсберги получаются при таянии ледниковых шапок, покрывающие вулканы. Во время спуска с горячей вершины ледник тает и вращается, что придает узорам неповторимый вид.

Голубые полосы определяются из-за замершей пресной воды, заполняющих трещины в айсбергах.

Зеленые образуются из-за морской воды, которая скапливается в ледяных расщелинах. И когда по той или иной причине, лед раскалывается выходят наружу эти необычные айсберги, похожие на мятные леденцы.

- Правда, очень необычно?

- Оказывается, есть ПОЮЩИЕ АЙСБЕРГИ.

- Ученые сейсмологи, наблюдавшие за поведением земной коры в Антарктике наткнулись на айсберг, который поет.

Немецкие ученые выяснили, что частота, на которой поет свои песни айсберг недостаточна, чтобы человек мог ее услышать.

Но если эти звуки воспроизвести с определенным ускорением, то можно услышать, что песня айсберга напоминает гудение пчелиного роя.

Выяснилось, что звуки исходили от айсберга, который налетел на выступ земной коры. А вода под высоким давлением проносится по его расщелинам и тоннелям и айсберг поет.

6. Профессия гляциолог

Гляциолог — профессионал, который изучает ледники, их формирование, изменение со временем. Это научная профессия, требующая глубоких знаний области геологии, гидрологии, метеорологии, физики.

Гляциолог профессия, которая изучает глобальное изменение климата, экологические проблемы, связанные с ледниковыми системами. Гляциологи применяют множество методов и технологий для изучения ледников, включая геофизические, геодезические методы, замеры скорости передвижения льда, сбор проб для анализа химического состава и датировки.

Профессия гляциолог важна для понимания происходящих изменений климата, оценки их последствий для экосистем, живых организмов, а также для разработки стратегий управления и защиты ледниковых ресурсов. Гляциологи также изучают историю ледников на Земле, чтобы определить долгосрочные тенденции изменения климата.

Изменение погоды в разных регионах земли также влияет на динамику ледников и процессы, связанные с ледниковыми системами. Гляциологи оценивают эти процессы и взаимодействие ледников с окружающей средой. Эта профессия также имеет важное значение для определения механизмов, управляющих изменением ледниковых систем на Земле.

Таким образом, гляциолог — это научный специалист, который изучает ледниковые системы, изменение погоды. Они используют знания и технологий, чтобы изучить ледники и понимать их взаимодействие с окружающей средой. Гляциология — это важная профессия, которая помогает нам понимать изменения климата, разрабатывать стратегии управления, защиты ледниковых ресурсов.

7.Значение ледников.

- Как вы считаете, какое значение имеют ледники?

Ледники хранят в себе огромные запасы воды.

Эти гигантские холодильники на севере и юге Земли оказывают огромное влияние на климат всего земного шара.

IV.Закрепление знаний

1. Где образуются ледники?

а) на реках и озерах; б) в морях и океанах; в) на суше.

2. Как быстро образуется ледник?

а) в течение зимы; б) за много лет.

3. О каком леднике идет речь: снеговая линия находится на значительной высоте над уровнем океана.

а) горный; б) покровный.

4. О каком леднике идет речь: снеговая линия низко, иногда на уровне океана.

а) горный; б) покровный.

5. О каком леднике идет речь: имеют форму щитов или куполов.

а) горный; б) покровный.

6. О каком леднике идет речь: по форме разнообразны ( одни похожи на шапку, другие – на реку)

а) горный; б) покровный.

7. О каком леднике идет речь: движутся со скоростью до 80 метров в сутки.

а) горный; б) покровный.

8. О каком леднике идет речь: движутся очень медленно.

а) горный; б) покровный.

9. О каком леднике идет речь: снабжают водой реки.

а) горный; б) покровный.

10. О каком леднике идет речь: образуют морену.

а) горный; б) покровный.

11. Летом у подножья горы температура +10° . Высота горы 3 км. Образуется ли на этой горе ледник?

а) да; б) нет.

VI. Рефлексия

Вернемся к целям, которые вы поставили перед собой.

сегодня я узнал…

я научился…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

было интересно…

у меня получилось …

Ребята, как вы думаете - знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

Как вы считаете, достигли мы поставленной цели урока?

VII. Выставление оценок.

VIII.Домашнее задание. П.37






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филиппова Ася Анатольевна

Дата: 15.11.2023

Номер свидетельства: 639922


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства