kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии 10 класс."Классификация природных ресурсов. Классификация стран по ресурсообеспеченности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соответствует требованиям ФГОС. На уроке смена деятельносттей, много творческих  заданий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии 10 класс."Классификация природных ресурсов. Классификация стран по ресурсообеспеченности"»

тема: «Минеральные ресурсы мира»

Учебно-воспитательные задачи:

1.образовательные - создать условия для формирования знаний о минеральных ресурсах мира, о классификации минеральных ресурсов, о закономерностях их размещения на земном шаре, о проблеме использования минерального сырья,

2.развивающие – создать условия для развития наглядно-образного мышления, формирования умений работать с географическими и контурной картой, сопоставлять политическую карту и карту минеральных ресурсов;

Оборудование: политическая карта мира, карта минеральных ресурсов мира, атлас, контурные карты

План урока:

1.Определение «минеральные ресурсы».

2.История использования минерального сырья.

3.Классификация минеральных ресурсов.

4.Примеры использования минерального сырья.

5.Проблема истощения минеральных ресурсов и пути ее решения.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и плана урока; целепологание, мотивация (знать, уметь).

III. Актуализация знаний.

-Как по другому называют минеральные ресурсы?

Ответ: полезные ископаемые.

-Где они находятся?

Ответ: в земной коре

-Приведите любые примеры полезных ископаемых?

Ответ: уголь, золото и др.

-Где они используются?

Ответ: в с/х, жизнедеятельности людей, в промышленности

IV.Изучение нового материала (организация восприятия и осмысления новой информации)

Работа с планом конспектом.

1.Записать определение:

 Минеральные ресурсы- это природные вещества минерального происхождения, находящиеся в земной коре, используемые человеком в качестве сырья в различных отраслях материального производства. В наши дни известно 250 видов полезных ископаемых и 250 видов поделочных и драгоценных камней. 

?1.Посмотрите на карту минеральных ресурсов и ответьте на вопрос: равномерно или нет  размещены они  по странам мира?

Ответ: нет. 

Действительно, между странами и регионами мира существуют заметные различия в обеспеченности минеральными ресурсами.

?2.Назовите причины, почему?

Ответ: размеры территории, рельеф.

 Одна из причин: площадь страны. Например: Япония, практически не имеет своих минеральных ресурсов и почти полностью ввозит их из-за границы.

Другая причина: рельеф. Есть горные страны: Чили, Перу; есть равнинные: Ливия, Нидерланды; есть со смешанным рельефом: Россия, США, Китай.

3.Скажите топливные и металлические полезные ископаемые, какие будут встречаться на равнинах, а какие в горах?

Ответ: Топливные - на равнинах.

Поэтому, в горных странах будет больше металлических (рудных) полезных ископаемых.

Вывод: Полезные ископаемые размещены неравномерно по странам.

 

2.Сообщение: «Из истории использования минеральных ресурсов» 

Освоение минеральных ресурсов началось в древности. Уже в 11-12 тысячилетиях до нашей эры выплавляли медь. Примерно с тех же времен стали добывать золото. Позднее люди оценили свойства сплавов. В конце 4 тысячилетия до нашей эры начался бронзовый век - появился сплав меди и олова, а затем научились добывать руду и получать железо. Наряду с ними использовались и другие металлы, камни. Значительно расширилась минерально-сырьевая база в 18-19 веках с началом активной разработки топливных полезных ископаемых (угля и нефти), а также некоторых руд (бокситов, хромовых, никелевых, урановых), фосфоритов, калийных солей и др. Коренное изменение минерально-сырьевой базы произошло в середине 20 века после включения титана, ниобия, кобальта, бериллия в современные производства, а также увеличения объемов добычи природного газа, нефти и урановых руд.В настоящее время используется более 200 видов полезных ископаемых.

3.Обратимся к конспекту и рассмотрим классификацию минеральных ресурсов.

Минеральные ресурсы

                                                      

 

                 Рудные                   Топливные                            Нерудные

                                                                      

Черные металлы

Цветные металлы

 

Химическое сырье

Строительные материалы

Драгоценные камни

Железные, марганцевые

руды

Медь, олово, свинец, золото

Уголь,

нефть, газ

Фосфориты

Сера

Калийные соли

Песок, мрамор, глина

Алмаз, рубин, изумруд

 

۞


 

 

 

 

 

1.Сталь

2.Что особенного в благородных металлах?

3.Топливные ресурсы.

4.Химическое сырье.

5.Строительные материалы.

6.Почему драгоценные камни так редки?

5.Нельзя не уделить внимание проблеме истощения минеральных ресурсов, т.к. они относятся к категории исчерпаемых и невозобновимых природных ресурсов.



Сообщение о стали.

Сталь

Из всех сплавов чаще всего используют разные виды стали, в основе которых - железо. Кроме него в таких сплавах содержатся в небольших количествах углерод, марганец и некоторые другие элементы. Углеродистая сталь содержит больше углерода, чем все другие. Из нее изготавливают кузова автомобилей и фермы мостов. В состав нержавеющей стали входят хром и никель. Твердая инструментальная сталь содержит вольфрам, кобальт и молибден.



Сообщение о благородных металлах.

 Что особенного в благородных металлах?

Платина - прекрасный катализатор, она ускоряет многие химические реакции. Серебро и золото обладают более высокой теплопроводностью, чем, скажем, сталь. А еще они хорошо проводят электричество, поэтому их используют в электронике. Золото - очень мягкий металл, из него легко получить тонкую пленку, толщиной менее одной десятичной мм; из куска золота массой 1 грамм можно вытянуть проволоку длиной в 2,4 км. Большинство драгоценностей делают из золота, серебра и платины.



Сообщение о топливных ресурсах. 

Топливные ресурсы.

            Более 600 лет находит применение в промышленности каменный уголь. Он был главным топливом для паровых машин на первых фабриках.  С 1959 года в топках начали сжигать нефть. В настоящее время нефть, природный газ и уголь-ценнейшее сырье для химической промышленности. Игрушки часто делают из цветной пластмассы. Свитер иногда вяжут из пряжи, состоящей на 50% из полиэстра. Для поделок необходим клей. Твои лыжи сделаны из искусственного материала. В случае болезни врач приписывает таблетки или капли. Комнату отделывают красками и лаками. Без бензина и моторного масла ни один автомобиль не тронется с места.  Известно ли вам, из какого сырья производятся эти и многие другие предметы нашей повседневной жизни? Это прежде всего уголь и нефть. Их перерабатывают в мощной химической промышленности. При этом возникает постоянная опасность загрязнения окружающей среды.

 

Сообщение о химическом сырье.

 Химическое сырье

 Из некоторых минералов, добываемых из земли, изготавливаются многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно.

 Головки спичек покрываются серой, которая легко загорается.

 Грифели карандашей содержат гранит, легко оставляющий след на бумаге.

 Поваренная соль-это минерал, под названием галит, или хлористый натрий.

 Порошок талька представляет собой измельченный, абсорбирующий (всасывающий) минерал, называемый тальком.

 А из калийных солей и фосфоритов производят удобрения, используемые в сельском хозяйстве



 Сообщение о строительных материалах.

Строительные материалы.

  Многие полезные ископаемые используются как строительные материалы. Песчанику и мрамору, например, даже не требуется предварительная обработка, его только распиливают.         

Другие породы нужны для создания необходимых строительных материалов, например, известняк и мел требуется при изготовлении цемента.

 

Сообщение о драгоценных камнях. 

Почему драгоценные камни так редки? 

            Кристалл - драгоценный камень - образуется лишь при редком совпадении давления, температуры и химического состава породы. Но ведь его еще нужно найти.

Например, алмаз состоит из углерода, одного из самых распространенных химических элементов на Земле. Но нужные для превращения высокие давления и температура существуют глубоко под землей.

 

Сообщение проблема истощения минеральных ресурсов.

Существует проблема истощения минеральных ресурсов.

Объемы добычи полезных ископаемых в последние десятилетия резко возросли. За 40 лет объем добычи вырос в три раза. Ежегодно добывается более 100 млрд тонн различного минерального  сырья и топлива.

Наиболее доступные месторождения полезных ископаемых в настоящее время истощаются: железнорудные бассейны в Лотарингии (Франция) и на Урале (Россия), угольные бассейны-Подмосковный (Россия), Рурский (Германия), месторождения меди в Заире и др.

Однако, при возрастающем объеме добычи сырья на производство готовой продукции идет не более 20 %. Таким образом, проблема использования минеральных ресурсов заключается в:

1.истощении запасов;

2.неполном использовании добываемых ресурсов.

 

Возможны следующие пути решения этой проблемы

1.Комплексное использование добываемого сырья- безотходное или малоотходное использование ресурсов в быту и промышленности.

2.Оборотное использование ресурсов, т.е., когда в экономике главное сырье - отходы, а естественные ресурсы- резервные источники снабжения.

3.Более широкое внедрение новых искусственных и синтетических материалов, заменяющих природное сырье, и применение альтернативных источников энергии.

 

7.Разминка «Какое полезное ископаемое изображено на карточке»? ▲, ●, ■ и др.

 

8.Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем выполнения двух заданий практической работы.

Обратимся к таблице плана-конспекта.

Задание 1. Продолжить таблицу классификации минеральных ресурсов, приведя ниже в каждой колонке примеры стран, обладающих максимальными запасами указанных видов полезных ископаемых. (совмещая политическую карту и карту минеральных ресурсов в атласе К№2, К№5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Нанести на контурную карту с помощью условных знаков месторождения полезных ископаемых по странам мира

V. Закрепление. Первичная проверка понимания нового материала.

?1.Назовите 6 стран, обладающих разнообразными минеральными ресурсами?

?2.Что узнали на уроке?

Дать объяснение понятия «минеральные ресурсы».

Минеральные ресурсы – это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья, материалов и служащие минерально-сырьевой базой хозяйства.

Масштабы использования минеральных ресурсов колоссально выросли в последние десятилетия (3/4 добытых в XX веке полезных ископаемых извлекли из недр Земли после 1960 года).

Ежегодно добывается более 100 млрд тонн минерального сырья и топлива.

К с в е д е н и ю: в средние века люди извлекали из земной коры лишь 18 химических элементов и их соединений, в XVII веке – 25, в XVIII веке – 29, в XIX веке – 47, в начале XX века – 54, во второй половине XX века – более 80 элементов.

Как размещены различные виды минеральных ресурсов? От чего это зависит?

• Топливные ресурсы: имеют осадочное происхождение, приурочены, главным образом, к окраинам и прогибам древних платформ:

– угольные бассейны и страны-лидеры по их запасам: Ленский и Канско-Ачинский бассейны (Россия), Аппалачский (США), Рурский бассейн (Германия) и т. д.

К с в е д е н и ю: на земном шаре известно более 3,6 тыс. угольных бассейнов и месторождений, которые в совокупности занимают 15 % территории земной суши;

– нефтегазоносные бассейны и страны-лидеры по их запасам: Западно-Сибирский и Волго-Уральский бассейны (Россия), Техасский и Калифорнийский (США), Персидский (Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак, Иран, Кувейт), Сахарский бассейн (Ливия) и др.



К с в е д е н и ю: нефтегазоносных бассейнов разведано более 600, из них разрабатывается 450, а общее число нефтяных месторождений достигает 35 тысяч;

• рудные минеральные ресурсы: встречаются чаще всего в пределах разломов платформ и подвижных складчатых областей земной коры:

– страны, выделяющиеся по запасам железной руды: США, КНР, Индия, Россия, Бразилия, Либерия, Гвинея и др.;

– страны выделяющиеся по запасам алюминия (бокситы): Франция, Италия, Индия, Суринам, США, Россия, страны Западной Африки и др.;

– страны, выделяющиеся по запасам медных руд: Замбия, Заир, Чили, США, Канада;

– страны, выделяющиеся по запасам свинцово-цинковых руд: США, Канада, Австралия;

– страны, выделяющиеся по запасам оловянных руд: Малайзия, Индонезия, Боливия, Бразилия, Таиланд;

• нерудные полезные ископаемые: имеют широкое распространение; к ним относятся:

– апатиты (Россия);

– сера (Польша, Мексика);

– калийные соли (США, Бразилия);

– известняки, доломиты повсеместно и т. д.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Ауэр Н.Н.

Дата: 24.08.2019

Номер свидетельства: 518253


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства