Мультимедиа учебник “География. Начальный курс” для учащихся 6 классов, общеобразовательных учебных заведений.
.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).
- Сообщение целей и задач урока.
Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, познакомимся с вулканами, горячими источниками и гейзерами.
2. Опрос домашнего задания.
- Индивидуальная работа (по карточкам), таблица
- фронтальный опрос
А
Возвышающийся над океаном большой массив суши.
каменная или земная оболочка Земли.
Непрерывная водная оболочка земли, окружающая материк.
Горно-промышленное предприятие по добыче полезных ископаемых.
Верхняя оболочка Земли.
Центр Земли
. Кроссворд
Б Работа у доски
Задание: Найти географические координаты
Оз. Чад (15 с. ш., 14 в. Д.)
Вашингтон (39 с.ш., 78 з. д.)
39 с. ш., 117 в. д. (г. Пекин)
33 ю.ш., 117 в. д. (г. Кейптаун)
Б. По вопросам:
1. Какие виды движения земной коры вы знаете? (Медленные горизонтальные и вертикальные, складчатые, разрывные.)
2. Что такое землетрясения, каковы причины их происхождения? (Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническими движениями.)
3. Как землетрясения могут изменить рельеф? (Возникают трещины, обвалы, могут опускаться или подняться крупные блоки земной коры.)
4. Как необходимо вести себя при землетрясении? (Если вы находитесь в здании, то следует срочно его покинуть и выйти на улицу, отойти как можно дальше от строений и линий электропередач)
5. Из чего состоит Земля? (работа со слайдами)
3. Изучение нового материала
- Вступительное слово учителя.
Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много тайн и загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можно заглянуть в земное “нутро” и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли.
Как вы думаете, как называется это вещество? Как оно выходит на поверхность Земли и как называется это природное явление? (Магма). Выходит через кратер. Природное явление – Вулкан.)
Магма по жерлу рвется наружу, Выход из кратера ей очень нужен. Если проход на поверхность дан, Значит, проснулся грозный вулкан.
А что такое вулкан?
Латинское слово “Вулканус” - у древних римлян – Бог Огня. Вулкан - конусообразная, куполовидная или иной формы гора, с углублением (кратером) на вершине, через которое извергаются лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки. (показ по карте)
Вулканы образно называют “огнедышащими горами”. Извержение вулканов – ещё одно грозное, опасное для людей природное явление.
3. Просмотр фрагмента уз электронного мультимедиа учебника “География. Начальный курс” для 6классов общеобразовательных учебных заведений.
Образование вулканов.
Как же образуются вулканы?
В земной коре, из-за движения плит, возникают трещины, в близи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы (см. рис. 36 учебника, стр. 67). Менее плотная,чем окружающая её твёрдая порода, магма, скопившись в достаточном количестве, начинает подниматься по трещинам или вулканическим каналам. Выход канала на поверхность называется жерлом вулкана. Некоторые вулканы имеют несколько каналов, но не все они могут достигать поверхности земной коры. Магма, извергающаяся на поверхность, называется лавой. Она вытекает из жерла в виде реки, или лавового потока, который постепенно охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу. В ходе извержения вязкость лавы может изменяться. Форма вулкана зависит от вязкости лавы. Вулканы, образованные невязкой лавой, имеют пологие склоны. Такие вулканы называют щитовидными. Густая лава не может утечь далеко от жерла и обычно образует вулкан в форме конуса.
- Вспомните строение земной коры материковой и океанической и предположите, где может быть более активный вулканический процесс - на суше или на дне океана и почему?
(Вулканы - чаще извергаются на дне океанов, в зоне расхождения литосферных плит. Могут быть на суше - в зоне разломов литосферных плит). Вулканы образуют так называемое - Тихоокеанское огненное кольцо. Оно включает вулканы восточного побережья Азии, западного побережья Америки, Антарктиды и на севере Алеутских островов – более 370 вулканов. Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. Например, Гавайские острова в Тихом океане. Вулканы есть в Средиземноморье (о них мы просмотрели видеосюжет)и в Африке.
Есть наука, которая изучает действие вулканов – это вулканология. Учёные вулканологи делят вулканы на группы в зависимости от того, когда было их последнее извержение и насколько велика вероятность нового извержения.
Кратер – вершина вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров.
Жерло – идет вглубь от кратера, по нему поднимается магма.
Очаг вулкана – расположен в глубине земли.
Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250оС. Скорость течения 300 – 500 метров в час
4. Работа с учебником. Стр. 68
- Найдите в тексте учебника, какие вулканы называются действующими, а какие потухшими?
Составление схемы (запись в тетрадь).
Вулканы
ДействующиеПотухшиеУснувшие
(
Об извержении не сохранилось никаких ксведений
которые извергаются,
Те, которые потухшие, вдруг начинают действовать
и сведения об этом
на памяти
человечества.
Их насчитывается 800)
(Вулканы которые извергались на памяти человечества, называются действующими.
Потухшими считаются вулканы, не извергавшиеся на памяти человечества.
Уснувшие – это вулканы о извержениях которых в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась – нет).
5. Работа с географическим атласом.
Задание.
На карте Строения земной коры найдите вулканы на материке Евразия. Назовите несколько вулканов. Каким значком на карте показаны вулканы? (В виде звёздочки красной и чёрной или треугольники)
На интерактивной доске показана карта строения земной коры и прямо на ней отмечаем вулканы Евразии.
зрелищная.
4. Закрепление
Работа в тетради.
Задание. Определить географическое положение вулкана Ключевская Сопка по плану на доске.
План.
1. На каком материке и в какой его части находится? (На востоке-северо-востоке Евразии.)
2. Определите его координаты.
3. Как вулкан расположен относительно других объектов?
5 Сообщение учеников. (Заранее подготовленное)
Горячие источники и гейзеры.
В областях распространения действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников (родников). Некоторые горячие источники через определённые промежутки времени выбрасывают вверх струи кипящей воды и пара. Эти фонтанирующие источники называются – гейзерами. Гейзер – в переводе означает “горячий”.
На территории нашей страны гейзеры встречаются на полуострове Камчатка в знаменитой Долине гейзеров. Ещё горячие источники можно встретить на острове огня и льда в Исландии, в Йеллоустонском национальном парке в США, в Новой Зеландии. Человек использует тепло этих источников: обогревает жилые дома и теплицы, получает электроэнергию.
6. Итог
1. Что такое вулкан? Каковы причины их образования?
2. Способсвуют ли вулканы увеличению площади суши на нашей планете? (Да, образуются целые острова в океанах, растут горы.)
3. Каким условным знаком на картах показаны вулканы действующие и потухшие?
4. На каком материке нет ни действующих, ни потухших вулканов?
5. (Задание в парах) По атласу установите соответствие между названием вулкана и степенью его активности (запись на доске)
В контурной карте отметить условными знаками вулканы Евразии. Ответить на вопросы
Зарисуйте в тетради внутреннее строение вулкана.
8. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке? (Мы узнали о вулканах, их происхождении, о их формах).
Давайте сделаем выводы о значении вулканов для нашей планеты.
(Изучая извержения вулканов, учёные познают внутреннее строение глубинных слоёв Земли. Магма, со временем превращается в различные горные породы и минералы магматического происхождения. Изменяется рельеф местности. Происходит задымление атмосферы, изменяется температура воздуха. В результате неоднократных извержений лава и пепел накапливаются слоями,и создают вулканические горы разных форм и размеров или лавовые поля.)
9. Оценивание знаний учащихся.
10. Дополнительный материал (если останется время)