Класс: 9 Предмет: география
Дата: 31.10.15 г. Учитель: Асель Казикызы
Тема: Характеристика топливно-энергетического комплекса страны
Урок №18. Характеристика топливно-энергетического комплекса страны.
Цель: Обеспечить усвоение знаний о развитии нефтяной и газовой промышленности Казахстана.
Задачи:
Образовательные: Создать условия для формирования представлений о размещении месторождений нефти, газа; о проблемах, связанных с добычей нефти и газа.Формировать у учащихся навыки самостоятельного приобретения знаний
Развивающие: Развивать умения работать с экономическими картами, со статистическим материалом
Воспитательные: Формирование умений выделять главное в содержании материала и составлять план-конспект, работать с учебником.
Метод обучения: словесный, наглядный, практический
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Физическая карта Казахстана.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.
II. Изучение нового материала
1 Экономику страны с холодной зимой, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю.
- Анализ схемы отраслевого состава ТЭК (стр.156 рис.72)
2.Создание проблемной ситуации по первой части изучаемого материала. Ответы на вопросы о роли ТЭКа с использованием учебника. Аргументация своих ответов со ссылкой на имеющиеся источники знаний из различных источников.
«Роль ТЭКа в современном Казахстане»
1. От чего зависит …… ?
2. Основной поставщик валюты в государственный бюджет. Почему?
3. Какую роль занимает ТЭК в экспорте Казахстана. Почему?
4. Вспомните, какие отрасли составляют топливную промышленность?
- Докажите, используя рис 77, что нефть является важнейшим стратегическим сырьем
Вывод: ТЭК - ключевой МОК. От его развития зависит деятельность всей экономики. Она тесно связана с другими комплексами, особенно с металлургическим, и машиностроительным.
ТЭК - это главный «добытчик» валюты- ¾ экспорта страны.
Задания для самостоятельной работы учащихся:
1) Задание для 1 группы учащихся
1. Проанализируйте по рис 78 развитие нефтяной промышленности Казахстана за период 1913-2008г.г. Как изменилась добыча за это время? Сколько нефти страна добывает в наши дни?
2. Охарактеризуйте:
1) Когда началась промышленная добыча нефти
2) Основные месторождения
3) Способы и направления транспортировки нефти
4) Переработка нефти
5) Эколого-экономические проблемы
2) Задание для 2 группы учащихся
1.Составьте краткую справку «Развитие и география газовой промышленности Казахстана» рис 78
Укажите:
-
когда началась промышленная добыча газа
-
Как изменилась добыча за период 1928-2008г.г.
-
Назовите крупнейшие месторождения и области лидеры по добыче газа
-
Способы и направления транспортировки газа
-
Переработка газа
-
Эколого-экономические проблемы.
Вывод: таким образом, ТЭК - крупнейший МОК, в котором ведущую роль играет нефтяная промышленность. Быстро растет производство газа. Развитие этих отраслей должно осуществляться на основе рационального природопользования и охраны окружающей среды.
III. Закрепление нового материала.
1. Почему так важно экономить энергию?
2. Как можно экономить топливо?
3. Покажите на карте крупные месторождения нефти, газа, НПЗ, нефтепроводы и газопроводы.
IV. Рефлексия: взаимооценивание
V. Организация домашней работы: Параграф 18,ответить на вопросы стр 169. Сообщение «Нефтяные проекты Казахстана»
- Нанесите на контурную карту крупные месторождения нефти и газа, НПЗ, подпишите их названия