kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как осваивают россияне свой участок земной поверхности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной задачи в ходе совместной деятельности учащихся, анализа карт атласа, установления взаимосвязей между тектоническим строением территории, рельефом, месторождениями полезных ископаемых и стихийными природными явлениями, происходящими в литосфере.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как осваивают россияне свой участок земной поверхности»



Тема: Как осваивают россияне свой участок земной поверхности.



Цель урока:

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной задачи в ходе совместной деятельности учащихся, анализа карт атласа, установления взаимосвязей между тектоническим строением территории, рельефом, месторождениями полезных ископаемых и стихийными природными явлениями, происходящими в литосфере.



Планируемые результаты:

Личностные:

  • формировать мотивацию к новому учебному материалу

  • осознание необходимости приобретенных знаний, осмысленного отношения к природе.

Метапредметные:

1. Регулятивные

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке

2. Познавательные

  • устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы

  • уметь применять полученную информацию

3. Коммуникативные

  • уметь работать в группе

  • готовность слушать товарищей, умение слышать, задавать вопросы, учитывать разные мнения и интересы

  • оформлять свои мысли в устной, письменной форме, в форме электронной презентации

4. Предметные

  • научатся устанавливать взаимосвязь между тектоническим строением территории, рельефом, месторождениями полезных ископаемых и стихийными природными явлениями, происходящими в литосфере

  • находить новую информацию


Тип урока: Обобщение знаний.



1. Методы:

а) по источнику знаний

- словесные,

- беседа,

- наглядные,

- практические;

б) по степени взаимодействия учителя и учащихся

- беседа,

- самостоятельная работа

- работа в группах

в) по характеру познавательной деятельности

- репродуктивные,

- проблемные,

- частично-поисковые,

-постановка проблемы, поиск решений, подтверждений выдвинутых предположений.


2. Формы организации деятельности учащихся:

- индивидуальные,

- групповые,

- фронтальные.

3. Оборудование: ПК, мультимедийное оборудование, учебник География 8 под ред. А.И. Алексеева, М: «Просвещение» 2011г. Академический школьный учебник. Полярная звезда , дополнительная литература.

Форма использования мультимедиа - проектора – проецирование информации на экран при ответах обучающихся.

Форма урока. Урок- конференция.

Содержание урока.

Подготовка к уроку проходила в несколько этапов.

1 этап- формирование групп по выбору обучающихся, выбор руководителя.

2этап - получение задания от учителя

3 этап- выполнение задания, консультация учителя

3 этап- выступление представителей групп на уроке, ответы на вопросы представителей других групп.

Краткое писание хода урока.

Устные ответы представителей групп сопровождаются демонстрацией слайдов.

  1. группа: геоморфологи, они представят отчёт об особенностях рельефа и тектоническом строении территории России.

  2. группа: сейсмологи, подготовили сообщение о стихийных явлениях, наиболее часто встречающихся на территории нашей стране и их взаимосвязи с особенностями рельефа территории

  3. группа: геологи, подготовили сообщение о богатстве и разнообразии полезных ископаемых нашей страны.

Класс составляет классификацию минеральных ресурсов с точки зрения их использования в хозяйстве.

  1. группа: экологи, подготовили сообщение об антропогенном влиянии на литосферу в пределах России, экологических проблемах, возникающих при разработке месторождений полезных ископаемых.

По ходу устных выступлений учащиеся заполняют таблицу



Тектоническая структура

Форма рельефа

Полезные ископаемые

Стихийные природные явления

Влияние хозяйственной деятельности человека






Домашнее задание: на контурной карте обозначить основные районы и месторождения полезных ископаемых нашей страны,


По окончании работы заполненные таблицы сдаются на проверку учителю, группы проводят саморефлексию.



2. Актуализация знаний

Н.Забила

НАША РОДИНА.

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга…

На предыдущих уроках географии мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф.


ГЕОМОРФОЛОГИ И ГЕОЛОГИ

Изучив карты тектонического и геологического строения России, мы выяснили, что большая часть нашей страны занята равнинами, в основании территории находятся древние (Восточно – Европейская и Сибирская) и молодые (Западно – Сибирская, Печорская и Скифская) платформы. Платформы - относительно устойчивые участки континентальной земной коры и они имеют 2-х ярусное строение: нижний ярус составляет складчатый фундамент, верхний осадочный чехол. Фундамент древних платформ сложен смятыми в складки древнейшими породами докембрийского возраста. Фундамент молодых платформ тоже состоит из смятых в складки, но более молодых пород. Поверхность фундамента неровная и в некоторых местах осадочный чехол отсутствует, такие участки называются щитами. (Все объекты показываются на карте и демонстрируются в виде презентации (фото форм рельефа, схемы).

Платформы окружены горно-складчатыми областями, которые отличаются характером залегания горных пород и различной степенью подвижности.

Изучив геохронологическую таблицу, установили – все формы рельефа и слагающие их горные породы имеют различный геологический возраст. Анализируя таблицу и сравнивая геологическую карту можно установить возраст горных пород, слагающих тектонические структуры и формы рельефа на территории России. Данные представлены в слайде, здесь четко видно, что каждая складчатая область образовалась в определенный период и ей соответствует своя форма рельефа. В настоящее время процессы горообразования продолжаются на юге и востоке территории России, область кайнозойской (альпийской) складчатости. Процессы горообразования происходят в результате взаимодействия литосферных плит (п- ов Камчатка, Кавказ). Каждой тектонической структуре соответствует свойственная ей форма рельефа .

Размещение месторождений рудных полезных ископаемых связано с залеганием магматических и метаморфических пород. В осадочных породах платформ в основном залегают нерудные полезные ископаемые, но иногда встречаются рудные, пример: Курская магнитная аномалия, приуроченные к щитам древних платформ.

В итоге мы выделили основные черты рельефа России. (Слайд).

Вывод.

1.Рельеф территории нашей страны разнообразен.

2. Основные формы рельефа, горы и равнины, образуются в результате действия внутренних сил.

3. Изменения форм рельефа происходят и в результате действия внешних сил:

- деятельности моря (трансгрессия и регрессия) – районы Прикаспийской , Печорской, Северо – Сибирской низменностей.

- покровных четвертичных оледенений – северо-запад европейской части России, Полярный Урал, плато Путорана, полуостров Таймыр

- деятельность ветра (дюны, песчаные холмы, гряды) Прикаспийская низменность, Куршская коса;

- деятельность текучих вод (эрозионные процессы) Приволжская и Среднерусская возвышенность;

- хозяйственная деятельность человека – повсеместно.


Вопрос группе № 1: Почему горы расположены в основном на юге и востоке России. Предполагаемый ответ: Горы Южной, Восточной Сибири расположены на древнем докембрийском и палеозойском основании. Территория разбита глубокими тектоническими разломами, т.к. находится в зоне взаимодействия Евразиатской, Тихоокеанской, Индо- Австралийской литосферных плит и процессы горообразования продолжаются и в настоящее время.

Доказательство этому служит тектоническое происхождение озера Байкал.

Горы Кавказ молодые и активные, поскольку находятся в зоне взаимодействия Евразиатской и Индо- Австралийской литосферных плит и процессы горообразования продолжаются и в настоящее время.


Вопрос группе № 1: Какие горные области возникли в результате альпийского горообразования?

Предполагаемый ответ: Кавказ, Корякское нагорье, горы Камчатки, Курильские острова, горные участки о. Сахалин.

Сейсмологи.

В формировании рельефа участвуют две группы процессов:

  1. внутренние процессы, возникающие под воздействием внутренней энергии Земли: вулканизм, движение литосферных плит и связанные с ними землетрясения, моретрясения, вызывающие цунами . Эти процессы не подвластны человеку, влекут за собой катастрофические последствия, предотвратить их невозможно.

-Вулканическая деятельность ( СЛАЙД) всегда свидетельствует о том, что и в настоящее время продолжаются тектонические движения. Самыми вулканогенными территориями в нашей стране является полуостров Камчатка, Курильские острова, ( СЛАЙД) ,причиной этого, как вы помните служит положение территории на стыке Евразийской литосферной плиты с Тихоокеанской, именно здесь проходит Тихоокеанский сейсмический пояс - «огненное кольцо». Только здесь в нашей стране расположены действующие вулканы и гейзеры. Примером может служить извержение вулкана Шивелуч в июне 2001 г., последнее катастрофическое извержение этого вулкана случилось в ноябре 1964 г. в результате которого образовался 2 километровый кратер глубиной около 500 м, а по силе извержения можно было сопоставить с взрывом водородной бомбы, высота пепла составила 2,5 кг/м2, также из действующих наиболее активны Авачинский, Безымянный. К затухающим вулканам относится: Кроноцкая Сопка. Недавно потухшие вулканы находятся на Кавказском Хребте - Эльбрус и Казбек, в Забайкалье, в Восточном Саяне. Даже основной центр исследования вулканизма в России - институт вулканологии находится в Петропавловске – Камчатке.

- Землетрясения ( СЛАЙД) также частые явления в России, мы установили - более подвержены значительным землетрясениям Б. Кавказ, ю-в часть Алтая. В последние 16 лет на просторах нашей страны свершилось не менее 15 сильных землетрясений. Сейсмические карты показывают, что около 50 % площади находится в сейсмоактивной зоне. Среди последних землетрясений: Шикотанское (1994 г.), Кроноцкое (1997 г.), Алтайское (2004 г.).

- Землетрясение в 2007 г. на ю-з побережья Сахалина спровоцировало цунами, волны которого к счастью были невысокими. По данным РИА «Новости» в октябре 2005 г. на Камчатке и Курильских островах произошло данное стихийное явление силой 4,4 балла по шкале Рихтера в Кроноцком заливе. В Петропавловске – Камчатском, удаленном от эпицентра на 150 км значительных толчков не ощущалось. Последние подземные толчки произошли в Иркутске, интенсивностью 6 – 7 балов, в городе Байкальск 8 баллов, Ангарске - 5 баллов. А в Читинской области совершилось сразу 4 землетрясения, силой около 5,5 баллов, а позже силой 8,2 балла по шкале Рихтера. По данным МЧС сообщении о жертвах и разрушениях не поступало. В 1995 г. в Нефтегорске погибло 2,5 тыс. человек, потому что , в эпицентре было 9 – 10 баллов.

- Цунами – ( СЛАЙД) большинство подводных сейсмоактивных участков расположено в Тихом океане, этому доказательством служат частые цунами на побережье Камчатки. Еще в XVIII веке были зафиксированы огромные массы воды из Тихого океана, всего было отмечено 20 цунами. В 1923 году на побережье полуострова обрушилась волна, высотой более 20 м., с земли было стерто несколько заводов и строений. В 1952 году – цунами накрыло несколько поселков, волны высотой 10 м, дошли до берега (200 км) за 20 минут.

В 1960 г. – волна, начавшаяся у побережья Чили, дошла и до Камчатки, высота волны – 10 м.

Наиболее благоприятное место на полуострове – Авачинский залив, он не позволяет волне высоко подняться, мешают тесные проходы и большие водные пространства.

2. внешние процессы, возникающие под воздействием деятельности внешних сил:

-деятельность текучих вод (образование оврагов и балок - Среднерусская и Приволжская возвышенности)

-деятельность ветра ( образование барханов и дюн - Прикаспийская низменность, Куршская коса)

- действие силы тяжести в горных областях вызывает перемещение обломков горных пород вниз по склонам, возникают оползни, обвалы, сели, сход снежных лавин (Северный Кавказ, Камчатка, о. Сахалин, в Забайкалье, Поволжье) Опасность лавин существует на 9 % территории страны. Наиболее лавинными считаются Алтай, Сахалин, Забайкалье, Северный Кавказ (именно здесь в Кармадонском ущелье погиб актер Сергей Бодров). Губительными для человека являются сходы селевых потоков. Селевой поток собирается в горах, идет несколько километров, набирает скорость и разрушает, примером служат город горные области на Кавказе: районы Пятигорска, Ессентуков. Так в 2002 году здесь произошел разрушительный сход селя , повлекший за собой разрушения и человеческие жертвы.

Вопрос группе № 2: Какие меры можно предпринять для снижения последствий действия внешних процессов?

Предполагаемый ответ: Воздействие внешних процессов на рельеф территории увеличивается под влиянием хозяйственной деятельности человека. При прокладке дорог, трубопроводов, строительных работах не всегда учитываются особенности рельефа и это приводит к неблагоприятным последствиям. Необходимо соблюдать определенные правила ведения хозяйства в районах подверженных действию тех или иных процессов и проводить специальные работы противоэрозионного, противооползневого характера. В России создана карта экзогенных геологических процессов, и показаны наиболее опасные территории, где запрещено ведение хозяйственной деятельности.

Влияние человека на рельеф.

Экологи.


Мы знаем, что наиболее активно человек преобразует литосферу. Изменения рельефа очень активно протекает и на территории нашей страны.

Процесс технической деятельности человека (техногенез) изменяет поверхность Земли, создавая антропогенные формы рельефа: инженерные сооружения : города, гидротехнические сооружения, карьеры.

Человек ежегодно извлекает миллиарды тонн полезных ископаемых, разработка их открытым способом приводит к возникновению крупных отрицательных антропогенных форм, одна из распространённых форм – карьеры, в России они охватывают площадь 20 тыс. км2, ежегодно она увеличивается на 350 км2, средняя глубина карьеров к 2000 г. составляла 250 – 300 м. (слайд).

На космических снимки изображены карьеры в Оренбургской и Мурманской области (слайд). На первом слайде хорошо видны эти искусственные формы рельефа, они имеют округлую форму, белый и темно – голубой цвет, отвалы нанесены пятнами фиолетового и белых оттенков, искусственные озера имеют темно синий и черный цвет т. к. являются отстойниками жидких отходов.

На слайде Мурманской области карьеры имеют неправильную форму и также темно – голубой цвет с четкими белыми полосками – дорогами в карьер, отвалы имеют синий цвет, пятнистый рисунок.

Добыча полезных ископаемых приводит к просадке грунта, активизированию процессов водной и ветровой эрозии.

Перемещение материала при горных выработках вызывает техногенные землетрясения. Так в 1971 г. в 16 км от Грозного в районе нефтедобычи было зафиксировано землетрясение силой 7 баллов. Причиной послужила откачка нефти, которая не была компенсирована притоком подземных вод. По прогнозам такие землетрясения могут быть и в других районах добычи нефти и других полезных ископаемых.

Все перечисленные техногенные формы рельефа требуют либо рекультивации земель, либо предупредительных мер против их возникновения. В настоящее время активно используется рекультивация – мероприятия по восстановлению природных ландшафтов, утраченных в процессе производства или стихийных бедствий. Примером является силикатное озеро в Липецке. Происхождение озера искусственное, это бывший карьер по добыче силикатного песка для кирпичного завода, его видно на заднем плане. По исчерпанию песка - эти территории были заброшены, но потом заполнены водой, предназначенной для хозяйственных нужд. Со временем озеро приобрело естественные очертания, поросло деревьями и кустарниками. Вписалось в ландшафт как природный водоем. Изменяя природную среду человек обязан думать о последствиях, ведь от изменения рельефа или горной породы изменяется весь природный комплекс , который находится на данной территории.


Вопрос группе № 3: Что такое « культурный ландшафт». Приведите примеры культурных ландшафтов в нашей местности.

Предполагаемый ответ: КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ (естественный ландшафт) — сознательно (целесообразно) измененный для практического использования человеком ландшафт, постоянно поддерживаемый и охраняемый от неблагоприятного воздействия, например оазис  в  пустыне, национальный парк,  лесопарк  в курортной зоне (рекреационный культурный ландшафт) и тому подобное.

Примером культурного ландшафта может служить и наш город, пригородные зоны : лесопарковая зона Митино, музей деревянного зодчества под открытым небом Василево, усадьба Знаменское- Раек и многие другие красивейшие уголки нашего края.

  1. Закрепление материала.

Заполнить таблицу

Тектоническая структура

Форма рельефа

Полезные ископаемые

Стихийные природные явления

Влияние хозяйственной деятельности человека








3 . Подведение итогов.



Саморефлексия  работы в группе.



  • Над чем работали?

  • Как спланировали работу?

  • Уложились во времени или нет?

  • Что нового узнали?

  • Чему научились?

  • Что получилось? Что не получилось?

  • Над чем нужно работать?























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как осваивают россияне свой участок земной поверхности

Автор: Гулина Наталья Ивановна

Дата: 18.05.2016

Номер свидетельства: 328184


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства