I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Проанализируйте представленную информацию. 1 2 – Исследователи, изучавшие творчество Жюль Верна, подсчитали, что действие его романов 10 раз разворачивается в Европе, 4 – в Азии, 7 – в Африке, 3 – в Австралии, 9 – в Америке, 8 раз в Арктике и Антарктике. Писатель изучал различные страны по книгам и географическим картам. – Однако не все географические данные можно отобразить на карте. – Какой вопрос у вас возникает? Предложите свой вариант проблемного вопроса урока. 1 Какие современные источники географической информации используют? Какую информацию из них можно получить? 2. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 3. – Каких великих путешественников и учёных-географов вы знаете? Что такое географическая карта, чем она отличается от плана? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. |
II. Поиск решения. | 1. – Работа в группах. 1 2 3 1-я группа, определите источники географической информации, используя текст «Как люди добывают географические знания». Какую информацию можно получить из этих источников? 1 2 4 2-я группа, определите географические методы, используя текст «Как люди добывают географические знания». Какие сведения можно узнать с помощью этих методов? 1 2 4 2. – Выполните задание 3 из рабочей тетради. 1 2 4 3. – Работаем с рис. 3.2 на с. 20. На какие три группы делят карты? В чём их особенности? 1 2 4 4. – Составьте схему «Значение карт», используя текст на с. 19. 1 2 3 4 5. – Рассмотрите физическую карту одного из материков в атласе, укажите: 1 4 5 а) масштаб карты; б) к какой группе она относится по охвату территории; в) к какой группе она относится по содержанию; г) какую информацию можно получить с помощью этой карты. 6. – Как вы понимаете выражение «Надо уметь правильно читать карту»? 2 1 2 3 7. – Докажите, так ли это: карта является наглядным пособием, объектом изучения и источником знаний. Приведите аргументы по каждой позиции. 2 4 1 2 3 8. – Выполните задание 8 на с. 22: как вы понимаете слова отечественного географа А.А. Половинкина «Карта рассказывает быстрее, точнее, нагляднее и лаконичнее, чем книга»? (Можно организовать перекрёстную дискуссию.) 2 4 1 2 3 9. – Обсудите исторический факт: когда Наполеон отправился завоёвывать Египет, он взял с собой группу учёных-географов и историков. В самый опасный момент боя, когда успех французов буквально висел на волоске, будущий император скомандовал: «Ослов и учёных – в середину, в центр!» Почему Наполеон приказал это сделать? 2 4 1 2 3 10. – Как ответим на основной вопрос урока? 3 | 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
III. Самостоятельное применение знаний. | 1. – Вопросы 1–4, с. 22. 1 2 2. – Задания 5, 6, с. 22. 1 2 3*. – Решаем географические задачи: 1 4 Определите протяжённость Африки с запада на восток по параллели 10° с. ш. в км. Длина 1° вдоль параллели 10° составляет 109,5 км. | Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |
ΙV. Итог урока. | – Сделайте вывод по уроку. 3 4 Домашнее задание: § 3; задание 7, с. 22; задание 1, 2 в рабочей тетради. – Приведите аргументы: «В современном обществе картографические знания необходимы каждому человеку так же, как знания грамматики, математики, информатики». 2 4 – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? | ТОУУ |