kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по теме "Калейдоскоп профессий в мире географии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа имеет профориентационную направленность. Характеризуются профессии, связанные с предметом география. Указаны учебные заведения, где можно получить профессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Калейдоскоп профессий в мире географии"»



Управление образования администрации Вачского муниципального округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алтунинская основная общеобразовательная школа


Научно – исследовательская конференция школьников «Первые шаги в науку»

Исследовательская работа по теме: «Калейдоскоп профессий в мире географии»

Автор: ученица 9 класса

Рябова Кристина возраст 15 лет

Руководитель: Погодина Т.Н.

учитель географии







д. Алтунино, 2025 год.



Содержание




  1. Введение

  2. Основная часть

    1. Роль географии в жизни человека

    2. Профессии для тех, кто любит географию

    3. Востребованность профессий, в основе которых лежит география в современном обществе в Нижегородской области

    4. Куда пойти учиться?

  3. Заключение

  4. Список использованной литературы












































Введение


«Наряду с историей Отечества, русским языком, литературой

география служит основой формирования патриотических ценностей».

В.В. Путин


В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, в основе других – химия, в основе третьих – информатика. География – это нужная наука, которая изучает Землю. У большинства людей она ассоциируется только со школьным предметом, другие же ценят ее за знания о местах, выбирающихся для путешествий. Она представляет собой науку, которая обеспечивает полноценное существование людей на Земле.

Учить данную науку необходимо для того чтобы знать о том, как и почему происходят тайфуны и цунами, каким образом формируются горы, где человек не может провести изучения природы и многое другое. К тому же существует несколько направлений этой науки. Есть даже медицинская, которая изучает, как на здоровье человека оказывает влияние географическая среда. Занимаются данной наукой не медики, а профессора и академики географических наук.

Знания географии помогают в самых разных сферах жизни. Она помогает ориентироваться в жизни, узнавать много нового и делать выводы во всевозможных сферах – питании, прогнозе погоды, путешествиях, традициях, развлечениях, а также в выборе профессии.

Проведя социологический опрос, среди знакомых, родственников и учеников нашей школы, я сделала вывод - многие из них не знают, для чего им нужна география.

 Цель работы: выяснить, какие профессии непосредственно связаны с географией. Показать необходимость изучения географии в школе для дальнейшего самоопределения в обществе.

Я полагаючто актуальностью выбранной темы является то, что знания, полученные на уроках географии, пригодятся мне не только в жизни, но и в выбранной профессии. Мне нравится предмет география, и я бы хотела связать свою судьбу с ней. Я планирую, после окончания школы, получить профессию учителя географии.

Гипотеза: География — основа многих профессий. Она способна сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

Задачи:

  • Изучить взаимосвязь географии с профессиями людей;

  • Выяснить, какими качествами должен обладать профессионал той или иной профессии, связанной с географией и где получить образование по данной специальности;

  • Проанализировать рынок труда на предмет востребованности географических профессий (специальностей) в Нижегородской области;

  • Выявить отношение школьников к предмету «география», своему будущему, в том числе в плане трудоустройства;

  • Изучить вакансии на территории Нижегородской области и составить рейтинг профессий в основе, которых лежит география.

Объектом исследования – профессии, связанные с географией.

Основной предполагаемый результат исследования – любовь к географии, как основе будущей профессии.



Актуальность выбранной темы

Мне нравится предмет география, и я бы хотела его изучать и в дальнейшем более подробно, но я не знаю, будет ли он востребован мной? Я слышала, что ЕГЭ по географии сдают единицы, и только лишь те, кто собирается поступать в МГУ имени Ломоносова, МПГУ. Меня заинтересовал этот вопрос, ведь и мне скоро надо будет делать выбор профиля. Я решила провести небольшой социологический опрос учеников 9-х классов, так как они более освещены в данном вопросе. Результаты меня удивили и подвигли к дальнейшим действиям. В нашем классе обучается 6 учащихся. Оказывается, из 6 опрошенных 6 человек (100%) выбрали географию для сдачи в форме ОГЭ, так как считают его интересным и наиболее понятным предметом, но больше половины из них не знают, где в обычных профессиях нужны знания по географии. Трое девятиклассников (50%) не знают профессии, которые тесно связанные с географией, кроме учителя географии, но 50% учащихся захотели узнать.

Мне стало интересно, с чем ассоциируется профессия современного географа? Задавая этот вопрос своим друзьям и знакомым, людям далеким от географии, я получала набор однотипных ответов: географ - это путешественник, географ рисует карты, рассказывает про погоду, географ преподает географию в школе. И все! Вот такие скудные знания о профессии географа. Так чем же все-таки занимаются профессиональные географы, какие существуют географические специальности, и как география способствует решению практических задач — на эти вопросы большинство современных школьников не могут дать ответа.

Вывод: многие не понимают, для чего им нужна география и какие существуют профессии и специальности, тесно связанные с географией.

Практическая значимость: результаты данного исследования возможно использовать на уроках географии, во внеурочной деятельности, в профориентационной работе с учащимися, работе с родителями (презентация)

Методы исследования:

· сбор и анализ информации

· социологический опрос (метод анкетного опроса)

· сравнение, обобщение

 




















2. Основная часть

2.1. Роль географии в жизни человека

География как наука зародилась очень давно, в период становления человеческого общества. Землевладельцам она помогала выбрать место для полей, мореплавателям – вести свои корабли по морям и океанам, открывать новые земли, купцам – успешно торговать с другими странами. Именно моряки и купцы были первыми открывателями новых земель. Но не только стремление к приобретению важных практических знаний или жажда наживы заставляли людей отправляться в путь, в неизведанные дальние страны, рисковать своей жизнью. Часто это было обычное человеческое любопытство – стремление познать что-то новое, неизвестное, интересное. Так что же представляет собой наука география? Современная география как наука изучает окружающую среду, её пространственные особенности и взаимосвязи с обществом, территориальную организацию общества. Сегодня география имеет два очень важных и взаимосвязанных между собой крыла – естественноисторическое и социально-экономическое, и оба они в равной степени являются её сутью и содержанием. В наши дни географию невозможно представить без человека, без отношения к человеку, без заботы о человеке, и, конечно, без деятельности человека. Роль географии становится важной и быстро меняется в наше время? Почему? Да потому что мир меняется так стремительно, так существенно, что трудно представить порой, каким он был в недалёком прошлом. В наше время география не прежняя «романтическая» наука, а наука, переживающая своё второе рождение. Став наукой конструктивной, ставящей перед собой задачи решения противоречий «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», обогащаясь всё новыми знаниями, она стала выполнять роль мостика между естественными и общественными науками. Теперь, имея такой огромный багаж знаний, она решает проблемы разного характера и разного уровня, от локального до глобального. География имеет очень тесные связи со многими науками, ведь методов изучения и познания современного мира сегодня очень много: исторический, физический, химический, математический биологический и т.д.

География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста. Актуальность данной проблемы представляется задачами, поставленными государством по переходу на старшей ступени общего образования к профильному, появлением в последнее время новых способов накопления и переработки информации, большого числа новых профессий и специальностей. Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию. Многие одноклассники и мои знакомые считают, что в профессии заработок - это главное, но надо думать и о смысле работы, ее общественной полезности.  Хороша для меня та специальность, которая дает возможность реализовать в первую очередь мои личные интересы и планы, где я могу принести больше пользы.











2.2. Профессии для тех, кто любит географию

География — наука про всех и для всех. Что там за горизонтом, какие люди живут за высокими горами, есть ли за горами другие страны, есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда волновали и волнуют воображение людей. А зачем нужна география современному молодому человеку? Я считаю, что без знаний, которые мы получаем на уроках географии, вообще нельзя обойтись. Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет.

Проанализировав различные источники информации, я обнаружила, что большое число профессий немыслимо без географических знаний. Рассмотрев классификацию профессий, я решила выяснить, в каких профессиях необходимо знание географии. Этот перечень достаточно велик 

  • Агроном;

  • Эколог;

  • Лесник;

  • Геолог;

  • Климатолог;

  • Метеоролог

  • Геодезист;

  • Картограф;

  • Медицинский географ (эпидемиолог);

  • Ландшафтный дизайнер;

  • Менеджер по туризму.

Есть и другие профессии, которые очень тесно связаны с географией: экономист, бизнесмен, строитель, экскурсовод, военный, моряк, дипломат, маркетолог, учитель географии, почвовед, гидролог, океанолог, спелеолог, сейсмолог, вулканолог и многие другие.

Профессия Агроном

В сельском хозяйстве без агронома никак. От его работы (а также от погодных условий) во многом зависит урожай. Именно этот человек знает, как и в какие сроки высаживать фрукты, злаки, зелень и овощи, чем удобрять, обрабатывать, когда собирать плоды. Так как работа непростая и подразумевает постоянный контакт с людьми, человек, собирающийся получить такую профессию, должен обладать такими качествами: коммуникабельность; стрессоустойчивость, умение придерживаться плана, но в то же время быстро реагировать на новые условия, дисциплинированность, пунктуальность, аналитический ум, физическая крепость и выносливость;и т.д. Также очень важно отсутствие аллергий. Работа агронома предполагает частое контактирование с химическими веществами, пыльцой, пылью, которые могут быть потенциальными аллергенами, нужно иметь крепкий иммунитет и не быть подверженным частым простудам и ОРВИ. Человек, получивший соответствующее образование, одновременно является менеджером и технологом, а также по совместительству бригадиром рабочих. Он трудится не в офисе или на фабрике, а на открытом воздухе в полях или теплицах.

Получить соответствующее образование можно в вузах сельскохозяйственной специализации. Так как профессия очень востребована, тем молодым людям, которые не имеют возможности поступить в высшее учебное заведение, можно идти учиться в средне-специальное.

В Нижегородской области эту профессию можно получить в Нижегородской сельскохозяйственной академии, в Работкинском аграрном колледже. С устройством на работу после окончания техникума или колледжа проблем не возникнет. В рамках обучения будущие специалисты изучают такие программы как растениеводство,агробизнес, виноградарство, плодоовощеводство, защита растений, кормопроизводство, селекция и генетика культур, луговые ландшафты и газоны.

Агроном

Профессия эколог.

Эколог - эксперт отслеживает состояние здоровья нашей планеты. Он изучает влияние живых организмов друг на друга и окружающую среду, заботится о чистоте почв, воды и воздуха в экосистемах, влияющих на качество жизни человека. Люди этой специальности часть времени проводят в полевых условиях, наблюдая экологические изменения в природе. Затем систематизируют полученные данные в научных лабораториях. Результатом их работы служат отчеты на основе изученного материала, направляемые разработчикам мер, направленных на минимизацию вредного влияния на состояние природы на уровне организаций, государств и мирового сообщества в целом. Помимо научно – исследовательской деятельности технологи и лаборанты ведут большую просветительскую деятельность в области экологии и природопользования. Они рассказывают общественности о проблемах природы, способах их решения на уровне отдельных регионов в России и в мировом масштабе, важности защиты уникальных экосистем.

Экологи – люди, небезразличные к судьбе планеты, живущие идеей охраны окружающей среды, знающие много фактов из области географии, биологии, природного многообразия. Карьерный рост возможен в крупных природоохранных службах, министерствах и предприятиях. Выпускник учебного заведения, начав с минимальной должности помощника инспектора и постоянно повышая свою квалификацию, накапливая опыт и знания в смежных областях, может со временем стать куратором более ответственных проектов, возглавить природоохранную службу в целом. Перспективы профессии. Загрязнение атмосферы, воды, почв, климатические проблемы делают все более актуальным изучение экологии. В этой связи профессия эколога будет становиться все более востребованной и выше оплачиваемой. Список популярных специализаций дополняют много направлений.

Биоэколог. Анализирует состояние флоры и фауны, исследует условия взаимного сосуществования различных видов растений и животных, влияет на сохранение оптимального баланса между ними.

Урбанист. Проектировщик, планирующий городскую или районную застройку с учетом минимизации наносимого вреда природе. При планировании района он также может выполнять функции ландшафтного эколога, проектируя зеленые насаждения в городской застройке.

Логист. Разрабатывает экологические цепи поставок товаров, снижающие вредное воздействие транспорта. В ближайшие годы именно «зеленой» логистикой станут пользоваться большинство хозяйствующих субъектов.

Экоаналитик. Ответственный специалист за природоохранное обустройство территории и дачу отчетности. Сотрудник может работать в любой отрасли промышленности, строительстве, в государственном и частном секторе, обследуя объекты на предмет их воздействия на природу.

В Нижегородской области профессию эколог можно получить в Нижегородской сельскохозяйственной академии по специализации биоэкология, в Нижегородском архитектурно строительном университете по специализации прикладная экология и природопользование, в ННГУ им. Н.И.Лобачевского, в Мининском педагогическом университете по специализации экологический мененджмент и аудит.


Эколог

Профессия лесник, лесничий.

В настоящее время политика государства в области лесоохраны имеет двойственный характер. С одной стороны, государство признает необходимость защиты лесных ресурсов. С другой, ведется работа по изменению структуры лесной охраны, оптимизации соответствующих служб и передаче функций по защите леса хозяйствующим структурам. Статус лесничего пока не определён. В некоторых регионах отсутствуют службы и государственные органы, отвечающие за сохранность лесных угодий. Востребованность профессии невысокая. Возможно, в среднесрочной перспективе политика в области охраны леса изменится, и такая профессия опять станет необходимой и нужной. Пока перспективы профессии неопределённы.

Лесничий – это специалист по лесоустройству, защите и использованию леса. Лесничие работают в лесопарковых хозяйствах, лесничествах, лесхозах, леспромхозах, охотничьих хозяйствах (наряду с егерями), заповедниках, заказниках, в фирмах по озеленению городов, на предприятиях по заготовке и переработке леса, в экспедициях по лесоустройству, экологических службах, управлениях по лесному хозяйству.Лесничий возглавляет и обеспечивает охрану лесов от пожаров и охрану от лесонарушений, Профессия лесничего заключается в постоянных обходах и осмотрах лесных участков. Он много времени проводит на природе. В некоторых случаях лесничий постоянно проживает вдали от населённых пунктов, что накладывает свой отпечаток на его образ жизни. 

Профессия подходит тем, кто:  

  • Любит природу, осознает необходимость ее защиты и обустройства; 

  • Готов много времени проводить на отрытом воздухе, не боится тяжелой физической работы; 

  • Имеет принципиальный характер, готов бороться с нарушителями, браконьерами и т.д.; 

  • Имеет хорошее здоровье, может вести походный образ жизни. 

В профессиональные обязанности лесничего входит:  

  • Выполнение обходов и осмотров подведомственной территории; 

  • Выполнение лесоохранных и противопожарных мероприятий – санитарная и защитная вырубка, опашка угодий, очистка леса от сухостоя и т.д.; 

  • Организация и проведение лесовосстановительных мероприятий – высаживание новых деревьев, заготовка семян и саженцев, расчистка просек, гарей и других неблагополучных участков; 

  • Обследование леса для выявления вредителей, больных деревьев. Предоставление данных заинтересованным ведомствам и госструктурам; 

  • Руководство тушением лесного пожара при его возникновении; 

  • Борьба с незаконной вырубкой леса, браконьерством и другими противозаконными действиями в зоне ответственности; 

  • Проведение разъяснительных мероприятий с населением, взаимодействие с местными органами власти и охраны правопорядка.

Для работы в лесу требуется специальное образование. Эти профессию можно получить в Нижегородской области в Краснобаковском лесном колледже, в Нижегородской сельскохозяйственной академии.


Лесник.

Профессия геоморфолог

Неофициальное название этой науки – инженерная география. Изучает она историю развития рельефа Земли. 

Геоморфолог – специалист, который изучает и исследует поверхность Земли, рельеф местности, следит за его изменением и прогнозирует различные геологические процессы. Геоморфологи, в основном, это ученые, исследователи. Поскольку деятельность геоморфологов связана с изучением рельефа, то нужно быть готовым к выезду непосредственно на местность для проведения замеров.

Для профессии характерны научные экспедиции и походы. Данные и отчеты, полученные в ходе исследований и проведения измерительных работ, в дальнейшем используются при планировании инфраструктуры и строительстве населенных пунктов, при добыче полезных ископаемых и при формировании сельскохозяйственных комплексов.

Поскольку профессия предполагает научно-исследовательскую деятельность, высшее образование обязательно. Стоит обратить внимание на такие направления как «География», «Геология», «Агроинженерия», «Техносферная безопасность»

Обязанности геоморфолога

  • проведение исследований и изучение рельефа местности

  • написание отчетов и научных работ

  • формирование экспертных заключений при строительных работах

  • участие в научных экспедициях

Знания, навыки и личностные качества геоморфолога

  • знание основ географии и геологии

  • хорошая физическая форма

  • способность анализировать большой объем данных.

Геоморфологи изучают рельеф земной поверхности и в связи с решением многих народнохозяйственных проблем, и в научных целях: при поисках полезных ископаемых, при строительстве шахт и газопроводов, дорог, для нужд сельского хозяйства и охраны природы.

Геоморфологу необходимы: развитый глазомер, способность различать цвета и их малейшие оттенки. Богатая зрительная память помогает ему сравнивать детали рельефа. Развитое воображение объединяет все разрозненные детали в целостную картину.

Профессия геоморфолога требует основательных дисциплин, так и дисциплин географического цикла, так как геоморфология тесно связана с геологией и физической географией.

Работу геоморфолога может выбрать любой практически здоровый человек, но те, кто дружит с физкультурой и спортом, легче и быстрее адаптируется в экспедиционной обстановке.

Профессию можно получить в следующих ВУЗах: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Воронежский государственный университет, Удмуртский государственный университет, Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова.

Геоморфолог

Профессия геолог.

«А я еду, а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги» — эти строки из песни Юрия Кукина «За туманом» считаются неофициальным гимном геологов, и не зря. Профессия геолог представляется самой романтичной из всех

Геология (с греческого «geo» - земля и «logos» — учение) — комплекс наук о составе, строении земной коры и истории развития земли. Геолог — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

Минеральные и энергетические ресурсы страны – основа экономики любого государства. Социально-экономическое значение труда геологов невероятно велико. Их героический и самоотверженный труд обеспечивает развитие экономики страны. Россия — богатейшая страна в мире, на территории которой в огромном количестве расположены месторождения самых разных полезных ископаемых.

Конечная цель любой геологической работы — выявление и оценка месторождений полезных ископаемых, которые осуществляются в процессе съемки, поиска и разведки. Для этого предстоит решение следующих задач:

  • проведение геолого-съемочных, поисковых работ на перспективных площадях;

  • разведка и оценка выявленных месторождений на суше и в морских условиях;

  • обеспечение геологического обслуживания горнодобывающих предприятий;

  • установление мест заложения горных выработок и буровых скважин;

  • разработка планов горных работ и эксплуатационной разведки.

Работа нешаблонная, аналитическая и творческая; высокая оплата труда. В природе не бывает двух совершенно одинаковых месторождений. Поэтому геологу приходится учитывать многие факторы, по существу, проводить каждый раз научные исследования.

Профессия геолога принадлежит к числу тех немногих профессий, которые считаются романтическими и имеет свои привлекательные стороны для людей разных интересов. Для любителей путешествий — романтика работы в таежных, полярных, пустынных, высокогорных условиях, возможность побывать в разных регионах России. Для любителей экстрима — полевые работы в трудных условиях на суше, на море и в воздухе: нестерпимая жара пустынь или морозы севера в десятки градусов, мириады комаров в тайге и в заболоченных районах требуют героической выносливости. Жизнь в палатке, ежедневные многокилометровые маршруты в течение всего полевого сезона дают возможность испытать себя на прочность. Вахтовый метод — геологи на несколько недель уезжают в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме без выходных. Недостаток бытовых удобств, трудности походной жизни, ограниченный коллектив можно отнести к минусам профессии. День геолога — профессиональный праздник геологов, традиционно отмечаемый в первое воскресенье апреля. Этот праздник учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1966 г. в ознаменование заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны. Поводом для учреждения стало открытие в 1966 г. первых месторождений Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Время проведения праздника — первое воскресенье апреля — было выбрано потому, что окончание зимы знаменует начало подготовки летних полевых работ и экспедиций. Образование можно получить в учебных заведениях: Санкт-Петербургский горный университет, факультет прикладной геологии, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет геологии и недропользования. Московский геологоразведочный техникум, факультет геологической съемки, поиска и разведки полезных ископаемых. Многопрофильный колледж Тюменского государственного нефтегазового университета, факультет геологии и разведки нефтяных и газовых месторождений.

Геолог

Профессия картограф.

Картографом является специалист, который на профессиональном уровне занимается составлением бумажных и электронных карт. Первые карты, выполненные в виде наскальной живописи, появились в III – I тысячелетие до н.э. Пик развития картографии наступил в период Великих географических открытий.

На сегодня профессия картограф сохраняет былую актуальность, невзирая на тот факт, что с того момента прошло много времени, и карта планеты лишена неизученных участков. Она остается востребованной в силу ряда факторов, включая существенные изменения климата. Популярным направлением выступает космическая картография. Специалисты данного профиля составляют карты и глобусы планет, а также ― небесных тел.

В работе картограф использует картограммы, картосхемы и проекции. Благодаря современному техническому оснащению сегодня большинство карт составляют на основе информации, полученной в ходе аэрофотосъемки с самолетов, космических зондов и спутников. В процессе составления карты земной поверхности на участках со сложным доступом обязательным для специалиста является личное посещение конкретной местности.

В наши дни всё большее распространение получают электронные (цифровые) карты. Их, в отличие от бумажных, можно регулярно обновлять в соответствии с новыми данными. Они могут давать не только информацию о земной поверхности, но и часто содержат дополнительную справочную информацию. Например, карты систем Яндекс и Google и др. Такие карты создаются с помощью соответствующих компьютерных программ. В этом случае картографы работают вместе с программистами.

На основе электронных карт работают навигационные системы. В России это система «Глонасс», в США – GPS,  и Европе – «Магеллан».

Сейчас очень популярны интерактивные карты, позволяющие в онлайн-режиме рассмотреть разные участки земной поверхности. Некоторые онлайн-карты позволяют наблюдать за развитием ситуации в том или ином месте в режиме реального времени. Например, карты Яндекса демонстрируют видеопоток, который поступает с видеокамер, размещённых на улицах городов.

Помимо земной картографии существует картография космическая, которая описывает поверхности других планет: Марса, Луны, Венеры, а в перспективе – и других планет.

В работе картографу не обойтись без знаний в области геодезии, топографии, географии, математики и информатики. Специалист должен уметь правильно обращаться со специализированным оборудованием, собирать и систематизировать топографические материалы, масштабировать и чертить карты. Также профессия картограф подразумевает знание иностранного языка, и умение работать со специальными компьютерными программами.

Местом работы картографа являются картографические бюро, НИИ, проектные институты, издательские учреждения, IT-компании, а также ― конструкторские бюро, где строят техническое оснащение, используемое при проведении космической и аэросъемки. Продвижение по карьерной лестнице напрямую зависит от квалификационного уровня и опыта работы специалиста. В будущем можно получить повышение до ведущего картографа или стать руководителем картографического отдела.

Профессию картографа можно получить на географическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (картография и геоинформатика), в Московском государственном университете геодезии и картографии.


Картограф

Профессия Метеоролог. Синоптик

Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений. Профессия подходит тем, кого интересует география, физика и математика. Метеорология – наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях. Во многих странах метеорологию называют физикой атмосферы, что в большей степени соответствует её сегодняшнему значению. Метеоролог (от греч. meteoros, атмосферные и небесные явления) занимается наблюдениями за погодой, собирая данные приборов. Проводит первичный анализ полученных данных. Наблюдения за погодой проводятся на метеостанциях, которые могут находиться как в черте города, так и на очень большой удалённость от жилья.

Дальнейшим анализом атмосферных явлений и составлением прогнозов занимаются синоптики. Синоптик (от греч. syoptikos – обозревающий всё вместе) – это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных процессов и предсказаниях будущего состояния погоды. Если метеорологи занимаются наблюдением и первичным анализом, то основная задача синоптиков  – составление прогнозов. Важнейшим элементом работы синоптика является синоптическая карта (в настоящее время, в основном, в электронном виде), то есть географическая карта, на которой отражено состояние погоды на сравнительно большой территории, что позволяет обозревать погоду одновременно на большом пространстве.

Метеорологи  работают на метеорологических станциях и постах, в научно-исследовательских подразделениях Госгидромета, Минобороны и Госкомэкологии. В частности, Гидромет имеет свои подразделения в каждом регионе. Его специалисты занимаются моделированием прогноза погоды, климата, исследованием атмосферы (с помощью радаров, спутников и др.).  Также метеорологи работают в частных компаниях, обеспечивающих прогнозами авиацию, мореплавание, сельское хозяйство, строительство. Метеорологу необходимы аналитические способности, склонность к точным наукам. При работе на метеостанции необходимо крепкое здоровье, т.к. метеоприборы находятся под открытым небом.

Специальность «метеоролог» можно получить в Московском государственном университете им. Ломоносова на географическом факультете на кафедре метеорологии и климатологии, в Российском государственном гидрометеорологическом университете (г. Санкт-Петербург) на метеорологический факультете, в Казанском федеральном университете на факультете географии климатологии и экологии атмосферы.

Метеоролог

Медицинская география. Профессия эпидимиолог.

Кто такие медицинские географы и чем они занимаются?

Слово "географ" ассоциируется с составлением карт или исследованием экзотических стран. Однако сейчас рамки географии существенно расширились.

Медицинские географы занимаются нанесением уровня заболеваемости какой-либо болезни на географические карты, что даёт полное представление о её распространении. Специалисты в области медицинской географии совмещают разнообразную социальную, экономическую и природоохранную информацию с данными эпидемиологов о вспышке заболевания. Они собирают информацию об определенных типах обращений к врачам, о покупках лекарств и тех или иных необычных явлениях. Сведя все это в единую картину, делают прогноз: не происходит ли в данном регионе что-то необычное? Быть может, это вспышка заболевания, переносчиками которого являются насекомые, или последствия биотеррористической атаки либо утечки нефтепродуктов. Снимки из космоса как бы высвечивают происходящее в различных регионах земного шара и помогают установить, с чем это связано. На своих лекциях медицинские географы показывают десятки красочных карт, демонстрирующих распространение различных заболеваний. Они не только составляют карты, исходя из данных о заболеваемости, но и действуют наоборот, запрашивают данные аэрофотосъемки, чтобы использовать эту информацию в медицинских целях. Это весьма редкая профессия: например в США насчитывается всего несколько сот подобных специалистов.

Медицинская география - наука, изучающая географическое распространение болезней и патологических состояний человека, причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье населения. Она (наука) исследует природные и социальные факторы, обусловливающие различную частоту и особенности течения отдельных заболеваний среди населения разных местностей. Географическое распространение болезней обусловлено влиянием природных (климат, наличие или отсутствие в воде, почве, а следовательно, и в продуктах питания некоторых химических элементов и др.) и социальных (материальные условия жизни, культурный уровень населения, традиционное питание и др.) факторов, которым принадлежит решающая роль в географии отдельных болезней человека, а также факторов, действующих в человеческом организме и возникающих в процессе его развития, Медицинская география тесно связана с эпидемиологией, микробиологией, гигиеной, патологией, а также физической и экономической географией и особенно ландшафтоведением. Для выяснения закономерностей возникновения в том или ином районе какого-либо инфекционного заболевания большую роль играет составление медико-географических карт.

Медико-географические карты - карты, отображающие особенности влияния географической среды на здоровье человека, распространение болезней и состояние организации здравоохранения. По содержанию они (карты) подразделяются на 3 группы. К первой относятся карты, отражающие свойства природной среды, социально-бытовые и производств, условия, влияющие на здоровье населения; в эту же группу входят карты комплексного медико-географического районирования. Вторую группу составляют нозогеографические карты, показывающие географическое распространение болезней и связь их с условиями географической среды, а для инфекционных болезней — степень риска заражения ими. Третья группа — карты организации здравоохранения, показывающие обеспеченность населения медицинской помощью, сеть лечебных учреждений, санаториев, курортов и домов отдыха.

Вопросы медицинской географии освещаются в различных географических и медицинских сборниках, а также реферативных и специальных географических и медицинских журналах.


Эпидимиолог

Ландшафтный дизайнер

В связи с появлением большого количества состоятельных граждан, все большее количество загородных земель скупаются под индивидуальную застройку. В этой связи становится все более востребованным ландшафтный дизайн и озеленение территории и профессия ландшафтного дизайнера. Именно ландшафтный дизайн и ландшафтное проектирование способны решить комплекс проблем, связанных с формированием вокруг человека по-настоящему комфортного пространства. Ушло в прошлое то время, когда предметом гордости был размер построенного особняка. Что означает словосочетание «ландшафтный дизайн»? Если пользоваться научной терминологией, то ландшафтный дизайн – особый вид деятельности, который направлен на формирование искусственной среды на участке или в саду путём активного применения природных компонентов. Ландшафтный дизайн формирует комфортную и гармоничную среду обитания человека. Сфера ландшафтного дизайна включает садово-парковое искусство, озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, сельскохозяйственных предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий. Это очень не простая работа, поэтому ландшафтный дизайн дачного участка должен выполняться профессионалами. Ландшафтный дизайн сада требует специальных знаний и опыта, вот поэтому домовладельцу лучше обращаться к специалистам.

Ландшафтный дизайнер

Менеджер по туризму.

Профессия подходит тем, кого интересует иностранные языки, география и обществознание. В компаниях-туроператорах менеджеры занимаются разработкой и формированием туристических маршрутов, а в туристических агентствах продают их клиентам.

Менеджеры, работающие в компаниях-туроператорах:

  • разрабатывают маршруты;

  • составляют экскурсионные программы и планы развлекательных мероприятий;

  • бронируют места в гостиницах;

  • выкупают билеты на регулярные авиарейсы и организуют чартерные;

  • ведут переговоры с принимающей стороной;

  • занимаются оформлением страховок и виз;

  • формируют пакеты туров;

  • заключают договоры с турагентствами;

  • участвуют в проведении рекламных кампаний;

  • при возникновении конфликтных ситуаций связываются с представителями;

  • принимающей стороны и стараются разрешить их в пользу клиента.

Менеджер по туризму

Есть еще ряд профессий, тесно связанных с географией.

Экономист - специалист по экономическому сопровождению финансово-хозяйственной деятельности, должен владеть знаниями о закономерностях размещения объектов экономики, населения.

Бизнесмен - человек, имеющий своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды, знания о природе, экономике, особенностях населения помогут людям этой профессии развивать свой бизнес с максимальной выгодой.

Строитель – специалист по строительству, ему необходимо владеть знаниями о горных породах, сейсмичности, расположении подземных вод, оползневых процессах территорий, на которых ведется строительство.

Экскурсовод - специалист по проведению экскурсий, он должен уметь   читать карту, ориентироваться на местности, знать особенности природы, населения, хозяйства, мест проведения экскурсии.



Моряк-специалист - работает или служит на судне, должен знать   о местоположении различных географических объектов, о ветрах, течениях, климате, штормах и цунами.



2.3. Востребованность профессий, в основе которых лежит география в современном обществе в Нижегородской области

Вакансии профессий в Нижегородской области на 01.03.2023 год.

    1. Агроном -  77 вакансий (nijegorodskaya-oblast.gorodrabot.ru›Агроном)

    2. Эколог - 23 вакансии (nijni-novgorod.gorodrabot.ru›Эколог)

    3. Геодезист - 88 вакансий (nijegorodskaya-oblast.gorodrabot.ru›геодезист)

    4. Медицинский географ( эпидимиолог) 21 вакансия (nijegorodskaya-oblast.gorodrabot.ru›Эпидемиолог)

    5. Лесник 10 вакансий (nijegorodskaya-oblast.gorodrabot.ru›Лесник)

    6. Картограф – 37 вакансий (niznij-novgorod.jobfilter.ru›Картограф)

    7. Метеоролог – 2 вакансии (nijegorodskaya-oblast.gorodrabot.ru›метеоролог)

    8. Геолог – 86 вакансий (nijegorodskaya-oblast.gorodrabot.ru›геолог)

    9. Менеджер по туризму - 30 вакансий (nijegorodskaya-oblast.jobfilter.ru›работа…туризму)

    10. Ландшафтный дизайнер – 463 вакансии (nijni-novgorod.gorodrabot.ru›Ландшафтный дизайн)

Вывод: профессии связанные с географией в Нижегородской области достаточно востребованы. Это доказывает данный рейтинг.





































2.4. Куда пойти учиться?

Изучив информацию справочника абитуриентов и ресурсы интернета, я узнала в каких учебных заведениях можно получить профессии.

В Нижегородской области профессию агроном можно получить: в Нижегородской сельскохозяйственной академии; в Работкинском аграрном колледже; в Ардатовском аграрном техникуме; в Сеченовском агротехническом техникуме.

Профессию лесник можно получить в Нижегородской области в Краснобаковском лесном колледже, в Нижегородской сельскохозяйственной академии, в Ветлужском лесоагротехническом колледже.

Профессию геоморфолог можно получить в следующих ВУЗах: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Воронежский государственный университет, Удмуртский государственный университет, Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. Профессию геолог можно получить в учебных заведениях: Санкт-Петербургский горный университет, факультет прикладной геологии; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет геологии; Московский геологоразведочный техникум, факультет геологической съемки, поиска и разведки полезных ископаемых; Многопрофильный колледж Тюменского государственного нефтегазового университета, факультет геологии и разведки нефтяных и газовых месторождений.

Профессию картографа можно получить на географическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (картография и геоинформатика), в Московском государственном университете геодезии и картографии.

В Нижегородской области профессию эколог можно получить в Нижегородской сельскохозяйственной академии по специализации биоэкология, в Нижегородском архитектурно строительном университете по специализации прикладная экология и природопользование, в ННГУ им. Н.И.Лобачевского, в Мининском педагогическом университете по специализации экологический мененджмент и аудит.

Специальность «метеоролог» можно получить в Московском государственном университете им. Ломоносова на географическом факультете на кафедре метеорологии и климатологии, в Российском государственном гидрометеорологическом университете (г. Санкт-Петербург) на метеорологический факультете, в Казанском федеральном университете на факультете географии климатологии и экологии атмосферы.

Профессию ландшафтный дизайнер в Нижегородской области можно получить в НГПУ имени Козьмы Минина, в Нижегородском государственном архитектурно – строительном университете.

Профессию эпидимиолог можно получить в Приволжском исследовательском медицинском университете на факультете эпидимиология.

В Нижнем Новгороде менеджеров по туризму готовят несколько вузов: НГПУ им. Минина, МИУ, МУ им. Витте, ННГАСУ, НГЛУ и ННГУ.

В НГПУ им. Минина ведется подготовка бакалавров на базе среднего общего образования и среднего специального образования. На факультете естественных, математических и компьютерных наук готовят бакалавров по направлению «География/Рекреационная география и туризм». Образовательная программа рассчитана на четыре года. Обучение ведется в очной форме. Чтобы поступить в вуз, нужно сдать ЕГЭ по географии, математике и русскому языку. На факультете предусмотрено 18 бюджетных мест.

3. Заключение

Много разных профессий существует в мире, в основе которых лежат знания по географии. Конечно, про все в одной работе невозможно рассказать. Я выбрала наиболее интересные, на мой взгляд, профессии, которые в настоящее время востребованы как в Нижегородской области, так и в России.

В начале своей работы я поставила цель:

познакомиться с профессиями, тесно связанными с географией и показать необходимость изучения географии в школе для дальнейшего самоопределения в обществе, которую достигла через поставленные задачи:

1.Изучить взаимосвязь географии с профессиями людей

2.Выяснить, какими качествами должен обладать профессионал той или иной профессии, связанной с географией и где получить образование по данной специальности.

3.Проанализировать рынок труда на предмет востребованности географических профессий (специальностей) в Нижегородской области

При выполнении работы я заинтересовалась такими профессиями как: менеджер по туризму и инженер - эколог.

В результате работы по этой теме я сделала вывод, что даже в самых обычных профессиях нужны знания по географии, поэтому считаю целесообразным продолжить свои исследования в данном направлении и с интересом изучать географию в школе.

Как это здорово и правильно,

Что среди множества наук

Мы изучаем географию,

Чтоб стал понятен мир вокруг



























4.Список используемой литературы



    1. Иванов Г., Лямзина Л. Сколько профессий в мире? М.: Просвещение, 1999.

    2. Левиева С.Н. Мир профессий. М.: Просвещение, 2005.

    3. Пчёлов Е.В. В мире профессий М.: Русское слово, 2002.

    4. Селевко Г.К. Утверждай себя. М.: Народное образование, 2006.

    5. Журнал «Абитуриент», № 07 2008 г.


    1. Журнал «География» № 03 2008 г

.

    1. «Профессии, связанные с географией» www.proprof.ru

http://www.proforientator.ru/

Ссылки на статьи: http://www.voanews.com/russian/archive/2005-03/2005-03-12-voa3.cfmhttp://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/009/501.htm http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/074/830.htm





































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Исследовательская работа по теме "Калейдоскоп профессий в мире географии"

Автор: Погодина Татьяна Николаевна

Дата: 20.10.2025

Номер свидетельства: 675791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Исследовательская работа по теме "Калейдоскоп профессий в мире географии""
    ["seo_title"] => string(73) "issledovatelskaia_rabota_po_teme_kaleidoskop_professii_v_mire_geografii_1"
    ["file_id"] => string(6) "675795"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1760978844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства