kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование кейс-технологии на уроке географии в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока географии в 11 классе при изучении темы "Зарубежная Азия" с применением кейс-технологии. К данной разработке урока прилагаются  кейсы (тексты) и рабочие листы для обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Использование кейс-технологии на уроке географии в 11 классе»

Учитель географии МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области» Воронина Нина Александровна

Урок географии в 11 классе.

Тема урока. Страны Зарубежной Азии

Метод обучения: кейс – технология (технология коллективного анализа ситуаций)

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая («мозговой штурм») и коллективная (дискуссия).

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация по теме урока; раздаточный материал (кейсы с репортажами и вопросами; конверты с иллюстрациями, рабочие листы); справочное пособие; атласы; настенная политическая карта мира; учебник «География 10-11 кл.» авт. Максаковский В.П.)

Планируемые результаты урока:

- знать/понимать специфику субрегионов Азии, их географического положения, социально-экономической структуры и проблем.

- уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

- уметь ставить цели, задачи и выявлять проблемы, с их дальнейшим возможным решением.

Методический замысел урока заключается в разделении обучающихся на 5 групп, каждая из которых получает кейс с заданиями – «репортажами», по определенному субрегиону Азии. Обучающиеся изучают содержимое кейсов – репортажи, вопросы и средства обучения. Размышляют над постановкой ответа и ищут пути решения проблем, относящихся к субрегионам.

Сценарий урока

1. Организационная часть

2. Целеполагание и мотивация

Вступительное слово учителя

- Сегодня мы продолжим своё путешествие по Зарубежной Азии, о которой в 80-е годы один из индийских историков сказал: «Отнимите у людей этот регион, и они лишатся своего прошлого, настоящего и будущего». Что имел в виду индийский историк?

Бесспорно, роль региона в современном мире уникальна. Можно сказать, что солнце экономики, политики и даже культуры снова встаёт здесь. На ее бескрайних просторах возникли древние цивилизации с высокой материальной и духовной культурой. Их особенности до сих пор в значительной степени определяют хозяйственный уклад и специфику населения. Большую часть региона занимают горы, пустыни, районы с избыточным увлажнением. Здесь сложился богатейший опыт жителей в борьбе за выживание в сложных природных условиях. Жизнь в сложных природных условиях Азии сформировала в культуре народов особое отношение к труду. Удивительное трудолюбие и высочайшая дисциплина являются характерными особенностями азиатского человека.

- Перечислите субрегионы Зарубежной Азии. Что лежит в основе этого деления? (Слайд с картой субрегионов Зарубежной Азии)

- Сегодня на уроке – групповая работа, класс поделен на 5 групп.

- О чём пойдёт речь на уроке? (о субрегионах Зарубежной Азии)

- Что бы вы хотели узнать на уроке? (о разнообразии стран). При затруднении – в составе субрегионов – страны, с их разнообразной природой, ресурсами, культурой.

- Именно отдельно взятые страны пяти субрегионов – будут объектами нашего сегодняшнего исследования.

(В рабочих листах обучающиеся записывают тему урока)

3. Актуализация знаний

- Какие вопросы следует рассмотреть при описании страны? (географическое положение, форма правления и административное устройство, особенности природы, населения, специфичные черты хозяйства)

- Какие источники информации вам помогут в решении этой задачи? (географические карты, учебник)

Постановка задачи

- У каждой группы на столе лежит кейс в виде репортажа (см. Приложение 1). Ваша задача, ребята, разгадать, из какого субрегиона Зарубежной Азии ведется репортаж и ответить на вопросы, характеризующие страну и регион.

В ходе работы каждый из вас будет заполнять свой рабочий лист (см. Приложение 2). По окончании работы необходимо будет представить результат работы группы (предварительно необходимо выбрать спикера, который будет координировать работу группы)

На слайде - задание

4. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Работа в группах.

5. Динамическая пауза.

6. Контроль выполненной работы.

Обучающиеся представляют результат своей работы; показывают на настенной карте искомую страну, указывают субрегион, описывают страну, отвечая на поставленные в кейсах вопросы, выбирают подходящие для их страны иллюстрации, набор с/х продукции, обосновывая свой выбор.

7. Рефлексия и самооценка

- Прошу вас высказать свое отношение к изучаемой сегодня теме и вашей работе на уроке. Составьте синквейн (в рабочих листах) (на слайде)

  • первая строка содержит одно слово - название темы урока (или близкое к теме урока);

  • вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных;

  • третья строка – три глагола, определяющие вашу деятельность на уроке;

  • четвертая строка – это фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке

  • последняя строка – одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке.

(Несколько синквейнов зачитываются)

- Оцените свою работу, поставив оценку в рабочих листах:

Оценка работы ученика (оценка группы)_____________

Оценка работы ученика (самооценка) _______________

Оценка работы ученика (учитель) ____________________

8. Итог урока

Познавать Азию желали многие - путешественники, журналисты. Сегодня и мы были в их числе. Наше виртуальное знакомство с этим регионом Земли не заканчивается. Надеюсь, что сегодняшний урок был продуктивным и полученные знания пригодятся вам в дальнейшем.

9. Домашнее задание

Творческое задание: подготовить рекламу изучаемой сегодня страны с позиции турагентства (с целью привлечения туристов).

Приложение 1

Кейс для первой группы

«Репортаж»

Добрый день, сегодня наш репортаж ведется в одной из стран Азии. Данная страна расположена на побережье самого большого по площади озера мира и входила в состав СССР. По этой территории в древности пролегал «Великий Шелковый путь», своего рода, символ культурной интеграции Востока и Запада. Символом страны являются знаменитые ахалтекинские жеребцы. Это грациозные, быстрые и невероятно выносливые скакуны. Недаром эти удивительные животные изображены на гербе государства. Страна расположена в пределах Туранской низменности, более 80% территории – пустыни, знаменитые Каракумы – Чёрные пески. Южную часть страны пересекает горная система Копетдаг, чьи изумрудно-зеленые предгорья являют собой яркий контраст бескрайним волнам песка. Климат резко континентальный, с жарким, затяжным и очень сухим летом. Зимой наблюдаются осадки в виде дождя и снега, температура воздуха, как правило, не опускается ниже 0 ° Мне, как корреспонденту из страны с умеренным климатом, погода показалась мало комфортной. Жители живут, в основном, в оазисах, которую имеют узкую и вытянутую форму и располагаются вдоль течения рек и каналов.

Экономическое развитие государства обеспечивают добыча и экспорт нефти и природного газа. Текстильная промышленность является второй по значимости отраслью страны. Для её развития есть природно-климатические предпосылки: в долинах рек растёт много хлопка-сырца. Страна известна на весь мир удивительными коврами. Несмотря на порой сорокаградусную жару мужчины пожилого и среднего возраста ходят здесь в больших бараньих шапках, чем вызывают немалое удивление туристов. Однако, этот уникальный головной убор – тельпек, спасает летом от перегрева на солнце, а зимой служит защитой от холода. Жители этой страны отличаются дружелюбием и гостеприимством. В каждом доме, как радушного гостя, вас угостят пловом («аш»), мантами, айраном. В целом, этот солнечный, уникальный уголок Азии занимает 53 место в мире по площади, но вмещает в себя много интересного.

Вопросы

1. О какой стране идет речь?

2 . В каком субрегионе Азии находится данная страна? Воды какого озера омывают её берега?

3. С какими странами граничит?

4. Какова площадь этой страны и численность населения?

5. Какой государственный строй у этой страны (форма правления)?

6. Опишите климат.

7. На развитие какой отрасли сельского хозяйства указывает тельпек, традиционный мужской головной убор?

Кейс для второй группы

«Репортаж»

Добрый день, мы ведем свой репортаж из небольшого государства, которое по праву считается красивейшей страной Азии. Данный уголок нашей планеты с древности манил к себе драгоценными камнями и разными пряностями. Местные жители имеют возможность любоваться горным и пляжным пейзажем. В переводе с санскрита название этой страны означает славная, благословенная земля. Остров, на котором расположена эта страна, отделён от южной оконечности Индостана отмелью – Адамовым мостом. Глубокие традиции местного населения и в то же время свобода вероисповедания, многочисленные священные реликвии и храмы привлекают сюда множество паломников. Туристы едут в эту страну, чтобы увидеть красочный мир, полный экзотики, насладиться природой и искупаться в теплых водах Индийского океана. Климат здешних мест для жителя средней полосы России является экзотическим: среднегодовая температура на равнинах около +30°С (сезонные колебания незначительны), в горной части - от +16°С до +24°С. Температура морской воды круглый год выше +25°С. Официальная столица – город Шри-Джаяварденепура-Котте, однако роль культурного и экономического центра выполняет расположенный рядом с ней другой город страны. Национальная кухня этой страны отличается обилием пряностей и остротой. В национальном меню практически отсутствует мясо.

Вопросы

1. О какой стране идет речь? Как раньше, до обретения независимости, называлась эта страна?

2. В каком регионе Азии находится данное государство?

3. Какую страну отделяет Адамов мост от этого островного государства?

4. Какова площадь этой страны и численность населения? Определите плотность населения страны, сравните её со средним показателем плотности населения этого субрегиона (средняя плотность населения этого субрегиона 190 чел./км²).

5. Форма правления? Какой город выполняет главную культурную и экономическую функцию страны?

6. Какой климат преобладает на территории страны?

7. Какие отрасли специализации характерны для страны?

Кейс для третьей группы

«Репортаж»

Это страна тысячи храмов и тысяч улыбок, страна свободных и гордых людей. С детства нам знакомо название загадочной восточной страны Сиам, это её древнее название. По очертаниям контур страны по форме напоминает голову слона. Мордочка смотрит в сторону Мьянмы, уши в сторону Лаоса и Камбоджи, хобот расположен между Андаманским морем Индийского океана и Сиамским заливом до границы с Малайзией. 

Это страна бесконечного разнообразия с высокими горами, с чистыми реками, непроходимыми джунглями, экзотическими животными и растениями. При средней температуре в 28 градусов эта страна орхидей приглашает туристов на свои курорты практически круглый год. «Сезон дождей» приходится на летне-осенний период. Практически все население этой страны - приверженцы самой старой по времени возникновения мировых религий. Чувство уважения ко всему живому и восхищение каждым мгновением жизни – жизненная философия жителей этой страны. При входе в храм и в частный дом, принято снимать обувь. Жители это страны отвергают похлопывание по спине, по плечу, также нежелательны дружеские объятия. 

В сельском хозяйстве широко используются прирученные слоны и буйволы. Тропический климат обеспечил страну фруктовым разнообразием, причем употреблять плоды принято в составе салатов или рагу, а не по отдельности. Одних бананов здесь 20 видов!
Богатое культурное наследие сочетается в этой стране с темпами современной жизни. Сверкающие золотом древние храмы, переливающиеся на солнце здания монастырей, удивительно гармонично соседствуют с небоскребами и неоновой рекламой, а неторопливость и сердечность улыбчивых жителей не нарушает динамику современной жизни мегаполисов Сиама.

Вопросы

1. О какой стране идет речь?

2. В каком регионе Азии находится данное государство?

3. Какова площадь этой страны и численность населения?

4. Какой государственный строй у этой страны (форма правления)?

5. В какое время года вы посоветовали бы приехать в эту страну? Почему?

6. Как во времена английской колонизации называлась эта страна?

7. О какой, самой распространённой в стране религии, идёт речь в репортаже?

Кейс для четвёртой группы

«Репортаж»

Добрый день! Мы ведем свой репортаж с территорий не тронутой человеком. Главной достопримечательностью этой страны является ее уникальная природа, привлекающая людей увлеченных экотуризмом. Бескрайние просторы степей, безжизненные пустыни и солончаки, величественные горные районы, голубые озера и, конечно же, самобытное местное население — вот на что приезжают посмотреть люди со всего мира. В рельефе этой страны представлено плато приподнятое на высоту 900—1500 м над уровнем моря. Юг, юго-запад и юго-восток этого государства занимает пустыня Гоби, где находятся редчайшие на земном шаре кладбища ископаемых животных юрского и мелового периодов. Страна не имеет выход в Мировой океан. Здесь резко континентальный климат с суровой зимой и сухим жарким летом.

Главной отраслью экономики является животноводство. Здесь разводят коней, крупный рогатый скот, коз, овец и верблюдов, естественными пастбищами для них являются степи, занимающие немалую часть территории этой страны. Поэтому основу национальной кухни составляют мясные блюда из баранины, говядины. Специи практически не добавляют в блюда.

Богата полезными ископаемыми, на добыче и обработке которых построена промышленность этой страны. Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в столице страны.

Несмотря на урбанизацию, уклад степной жизни является определяющим в жизни жителей этой страны. И юрта - удобное и практичное жилье, по – прежнему, как и много лет назад, используется скотоводами сегодня. За час семья может спокойно собрать или разобрать жилье.

Эта страна с древнейшей историей, таит в себе немало загадок из прошлого.

Вопросы

1. О какой стране идет речь?

2. В каком регионе Азии находится данное государство?

3. Какова площадь этой страны и численность населения? Определите плотность населения страны, сравните её со средним показателем плотности населения этого субрегиона (средняя плотность населения этого субрегиона 18 чел./км²).

4. Какая форма правления в этой стране?

5. Какую религию исповедует местное население?

6. Каковы отличительные черты климата?

7. Какие отрасли специализации характерны для страны?

Кейс для пятой группы

«Репортаж»

Добрый день, сегодня наш репортаж ведется в одной из стран Азии. Данная страна расположена на побережье Черного моря и входила в состав СССР. Находится на стыке Азии и Европы. Герб этой страны является государственным символом. Он представляет собой щит красного цвета с изображением серебряной фигуры Святого Георгия на коне, поражающего копьём дракона. Страна расположена в Закавказье, на стыке полувлажного Средиземноморья и континентальных нагорий Передней Азии. Мне, как корреспонденту из страны с умеренным климатом, погода показалась достаточно комфортной. Жители живут в высокогорьях и межгорных котловинах (равнинах), расположенных на юге страны. На востоке находятся вулканические образования. Природные условия очень разнообразны. На протяжении исторического времени они не претерпевали резких изменений и не вызывали решающих перемен в социальной и хозяйственной жизни населения. Здесь местные жители угощают путешественников и туристов вином, сыром сулугуни и местным хлебом – шоти, на десерт подают чурчхелу. Жители этой страны отличаются необыкновенным гостеприимством. Разнообразие ландшафтов, флоры и фауны позволяют насладиться приезжим людям красочными пейзажами.

Также, мы заметили, что в данной стране роль мореходства и морского промысла не велико, как в странах восточного субрегиона Азии. Речная сеть развита неравномерно, но страна богата гидроэнергоресурсами. Общая длина оросительных систем превышает 1000 км. В целом, этот солнечный, уникальный уголок Закавказья занимает 118 место в мире по площади, но вмещает в себя много интересного.

Вопросы

1. О какой стране идет речь?

2 . В каком субрегионе Азии находится данная страна?

3. С какими странами граничит?

4. Какова площадь этой страны и численность населения?

5. Какой государственный строй у этой страны (форма правления)?

6. Какой тип электростанций вырабатывают более 80% электроэнергии в этой стране?

7. Опишите климат

Приложение 2



1 группа. Рабочий лист

ФИ обучающегося_____________________________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________________________

Информация о стране (дополните)

1. Страна____________________________________________________________________________

2. Регион Азии______________________________, омывающее озеро_________________________

3. Страны-соседи______________________________________________________________________

4. Площадь страны________________, численность населения_______________________________

5. Форма правления___________________________________________________________________

6. Климат____________________________________________________________________________

7. Отрасли специализации ______________________________________________________________

Составьте синквейн

_____________________________________________________________________________________

(1 слово, близкое к теме урока)


_____________________________________________________________________________________

(описание темы в двух словах-признаках, прилагательных)


_____________________________________________________________________________________

(3 глагола, определяющих вашу деятельность на уроке)


_____________________________________________________________________________________

(фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке)


_____________________________________________________________________________________

(одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке)



Оцените свою работу, поставив оценку в рабочих листах

Оценка работы ученика (оценка группы)_____________

Оценка работы ученика (самооценка) _______________

Оценка работы ученика (учитель) ____________________

2 группа. Рабочий лист

ФИ обучающегося_____________________________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________________________

Информация о стране (дополните)

1. Страна____________________________________________________________________________

2. Регион Азии________________________________________________________________________

3. Страна-сосед_______________________________________________________________________

4. Площадь страны_____________ численность населения__________плотность________________

5. Форма правления_______________________экономический центр_________________________

6. Климат____________________________________________________________________________

7. Отрасли специализации ______________________________________________________________

Составьте синквейн

_____________________________________________________________________________________

(1 слово, близкое к теме урока)


_____________________________________________________________________________________

(описание темы в двух словах-признаках, прилагательных)


_____________________________________________________________________________________

(3 глагола, определяющих вашу деятельность на уроке)


_____________________________________________________________________________________

(фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке)


_____________________________________________________________________________________

(одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке)



Оцените свою работу, поставив оценку в рабочих листах

Оценка работы ученика (оценка группы)_____________

Оценка работы ученика (самооценка) _______________

Оценка работы ученика (учитель) ____________________

3 группа. Рабочий лист



ФИ обучающегося_____________________________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________________________

Информация о стране (дополните)

1. Страна____________________________________________________________________________

2. Регион Азии________________________________________________________________________

3. Площадь страны________________, численность населения_______________________________

4. Форма правления___________________________________________________________________

5. Климат____________________________________________________________________________

6. Название страны в прошлом__________________________________________________________

7. Религия____________________________________________________________________________

Составьте синквейн

_____________________________________________________________________________________

(1 слово, близкое к теме урока)


_____________________________________________________________________________________

(описание темы в двух словах-признаках, прилагательных)


_____________________________________________________________________________________

(3 глагола, определяющих вашу деятельность на уроке)


_____________________________________________________________________________________

(фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке)


_____________________________________________________________________________________

(одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке)

Оцените свою работу, поставив оценку в рабочих листах

Оценка работы ученика (оценка группы)_____________

Оценка работы ученика (самооценка) _______________

Оценка работы ученика (учитель) ____________________



4 группа. Рабочий лист

ФИ обучающегося_____________________________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________________________

Информация о стране (дополните)

1. Страна____________________________________________________________________________

2. Регион Азии________________________________________________________________________

3. Площадь страны_____________ численность населения__________плотность________________

4. Форма правления___________________________________________________________________

5. Религия____________________________________________________________________________

6. Климат ____________________________________________________________________________

7. Отрасли специализации______________________________________________________________

Составьте синквейн

_____________________________________________________________________________________

(1 слово, близкое к теме урока)


_____________________________________________________________________________________

(описание темы в двух словах-признаках, прилагательных)


_____________________________________________________________________________________

(3 глагола, определяющих вашу деятельность на уроке)


_____________________________________________________________________________________

(фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке)


_____________________________________________________________________________________

(одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке)


Оцените свою работу, поставив оценку в рабочих листах

Оценка работы ученика (оценка группы)_____________

Оценка работы ученика (самооценка) _______________

Оценка работы ученика (учитель) ____________________



5 группа. Рабочий лист

ФИ обучающегося_____________________________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________________________

Информация о стране (дополните)

1. Страна____________________________________________________________________________

2. Регион Азии________________________________________________________________________

3. Страны-соседи______________________________________________________________________

4. Площадь страны________________, численность населения_______________________________

5. Форма правления___________________________________________________________________

6. Тип электростанции__________________________________________________________________

7. Климат____________________________________________________________________________

Составьте синквейн

_____________________________________________________________________________________

(1 слово, близкое к теме урока)


_____________________________________________________________________________________

(описание темы в двух словах-признаках, прилагательных)


_____________________________________________________________________________________

(3 глагола, определяющих вашу деятельность на уроке)


_____________________________________________________________________________________

(фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке)


_____________________________________________________________________________________

(одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке)


Оцените свою работу, поставив оценку в рабочих листах

Оценка работы ученика (оценка группы)_____________

Оценка работы ученика (самооценка) _______________

Оценка работы ученика (учитель) ____________________







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование кейс-технологии на уроке географии в 11 классе

Автор: Воронина Нина Александровна

Дата: 23.07.2020

Номер свидетельства: 555005

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства