Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок географии и математики "Озёра. Построение диаграмм"»
Тема урока: «Озера. Построение диаграмм»
Используемый УМК:География. Землеведение . 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Дронов В.П., Савельева Л.Е. М.: «Дрофа», 2007;
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование представлений об озерах, их особенностях, типах озерных котловин, областей распространения и влияния озер на жизнь людей.
Задачи:
учебные: сформировать представление об озерах; объяснить особенности строения их котловин;
развивающие: отработать навыки нахождения объектов на карте; отработать использование при ответе метод аналогий.
воспитательные: воспитать бережное отношение к природе; воспитать чувство сотрудничества, взаимопомощи.
Предметные: осуществляют сравнение площадей озер, извлекают необходимую информацию для выполнения задания.
Метапредметные: самостоятельно приобретают новые знания, планируют свои цели, могут ставить задачи
Результаты освоения содержания образования предметные: базовый, повышенный уровни; метапредметные, личностные
Личностные: предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, мультимедийная презентация «Озера», ноутбуки, раздаточный материал
Ход урока.
Здравствуйте! Готовы ли начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Учебники, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой!
I.Актуализация знаний
Учитель: сегодня у нас с вами необычный урок. Урок - путешествие по одним из самых загадочных и таинственных мест. Эти места в народе очень часто называют «глазами Земли». Куда же мы с вами отправимся? Чтобы это узнать, вам необходимо выполнить задание.
Задания
1 группа: составить загадку из слов, отгадать загадку. Отгадку нарисовать на отдельном листе. Слова загадки приклеить на этот рисунок.
На поле, небо отражается,
но не зеркалом точно, оно называется
2 группа: сложите пазл, определите объект, по которому будет проходить путешествие. Приклейте пазл на отдельный лист.
3 группа: по обитателям водоемов, определите, о чем мы будем говорить?
Нерпа, карп, омуль, тюлень. Приклейте картинки животных и рыб на отдельный лист
4 группа сопоставьте координаты географических объектов, найдите на карте атласа (стр. 20-21) эти объекты, скажите, где будет проходить путешествие? Ответы приклейте на отдельный лист. Покажите по карте найденные объекты.
53 с.ш 105 в. д – Байкал
62 с.ш 35 в.д – Онежское
61 с.ш 31 в.д – Ладожское
40 с.ш 52 в.д – Каспийское
45 с.ш 75 в.д –Балхаш
4 мин.
Проверка
Учитель: Ребята, что мы будем сегодня исследовать? Озера. Правильно. И тема нашего сегодняшнего урока «Озера, построение диаграмм»
Откройте тетради и запишите тему урока.
II.Этап целеполагания
Учитель: Какие ассоциации у вас возникают со словом озеро?
Выдвигают версии
Учитель: Посмотрите на экран, какие красивые, удивительные озера есть на нашей планете. Они действительно драгоценные и разбросаны по всей планеты.
Учитель: ребята, как вы думаете, почему озера можно назвать драгоценными?
Учитель: а что вы сегодня хотите узнать об озерах?
Знаю хочу знать
Пресная вода чем различаются озера
Рыба, отдых чем похожи
Туризм, транспорт как образовались
III. Продуктивная деятельность
Учитель: писатели, поэты и художники в своих произведениях уделяют большое внимание озёрам.
Давайте прочитаем стихотворение из книги М. Сергеева “Море Синее - Байкал”.
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка - просвечен,
И весь – до капельки – родной.
И Ангары полѐт строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
Всѐ это, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
Какая главная мысль стихотворения?
Учитель: И все-таки что же такое озеро? Попробуйте дать определение.
Учащиеся: дают определение
А теперь я предлагаю открыть учебник на стр. 206 и сравнить определение с тем, что мы с вами назвали.
Озеро - это заполненное водой природное углубление на поверхности суши
Это углубление на суше называется котловина (учащиеся записывают понятия озеро и котловина в тетради). Новое слово вывешивается на доске.
А как вы думаете, как же образовалась котловина? (выдвигают свои версии)
Учитель: Ребята я вам предлагаю узнать поподробнее
Выпаханы ледником или образованы ледниковыми наносами
Селигер, Онежское, Ладожское
Озера старицы
Древние русла рек
Озёра- соры и озёра- туманы
На тектонически впадинах
Озёра аласного типа
Образованы в реликтовых термокарстовых котловинах
Хасырейные озёра
В результате вытаивания горных пород
Озера торфяных массивов
При разрушении торфяных залежей
Проверяем заполнение таблицы и показываем по карте. Молодцы вы отлично справились. А как вы думаете у нас в Тюменской области много озер, а какого они происхождения. Откройте учебник стр. 54 «География Тюменской области» давайте вместе прочитаем и дополним нашу таблицу.
Физкультминутка
Мы озера изучали и немножечко устали.
Встали из-за парт все дружно,
Нам озеро представить нужно.
Берег левый, берег правый
Широко и глубоко.
Волны в озере гуляют
Батискафы подгоняют.
Возвращаться нам пора,
сели дружно, за дела.
А теперь послушайте еще одно стихотворение о Байкале и ответьте на вопрос: «Какие особенности озера вы бы смогли отметить, прослушав это стихотворение?» Какая бывает озёрная вода?
Байкал Старый дедушка Байкал Ангару в волнах качал, Ангару в волнах качал, В путь-дорогу провожал. В дом не пустит никого, Кроме ветра одного. Ветры сарму, баргузин.
Обожает исполин С ними, нагулявшись вволю, Он грустит подобно морю, Но лишь только солнце встанет, Снова водами играет. Отражает яркий свет: «Я -глубок!-мне равных нет! Я-хранитель пресных вод! Воевода непогод!» Так себя он величает, И навеки прославляет! Точно правду говорит,
Он душою не кривит. Старый дедушка Байкал Скалы волнами ласкал, Удивлялся их величью И дремал под песню птичью
(возраст, глубина, запасы пресных вод, название ветров, название реки, вы
текающей из Байкала, огромные размеры озера)
Учитель: На столах у вас лежат статистические данные, обратите внимание на глубину этих озер, на площадь озер, какой можно сделать вывод?
Учитель: Вода в озерах бывает пресной и соленой. А как же на карте обозначены такие озера?
Учащийся: Соленые озера на карте обозначены розовым цветом, а пресные -голубым
выйти, показать соленые и пресные озера.
Учитель: озера различаются и по сточности, бывают сточными и бессточными.
Рефлексия
Подводим итог того, что нового узнали на уроке
Закрепление материала
Выполнение практической работы.
Составление описания крупного озера по плану:
1. На каком материке и в какой его части лежит;
2. Каковы максимальная длина и максимальная глубина;
3. Происхождение котловины;
4. Наличие стока;
5. Пресное или соленое.
Физ. минутка: Ребята разделитесь на две команды мальчики и девочки и встаньте по росту напротив друг друга (построение детей)
Учитель МАТ: На что похоже наше построение?
Дети: Диаграмма
Учитель МАТ: Верно диаграмма. А что же такое диаграмма, обратитесь к толковому словарю.
Диаграмма (в переводе с греческого diagramma - изображение, рисунок, чертёж)- графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.
Учитель МАТ: Запишите определение в тетрадь
Учитель МАТ. Диаграммы используют тогда, когда какую-нибудь информацию хотят представить наглядно. Диаграммы часто используются в газетах, журналах и книгах для иллюстрации различных данных.
Учитель МАТ: Сейчас вы будете работать в программе Excel. Вам необходимо построить столбчатую диаграмму по статистическим материалам.
Задание: Построение столбчатой диаграммы максимальных глубин и площадей крупных озер мира по следующим данным: Каспийское, Виктория, Аральское, Байкал, Танганьика, Ньяса, Ладожское
Рефлексивная деятельность
Сравните таблицу, которая у вас на столах с площадями озер и полученную диаграмму. 1. Как на ваш взгляд, с помощью чего – таблицы или диаграммы сравнивать данные удобнее? 2. Какой способ предоставления информации наиболее яркий, наглядный – в форме таблицы или форме диаграммы?
Учитель ГЕО: А сейчас мы предлагаем посетить Вам виртуальную экскурсию на озеро Байкал