kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок географии и математики "Озёра. Построение диаграмм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок практикум по теме: "Озёра. Построение диаграмм". Образовательная среда урока-ключевые: опорные знания учащихся, ИКТ – средства, речевая культура учителя, единый орфографический режим, привлекаемый учебный материал, дидактический материал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок географии и математики "Озёра. Построение диаграмм"»

Тема урока: «Озера. Построение диаграмм»

Используемый УМК: География. Землеведение . 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Дронов В.П., Савельева Л.Е. М.: «Дрофа», 2007;

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование представлений об озерах, их особенностях, типах озерных котловин, областей распространения и влияния озер на жизнь людей.

Задачи:

учебные: сформировать представление об озерах; объяснить особенности строения их котловин;

развивающие: отработать навыки нахождения объектов на карте; отработать использование при ответе метод аналогий.

воспитательные: воспитать бережное отношение к природе; воспитать чувство сотрудничества, взаимопомощи.

Предметные: осуществляют сравнение площадей озер, извлекают необходимую информацию для выполнения задания.

Метапредметные: самостоятельно приобретают новые знания, планируют свои цели, могут ставить задачи

Результаты освоения содержания образования предметные: базовый, повышенный уровни; метапредметные, личностные

Личностные: предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, мультимедийная презентация «Озера», ноутбуки, раздаточный материал



Ход урока.

Здравствуйте! Готовы ли начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Учебники, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой!

I.Актуализация знаний

Учитель: сегодня у нас с вами необычный урок. Урок - путешествие по одним из самых загадочных и таинственных мест. Эти места в народе очень часто называют «глазами Земли». Куда же мы с вами отправимся? Чтобы это узнать, вам необходимо выполнить задание.



Задания

1 группа: составить загадку из слов, отгадать загадку. Отгадку нарисовать на отдельном листе. Слова загадки приклеить на этот рисунок.

На поле, небо отражается,

но не зеркалом точно, оно называется

2 группа: сложите пазл, определите объект, по которому будет проходить путешествие. Приклейте пазл на отдельный лист.

3 группа: по обитателям водоемов, определите, о чем мы будем говорить?

Нерпа, карп, омуль, тюлень. Приклейте картинки животных и рыб на отдельный лист

4 группа сопоставьте координаты географических объектов, найдите на карте атласа (стр. 20-21) эти объекты, скажите, где будет проходить путешествие? Ответы приклейте на отдельный лист. Покажите по карте найденные объекты.

53 с.ш 105 в. д – Байкал

62 с.ш 35 в.д – Онежское

61 с.ш 31 в.д – Ладожское

40 с.ш 52 в.д – Каспийское

45 с.ш 75 в.д –Балхаш

4 мин.

Проверка

Учитель: Ребята, что мы будем сегодня исследовать? Озера. Правильно. И тема нашего сегодняшнего урока «Озера, построение диаграмм»

Откройте тетради и запишите тему урока.

II. Этап целеполагания

Учитель: Какие ассоциации у вас возникают со словом озеро?

Выдвигают версии

Учитель: Посмотрите на экран, какие красивые, удивительные озера есть на нашей планете. Они действительно драгоценные и разбросаны по всей планеты.

Учитель: ребята, как вы думаете, почему озера можно назвать драгоценными?

Учитель: а что вы сегодня хотите узнать об озерах?

Знаю хочу знать

Пресная вода чем различаются озера

Рыба, отдых чем похожи

Туризм, транспорт как образовались

III. Продуктивная деятельность

Учитель: писатели, поэты и художники в своих произведениях уделяют большое внимание озёрам.

Давайте прочитаем стихотворение из книги М. Сергеева “Море Синее - Байкал”.

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка - просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полѐт строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

Всѐ это, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

Какая главная мысль стихотворения?

Учитель: И все-таки что же такое озеро? Попробуйте дать определение.

Учащиеся: дают определение

А теперь я предлагаю открыть учебник на стр. 206 и сравнить определение с тем, что мы с вами назвали.

Озеро - это заполненное водой природное углубление на поверхности суши

Это углубление на суше называется котловина (учащиеся записывают понятия озеро и котловина в тетради). Новое слово вывешивается на доске.

А как вы думаете, как же образовалась котловина? (выдвигают свои версии)

Учитель: Ребята я вам предлагаю узнать поподробнее

Вам предстоит заполнить таблицу «Образование озерных котловин»

Название котловины


Происхождение

Примеры озера

В грабене

В результате опусканий земной коры

Байкал, Танганьика, Ньяса, Виктория

Вулканические

В кратере потухших вулканов

Курильское, Кроноцкое

Ледниковые

Выпаханы ледником или образованы ледниковыми наносами

Селигер, Онежское, Ладожское

Озера старицы

Древние русла рек


Озёра- соры и озёра- туманы

На тектонически впадинах


Озёра аласного типа

Образованы в реликтовых термокарстовых котловинах


Хасырейные озёра

В результате вытаивания горных пород


Озера торфяных массивов

При разрушении торфяных залежей




Проверяем заполнение таблицы и показываем по карте. Молодцы вы отлично справились. А как вы думаете у нас в Тюменской области много озер, а какого они происхождения. Откройте учебник стр. 54 «География Тюменской области» давайте вместе прочитаем и дополним нашу таблицу.

Физкультминутка

Мы озера изучали и немножечко устали.

Встали из-за парт все дружно,

Нам озеро представить нужно.

Берег левый, берег правый

Широко и глубоко.

Волны в озере гуляют

Батискафы подгоняют.

Возвращаться нам пора,

сели дружно, за дела.

А теперь послушайте еще одно стихотворение о Байкале и ответьте на вопрос: «Какие особенности озера вы бы смогли отметить, прослушав это стихотворение?» Какая бывает озёрная вода?



Байкал
Старый дедушка Байкал
Ангару в волнах качал, 
Ангару в волнах качал, 
В путь-дорогу провожал.
В дом не пустит никого, 
Кроме ветра одного.
Ветры сарму, баргузин.

Обожает исполин
С ними, нагулявшись вволю,
Он грустит подобно морю,
Но лишь только солнце встанет,
Снова водами играет.
Отражает яркий свет:
«Я -глубок!-мне равных нет!
Я-хранитель пресных вод!
Воевода непогод!»
Так себя он величает,
И навеки прославляет!
Точно правду говорит,

Он душою не кривит.
Старый дедушка Байкал
Скалы волнами ласкал,
Удивлялся их величью
И дремал под песню птичью



(возраст, глубина, запасы пресных вод, название ветров, название реки, вы

текающей из Байкала, огромные размеры озера)

Учитель: На столах у вас лежат статистические данные, обратите внимание на глубину этих озер, на площадь озер, какой можно сделать вывод?

Учитель: Вода в озерах бывает пресной и соленой. А как же на карте обозначены такие озера?

Учащийся: Соленые озера на карте обозначены розовым цветом, а пресные -голубым

выйти, показать соленые и пресные озера.

Учитель: озера различаются и по сточности, бывают сточными и бессточными.

Рефлексия

Подводим итог того, что нового узнали на уроке

Закрепление материала

Выполнение практической работы.

Составление описания крупного озера по плану:

1. На каком материке и в какой его части лежит;

2. Каковы максимальная длина и максимальная глубина;

3. Происхождение котловины;

4. Наличие стока;

5. Пресное или соленое.

Физ. минутка: Ребята разделитесь на две команды мальчики и девочки и встаньте по росту напротив друг друга (построение детей)

Учитель МАТ: На что похоже наше построение?

Дети: Диаграмма

Учитель МАТ:  Верно диаграмма. А что же такое диаграмма, обратитесь к толковому словарю.

Диаграмма (в переводе с греческого diagramma - изображение, рисунок, чертёж)- графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.  

Учитель МАТ:  Запишите определение в тетрадь

Учитель МАТ. Диаграммы используют тогда, когда какую-нибудь информацию хотят представить наглядно. Диаграммы часто используются в газетах, журналах и книгах для иллюстрации различных данных.  

Учитель МАТ: Сейчас вы будете работать в программе Excel. Вам необходимо построить столбчатую диаграмму по статистическим материалам.

Задание: Построение столбчатой диаграммы максимальных глубин и площадей крупных озер мира по следующим данным: Каспийское, Виктория, Аральское, Байкал, Танганьика, Ньяса, Ладожское

Рефлексивная деятельность

Сравните таблицу, которая у вас на столах с площадями озер и полученную диаграмму.
1. Как на ваш взгляд,  с помощью чего – таблицы или диаграммы сравнивать данные удобнее?
2. Какой способ предоставления  информации наиболее яркий, наглядный – в форме таблицы или форме диаграммы?

Учитель ГЕО: А сейчас мы предлагаем посетить Вам виртуальную экскурсию на озеро Байкал

https://yandex.ru/video/search?text=%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB-%20%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&reqid=1520310307261689-330585148914698241081712-sas1-1425-V

Домашнее задание: параграф 49, задание 15 стр. 226, построить круговую диаграмму по статистическим материалам





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок географии и математики "Озёра. Построение диаграмм"

Автор: Акимова Наталья Петровна

Дата: 21.04.2020

Номер свидетельства: 547578


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства