Инфраструктура Казахстана. Транспортный комплекс, виды транспорта и транспортно - транзитный потенциал страны
Инфраструктура Казахстана. Транспортный комплекс, виды транспорта и транспортно - транзитный потенциал страны
Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: "грузооборот", "транспортный узел", "магистраль" и др. Определить основное значение транспорта в хозяйстве страны и жизни населения. определить виды транспорта по категориям, работа с номенклатурой, заполнение таблицы, и оформление контурной карты, обозначить меридиональные железные дороги, крупные аэропорты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инфраструктура Казахстана. Транспортный комплекс, виды транспорта и транспортно - транзитный потенциал страны»
Транспортный комплекс.
Цели и задачи урока:
Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: «грузооборот», «транспортный узел», «магистраль».
Развить понятие «инфраструктура», представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны.
Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения Казахстана.
Изучить состав транспорта.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3 Изложение нового материала
Инфраструктура (от лат. инфра - ниже, под и структура - строение, расположение) -это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.
Задача коммуникационной системы - это перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.
Основная задача транспорта – обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь Казахстана с другими государствами.
Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.
(это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними)
Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.
Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.
Пассажирооборот – это количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).
Виды транспорта отличаются по следующим показателям:
а) себестоимость перевозки. (самый дорогой - авиационный, но он самый быстрый, дешевый - морской)
б) скорость перевозок
в) комфортность
г) надежность
д) влияние природных условий.
Транспортный комплекс
Железнодорожный транспорт
ЗАО «Национальная компания Казахстан темiр жолы» образованна постановлением Правительства РК 15 марта 2002 года. Крупная компания и единственным оператором магистральной железнодорожной сети. Эксплуатационная длина железных дорог Казахстана составляет более 13 600 километров. Число работающих составляет более 125 тысяч человек.
Покровская линия – Уральск, первая магистральная железная дорога, построена в 1894 г.
Оренбург – Ташкент, построена в период с 1901 – 1906г.
Туркестано – Сибирская железная дорога: Ташкент – Шымкент – Тараз – Алматы – Семипалатинск – Локоть – Барнаул – Новосибирск, строительство завершено в 1930 году.
Южно – Сибирская магистраль: Магнитогорск – Карталы – Акмола (Астана) – Павлодар – Барнаул.
Астрахань – Атырау – Орск. Уральск – Атырау – Актау.
Трансказахстанская магистраль: Петропавловск – Кокшетау – Астана – Караганда – Моинты – Шу.
Трансазиатская магистраль: Пекин – Алматы – Ташкент – Чарджоу – Тегеран – Стамбул.
Аксу – Конечная, соединила Павлодарскую с Восточно-Казахстанской областью, построена в 2001 году.
Хромтау – Алтынсарино, соединила Актюбинскую и Костанайскую область, протяженность 404 км, построена в 2004 году.
Жетыген – Коргас, выход к государственной границе с Китаем, протяженность 298 км, построена в 2011 году.
Узень – государственная граница с Туркменистаном, выход к странам Персидского залива, протяженность 146 км, построена в 2011 году.
Автомобильный транспорт. Основные транзитные коридоры:
Ташкент – Шымкент – Тараз – Бишкек – Алматы – Хоргос. Астрахань – Атырау – Актау – Туркестан. Шымкент – Кызылорда – Актюбинск – Уральск – Самара. Алматы – Караганда – Астана – Кокшетау – Петропавловск. Омск – Павлодар – Семипалатинск – Майкпашагай.
Воздушный транспорт
Авиакомпания «Эйр Казахстан».
Вертолетная компания «Евразия-Эйр».
Международные аэропорты: РГП «Международный аэропорт «Астана», АО «Международный аэропорт «Алматы»», АО «Авиакомпания «Евразия Эйр»» Атырау; АО «Международный аэропорт «Ак жол»» Уральск, АО «Международный аэропорт Аулие-Ата» г. Тараз
Аэропорты: ОАО «Эйр Астана», ОАО Авиакомпания «Кокшетау»; «Air Kazakhstan» г. Алматы; «Berkut Air» г. Алматы; «Алматы Эйр» г. Алматы; «Саяхат» Алматы» г. Алматы; АО «Атырау Ауе Жолы»; АО «Усть-Каменргорск»; АО «Семипалатинска»; ОАО «Компания Абсолют Казахстан» г. Караганда; ОАО «Кызылорда Эйр», Актау, ОАО «Аэропорт Павлодар», АО «Иртыш-Авиа» г. Павлодар, Петропавловск, ОАО «Аэропорт-Шымкент».
Морской и речной транспорт
ЗАО «Казмортрансфлот», танкерные перевозки.
РГП «Актауский морской торговый порт» г. Актау, порт круглогодичного использования. Обслуживает экспортно-импортные, транзитные грузы. Это самый оснащенный и современный, работающий по европейским стандартам порт на Каспии.
ТОО «Актауское Судоходное Сервисное Агентство» г. Актау, материально-техническое снабжение флота, транспортно-экспедиторские услуги речного и морского флота.
АО «Атырауузенпорты» п. Балыкши Атырауская область, судоходство, перевозка грузов.
РГП «Уральское предприятие водных путей» г. Уральск, обеспечение судоходства, дноуглубительные, дноочистительные работы.
ОАО «Уралречфлот» г. Уральск, ремонт и строительство речных судов, перевозки.
ОАО «Павлодарский речной порт» г. Павлодар, перевозка грузов и пассажиров водным транспортом, погрузочно-разгрузочные работы, добыча речного песка и реализация лесоматериалов.
Филиал ДТО «Акзар тран Сервер» г. Петропавловск.
Трубопроводный транспорт:
ЗАО «КазТранОйл», транспортировка нефти.
АО «КазТранГаз», транспортировка газа.
Нефтепроводы:
Доссор – Ракуши – Каспий, первый нефтепровод, построенный в дореволюционное время.
Бухара – Урал, протяженность 639 км (по Казахстану). С данным газопроводом связаны два газопровода: Жанажол – Октябрьск – Актобе и Карталы – Костанай.
Средняя Азия – Центр (Россия), протяженность 521 км.
Бухара – Ташкент – Шымкент – Тараз – Бишкек – Алматы, протяженность 684 км.
Макат – Северный Кавказ, протяженность 371.
Оренбург – Новопсков, протяженность 382 км. Проходит в северо-западной части Казахстана. Данный трубопровод является продолжением трубопровода «Союз», протяженность 424 км.
Газли – Шымкент, протяженность 314 км.
Кенкияк – Атырау.
Атасу – Аланьшанькоу.
Кенкияк-Кумколь.
Амангельды – Тараз, протяженность 193 км.
Акшабулак – Кызылорда, протяженность 123 км.
Бейнеу – Бозой – Шымкент (строительство магистрального газопровода начато в сентябре 2011 года)
4.Закрепление нового материала.
Работа с картой:
-Определить конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров. Выполняет 56% пассажирских перевозок. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъёмности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность. По протяжённости железных дорог 14,6 тыс км, 3 место в СНГ после России и Украины)- в северной части Казахстана наибольшая густота сети, на юге железных дорог мало.
- Из текста учебника выпишите наиболее крупные железнодорожные магистрали. (Оренбург-Ташкент, Семипалатинск – Алматы – Арысь (Турксиб), Петропавловск-Астана-Караганда-Мойынты-Шу, Карталы-Астана-Павлодар (южно-сибирская), Комсомольск-Костанай-Кокшетау (среднесибирская)
Практическая работа.
Характеристика одной из транспортных магистралей (по картам атласа) по плану:
Протяжённость магистрали
Направление магистрали.
Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.
Крупные транспортные узлы магистрали.
Состав и направление грузопотоков.
Перспективы развития магистрали.
4 домашнее задание № 22
На контурной карте обозначить 3 меридиональные железные дороги, крупные аэропорты,