Материал урока рассчитан на 80 минут, так как урок включает в себя чтение, письмо и развитие речи. Урок расписан для учащиеся с синдромом Дауна, составлен исходя из потенциональных возможности учащихся. Из 7 учащихся двое говорящие, остальные с недоразвитием речи, словарный запас ограниченный, в пределах 10 – 12 слов.В основном отвечают жестами или показом того или иного материала. Выбираются упражнения более доступные и понятные для детей, связывая их с темами учебного материала, опираясь на то, что они умеют, чего знают и умеют показать, а также повторять по показу.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Время | Ожидаемый Результат |
I.Психолого педагогический настрой | Круг приветствия «Круг добрых чувств» Все мы в классе одна семья. Рады все: и ты, и я, Очень любим вместе быть, «С добрым утром» говорить! | Ответное приветствие (учащиеся повторяют слова, сидя за партами, держась за руки друг друга.) | 2 м | Мотивация на учебу |
II.Основная часть | | | | |
1.Актуализация знаний | Уч-ль читает загадку Дождик с раннего утра, Птицам в дальний путь пора, Громко ветер завывает, Это все когда бывает? (Осенью) . - Ребята, значит у нас сейчас какое время года за окном? - Какая она – осень? Как называется явление когда с деревьев опадают листья? Уч-ль включает презентацию - Что делают люди осенью? - Как ведут себя животные? - Что надевают люди? - назовите осенние месяца. | Отгадывают загадку Осень- наблюдение за окнами Холодная, красивая, дождливая, ветреная, золотая, разноцветная, богатая, унылая, пасмурная листопад отвечают с опорой на слайды (Собирают урожай. Дети идут в школу, птицы улетают в теплые края. Звери готовят запасы на зиму) | 5м | Расширение словарного запаса Закрепление знаний |
2.Минутка чистописания | Открываем тетради, записываем число и прописываем буквы СсСсСсСсС с КкКкКкКкК к НнНнНнНнНн | Саша П, Камила, Саша С – списывают с доски самостоятельно. Азизхан – по образцу Остальные учащиеся по обводке. | 3 м | |
3.Сообщение темы урока | Сегодня мы будем составлять рассказы об осенних месяцах по мнемотаблицам | | 1м | |
4.Работа с мнемотаблицами Вопрос- ответ 5.Физминутка музыкально - двигательная 6.Продолжения урока Вопрос- ответ | Уч-ль вывешивает на доску первую мнемотаблицу. Задает вопросы - Назовите первый месяц. - Что появляются в лесу после дождя? - Куда идут дети? -Что желтеют на деревьях? - Куда улетают птицы? -Что собирают люди осенью? - Что запасают звери на зиму? Учитель просит произнести каждого ученика слово - сентябрь Движения под сопровождение музыки Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад. Уч-ль вывешивает на доску вторую мнемотаблицу. Задает наводящие вопросы - Осенью листья желтеют, поэтому как ее называют? - Что часто дует? - Что сбрасывают листья? - Какие деревья не меняют свой цвет? - Что идет часто осенью? Учитель просит произнести каждого ученика слово - октябрь | У каждого учашегося перед собой мнемотаблица, работают совместно с учителем. Отвечают на вопросы учителю: жестами, показом на картинку, отдельными словами, действиями. произносят Повторяют движения за учителем Проговаривают за учителем и выполняют движения Отвечают на наводящие вопросы учителю: отдельными словами, жестами, показом на картинку. Произносит каждый | 10 м 1м 10м | |
Выработка умения сравнивать, сопоставлять, делать обощения- выводы |
8. Пальчиковая гимнастика «Осень» | Учитель читает текст и показывает движения Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, вот кленовый Вот рябиновый резной. Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. | Выполняют движения, в соответствии с текстом Плавные волнообразные движения ладонями. Загибают по одному пальчику на обеих руках. Спокойно укладывают ладони на стол. | 1м | Снятия напряжения,усталость |
9. Продожения урока Вопрос- ответ | Уч-ль вывешивает на доску третью мнемотаблицу. Задает наводящие вопросы - Как называется третий месяц осени? - Как одеваются люди? - Что появляются на реках? - Остаются ли листья на деревьях в ноябре? - Что выпадает в ноябре? Учитель просит произнести каждого ученика слово - ноябрь | Отвечают на наводящие вопросы учителю: отдельными словами, жестами, показом на картинку. Произносит каждый | 10 м | |
10.Игра «Посчитай листья». | Учитель разбрасывает на пол листья вырезанные из цветных бумаг разного цвета. Задание – Соберите букет из разных листьев | Собирают листья, каждый считает сколько собрал | 5м | Закрепления счета |
11.Запись в тетради | Учитель записывает на доске предложения Сентябрь – первый месяц осени. Октябрь – пора золотой осени. Ноябрь – приносит холод. | Саша П, Камила, Саша С – списывают с доски самостоятельно. Азизхан – по образцу Остальные учащиеся по обводке. | | |
12.Работа по учебнику - чтение учениками самостоятельно | Учитель подходит к каждому ученику и проверяет чтение | Саша П, Камила, Саша С, Миша,–читают по учебнику Азиза, Алимжан Азизхан – по букварю | 15м | Развитие речи |
13. Индивидуальная работа по группам | Задание 1 Учитель раздает разрезные картинки с месяцами. Собрать картину, опираясь на мнемотаблицу. - Назвать какой месяц. Задание 2. Разрезать и наклеить к какому месяцу относится данная картинка | Азиза, Миша, Алимжан – собирают разрезные картинки по месяцам Азизхан, Саша С, Саша П, Камила – соотносят картинки с названием месяца | 15м | Умение соотношения изображения и звука |
14.Закрепление | Назовите осенние месяца. Расскажите, что происходит в сентябре, октябре, ноябре? Сентябрь – 1 месяц осени. В лесу много грибов. 1 сентября – день знаний, дети идут в школу. На деревьях желтеют листья. Птицы улетают в теплые края. С грядок снимают урожай овощей, с деревьев урожай фруктов. Звери в лесу делают запасы на зиму: желуди, грибы, ягоды. Октябрь – пора золотой осени. Лес желтеет и становится золотым. Все чаще дует ветер. Деревья сбрасывают листья. И только хвойные деревья стоят зелеными. Начинаются затяжные дожди. Ноябрь – приносит холод. Все сильнее дуют ветра. Поэтому люди одеваются в теплую одежду. На реках и озерах появляется первый ледок. Деревья стоят голые: ветер сбросил почти все листья. И вот долгожданный первый снег. Почти наступила зима. | Отвечают опираясь на мнемотаблицы | 1м | Закрепления месяцев |
III. Итог урока | Проверьте работу друг друга. Оцените, работу одноклассника смайликом. | Выбирают смайлики. Говорящие дети, произносят слова Не говорящие показывают смайлик, или свою радость, показывают жестами. | 1м | Выработка коммуникативных умений. Умений делать выводы. |