Дата: Класс: 5 7 урок |
Тема: Зарождение Земли, форма, размеры, движения планеты Земля |
Цель урока: Сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты. Задачи: -углубить знания о планете Земля; - совершенствовать умения учащихся логически мыслить, работать с учебником и презентацией, дополнительной литературой; - формировать культуру общения при работе в парах. Ожидаймый результат: обладать ответственным отношением к учебе; быть осознанным, уважительным и доброжелательным по отношению к другому человеку, однокласснику, его мнению; |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. Организационный этап | Приветствует учащихся, проверяет готовности уч-ся к уроку. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя (П) Уметь использовать ранее изученный материал. (П) Взаимодействуют с учителем во время беседы осуществляемой во фронтальном режиме. (Л) Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу задания. Определять, каких знаний им не хватает (Р) | 2 мин |
2. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли» | 1.Задает вопросы Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему? Что нам неизвестно о Земле? | Вступают в диалог, Выдвигают предположение о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы.(П) Выдвигать гипотезу и обосновывать ее Выделять существенную информацию. (П) Взаимодействуют с учителем Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (К) Уметь оценивать свои возможности самостоятельной деятельности(Р) | 5 мин |
3. Постановка цели и задач урока | 1.Организует беседу, выявляющую представление детей о о формах и размерах Земли 2. Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации -а что вам известно о форме и размерах Земли? 1. «Третий лишний» - Меркурий, Сатурн, Земля - Марс, Земля, Венера - Земля, Солнце, Сириус 2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках): А) Солнце по размерам равно Земле. Б) Земля – третья по счету планета от Солнца. В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце. 3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. 4. Создаёт готовность к предстоящей деятельности | Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание, формулируют вывод. Объясняют причины смены дня и ночи, времен года и обсуждают(П) Уметь находить нужную информацию. Анализировать и делать выводы о формах и размерах Земли(П) Слушают ответы представителей групп Участвуют в опросе во фронтальном режиме. (К) Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группе(Р) | 2 мин |
4. Объяснение нового материала | 1.Организует работу в группах по самостоятельному чтению текста параграфа. 2. Организует обсуждение изученного материала между группами в сопровождении мультимедийной презентации. 2.Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - найти в тексте учебника и узнать информацию о том, кто впервые рассчитал размеры Земли, -Найти в учебнике информацию о форме и размерах планет Солнечной системы 3.Стимулирует активное участие всех детей к практической части. 4 Корректировка результатов работы | Практикум: работа в группах делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок. Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. (П) Уметь анализировать и сравнивать результаты расчетов. Уметь строить логическое рассуждение(П) Дают развернутый ответ, обобщают информацию(К) Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать свое мнение(К) Осуществляют взаимоконтроль выполнения учебного задания. (Р) | 15 мин |
5. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний | 1. Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Дает задания группам Задание. Поспорили кальмар-нефтяник, пингвин и крот – кто ближе к центру Земли? Кальмар говорит: «Я спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли» Пингвин говорит: «Я живу на северном полюсе и у ближе всех нахожусь к центру Земли» Крот, говорит: «Я пророю нору глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли» Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км) Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли. 2. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?» 3.Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. | Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, формулируют вывод. Вывод записывают в тетрадь Вывод в тетрадь: 1. Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар (геоид). Площадь -510 млн. км2 . 2.Экватор - самая длинная окружность(40 076 км). 3.Земля удерживает воду и воздух. 4. Солнечные лучи падают под разным углом из-за шарообразной формы. 5.Происходит смена природных условий от экватора к полюсам. Совершенствовать навыки индивидуальной работы. (Р) | 5 мин |
6. Этап контроля и самоконтроля. | Предлагает учащимся ответить на вопросы и сформулировать вывод 1.Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное? 2. Какие показатели характеризуют размеры Земли? Назовите величины этих показателей? | Высказывают своё мнение об уроке. (П) Разделяются на группы по признаку отношения к уроку. (К) | 5 мин |
7. Рефлексия | Предлагает учащимся устно определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке. -Я уверен в своих знаниях------ -Мне комфортно_____ - Я испытываю проблемы--------. | Воспринимают информацию, выбирают уровень(П) фиксировать осознанно информацию(П) | 5мин |
8. Домашнее задание | 1.Объясняет сущность домашнего задания: -ответить на вопросы в конце параграфа 11; -ознакомиться с дополнительными источниками информации 2.Предлагает творческое задание: Изготовить модель Земли, отражающую её истинную форму. | | 1 мин |