kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Идущие встреч Солнцу" (Интегрированный урок )

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном уроке рассматривается тема "Освоение русскими землепроходцами Сибири", безусловно требующая межпредметных связей географии и истории. Интегрированный урок "Идущие встреч Солнцу" соответствует  современным требованиям  ФГОС. Учащиеся 10 класса исходя из ситуативного задания, работая в группах, выполняя творческие задания, используя дополнительную литературу решают проблему урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Идущие встреч Солнцу" (Интегрированный урок ) »

План-конспект интегрированного урока

«Идущие встреч Солнцу » (10 кл) (география+история)

1. Интегрированный урок - исследование.

2. Предметные:

Научатся:

- определять основные задачи, стоявшие перед первооткрывателями территории Якутии;

-давать оценку процессам: завоевание или добровольное присоединение Якутии к Государству Российскому в 17 в.

-характеризовать личность первопроходцев.

-прослеживать маршруты первооткрывателей.

3. Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

Личностные: - осознание цели деятельности и мотивов её достижения; оценка своих возможностей; самооценка полученного результата.

Познавательные: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников информации;

Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценка правильности выполнения работы в соответствии требованиям данной задачи;

Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; умение выслушивать мнения других и отстаивать своё; формирование умений строить монологическую речь; формулирование собственного мнения в рамках решения поставленной задачи.

4. Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока:

Коммуникативная: - способность работы в группах, владение нормами общения, поведения, умение выслушивать мнения других и отстаивать своё.

Информационная - умение отбирать, анализировать и передавать информацию при помощи устных, письменных и картографических технологий.

Учебно-познавательная: использование знаний, умений, навыков и личностные качества в образовательных областях.

5. Воспитательные:

-развитие критического мышления, делать собственные выводы, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Урок проходит в форме заседания Историко-географического общества. На данном уроке используется методический прием «Энциклопедист» - создание статьи об освоении Якутии в 17 веке для энциклопедического словаря. На листах формата А4 выполняют работу в группах по отбору информации по проблеме урока. Наносят маршруты на контурные карты. Наклеивают фото, рисунки. Затем на заседании историко-географического общества отчитываются о проделанной работе. На завершающем этапе -рефлексия.

В ходе учебного занятия обучающиеся расширят знания о первооткрывателях и исследователях, изучат новые исторические термины. Закрепят навыки работы с различными источниками информации и умения организовывать совместную деятельность в группах, оценивать свои возможности и познавательные способности.

.


Организационная структура урока

  1. Организационный момент-2 мин.

  2. Подготовка к восприятию проблемы – актуализация знаний

Звучит музыка: гимн Якутии и зачитывается эпиграф урока (стих-ие С. Шевкова)

“Удел покоренных был горек:

Их юрты сжигались дотла...” —

Скорбит недалекий “историк”,

В сибирские “вникнув” дела.


Семнадцатый век — не малина,

Ясак — не копеечный сбор...

Да, были в руках славянина

Не только тесло и топор.


Россия державная смело

Будила дремотную даль.

Случалось, и сабля свистела,

И ухала грозно пищаль.


Но, ставя зимовья над Леной,

Над темью скуластых родов,

Бород не вздымали надменно

Бекетов, Бугор и Дежнёв.


В острогах, в ясачной глуби ли,

На Ламе, в Даурском краю

Над верой чужой не глумились,

Мечом не внедряли свою.


Гудели шелонники круты,

Хватало и крови, и бед...

Но есть на планете якуты,

А инков с ацтеками нет...


Вступительное слово учителя:

-По первым минутам урока вы, ученики, можете назвать тему нашего урока (Заслушиваются все варианты, которые могут назвать ученики).

- В результате выбранной темы мы можем определить проблемную задачу урока.

3. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.

Проблемная задача (раздается в распечатанном виде каждому ученику).

-Многие современные историки считают, что покорение Якутии казаками ничем не отличается от завоевания Мексики и Перу европейцами: также горсть людей, стреляя огнем, побеждала тысячи вооруженных стрелами и копьями. Ибо якуты, эвенки, эвены, юкагиры и чукчи не умели пользоваться изобретением пороха в начале ΧVII века.

Давайте попытаемся в процессе нашего заседания разобраться в этой исторической проблеме (3 мин.)

  1. Процесс решения проблемы-15 мин. У вас на столах имеются материалы для работы. Вы также можете использовать собственные домашние заготовки.

Каждая группа готовится, составляя статью для энциклопедического словаря по плану:

  1. Биография землепроходцев

  2. Маршрут исследование (работа с контурными картами).

  3. Города.

И выступает по подготовленным вопросам заседания:

  1. Мангазейская и военная экспедиция в Ленский край и основание г. Якутска (П.Пянда, М. Васильев, П. Бекетов).

  2. Исследование больших рек Якутии и выход к Охотскому морю (И. Ребров, И. Москвитин).

  3. Открытие р.Колыма и освоение Северо-востока Якутии (М. Стадухин, С. Дежнев).

  4. Освоение юго-востока Сибири (В. Поярков, Е. Хабаров)

  1. Выступление групп-12 мин.

  2. Доказательства правильности проблемы (3 мин.)

-Обсуждая вопросы историко-географического заседания, мы получили сведения о жизни русских землепроходцев и сибирских народов в 17 веке, подробнее познакомились с биографией исследователей, хронологически проследили, как казаки продвигались во время своего похода по Сибири, а теперь на основе этого материала попытаемся решить поставленную ранее проблему: «Отличается ли колонизация Якутии от колонизации американских земель европейцами? Можно ли считать присоединение Якутии к России результатом колонизации?»(Высказывают свои мнения)

Присоединение Якутии к России имело огромное значение и было переломным моментом в истории Якутии. Якуты попали под власть русского царя, но также и включились в более прогрессивный государственный правопорядок, ускорилось их политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Местное хозяйство не было разрушено, устои общественного строя, быта духовной культуры и верований не были уничтожены. Христианизация была поверхностной. Русская государственность устранила межплеменную рознь и междоусобицы тойонов. Эксплуатация выражалась в выкачивании пушнины (ясака). Ясачная политика способствовала быстрому расслоению якутского общества. Присоединение было неизбежным историческим процессом.

  1. Заключительное слово учителя:

- Перед нами стояла задача: выяснить, можно ли считать походы русских землепроходцев колониальным завоеванием Якутии? (Участники заседания делают обобщенный вывод по уроку. Возможно принять любую точку зрения).

-Мы смогли решить нашу историческую проблему. Хочется закончить наш урок замечательным стихотворением Сергея Шевкова:

Но нам не кокетничать скромностью

Пред ширью просторов родных,

Пред этой трехмиллионностью

Квадратов ее верстовых?

И выкрикнуть сердцем не велено:

Делам богатырским под стать,

Большую нам Родину вверила

Великая Родина- Мать!

  1. Итоги урока. Рефлексия-5 мин

Вариант 1. Выставление оценок

Ученики на чистых листах записывают свои ощущения от урока (словами, рисунками, символами и т.д).

Вариант 2.

- С каким настроением вы пришли сюда? С ожиданием чего?

- что вы узнали нового? Принесло ли вам пользу участие на уроке?

- что именно вызвало у вас наибольшие затруднения?

- С каким настроением вы уходите отсюда? Что особенно понравилось? Что из увиденного хотелось бы применить в собственной практике?












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Идущие встреч Солнцу" (Интегрированный урок )

Автор: Сивцева Ирина Михайловна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242578


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства