В данном уроке рассматривается тема "Освоение русскими землепроходцами Сибири", безусловно требующая межпредметных связей географии и истории. Интегрированный урок "Идущие встреч Солнцу" соответствует современным требованиям ФГОС. Учащиеся 10 класса исходя из ситуативного задания, работая в группах, выполняя творческие задания, используя дополнительную литературу решают проблему урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- определять основные задачи, стоявшие перед первооткрывателями территории Якутии;
-давать оценку процессам: завоевание или добровольное присоединение Якутии к Государству Российскому в 17 в.
-характеризовать личность первопроходцев.
-прослеживать маршруты первооткрывателей.
3. Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс
Личностные: - осознание цели деятельности и мотивов её достижения; оценка своих возможностей; самооценка полученного результата.
Познавательные: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников информации;
Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценка правильности выполнения работы в соответствии требованиям данной задачи;
Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; умение выслушивать мнения других и отстаивать своё; формирование умений строить монологическую речь; формулирование собственного мнения в рамках решения поставленной задачи.
4. Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока:
Коммуникативная: - способность работы в группах, владение нормами общения, поведения, умение выслушивать мнения других и отстаивать своё.
Информационная - умение отбирать, анализировать и передавать информацию при помощи устных, письменных и картографических технологий.
Учебно-познавательная: использование знаний, умений, навыков и личностные качества в образовательных областях.
5. Воспитательные:
-развитие критического мышления, делать собственные выводы, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Урок проходит в форме заседания Историко-географического общества. На данном уроке используется методический прием «Энциклопедист» - создание статьи об освоении Якутии в 17 веке для энциклопедического словаря. На листах формата А4 выполняют работу в группах по отбору информации по проблеме урока. Наносят маршруты на контурные карты. Наклеивают фото, рисунки. Затем на заседании историко-географического общества отчитываются о проделанной работе. На завершающем этапе -рефлексия.
В ходе учебного занятия обучающиеся расширят знания о первооткрывателях и исследователях, изучат новые исторические термины. Закрепят навыки работы с различными источниками информации и умения организовывать совместную деятельность в группах, оценивать свои возможности и познавательные способности.
.
Организационная структура урока
Организационный момент-2 мин.
Подготовка к восприятию проблемы – актуализация знаний
Звучит музыка: гимн Якутии и зачитывается эпиграф урока (стих-ие С. Шевкова)
“Удел покоренных был горек:
Их юрты сжигались дотла...” —
Скорбит недалекий “историк”,
В сибирские “вникнув” дела.
Семнадцатый век — не малина,
Ясак — не копеечный сбор...
Да, были в руках славянина
Не только тесло и топор.
Россия державная смело
Будила дремотную даль.
Случалось, и сабля свистела,
И ухала грозно пищаль.
Но, ставя зимовья над Леной,
Над темью скуластых родов,
Бород не вздымали надменно
Бекетов, Бугор и Дежнёв.
В острогах, в ясачной глуби ли,
На Ламе, в Даурском краю
Над верой чужой не глумились,
Мечом не внедряли свою.
Гудели шелонники круты,
Хватало и крови, и бед...
Но есть на планете якуты,
А инков с ацтеками нет...
Вступительное слово учителя:
-По первым минутам урока вы, ученики, можете назвать тему нашего урока (Заслушиваются все варианты, которые могут назвать ученики).
- В результате выбранной темы мы можем определить проблемную задачу урока.
3. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.
Проблемная задача (раздается в распечатанном виде каждому ученику).
-Многие современные историки считают, что покорение Якутии казаками ничем не отличается от завоевания Мексики и Перу европейцами: также горсть людей, стреляя огнем, побеждала тысячи вооруженных стрелами и копьями. Ибо якуты, эвенки, эвены, юкагиры и чукчи не умели пользоваться изобретением пороха в начале ΧVII века.
Давайте попытаемся в процессе нашего заседания разобраться в этой исторической проблеме (3 мин.)
Процесс решения проблемы-15 мин.У вас на столах имеются материалы для работы. Вы также можете использовать собственные домашние заготовки.
Каждая группа готовится, составляя статью для энциклопедического словаря по плану:
Биография землепроходцев
Маршрут исследование (работа с контурными картами).
Города.
И выступает по подготовленным вопросам заседания:
Мангазейская и военная экспедиция в Ленский край и основание г. Якутска (П.Пянда, М. Васильев, П. Бекетов).
Исследование больших рек Якутии и выход к Охотскому морю (И. Ребров, И. Москвитин).
Открытие р.Колыма и освоение Северо-востока Якутии (М. Стадухин, С. Дежнев).
Освоение юго-востока Сибири (В. Поярков, Е. Хабаров)
Выступление групп-12 мин.
Доказательства правильности проблемы (3 мин.)
-Обсуждая вопросы историко-географического заседания, мы получили сведения о жизни русских землепроходцев и сибирских народов в 17 веке, подробнее познакомились с биографией исследователей, хронологически проследили, как казаки продвигались во время своего похода по Сибири, а теперь на основе этого материала попытаемся решить поставленную ранее проблему: «Отличается ли колонизация Якутии от колонизации американских земель европейцами? Можно ли считать присоединение Якутии к России результатом колонизации?»(Высказывают свои мнения)
Присоединение Якутии к России имело огромное значение и было переломным моментом в истории Якутии. Якуты попали под власть русского царя, но также и включились в более прогрессивный государственный правопорядок, ускорилось их политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Местное хозяйство не было разрушено, устои общественного строя, быта духовной культуры и верований не были уничтожены. Христианизация была поверхностной. Русская государственность устранила межплеменную рознь и междоусобицы тойонов. Эксплуатация выражалась в выкачивании пушнины (ясака). Ясачная политика способствовала быстрому расслоению якутского общества. Присоединение было неизбежным историческим процессом.
Заключительное слово учителя:
- Перед нами стояла задача: выяснить, можно ли считать походы русских землепроходцев колониальным завоеванием Якутии? (Участники заседания делают обобщенный вывод по уроку. Возможно принять любую точку зрения).
-Мы смогли решить нашу историческую проблему. Хочется закончить наш урок замечательным стихотворением Сергея Шевкова:
Но нам не кокетничать скромностью
Пред ширью просторов родных,
Пред этой трехмиллионностью
Квадратов ее верстовых?
И выкрикнуть сердцем не велено:
Делам богатырским под стать,
Большую нам Родину вверила
Великая Родина- Мать!
Итоги урока. Рефлексия-5 мин
Вариант 1. Выставление оценок
Ученики на чистых листах записывают свои ощущения от урока (словами, рисунками, символами и т.д).
Вариант 2.
- С каким настроением вы пришли сюда? С ожиданием чего?
- что вы узнали нового? Принесло ли вам пользу участие на уроке?
- что именно вызвало у вас наибольшие затруднения?
- С каким настроением вы уходите отсюда? Что особенно понравилось? Что из увиденного хотелось бы применить в собственной практике?