kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Городское и сельское население.Урбанизация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рекомендована ддля учимтелей географии.Использованы проблемные методы обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Городское и сельское население.Урбанизация»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АНТРАЦИТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 13» ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ















Городское и сельское население. Урбанизация.















Разработку урока географии

в 10 классе подготовила

Затулина Елена Александровна,

учитель І квалификационной

категории, «старший учитель»





Тема: Городское и сельское население. Урбанизация.

Цели: 1)сформировать понятие об урбанизации как всемирном процессе;

2)совершенствовать навыки работы с первичными источниками информации, со статистическими и картографическими материалами;

3)развитие у учащихся коммуникативности, логического мышления, внимания;



Оборудование: карта «Плотность населения мира», политическая карта мира, атласы, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Урбанизация», калькулятор.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Представление Магистра географических наук.

2.Актуализация знаний:

1) Фронтальный опрос

«Что такое?» (Запомните последнее слово ответа).

-Демография-

-Демографический взрыв-

-Миграция-

Эмиграция-

-ФРГ-

-Лондон-

2)Разделите предложенные предметы на 2 группы. Свой выбор обоснуйте.

Учащимся предлагаются веточка дерева, статуэтка Папского дворца в Авиньоне, магнит «Вишня», мягкая игрушка «Цыпленок», магнит «Донецк», рекламный проспект цирка, колосья пшеницы, статуэтка с символикой Вашингтона , модель хижины жителей саванн Африки.

(Деление на предметы, относящиеся к городу и к селу).

Беседа:





-В каком населённом пункте вы живете?

-Назовите ближайший к нам город.

-Какой город в ЛНР самый крупный?

-Какие города-миллионеры вы знаете?

-К какой группе городов по численности населения относится Антрацит?

-Какое слово в списке «Что такое?» было последним?

Итак, Лондон – это город. Что нам сегодня предстоит изучить на уроке?

Обговариваются совместно с учащимися тема и цели урока. Тема записывается в тетрадь.(слайд 1-3 презентации «Урбанизация»)

3.Изучение нового материала.

1)Историко-географическая характеристика возрастающей роли городов, первые города.

Краткий экскурс в историю. Слайд 4

Города возникли в глубокой древности (в IV тысячелетии до н.э.) в дельтах Нила, Тигра и Евфрата как центры административной власти, торговли и ремесла, как военные укрепления.

В средние века (1400 г.) самыми большими городами в Европе были: Париж, Милан, Венеция, Генуя, Прага, Лондон, Новгород, Псков. Москва в то время насчитывала 30 тысяч жителей.

Среди городов Азии в начале XV века выделялись Пекин, Киото; а Африке – Каир. Он был единственным городом на материке. Слайды 5-10

Во второй половине XX века функции городов еще больше расширялись. Современный город стал выполнять несколько функций. Это чаще всего административные, промышленные, культурные, транспортные, торговые и другие функции.

Магистр, скажите, пожалуйста, как распределяются столичные функции в городах? (дополнительный текст 11)

Вопрос Магистру: А есть ли города, которые построены только для того, чтобы быть столицами? (дополнительный текст 12)

В наши дни размещение населения все больше определяется географией городов.

Вопрос Магистру: Какое количество жителей вкладывают в понятие «город» в разных странах мира? Слайды 11-12

(дополнительный текст 13)

2) Понятие урбанизации.

-На основе имеющихся знаний из курса 9 класса и на основе текста учебника охарактеризуйте понятие «урбанизация».

Слайд 13

Урбанизация-это рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие более сложных сетей и систем городов (запись в тетрадь) Слайд 14

Урбанизация – это не только исторический процесс повышения роли городов и городского населения, но и широкое распространение городского образа жизни.

Урбанизация- одна из самых важных составных частей социально-экономического развития.

3) Характерные черты современного процесса урбанизации: Слайд 15.

1.Быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.

Сравните, в 1900 г. в городах проживало 13% всего населения;в 1950-30%, в 1980-39%, в 2000 г.- 47,5%, в 2010-51%.

Анализ таблицы 3 «Рост численности городского населения в 1950-2012гг.» Давайте применим свои математические способности. С помощью калькулятора определите, в каком регионе мира произошло самое большое увеличение числа горожан с 1950 г. по 2012 г.? (В Африке в 13,9раза).

2. Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах. Это характеризуется ростом производства, развитием науки и образования, удовлетворением духовных потребностей людей. В начале XX века в мире насчитывалось 360 крупных городов. В начале XXI века 4000.

Крупнейшие города-миллионеры с населением свыше 1 млн. жителей: в начале XX века их было всего 10, в 1980-х годах – более 200, в 1995 году – 325, в 2000 году – 4000.

Анализ картосхемы 14«Крупнейшие города мира» в учебнике. Слайд 16

Крупнейшие города мира: Слайды 17-19

-Шанхай- Слайд 17

-Карачи-

-Стамбул-Слайд 18

-Токио-

-Мумбаи-

-Буэнос-Айрес

-Дакка-

-Манила-

-Дели –

-Москва – Слайд 19

-Мехико-

-Каир –

-Сейл –

- Джакарта

-Нью-Йорк –

-Сидней –

-Париж –

3. «Расползание» городов, расширение их территории. Слайды 20-23

Для современной урбанизации характерен переход от компактного («точечного») города к городским агломерациям.

-Из курса 9 класса вспомните, что такое агломерация?

Агломерация – это территориальные группировки городов, объединенных транспортными, производственными, трудовыми, культурными связями. (запись в тетради)

Ядрами их чаще всего становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры.

-Какие российские агломерации вы знаете? (Московская и Санкт-Петербургская).

Агломерации образуют мегалополисы.

Мегалополис- это самое крупное по численности населения поселение, образованное близкорасположенными городскими агломерациями. (запись в тетрадь) Слайды 24-25

Самый крупный в мире – Токайдо (Япония). В Латинской Америке – Мехико, в США – Приозерный (Чипитс), Калифорнийский (Сан-Сан), Приатлантический (Босваш), в Европе – Рейно-Рурский.

4)Уровень урбанизации стран мира: Слайд26

Анализ картосхемы 15 «Уровень урбанизации по странам мира» .

1.Высокоурбанизированные страны мира (доля городского населения свыше 50%)

2.Среднеурбанизированные страны (доля городского населения от 20% до 50%)

3. Слабоурбанизированные страны (доля городского населения ниже 20%)

Какие страны можно назвать самыми высокоурбанизированными? (Города-государства)

5) Темпы урбанизации стран: 1) В развитых странах доля городского населения растет медленно, даже уменьшается.

-Почему? (многие горожане теперь предпочитают жить в пригородах или даже в сельской местности, т.к. в городе выше загрязнение окружающей среды, усложняются транспортные проблемы, ветшает инфраструктура, особенно в исторических частях городов, удорожает инженерное оборудование).

Урбанизация продолжает развиваться «вглубь», приобретая новые формы.

В результате происходит стремительное развитие пригородов крупных городов – субурбанизация (дословно- урбанизация пригородов).

2)В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно ниже, она продолжает расти «вширь», а городское население увеличивается. Причем довольно быстрыми темпами. Поэтому ученые дали этому явлению название «городского взрыва». Но рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие.

6. Сельское население. Слайд 27

Две формы сельских поселений: Слайд 28

1)групповая (деревенская) – Россия, Китай, Япония, зарубежная Европа.

2)рассеянная (фермерская) – США, Канада, Австралия Слайд 29



Слово Магистру о фермах Австралии. (дополнительный текст 16)



7. Влияние урбанизации на окружающую среду. Слайд 30

В наши дни урбанизация стала одним из основных факторов изменения окружающей среды. С нею связано ¾ общего объема загрязнения. И на 1 месте здесь загрязнение воздуха.

Слово Магистру. (дополнительный текст 17)



Вывод: Темпы роста урбанизации очень высоки, что обусловлено развитием промышленности, большими потребностями городов в рабочей силе, более комфортными условиями проживания. Доля городского населения пополняется за счет развивающихся стран. Для них характерна субурбанизация.

4. Закрепление изучаемого материала .

1. Выполните задание 11 в блоке самоконтроля и взаимного контроля раздел «Можете ли вы».

(Страниц а 96)

(правильно: Аргентина, Великобритания , Австралия, ФРГ, США, Китай, Эфиопия)

2. Угадайте по описанию город:

- Этот столичный город расположен на острове Ява (Джакарта)

-Название этого города переводится как «северная столица», основан в XII веке до н.э. Здесь есть Императорский дворец, храм Неба, стена Девяти Драконов (Пекин)

-Этот город находится в 90 км от Желтого моря, в нем проходили в 1988 г. XXIV Олимпийские игры (Сеул)

-Это один из самых крупных городов Африки, основан в VII веке, в нем находится штаб-квартира Лиги арабских государств (Каир)

-Столица государства на северо-востоке Индии. Является центром региона по выращиванию риса и джута (Дакка)

-Город расположен в плодородной горной долине, окруженной почти сплошным кольцом гор, среди которых выделяется покрытая снегом вершина вулкана Орисаба. Это самая древняя из столиц в Западном полушарии, основанная индейцами-ацтеками (Мехико).

3. Какой город представлен в стихотворении В.В. Маяковского?

Асфальт – стекло,

Иду и звеню.

Леса и травинки – сбриты.

На север с юга идут авеню,

На запад с востока – стриты.

А между - - куда их строитель завез! –

Дома невозможной длины.

Одни дома длиною до звезд,

Другие – длиной до луны.

Янки подошвами шлепать ленив:

Простой и курьерский лифт.

В 7 часов человечий прилив,

В 17 часов – отлив…

(Нью-Йорк. Стихотворение называется «Бродвей»)

-По каким признакам определили этот город? (небоскребы, янки)

Слово Магистру. (дополнительный текст 15)

5. Домашнее задание:

1.Тема «Городское и сельское население»; повторить тему «Население»;

2.Практическое задание : на контурной карте обозначить 10 крупнейших

городских агломераций мира;

3. По выбору творческое задание:

1) составить презентацию о любом городе мира;

2) составить кроссворд «Города мира».
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Городское и сельское население.Урбанизация

Автор: Затулина Елена Александровна

Дата: 25.01.2018

Номер свидетельства: 452552


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства