Просмотр содержимого документа
«Городское и сельское население.Урбанизация»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АНТРАЦИТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 13» ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Городское и сельское население. Урбанизация.
Разработку урока географии
в 10 классе подготовила
Затулина Елена Александровна,
учитель І квалификационной
категории, «старший учитель»
Тема: Городское и сельское население. Урбанизация.
Цели: 1)сформировать понятие об урбанизации как всемирном процессе;
2)совершенствовать навыки работы с первичными источниками информации, со статистическими и картографическими материалами;
3)развитие у учащихся коммуникативности, логического мышления, внимания;
Оборудование: карта «Плотность населения мира», политическая карта мира, атласы, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Урбанизация», калькулятор.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Представление Магистра географических наук.
2.Актуализация знаний:
1) Фронтальный опрос
«Что такое?» (Запомните последнее слово ответа).
-Демография-
-Демографический взрыв-
-Миграция-
Эмиграция-
-ФРГ-
-Лондон-
2)Разделите предложенные предметы на 2 группы. Свой выбор обоснуйте.
Учащимся предлагаются веточка дерева, статуэтка Папского дворца в Авиньоне, магнит «Вишня», мягкая игрушка «Цыпленок», магнит «Донецк», рекламный проспект цирка, колосья пшеницы, статуэтка с символикой Вашингтона , модель хижины жителей саванн Африки.
(Деление на предметы, относящиеся к городу и к селу).
Беседа:
-В каком населённом пункте вы живете?
-Назовите ближайший к нам город.
-Какой город в ЛНР самый крупный?
-Какие города-миллионеры вы знаете?
-К какой группе городов по численности населения относится Антрацит?
-Какое слово в списке «Что такое?» было последним?
Итак, Лондон – это город. Что нам сегодня предстоит изучить на уроке?
Обговариваются совместно с учащимися тема и цели урока. Тема записывается в тетрадь.(слайд 1-3 презентации «Урбанизация»)
3.Изучение нового материала.
1)Историко-географическая характеристика возрастающей роли городов, первые города.
Краткий экскурс в историю. Слайд 4
Города возникли в глубокой древности (в IV тысячелетии до н.э.) в дельтах Нила, Тигра и Евфрата как центры административной власти, торговли и ремесла, как военные укрепления.
В средние века (1400 г.) самыми большими городами в Европе были: Париж, Милан, Венеция, Генуя, Прага, Лондон, Новгород, Псков. Москва в то время насчитывала 30 тысяч жителей.
Среди городов Азии в начале XV века выделялись Пекин, Киото; а Африке – Каир. Он был единственным городом на материке. Слайды 5-10
Во второй половине XX века функции городов еще больше расширялись. Современный город стал выполнять несколько функций. Это чаще всего административные, промышленные, культурные, транспортные, торговые и другие функции.
Магистр, скажите, пожалуйста, как распределяются столичные функции в городах? (дополнительный текст 11)
Вопрос Магистру: А есть ли города, которые построены только для того, чтобы быть столицами? (дополнительный текст 12)
В наши дни размещение населения все больше определяется географией городов.
Вопрос Магистру: Какое количество жителей вкладывают в понятие «город» в разных странах мира? Слайды 11-12
(дополнительный текст 13)
2) Понятие урбанизации.
-На основе имеющихся знаний из курса 9 класса и на основе текста учебника охарактеризуйте понятие «урбанизация».
Слайд 13
Урбанизация-это рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие более сложных сетей и систем городов (запись в тетрадь) Слайд 14
Урбанизация – это не только исторический процесс повышения роли городов и городского населения, но и широкое распространение городского образа жизни.
Урбанизация- одна из самых важных составных частей социально-экономического развития.
3) Характерные черты современного процесса урбанизации: Слайд 15.
1.Быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.
Сравните, в 1900 г. в городах проживало 13% всего населения;в 1950-30%, в 1980-39%, в 2000 г.- 47,5%, в 2010-51%.
Анализ таблицы 3 «Рост численности городского населения в 1950-2012гг.» Давайте применим свои математические способности. С помощью калькулятора определите, в каком регионе мира произошло самое большое увеличение числа горожан с 1950 г. по 2012 г.? (В Африке в 13,9раза).
2. Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах. Это характеризуется ростом производства, развитием науки и образования, удовлетворением духовных потребностей людей. В начале XX века в мире насчитывалось 360 крупных городов. В начале XXI века 4000.
Крупнейшие города-миллионеры с населением свыше 1 млн. жителей: в начале XX века их было всего 10, в 1980-х годах – более 200, в 1995 году – 325, в 2000 году – 4000.
Анализ картосхемы 14«Крупнейшие города мира» в учебнике. Слайд 16
Крупнейшие города мира: Слайды 17-19
-Шанхай- Слайд 17
-Карачи-
-Стамбул-Слайд 18
-Токио-
-Мумбаи-
-Буэнос-Айрес
-Дакка-
-Манила-
-Дели –
-Москва – Слайд 19
-Мехико-
-Каир –
-Сейл –
- Джакарта
-Нью-Йорк –
-Сидней –
-Париж –
3. «Расползание» городов, расширение их территории. Слайды 20-23
Для современной урбанизации характерен переход от компактного («точечного») города к городским агломерациям.
-Из курса 9 класса вспомните, что такое агломерация?
Агломерация – это территориальные группировки городов, объединенных транспортными, производственными, трудовыми, культурными связями. (запись в тетради)
Ядрами их чаще всего становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры.
-Какие российские агломерации вы знаете? (Московская и Санкт-Петербургская).
Агломерации образуют мегалополисы.
Мегалополис- это самое крупное по численности населения поселение, образованное близкорасположенными городскими агломерациями. (запись в тетрадь) Слайды 24-25
Самый крупный в мире – Токайдо (Япония). В Латинской Америке – Мехико, в США – Приозерный (Чипитс), Калифорнийский (Сан-Сан), Приатлантический (Босваш), в Европе – Рейно-Рурский.
4)Уровень урбанизации стран мира: Слайд26
Анализ картосхемы 15 «Уровень урбанизации по странам мира» .
1.Высокоурбанизированные страны мира (доля городского населения свыше 50%)
2.Среднеурбанизированные страны (доля городского населения от 20% до 50%)
3. Слабоурбанизированные страны (доля городского населения ниже 20%)
Какие страны можно назвать самыми высокоурбанизированными? (Города-государства)
5) Темпы урбанизации стран: 1) В развитых странах доля городского населения растет медленно, даже уменьшается.
-Почему? (многие горожане теперь предпочитают жить в пригородах или даже в сельской местности, т.к. в городе выше загрязнение окружающей среды, усложняются транспортные проблемы, ветшает инфраструктура, особенно в исторических частях городов, удорожает инженерное оборудование).
Урбанизация продолжает развиваться «вглубь», приобретая новые формы.
В результате происходит стремительное развитие пригородов крупных городов – субурбанизация (дословно- урбанизация пригородов).
2)В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно ниже, она продолжает расти «вширь», а городское население увеличивается. Причем довольно быстрыми темпами. Поэтому ученые дали этому явлению название «городского взрыва». Но рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие.
6. Сельское население. Слайд 27
Две формы сельских поселений: Слайд 28
1)групповая (деревенская) – Россия, Китай, Япония, зарубежная Европа.
2)рассеянная (фермерская) – США, Канада, Австралия Слайд 29
Слово Магистру о фермах Австралии. (дополнительный текст 16)
7. Влияние урбанизации на окружающую среду. Слайд 30
В наши дни урбанизация стала одним из основных факторов изменения окружающей среды. С нею связано ¾ общего объема загрязнения. И на 1 месте здесь загрязнение воздуха.
Слово Магистру. (дополнительный текст 17)
Вывод: Темпы роста урбанизации очень высоки, что обусловлено развитием промышленности, большими потребностями городов в рабочей силе, более комфортными условиями проживания. Доля городского населения пополняется за счет развивающихся стран. Для них характерна субурбанизация.
4. Закрепление изучаемого материала .
1. Выполните задание 11 в блоке самоконтроля и взаимного контроля раздел «Можете ли вы».
(Страниц а 96)
(правильно: Аргентина, Великобритания , Австралия, ФРГ, США, Китай, Эфиопия)
2. Угадайте по описанию город:
- Этот столичный город расположен на острове Ява (Джакарта)
-Название этого города переводится как «северная столица», основан в XII веке до н.э. Здесь есть Императорский дворец, храм Неба, стена Девяти Драконов (Пекин)
-Этот город находится в 90 км от Желтого моря, в нем проходили в 1988 г. XXIV Олимпийские игры (Сеул)
-Это один из самых крупных городов Африки, основан в VII веке, в нем находится штаб-квартира Лиги арабских государств (Каир)
-Столица государства на северо-востоке Индии. Является центром региона по выращиванию риса и джута (Дакка)
-Город расположен в плодородной горной долине, окруженной почти сплошным кольцом гор, среди которых выделяется покрытая снегом вершина вулкана Орисаба. Это самая древняя из столиц в Западном полушарии, основанная индейцами-ацтеками (Мехико).
3. Какой город представлен в стихотворении В.В. Маяковского?
Асфальт – стекло,
Иду и звеню.
Леса и травинки – сбриты.
На север с юга идут авеню,
На запад с востока – стриты.
А между - - куда их строитель завез! –
Дома невозможной длины.
Одни дома длиною до звезд,
Другие – длиной до луны.
Янки подошвами шлепать ленив:
Простой и курьерский лифт.
В 7 часов человечий прилив,
В 17 часов – отлив…
(Нью-Йорк. Стихотворение называется «Бродвей»)
-По каким признакам определили этот город? (небоскребы, янки)
Слово Магистру. (дополнительный текст 15)
5. Домашнее задание:
1.Тема «Городское и сельское население»; повторить тему «Население»;
2.Практическое задание : на контурной карте обозначить 10 крупнейших