Просмотр содержимого документа
«Геология, рельеф и полезные ископаемые Казахстана»
Тема урока: Геология, рельеф и полезные ископаемые Казахстана.
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме.
Задачи урока:
Образовательные: Повторить изученный материал( геологию, рельеф и полезные
ископаемые своей страны)
Развивающие: Развивать географическое мышление, устную речь.
Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности, товарищества, умения работать
самостоятельно.
Тип урока: Обобщающий.
Форма обучения: Фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: Беседа, иллюстрационный, репродуктивный, метод самостоятельной
работы, игровой.
Оборудование: Физическая и тектоническая карты Казахстана, географические
атласы.
План урока.
1. Организационный этап.
2. Этап опроса.
3. Этап игровой.
4. Этап занимательный.
5.Итог урока.
Сегодня на уроке мы с вами обобщаем и систематизируем знания полученные вами на предыдущих уроках. Скажу несколько слов о нашей работе. Ребята сидящие на третьем ряду будут работать по индивидуальным заданиям, а остальные работают вместе со мной.
После того, как учащиеся третьего ряда выполнят свою работу, они приступают к работе вместе с нами. Ваша работа на уроке будет оцениваться сигнальными карточками.
Учитель показывает учащимся сигнальные карточки и объясняет каждую.
Зеленая карточка- дается при полном, правильном ответе, а также при правильном показе
географических объектов.
Желтая карточка- дается вам в том случае, когда вы дали не полный ответ и не точно
показали географический объект по карте.
Красная карточка- дается при отсутствии ответа и не знании карты.
4. Плато ( с французского плоский) возвышенная плоская или волнистая равнина, расположенная примерно на одном уровне и отделенная уступами от находящихся ниже равнинных пространств Устюрт, Тургайское, Предуральское.
Задание №3.
Из перечисленных слов составьте в последовательности периоды геохронологической таблицы:
2. По каким видам полезных ископаемых Казахстан занимает ведущие места в мире?
3. Почему казахстанскую часть Западного Алтая называют Рудным Алтаем?
4. Как выглядела поверхность Казахстана в конце мезозойской эры?
Ответ на задание №4.
1. К низкогорным областям относятся- Сарыарка, Мугоджары, Мангистауские горы.
2. Республика занимает первое место в мире по запасам вольфрама, второе - по хромитовым и фосфорным рудам, третье- по марганцевой руде, четвертое- по запасам свинца и молибдена, шестое по запасам золота, восьмое по запасам железной руды.
3. Казахстанскую часть западного Алтая называют Рудным , потому что в его недрах найдены многочисленные полезные ископаемые: медь, цинк, олово, свинец, серебро, золото и другие металлы.
4. К концу мезозойской эры море простиралось до Сарыарки. Тектонические движения в мезозойскую эру были незначительными. Они не образовали ни одной крупной горной системы.
Вопросы классу.
1. Назовите ученых, которые выдвигали гипотезы о зарождении Земли.
Ответ: Кант и Лаплас, Шмид и Фесенков.
2. В течение каких этапов шло развитие Земли?
Ответ: Развитие планеты Земли шло в планетарный и геологический.
3. Какой период времени охватывает планетарный этап?
Ответ: Планетарный этап охватывает время от зарождения Земли до образования земной коры.
4.Когда образовалась планета Земля?
Ответ: Планета Земля образовалась 4,5- 4,6 млрд. лет назад.
5.С каких появлений начался геологический этап?
Ответ: Геологический этап начался с момента появления первых зачатков земной коры и продолжается по сей день.
6.Дайте понятие что такое геология ( учитель это слово показывает учащимся на плотном листе бумаги)
Ответ: Геология ( от греческого Ге- Земля и логос- слово, учение), комплекс наук о составе, строении и истории развития земной коры и более глубоких сфер Земли.
7.Что было на территории Казахстана в допалеозое?
Ответ: Территория Казахстана в это время была представлена Урало- Тяньшанской геосинклиналью.
8. Что такое геосинклиналь?( учитель это понятие показывает учащимся на плотном листе бумаги)
Ответ: Геосинклиналь( от греческого Ге- Земля и синклиналь), длинный, протягивающийся на многие десятки и сотни километров, относительно узкий и глубокий прогиб земной коры, возникающий на дне морского бассейна и заполненный мощными толщами осадочных и вулканических горных пород.
9. Какие горообразовательные процессы происходили на территории Казахстана?
Ответ: На территории Казахстана происходили следующие горообразовательные процессы, это каледонское, герцинское и альпийское.
10. Расскажите более подробно о каждом горообразовательном процессе, свой рассказ сопровождая показом по карте.
Ответ: Каледонское горообразование произошло в первой половине палеозоя. Образовались горные складки на северо-западе Сарыарки и в Северном Тянь-Шане. Море постепенно отступало, увеличивая площадь суши. В конце палеозоя произошло герцинскоегорообразование. В это горообразование поднялся Алтай, Жунгарский Алатау, западные хребты Тянь-Шаня, восточная часть Сарыарки и Мугоджары. Большая часть территории превратилась в жесткий участок, и не покрывалось морем.
В мезозойскую эру море было только на западе Казахстана. В это время ни образовалась ни одна горная система. Те горные области, которые образовались в палеозое разрушились и к концу мезозоя Казахстан - выровненной поверхностью.
Альпийское горообразование происходило в кайнозойскую эру. Оно вызвало раскол земной коры, поднятие и опускание горных складчатых областей и преобразование их в высокогорные складчато-глыбовые системы. Вторично образовались Алтай, Тарбагатай,Жунгарский Алатау, Тянь-Шань.( ученик показывает по карте все горные области, учитель в это время должен внимательно следить за рассказом и показом по карте).
11.Вспомните из курса 7 класса ,что такое тектоника?
Ответ: Тектоника –это раздел геологии, изучающий строение, движение и развитие земной коры.
12. Вспомните и назовите основные положения теории литосферных плит.
Ответ: Согласно теории литосферных плит внешняя оболочка Земли, то есть земная кора вместе с частью верхней мантии, состоит из нескольких очень больших блоков( плит).
Выделяют 13 основных плит, из них 7 наиболее крупных. Большинство плит включает
как материковую так и океаническую кору. Плиты лежат на сравнительно мягком, пластичном слое мантии, по которому и происходит их скольжение. Они перемещаются относительно друг друга со скоростью от 1 до 6 сантиметров в год. При соприкосновении двух материковых плит их крайние участки в результате взаимного столкновения сжимаются и сминаются в складки, так например образовались Гималаи. А если сближаются материковая и океаническая плиты, то покрытая морем плита изгибается и как бы « ныряет» под материковую. При этом возникают глубоководные желоба, островные дуги.
13. Скажите, а какое строение имеет материковая земная кора?
Ответ: Материковая кора имеет следующие строение- слой осадочных пород, слой гранита и слой базальта.
14. Какого слоя не наблюдается в океанической коре?
Ответ : В океанической коре нет слоя гранита.
15. Закончите мое предложение- сравнительно ровные и устойчивые участки земной коры называются….
Ответ : Платформы.
16. Вспомните какое строение имеет платформа?
Ответ: Платформа имеет двухъярусное строение.
17.Расскажите о строение платформы.
Ответ: Первый ярус- фундамент платформы, состоит из кристаллических горных пород и более устойчив. Второй ярус называется – чехол осадочных пород, сложен осадочными породами палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Этот ярус расположен на древнем жестком основании.
18.Скажите есть ли на территории Казахстана древняя платформа?
Ответ: На западе Казахстана своим юго-восточным выступом заходит древняя Восточно-Европейская платформа.
19.Покажите эту часть платформы( ученик показывает)
20. Вы знаете, что на территории республики есть и молодые платформы, почему их называют молодыми, назовите и покажите по карте?
Ответ: Молодые потому, что образовались в конце палеозоя- начале мезозоя. Западно-Сибирская и Туранская..
Итак мы с вами вспомнили геологию, а теперь переходим к рельефу.
21. Что такое рельеф?
Ответ: Рельеф –это неровности земной поверхности.
22. Назовите основные формы рельефа.
Ответ: Основными формами рельефа являются равнины и горы.
23. Вы знаете, что рельеф постоянно изменяется, так в результате чего происходят изменения?
Ответ: Изменения происходят в результате воздействия внутренних и внешних сил.
24. Более подробно остановитесь на характеристики этих сил.
Ответ: Внешние (экзогенные) силы Земли; их проявление связано с энергией Солнца, влиянием силы тяжести и жизнедеятельности организмов. Эти силы разрушают горные породы и выносят продукты разрушения с одних участков земной поверхности на другие. Внутренние силы (эндогенные); действие этих сил вызвано перемещением вещества мантии. Эти силы проявляются в процессах движения литосферы. Движения литосферы перемещают пласты горных пород, изменяют строение земной коры, а значит ее рельеф.
25.Перечислите главные особенности рельефа Казахстана.
Ответ: а) преобладают равнинно-низкогорные области, они занимают большую часть
территории
б) высокогорные области расположены на востоке и юго-востоке страны и
занимают небольшую территорию
в) высокие и низкие горы чередуются с межгорными долинами и равнинами
Игра « Что такое?»
Учитель называет географические объекты, ученики должны назвать что это такое и показать по карте.
1. Мугоджары( ответ - низкогорная область, продолжение Уральских гор).
2.Предуральское ( ответ- плато).
3.Прикаспийская ( ответ- низменность).
4.Карагие ( ответ- впадина – 132м).
5.Сарыарка ( ответ- низкогорная область).
6.Алтая ( ответ- горная область на востоке страны).
7.Туранская ( ответ- низменность).
8. Тянь- Шань ( ответ- горная страна на юго-востоке).
9.Устюрт ( ответ- плато).
10.Тарбагатай ( ответ- горная система , расположена между Зайсанской и Алакольской котловинами).
11.Западно- Сибирская ( ответ- низменность простирается узкой полосой от Уральских гор до Алтая).
12.Жунгарский Алатау ( ответ- горная страна между Балхаш- Алакольским межгорными равнинами и долиной реки Или).
13. Мангистауские ( ответ- низкогорная область, расположена на Мангистуском полуострове Каспийского моря).
14. Бетпакдала ( ответ- плато, расположено между рекой Сарысу на западе и озером Балхаш на востоке, Сарыаркой на севере и рекой Чу на юге).
15. Хан- Тенгри ( ответ- высшая точка Тянь-Шаня ,ее высота 6995м над уровнем моря).
На прошлом уроке вы выполняли практическую работу, где установили связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Продолжите мое предложение.
1.Полезные ископаемые…( ответ- все горные породы и минералы, которые добываются из недр земли и используются человеком).
2. На какие группы по составу и особенностям использования различают полезные ископаемые?
Ответ: По составу и особенностям использования полезные ископаемые различают горючие, металлические и неметаллические( нерудные).
Игра « Третий лишний».
Учитель показывает на полном картоне три полезных ископаемых, ученики должны их назвать и сказать ,какое полезное ископаемое лишнее и почему.
Ответы на игровой этап.
№1. карточка- бурый уголь, каменный уголь, цементное сырье ( лишний знак цементное сырье, относится к группе нерудных полезных ископаемых).
№2. карточка- бурый уголь, природный газ, золото ( знак золото лишний, так как входит в группу рудных полезных ископаемых).
№3. карточка- медь, природный газ, железная руда ( природный газ, к группе горючих полезных ископаемых , он лишний).
№4. карточка- асбест, поваренная соль, хромитовые руды ( хромитовые руды лишний , к группе рудных полезных ископаемых).
№5.карточка- хромитовые руды, марганцевые, фосфориты ( фосфориты к группе нерудных, знак лишний).
№6. карточка- фосфориты, строительные материалы, полиметаллические руды ( полиметаллические руды относят к группе рудным , поэтому этот знак лишний).
№7 карточка- марганцевые, золото, природный газ ( лишний природный газ, к группе горючих полезных ископаемых).
Занимательная география.
Учитель на доске цветным мелом чертит кроссворд. Мелом выделяет только слово рельеф. Затем задает вопросы классу.
1. Назовите самое низкое место в Казахстане.
2. Как называется раздел геологии, изучающий строение, движение и развитие земной коры.
3.Назовите область прогибания.
4. Как высокогорная область образовавшаяся в каледонское горообразование.
5. Полезное ископаемое входящее в группу рудных.
6. Какое полезное ископаемое называют черным золотом страны.
К
А
Р
А
Г
И
Е
Т
Е
К
Т
О
Н
И
К
А
П
Л
И
Т
А
Т
Я
Н
Ь
-
Ш
А
Н
Ь
М
Е
Д
Ь
Н
Е
Ф
Т
Ь
Заключительный этап.
Учитель анализирует работу учащихся на уроке, оценивает их по сигнальным карточкам. Оценка ставится по количеству набранных сигнальных карточек. Если ученик набрал зеленых карточек , то ему ставится пять, если есть и желтые карточки, то надо рассматривать работу ученика на протяжении всего урока.
Домашнее задание.
К следующему уроку повторить пройденный материал за курс География. Материки и океаны. Точнее тему « Воздушные массы», « Климатообразующие факторы», то есть параграфы 7 и 8.
Литература.
1. Бейсенова А.С. и другие География. Материки и океаны: учебник для 7 класса, издательство Алматы « Атамура» 2003.
2. Бейсенова А, Карпеков К. Физическая география Казахстана: учебник для 8 класса, издательство Алматы « Атамура» 2004.
3. Коринская В.А. и другие География материков и океанов: учебник для 7 класса, издательство Москва « Просвещение» 1989.
4. Трешников и другие Географический энциклопедический словарь( понятия и термины), издательство Москва « Советская энциклопедия» 1988.
Тема урока: Геология, рельеф и полезные ископаемые Казахстана.
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме.
Задачи урока:
Образовательные: Повторить изученный материал( геологию, рельеф и полезные
ископаемые своей страны)
Развивающие: Развивать географическое мышление, устную речь.
Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности, товарищества, умения работать
самостоятельно.
Тип урока: Обобщающий.
Форма обучения: Фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: Беседа, иллюстрационный, репродуктивный, метод самостоятельной
работы, игровой.
Оборудование: Физическая и тектоническая карты Казахстана, географические
атласы.
План урока.
1. Организационный этап.
2. Этап опроса.
3. Этап игровой.
4. Этап занимательный.
5.Итог урока.
Сегодня на уроке мы с вами обобщаем и систематизируем знания полученные вами на предыдущих уроках. Скажу несколько слов о нашей работе. Ребята сидящие на третьем ряду будут работать по индивидуальным заданиям, а остальные работают вместе со мной.
После того, как учащиеся третьего ряда выполнят свою работу, они приступают к работе вместе с нами. Ваша работа на уроке будет оцениваться сигнальными карточками.
Учитель показывает учащимся сигнальные карточки и объясняет каждую.
Зеленая карточка- дается при полном, правильном ответе, а также при правильном показе
географических объектов.
Желтая карточка- дается вам в том случае, когда вы дали не полный ответ и не точно
показали географический объект по карте.
Красная карточка- дается при отсутствии ответа и не знании карты.
4. Плато ( с французского плоский) возвышенная плоская или волнистая равнина, расположенная примерно на одном уровне и отделенная уступами от находящихся ниже равнинных пространств Устюрт, Тургайское, Предуральское.
Задание №3.
Из перечисленных слов составьте в последовательности периоды геохронологической таблицы:
2. По каким видам полезных ископаемых Казахстан занимает ведущие места в мире?
3. Почему казахстанскую часть Западного Алтая называют Рудным Алтаем?
4. Как выглядела поверхность Казахстана в конце мезозойской эры?
Ответ на задание №4.
1. К низкогорным областям относятся- Сарыарка, Мугоджары, Мангистауские горы.
2. Республика занимает первое место в мире по запасам вольфрама, второе - по хромитовым и фосфорным рудам, третье- по марганцевой руде, четвертое- по запасам свинца и молибдена, шестое по запасам золота, восьмое по запасам железной руды.
3. Казахстанскую часть западного Алтая называют Рудным , потому что в его недрах найдены многочисленные полезные ископаемые: медь, цинк, олово, свинец, серебро, золото и другие металлы.
4. К концу мезозойской эры море простиралось до Сарыарки. Тектонические движения в мезозойскую эру были незначительными. Они не образовали ни одной крупной горной системы.
Вопросы классу.
1. Назовите ученых, которые выдвигали гипотезы о зарождении Земли.
Ответ: Кант и Лаплас, Шмид и Фесенков.
2. В течение каких этапов шло развитие Земли?
Ответ: Развитие планеты Земли шло в планетарный и геологический.
3. Какой период времени охватывает планетарный этап?
Ответ: Планетарный этап охватывает время от зарождения Земли до образования земной коры.
4.Когда образовалась планета Земля?
Ответ: Планета Земля образовалась 4,5- 4,6 млрд. лет назад.
5.С каких появлений начался геологический этап?
Ответ: Геологический этап начался с момента появления первых зачатков земной коры и продолжается по сей день.
6.Дайте понятие что такое геология ( учитель это слово показывает учащимся на плотном листе бумаги)
Ответ: Геология ( от греческого Ге- Земля и логос- слово, учение), комплекс наук о составе, строении и истории развития земной коры и более глубоких сфер Земли.
7.Что было на территории Казахстана в допалеозое?
Ответ: Территория Казахстана в это время была представлена Урало- Тяньшанской геосинклиналью.
8. Что такое геосинклиналь?( учитель это понятие показывает учащимся на плотном листе бумаги)
Ответ: Геосинклиналь( от греческого Ге- Земля и синклиналь), длинный, протягивающийся на многие десятки и сотни километров, относительно узкий и глубокий прогиб земной коры, возникающий на дне морского бассейна и заполненный мощными толщами осадочных и вулканических горных пород.
9. Какие горообразовательные процессы происходили на территории Казахстана?
Ответ: На территории Казахстана происходили следующие горообразовательные процессы, это каледонское, герцинское и альпийское.
10. Расскажите более подробно о каждом горообразовательном процессе, свой рассказ сопровождая показом по карте.
Ответ: Каледонское горообразование произошло в первой половине палеозоя. Образовались горные складки на северо-западе Сарыарки и в Северном Тянь-Шане. Море постепенно отступало, увеличивая площадь суши. В конце палеозоя произошло герцинскоегорообразование. В это горообразование поднялся Алтай, Жунгарский Алатау, западные хребты Тянь-Шаня, восточная часть Сарыарки и Мугоджары. Большая часть территории превратилась в жесткий участок, и не покрывалось морем.
В мезозойскую эру море было только на западе Казахстана. В это время ни образовалась ни одна горная система. Те горные области, которые образовались в палеозое разрушились и к концу мезозоя Казахстан - выровненной поверхностью.
Альпийское горообразование происходило в кайнозойскую эру. Оно вызвало раскол земной коры, поднятие и опускание горных складчатых областей и преобразование их в высокогорные складчато-глыбовые системы. Вторично образовались Алтай, Тарбагатай,Жунгарский Алатау, Тянь-Шань.( ученик показывает по карте все горные области, учитель в это время должен внимательно следить за рассказом и показом по карте).
11.Вспомните из курса 7 класса ,что такое тектоника?
Ответ: Тектоника –это раздел геологии, изучающий строение, движение и развитие земной коры.
12. Вспомните и назовите основные положения теории литосферных плит.
Ответ: Согласно теории литосферных плит внешняя оболочка Земли, то есть земная кора вместе с частью верхней мантии, состоит из нескольких очень больших блоков( плит).
Выделяют 13 основных плит, из них 7 наиболее крупных. Большинство плит включает
как материковую так и океаническую кору. Плиты лежат на сравнительно мягком, пластичном слое мантии, по которому и происходит их скольжение. Они перемещаются относительно друг друга со скоростью от 1 до 6 сантиметров в год. При соприкосновении двух материковых плит их крайние участки в результате взаимного столкновения сжимаются и сминаются в складки, так например образовались Гималаи. А если сближаются материковая и океаническая плиты, то покрытая морем плита изгибается и как бы « ныряет» под материковую. При этом возникают глубоководные желоба, островные дуги.
13. Скажите, а какое строение имеет материковая земная кора?
Ответ: Материковая кора имеет следующие строение- слой осадочных пород, слой гранита и слой базальта.
14. Какого слоя не наблюдается в океанической коре?
Ответ : В океанической коре нет слоя гранита.
15. Закончите мое предложение- сравнительно ровные и устойчивые участки земной коры называются….
Ответ : Платформы.
16. Вспомните какое строение имеет платформа?
Ответ: Платформа имеет двухъярусное строение.
17.Расскажите о строение платформы.
Ответ: Первый ярус- фундамент платформы, состоит из кристаллических горных пород и более устойчив. Второй ярус называется – чехол осадочных пород, сложен осадочными породами палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Этот ярус расположен на древнем жестком основании.
18.Скажите есть ли на территории Казахстана древняя платформа?
Ответ: На западе Казахстана своим юго-восточным выступом заходит древняя Восточно-Европейская платформа.
19.Покажите эту часть платформы( ученик показывает)
20. Вы знаете, что на территории республики есть и молодые платформы, почему их называют молодыми, назовите и покажите по карте?
Ответ: Молодые потому, что образовались в конце палеозоя- начале мезозоя. Западно-Сибирская и Туранская..
Итак мы с вами вспомнили геологию, а теперь переходим к рельефу.
21. Что такое рельеф?
Ответ: Рельеф –это неровности земной поверхности.
22. Назовите основные формы рельефа.
Ответ: Основными формами рельефа являются равнины и горы.
23. Вы знаете, что рельеф постоянно изменяется, так в результате чего происходят изменения?
Ответ: Изменения происходят в результате воздействия внутренних и внешних сил.
24. Более подробно остановитесь на характеристики этих сил.
Ответ: Внешние (экзогенные) силы Земли; их проявление связано с энергией Солнца, влиянием силы тяжести и жизнедеятельности организмов. Эти силы разрушают горные породы и выносят продукты разрушения с одних участков земной поверхности на другие. Внутренние силы (эндогенные); действие этих сил вызвано перемещением вещества мантии. Эти силы проявляются в процессах движения литосферы. Движения литосферы перемещают пласты горных пород, изменяют строение земной коры, а значит ее рельеф.
25.Перечислите главные особенности рельефа Казахстана.
Ответ: а) преобладают равнинно-низкогорные области, они занимают большую часть
территории
б) высокогорные области расположены на востоке и юго-востоке страны и
занимают небольшую территорию
в) высокие и низкие горы чередуются с межгорными долинами и равнинами
Игра « Что такое?»
Учитель называет географические объекты, ученики должны назвать что это такое и показать по карте.
1. Мугоджары( ответ - низкогорная область, продолжение Уральских гор).
2.Предуральское ( ответ- плато).
3.Прикаспийская ( ответ- низменность).
4.Карагие ( ответ- впадина – 132м).
5.Сарыарка ( ответ- низкогорная область).
6.Алтая ( ответ- горная область на востоке страны).
7.Туранская ( ответ- низменность).
8. Тянь- Шань ( ответ- горная страна на юго-востоке).
9.Устюрт ( ответ- плато).
10.Тарбагатай ( ответ- горная система , расположена между Зайсанской и Алакольской котловинами).
11.Западно- Сибирская ( ответ- низменность простирается узкой полосой от Уральских гор до Алтая).
12.Жунгарский Алатау ( ответ- горная страна между Балхаш- Алакольским межгорными равнинами и долиной реки Или).
13. Мангистауские ( ответ- низкогорная область, расположена на Мангистуском полуострове Каспийского моря).
14. Бетпакдала ( ответ- плато, расположено между рекой Сарысу на западе и озером Балхаш на востоке, Сарыаркой на севере и рекой Чу на юге).
15. Хан- Тенгри ( ответ- высшая точка Тянь-Шаня ,ее высота 6995м над уровнем моря).
На прошлом уроке вы выполняли практическую работу, где установили связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Продолжите мое предложение.
1.Полезные ископаемые…( ответ- все горные породы и минералы, которые добываются из недр земли и используются человеком).
2. На какие группы по составу и особенностям использования различают полезные ископаемые?
Ответ: По составу и особенностям использования полезные ископаемые различают горючие, металлические и неметаллические( нерудные).
Игра « Третий лишний».
Учитель показывает на полном картоне три полезных ископаемых, ученики должны их назвать и сказать ,какое полезное ископаемое лишнее и почему.
Ответы на игровой этап.
№1. карточка- бурый уголь, каменный уголь, цементное сырье ( лишний знак цементное сырье, относится к группе нерудных полезных ископаемых).
№2. карточка- бурый уголь, природный газ, золото ( знак золото лишний, так как входит в группу рудных полезных ископаемых).
№3. карточка- медь, природный газ, железная руда ( природный газ, к группе горючих полезных ископаемых , он лишний).
№4. карточка- асбест, поваренная соль, хромитовые руды ( хромитовые руды лишний , к группе рудных полезных ископаемых).
№5.карточка- хромитовые руды, марганцевые, фосфориты ( фосфориты к группе нерудных, знак лишний).
№6. карточка- фосфориты, строительные материалы, полиметаллические руды ( полиметаллические руды относят к группе рудным , поэтому этот знак лишний).
№7 карточка- марганцевые, золото, природный газ ( лишний природный газ, к группе горючих полезных ископаемых).
Занимательная география.
Учитель на доске цветным мелом чертит кроссворд. Мелом выделяет только слово рельеф. Затем задает вопросы классу.
1. Назовите самое низкое место в Казахстане.
2. Как называется раздел геологии, изучающий строение, движение и развитие земной коры.
3.Назовите область прогибания.
4. Как высокогорная область образовавшаяся в каледонское горообразование.
5. Полезное ископаемое входящее в группу рудных.
6. Какое полезное ископаемое называют черным золотом страны.
К
А
Р
А
Г
И
Е
Т
Е
К
Т
О
Н
И
К
А
П
Л
И
Т
А
Т
Я
Н
Ь
-
Ш
А
Н
Ь
М
Е
Д
Ь
Н
Е
Ф
Т
Ь
Заключительный этап.
Учитель анализирует работу учащихся на уроке, оценивает их по сигнальным карточкам. Оценка ставится по количеству набранных сигнальных карточек. Если ученик набрал зеленых карточек , то ему ставится пять, если есть и желтые карточки, то надо рассматривать работу ученика на протяжении всего урока.
Домашнее задание.
К следующему уроку повторить пройденный материал за курс География. Материки и океаны. Точнее тему « Воздушные массы», « Климатообразующие факторы», то есть параграфы 7 и 8.
Литература.
1. Бейсенова А.С. и другие География. Материки и океаны: учебник для 7 класса, издательство Алматы « Атамура» 2003.
2. Бейсенова А, Карпеков К. Физическая география Казахстана: учебник для 8 класса, издательство Алматы « Атамура» 2004.
3. Коринская В.А. и другие География материков и океанов: учебник для 7 класса, издательство Москва « Просвещение» 1989.
4. Трешников и другие Географический энциклопедический словарь( понятия и термины), издательство Москва « Советская энциклопедия» 1988.
Тема: Высокогорные территории Казахстана
Цели и задачи урока: 1. Ознакомить с высокогорными областями Казахстана; их расположением, рельефом.
2. Развивать навыки работы с географическими картами, познавательный интерес.
3. Воспитывать внимание и самостоятельность, создавать доброжелательную обстановку в классе.
Оборудование: физическая карта Казахстана.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Тестовые задания:
Одну треть территории республики занимают:
А) низменные равнины;
В) возвышенности;
С) горы.
Чуть больше половины территории Казахстана занято:
А) низменные равнины;
В) возвышенности;
С) горы.
Сколько процентов территории Казахстана занимают высокие горы?
А) 10;
В) 25:
С) 31.
Самая низкая точка Казахстана:
А) озеро Ассаль;
В) впадина Каттара;
С) впадина Каракия.
Самая высокая точка Казахстана:
А) Белуха;
В) Сарышокы;
С) Хан Танири.
Равнина, которая входит в пределы республики своей южной частью, имеет местное название – Северо-Казахская равнина:
А) Туранская;
В) Западно-Сибирская;
С) Прикаспийская низменность.
Какую равнину река Сырдарья делит на две части?
А) Туранская;
В) Западно-Сибирская;
С) Прикаспийская низменность.
Какая равнина находится между Общим Сыртом на севере, Предуральским плато на востоке и Каспийским морем на юго-западе?
А) Туранская;
В) Западно-Сибирская;
С) Прикаспийская низменность.
На какой равнине встречаются «бэровкие бугры»?
А) Туранская;
В) Западно-Сибирская;
С) Прикаспийская низменность.
Разрушительная деятельность ветра и выдувание песчаного материала:
А) дефляция;
В) денудация;
С) аккумуляция.
Плато, находящееся между полуостровом Мангыстау и Аральским морем:
А) Торгай;
В) Предуральское;
С) Устирт.
Плато, расположенное между Мугалжарами и Южным Уралом на западе и Сарыаркой на востоке:
А) Торгай;
В) Бетпакдала;
С) Предуральское.
Торгайский пролив соединяет Северо-Казахскую равнину с …:
А) Туранской равниной;
В) Прикаспийской низменностью;
С) плато Устирт.
Где расположено Предуральское плато?
А) между Прикаспийской низменностью и Мугалжарами;
В) между Волгой и Уральскими горами;
С) между Мугалжарами и Сарыаркой.
Между какой рекой и каким озером лежит плато Бетпакдала?
А) Иртыш, Зайсан;
В) Сарысу; Балкаш;
С) Сырдарья; Аральское море.
На каком плато совсем нет проточных вод?
А) Устирт,
В) Торгай;
С) Бетпакдала.
Возвышенность, расположенная между Волгой и Уральскими горами:
А) Прибалкашская равнина;
В) Общий Сырт;
С) Устирт.
На какой равнине расположены песчаные пустыни Таукум, Сарыесик Атырау?
А) Прибалхашской;
В) Прикаспийской;
С) Туранской.
К низкогорным областям Казахстана относятся:
А) прикаспийская низменность, Туранская равнина;
В) Сарыарка, Мугалжары, Мангыстауские горы;
С) Общий Сырт, Прибалкашская равнина.
Занимает большую часть Центрального Казахстана:
А) Северо-Казахская равнина;
В) Сарыарка;
С) плато Бетпакдала.
Где расположены Мугалжары?
А) к югу от Уральских гор;
В) восточнее Аральского моря;
С) к югу от озера Балкаш.
Самая высокая точка Мугалжар:
А) Бесшокы;
В) Улытау;
С) Большой Боктыбай.
Находятся на полуострове Мангыстау Каспийского моря:
А) Мугалжары;
В) Мангыстауские горы; С) Тянь-Шань.
Самая высокая точка Мангыстауских гор:
А) Бесшокы;
В) Улытау;
С) Большой Боктыбай.
Где находятся горы Аксоран, Каркаралы, Шынгыстау, Улытау?
- Сегодня на уроке вы изучите высокогорные области Казахстана, к которым относятся Алтай, Сауыр-Тарбагатай, Жетысуский Алатау и Тянь-Шань, расположенные на восточной и юго-восточной окраинах Казахстана.
Объяснение новой темы.
Алтай – самая высокогорная область на юге Сибири, основная часть его находится на территории Сибири. Ее можно разделить на три части: Южный Алтай, Западный, или Рудный Алтай, Алтай и хребет Калба.
Южный Алтай расположен между реками Буктырмой на севере и Кара Ертисом на юге. На государственной границе Казахстана с Россией расположен самый высокий хребет Алтая – Катын. Его вершина – Белуха (4506).
Западный, или Рудный Алтай в пределы Казахстана входит западными отрогами Алтайских гор. Главные из них: Листвяга, Холзун, Коксу и отходящие от них хребты Оба, Ивановский и Ульби.
Хребет Калба является продолжением Алтайских гор и простирается на 400 км к западу от реки Ертис. Самая высокая точка – Сарышокы (1606 м).
Сауыр-Тарбагатай вместе с соседними хребтами образует единую горную систему. Он является продолжением Сарыарки на востоке. Сауыр – наиболее высокий хребет системы Сауыр-Тарбагатай. Самая высокая точка Сауыра – пик Музтау (3816 м). Высшая точка Тарбагатая – гора Тастау.
Жетысуская горная система входит в пределы Казахстана своей северной и северо-западной частью. Расположена между Балкаш-Алакольскими межгорными равнинами на севере и долиной реки Иле на юге.
На границе Китая и Казахстана, между Жетысуским Алатау и хребтом Барлык, расположен горный проход – Жетысуские ворота. Он соединяет впадину озера Эби-Нур с котловиной Алакольских озер.
Тянь-Шанская горная страна занимает юго-восток Казахстана. В пределы республики входят части Центрального Западного Тянь-Шаня и почти весь Северный Тянь-Шань.
Центральный Тянь-Шань начинается на стыке государственных границ Китая, Казахстана и Кыргызстана. Здесь расположен пик Хан Танири (6995 м).
В Северный Тянь-Шань входят хребты Узынкара, Кунгей Алатау, Илейский Алатау, Шу-Илейские горы, Кыргызский Алатау.
Хребет Узынкара (Кетмень) отделяется от Центрального Тянь-Шаня межгорной впадиной, лежащей на высоте 2300 м. самая высока точка – гора Небесная (3652 м).
Кунгей Алатау – один из наиболее высоких хребтов Тянь-Шаня (пик Ишанбулак – 4647 м).
Илейский Алатау – самый северный высокогорный хребет Тянь-Шаня. Самая высокая точка – пик Талгар (4973 м).
Шу-Илейские горы являются северо-западным отрогом Илейского Алатау, разделяющим Шуйскую и Балкашскую впадины. Абсолютная высота – 1506 м.
Кыргызский Алатау расположен к западу от Кунгей Алатау и Илейского Алатау и отделен от них Боамским ущельем реки Шу.
Западный Тянь-Шань на территории Казахстана начинается Таласским Алатау и отходящими от него в юго-западном направлении хребтами. Самые крупные из них – Огем (Угамский) и Каржантау.
Каратау – самый крайний, сильно разрушенный северо-западный хребет Тянь-Шаня. Высшая точка – Бессаз (2176 м).
Закрепление.
Нанести на контурную карту Казахстана области, занятые горами: закрасить высокие горы темно-коричневым цветом, низкие – светло-коричневым.
Подведение итога урока.
Домашнее задание. §17 читать, подготовиться к тестированию.
Рефлексия.
«График»
Учащимся предлагается начертить в течение урока график
-изменения их интереса;
-уровня познания,
- личной активности.
К высокогорным областям Казахстана относятся …, расположенные на восточной и юго-восточной окраинах Казахстана.
… – самая высокогорная область на юге Сибири, основная часть его находится на территории Сибири. Ее можно разделить на три части: …
… расположен между реками Буктырмой на севере и Кара Ертисом на юге. На государственной границе Казахстана с Россией расположен самый высокий хребет Алтая – Катын. Его вершина – … (4506).
… в пределы Казахстана входит западными отрогами Алтайских гор. Главные из них: Листвяга, Холзун, Коксу и отходящие от них хребты Оба, Ивановский и Ульби.
… является продолжением Алтайских гор и простирается на 400 км к западу от реки Ертис. Самая высокая точка – … (1606 м).
… вместе с соседними хребтами образует единую горную систему. Он является продолжением Сарыарки на востоке. … – наиболее высокий хребет системы Сауыр-Тарбагатай. Самая высокая точка Сауыра – пик … (3816 м). Высшая точка Тарбагатая – гора ....
… входит в пределы Казахстана своей северной и северо-западной частью. Расположена между Балкаш-Алакольскими межгорными равнинами на севере и долиной реки Иле на юге.
На границе Китая и Казахстана, между Жетысуским Алатау и хребтом Барлык, расположен горный проход – .... Он соединяет впадину озера Эби-Нур с котловиной Алакольских озер.
… занимает юго-восток Казахстана. В пределы республики входят части Центрального Западного Тянь-Шаня и почти весь Северный Тянь-Шань.
… начинается на стыке государственных границ Китая, Казахстана и Кыргызстана. Здесь расположен пик Хан Танири (6995 м).
В … Тянь-Шань входят хребты Узынкара, Кунгей Алатау, Илейский Алатау, Шу-Илейские горы, Кыргызский Алатау.
… отделяется от Центрального Тянь-Шаня межгорной впадиной, лежащей на высоте 2300 м. самая высока точка – гора Небесная (3652 м).
… – один из наиболее высоких хребтов Тянь-Шаня (пик Ишанбулак – 4647 м).
… – самый северный высокогорный хребет Тянь-Шаня. Самая высокая точка – пик Талгар (4973 м).
… являются северо-западным отрогом Илейского Алатау, разделяющим Шуйскую и Балкашскую впадины.
… расположен к западу от Кунгей Алатау и Илейского Алатау и отделен от них Боамским ущельем реки Шу.
… на территории Казахстана начинается Таласским Алатау и отходящими от него в юго-западном направлении хребтами. Самые крупные из них – Огем (Угамский) и Каржантау.
… – самый крайний, сильно разрушенный северо-западный хребет Тянь-Шаня. Высшая точка – … (2176 м).
Тестовые задания:
Одну треть территории республики занимают:
А) низменные равнины;
В) возвышенности;
С) горы.
Чуть больше половины территории Казахстана занято:
А) низменные равнины;
В) возвышенности;
С) горы.
Сколько процентов территории Казахстана занимают высокие горы?
А) 10;
В) 25:
С) 31.
Самая низкая точка Казахстана:
А) озеро Ассаль;
В) впадина Каттара;
С) впадина Каракия.
Самая высокая точка Казахстана:
А) Белуха;
В) Сарышокы;
С) Хан Танири.
Равнина, которая входит в пределы республики своей южной частью, имеет местное название – Северо-Казахская равнина:
А) Туранская;
В) Западно-Сибирская;
С) Прикаспийская низменность.
Какую равнину река Сырдарья делит на две части?
А) Туранская;
В) Западно-Сибирская;
С) Прикаспийская низменность.
Какая равнина находится между Общим Сыртом на севере, Предуральским плато на востоке и Каспийским морем на юго-западе?
А) Туранская;
В) Западно-Сибирская;
С) Прикаспийская низменность.
На какой равнине встречаются «бэровкие бугры»?
А) Туранская;
В) Западно-Сибирская;
С) Прикаспийская низменность.
Разрушительная деятельность ветра и выдувание песчаного материала:
А) дефляция;
В) денудация;
С) аккумуляция.
Плато, находящееся между полуостровом Мангыстау и Аральским морем:
А) Торгай;
В) Предуральское;
С) Устирт.
Плато, расположенное между Мугалжарами и Южным Уралом на западе и Сарыаркой на востоке:
А) Торгай;
В) Бетпакдала;
С) Предуральское.
Торгайский пролив соединяет Северо-Казахскую равнину с …:
А) Туранской равниной;
В) Прикаспийской низменностью;
С) плато Устирт.
Где расположено Предуральское плато?
А) между Прикаспийской низменностью и Мугалжарами;
В) между Волгой и Уральскими горами;
С) между Мугалжарами и Сарыаркой.
Между какой рекой и каким озером лежит плато Бетпакдала?
А) Иртыш, Зайсан;
В) Сарысу; Балкаш;
С) Сырдарья; Аральское море.
На каком плато совсем нет проточных вод?
А) Устирт,
В) Торгай;
С) Бетпакдала.
Возвышенность, расположенная между Волгой и Уральскими горами:
А) Прибалкашская равнина;
В) Общий Сырт;
С) Устирт.
На какой равнине расположены песчаные пустыни Таукум, Сарыесик Атырау?
А) Прибалхашской;
В) Прикаспийской;
С) Туранской.
К низкогорным областям Казахстана относятся:
А) прикаспийская низменность, Туранская равнина;
В) Сарыарка, Мугалжары, Мангыстауские горы;
С) Общий Сырт, Прибалкашская равнина.
Занимает большую часть Центрального Казахстана:
А) Северо-Казахская равнина;
В) Сарыарка;
С) плато Бетпакдала.
Где расположены Мугалжары?
А) к югу от Уральских гор;
В) восточнее Аральского моря;
С) к югу от озера Балкаш.
Самая высокая точка Мугалжар:
А) Бесшокы;
В) Улытау;
С) Большой Боктыбай.
Находятся на полуострове Мангыстау Каспийского моря:
А) Мугалжары;
В) Мангыстауские горы; С) Тянь-Шань.
Самая высокая точка Мангыстауских гор:
А) Бесшокы;
В) Улытау;
С) Большой Боктыбай.
Где находятся горы Аксоран, Каркаралы, Шынгыстау, Улытау?