kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Геология, рельеф и полезные ископаемые Казахстана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Геология, рельеф и полезные ископаемые Казахстана»

Тема урока: Геология, рельеф и полезные ископаемые Казахстана.

 

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме.

 

Задачи урока:

Образовательные:  Повторить изученный материал( геологию, рельеф и полезные

                                 ископаемые своей страны)

Развивающие:         Развивать географическое мышление, устную речь.

Воспитательные:    Воспитывать чувство ответственности, товарищества, умения работать

                                 самостоятельно.

 

Тип урока:               Обобщающий.

Форма обучения:    Фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:  Беседа, иллюстрационный, репродуктивный, метод самостоятельной

                                  работы, игровой.

Оборудование:        Физическая и тектоническая карты Казахстана, географические

                                  атласы.

 

 

 

План урока.

 

1. Организационный этап.

2. Этап опроса.

3. Этап игровой.

4. Этап занимательный.

5.Итог урока.

 

Сегодня на уроке мы с вами обобщаем и систематизируем  знания полученные вами на предыдущих уроках. Скажу несколько слов о нашей работе. Ребята сидящие на третьем ряду будут работать по индивидуальным заданиям, а остальные работают вместе со мной.

После того, как учащиеся третьего ряда выполнят свою работу, они приступают к  работе вместе с нами. Ваша работа на уроке будет оцениваться сигнальными карточками.

Учитель показывает учащимся сигнальные карточки и объясняет каждую.

Зеленая карточка- дается при полном, правильном ответе, а также при правильном показе

                                географических объектов.

Желтая карточка-  дается вам в том случае, когда вы дали не полный ответ и не точно

                                показали географический объект по карте.

Красная карточка- дается при отсутствии ответа и не знании карты.

 

Задания учащимся третьего ряда.

 

Задание №1.

1.К низкогорным областям Казахстана относят

   А) Алтай, Мангистауские  Б) Прикаспийская, Мугоджары

   В) Мугоджары, Сарыарка,  Г) Западно-Сибирская, Тарбагатай

2.Эра новой жизни

   А) палеозойская  Б) протерозойская  В) мезозойская  Г) кайнозойская

3.В мезозойское горообразование на территории Казахстана происходило

   А) разрушение горных областей Б) поднятие горных областей

   В) формирование геосинклиналей

4.Какие периоды относятся к палеозойской эре, запишите их в последовательности?

Ответ на задание №1

1-а; 2-г; 3-а; 4-кембрийский,ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский

Задание №2.

1. Перечислите высокогорные области Казахстана.

2.Какие периоды относятся к мезозойской эре?

 А) палеогеновый, триасовый, кембрийский

 Б) триасовый, юрский, меловой                   В) меловой,ордовикский, силурийский

3.Какие эры относятся к фанерозою( время явной жизни), запишите их в последовательности?

4.Дайте понятие плато и из перечисленных объектов выпишите плато.

 Прикаспийская, Устюрт, Алтай, Западно-Сибирская, Тургайское, Предуральское, Тянь-Шань, Мугоджары, Сарыарка.

Ответ на задание №2.

1.Алтай, Тарбагатай, Жунгарский Алатай, Тянь-Шань

2.-б

3.Палеозойская, мезозойская, кайнозойская.

4.  Плато ( с французского плоский)  возвышенная плоская или волнистая равнина, расположенная примерно на одном уровне и отделенная уступами от находящихся ниже равнинных пространств Устюрт, Тургайское, Предуральское.

Задание №3.

Из перечисленных слов составьте в последовательности периоды геохронологической таблицы:

Юрский, кембрийский, пермский, палеогеновый, меловой, неогеновый, силурийский, девонский, антропогеновый, триасовый, ордовикский, каменноугольный.

Ответ на задание №3.

Кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский, триасовый, юрский, меловой, палеогеновый, неогеновый, антропогеновый.

 

Задание №4.

1.  Перечислите низкогорные области Казахстана.

2.  По каким видам полезных ископаемых Казахстан занимает ведущие места в мире?

3.  Почему казахстанскую часть Западного Алтая называют Рудным Алтаем?

4.  Как выглядела поверхность Казахстана в конце мезозойской эры?

Ответ на задание №4.

1.  К низкогорным областям относятся- Сарыарка, Мугоджары, Мангистауские горы.

2.  Республика занимает первое место в мире по запасам вольфрама, второе - по хромитовым и фосфорным рудам, третье- по марганцевой руде, четвертое-  по запасам свинца и молибдена, шестое по запасам золота, восьмое по запасам железной руды.

3.  Казахстанскую часть западного Алтая называют Рудным , потому что в его недрах найдены многочисленные полезные ископаемые: медь, цинк, олово, свинец, серебро, золото и другие металлы.

4. К концу мезозойской эры море простиралось до Сарыарки. Тектонические движения в мезозойскую эру были незначительными. Они не образовали ни одной крупной горной системы.

Вопросы классу.

1. Назовите ученых, которые выдвигали гипотезы о зарождении Земли.

Ответ: Кант и Лаплас, Шмид и Фесенков.

2. В течение каких этапов шло развитие Земли?

Ответ: Развитие  планеты Земли шло в планетарный и геологический.

3. Какой период времени охватывает планетарный этап?

Ответ: Планетарный этап охватывает время от зарождения Земли до образования земной коры.

4.Когда образовалась планета Земля?

Ответ: Планета Земля образовалась 4,5- 4,6 млрд. лет назад.

5.С каких появлений начался геологический этап?

Ответ: Геологический этап начался  с момента появления первых зачатков земной коры и продолжается по сей день.

6.Дайте понятие  что такое геология ( учитель это слово показывает учащимся на плотном листе бумаги)

Ответ: Геология ( от греческого Ге- Земля и логос- слово, учение), комплекс наук о составе, строении и истории развития земной коры и более глубоких сфер Земли.

7.Что было на территории Казахстана в допалеозое?

Ответ: Территория Казахстана в это время была представлена Урало- Тяньшанской геосинклиналью.

8. Что такое геосинклиналь?( учитель это понятие показывает учащимся на плотном листе бумаги)

Ответ:  Геосинклиналь( от греческого Ге- Земля и синклиналь), длинный, протягивающийся на многие десятки и сотни километров, относительно узкий и глубокий прогиб земной коры, возникающий на дне морского бассейна и заполненный мощными толщами осадочных и вулканических горных пород.

9. Какие горообразовательные процессы происходили на территории Казахстана?

Ответ: На территории Казахстана происходили следующие горообразовательные процессы, это каледонское, герцинское и альпийское.

10. Расскажите более подробно о каждом горообразовательном процессе, свой рассказ сопровождая показом по карте.

Ответ: Каледонское горообразование произошло в первой половине палеозоя. Образовались горные складки на северо-западе Сарыарки и в Северном Тянь-Шане. Море постепенно отступало, увеличивая площадь суши. В конце палеозоя  произошло герцинскоегорообразование. В это горообразование поднялся Алтай, Жунгарский Алатау, западные хребты Тянь-Шаня, восточная часть Сарыарки и Мугоджары. Большая часть территории превратилась в жесткий участок, и не покрывалось морем.

В мезозойскую эру море было только на западе Казахстана. В это время ни  образовалась ни одна горная система. Те горные области, которые образовались в палеозое разрушились и к концу мезозоя Казахстан - выровненной поверхностью.

Альпийское горообразование происходило в кайнозойскую эру. Оно вызвало раскол земной коры, поднятие и опускание горных складчатых областей и преобразование их в высокогорные складчато-глыбовые системы. Вторично образовались Алтай, Тарбагатай,Жунгарский  Алатау, Тянь-Шань.( ученик показывает по карте все горные области, учитель в это время должен внимательно следить за рассказом и показом по карте).

11.Вспомните из курса 7 класса ,что такое тектоника?

Ответ: Тектоника –это раздел геологии, изучающий строение, движение и развитие земной коры.

12. Вспомните и назовите основные положения теории литосферных плит.

Ответ: Согласно теории литосферных плит внешняя оболочка Земли, то есть земная кора вместе с частью верхней мантии, состоит из нескольких очень больших блоков( плит).

Выделяют 13 основных плит, из них 7 наиболее крупных. Большинство плит включает

как материковую так и океаническую кору. Плиты лежат на сравнительно мягком, пластичном слое мантии, по которому и происходит их скольжение. Они перемещаются относительно друг друга со скоростью от 1 до 6 сантиметров в год. При соприкосновении двух материковых плит их крайние участки в результате взаимного столкновения сжимаются и сминаются в складки, так  например образовались Гималаи. А если  сближаются материковая и океаническая плиты, то покрытая морем плита изгибается и как бы « ныряет» под материковую. При этом возникают глубоководные желоба, островные дуги.

13. Скажите, а какое строение имеет материковая  земная кора?

Ответ: Материковая кора имеет  следующие строение- слой осадочных пород, слой гранита и слой базальта.

14. Какого слоя не наблюдается в океанической коре?

Ответ : В океанической коре нет слоя гранита.

15. Закончите мое предложение- сравнительно ровные  и устойчивые участки  земной коры называются….

Ответ : Платформы.

16. Вспомните какое строение имеет платформа?

Ответ: Платформа имеет двухъярусное строение.

17.Расскажите о строение  платформы.

Ответ: Первый ярус- фундамент платформы, состоит из кристаллических горных пород и более устойчив. Второй ярус называется – чехол осадочных пород,  сложен осадочными породами палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Этот ярус расположен на древнем жестком основании.

18.Скажите  есть ли на территории Казахстана древняя платформа?

Ответ: На западе Казахстана своим юго-восточным выступом заходит древняя Восточно-Европейская платформа.

19.Покажите эту часть платформы( ученик показывает)

20. Вы знаете, что на территории республики есть и молодые платформы, почему их называют молодыми, назовите и покажите по карте?

Ответ: Молодые потому, что образовались в конце палеозоя- начале мезозоя. Западно-Сибирская и Туранская..

 

Итак мы с вами вспомнили геологию, а теперь переходим к рельефу.

 

21. Что такое рельеф?

Ответ: Рельеф –это неровности земной поверхности.

22. Назовите основные формы рельефа.

Ответ: Основными формами рельефа являются равнины и горы.

23. Вы знаете, что рельеф постоянно изменяется, так в результате чего происходят изменения?

Ответ: Изменения происходят в результате воздействия внутренних и внешних сил.

24. Более подробно остановитесь на характеристики этих сил.

Ответ: Внешние (экзогенные) силы Земли; их проявление связано с энергией Солнца, влиянием силы тяжести и жизнедеятельности организмов. Эти силы разрушают горные породы и выносят продукты разрушения с одних участков земной поверхности на другие. Внутренние силы (эндогенные); действие этих сил вызвано перемещением вещества мантии. Эти силы проявляются в процессах движения литосферы. Движения литосферы перемещают пласты горных пород, изменяют строение земной коры, а значит ее рельеф.

25.Перечислите главные особенности рельефа Казахстана.

Ответ: а) преобладают равнинно-низкогорные области, они занимают большую часть

                территории

            б) высокогорные области расположены на востоке и юго-востоке страны и  

                занимают небольшую территорию

            в) высокие и низкие горы чередуются с межгорными долинами и равнинами

 

 

 

Игра « Что такое?»

 

Учитель называет географические объекты, ученики должны назвать что это такое и показать по карте.

1. Мугоджары( ответ - низкогорная область, продолжение Уральских гор).

2.Предуральское ( ответ- плато).

3.Прикаспийская  ( ответ- низменность).

4.Карагие (  ответ- впадина – 132м).

5.Сарыарка (  ответ- низкогорная область).

6.Алтая (  ответ- горная область на востоке страны).

7.Туранская (  ответ- низменность).

8. Тянь- Шань ( ответ- горная страна на юго-востоке).

9.Устюрт (  ответ- плато).

10.Тарбагатай ( ответ- горная система , расположена между Зайсанской и Алакольской котловинами).

11.Западно- Сибирская ( ответ- низменность простирается узкой полосой от Уральских гор до Алтая).

12.Жунгарский Алатау ( ответ- горная страна между Балхаш- Алакольским межгорными равнинами и долиной реки Или).

13. Мангистауские ( ответ- низкогорная область, расположена на Мангистуском полуострове Каспийского моря).

14. Бетпакдала ( ответ- плато, расположено между рекой Сарысу на западе и озером Балхаш на востоке, Сарыаркой на севере и рекой Чу на юге).

15. Хан- Тенгри ( ответ-  высшая точка  Тянь-Шаня ,ее высота 6995м над уровнем моря).

 

На прошлом уроке вы выполняли практическую работу, где установили связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Продолжите мое предложение.

1.Полезные ископаемые…( ответ- все горные породы и минералы, которые добываются из недр земли и используются человеком).

2. На какие группы по составу и особенностям использования различают полезные ископаемые?

Ответ:  По составу и особенностям использования полезные ископаемые различают горючие, металлические и неметаллические( нерудные).

 

 

Игра « Третий лишний».

 

Учитель показывает на полном картоне  три  полезных ископаемых, ученики должны их назвать и сказать ,какое полезное ископаемое лишнее и почему.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 













 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Ответы на игровой этап.

№1. карточка- бурый уголь, каменный уголь, цементное сырье ( лишний знак цементное сырье, относится к группе нерудных полезных ископаемых).

№2. карточка- бурый уголь, природный газ, золото ( знак золото лишний, так как входит в группу рудных полезных ископаемых).

№3. карточка- медь, природный газ, железная руда ( природный газ, к группе горючих полезных ископаемых , он лишний).

№4. карточка- асбест, поваренная соль, хромитовые руды ( хромитовые руды лишний , к группе рудных полезных ископаемых).

№5.карточка- хромитовые руды, марганцевые, фосфориты ( фосфориты к группе нерудных, знак лишний).

№6. карточка- фосфориты, строительные материалы, полиметаллические руды ( полиметаллические руды относят к группе рудным , поэтому этот знак лишний).

№7 карточка- марганцевые, золото, природный газ ( лишний природный газ, к группе горючих полезных ископаемых).

 

 

Занимательная география.

 

Учитель на доске цветным мелом чертит кроссворд. Мелом выделяет только слово рельеф. Затем задает вопросы классу.

 

1. Назовите самое низкое место в Казахстане.

2. Как называется раздел геологии, изучающий строение, движение и развитие земной коры.

3.Назовите область прогибания.

4. Как высокогорная  область образовавшаяся в каледонское горообразование.

5. Полезное ископаемое  входящее в группу рудных.

6. Какое полезное ископаемое называют черным золотом страны.

 

 

К

А

Р

А

Г

И

Е

 

 

 

 

 

Т

Е

К

Т

О

Н

И

К

А

 

 

П

Л

И

Т

А

 

 

 

 

Т

Я

Н

Ь

-

Ш

А

Н

Ь

 

 

 

 

М

Е

Д

Ь

 

 

 

 

 

 

Н

Е

Ф

Т

Ь

 

 

 

 

 

 

Заключительный этап.

 

Учитель анализирует работу учащихся на уроке, оценивает их по сигнальным карточкам. Оценка ставится по количеству набранных сигнальных карточек. Если ученик набрал зеленых карточек , то ему ставится пять, если есть и желтые карточки, то надо рассматривать работу ученика на протяжении всего урока.

 

Домашнее задание.

 

К следующему уроку повторить пройденный материал за курс География. Материки и океаны. Точнее тему « Воздушные массы», « Климатообразующие факторы», то есть параграфы 7 и 8.

 

Литература.

 

1. Бейсенова А.С. и другие  География. Материки и океаны: учебник для 7 класса, издательство Алматы « Атамура» 2003.

2. Бейсенова А, Карпеков К.  Физическая география Казахстана: учебник для 8 класса, издательство Алматы « Атамура» 2004.

3. Коринская В.А. и другие  География материков и океанов: учебник для 7 класса, издательство Москва « Просвещение» 1989.

4. Трешников и другие  Географический энциклопедический  словарь( понятия и термины), издательство Москва « Советская энциклопедия» 1988.



Тема урока: Геология, рельеф и полезные ископаемые Казахстана.

 

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме.

 

Задачи урока:

Образовательные:  Повторить изученный материал( геологию, рельеф и полезные

                                 ископаемые своей страны)

Развивающие:         Развивать географическое мышление, устную речь.

Воспитательные:    Воспитывать чувство ответственности, товарищества, умения работать

                                 самостоятельно.

 

Тип урока:               Обобщающий.

Форма обучения:    Фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:  Беседа, иллюстрационный, репродуктивный, метод самостоятельной

                                  работы, игровой.

Оборудование:        Физическая и тектоническая карты Казахстана, географические

                                  атласы.

 

 

 

План урока.

 

1. Организационный этап.

2. Этап опроса.

3. Этап игровой.

4. Этап занимательный.

5.Итог урока.

 

Сегодня на уроке мы с вами обобщаем и систематизируем  знания полученные вами на предыдущих уроках. Скажу несколько слов о нашей работе. Ребята сидящие на третьем ряду будут работать по индивидуальным заданиям, а остальные работают вместе со мной.

После того, как учащиеся третьего ряда выполнят свою работу, они приступают к  работе вместе с нами. Ваша работа на уроке будет оцениваться сигнальными карточками.

Учитель показывает учащимся сигнальные карточки и объясняет каждую.

Зеленая карточка- дается при полном, правильном ответе, а также при правильном показе

                                географических объектов.

Желтая карточка-  дается вам в том случае, когда вы дали не полный ответ и не точно

                                показали географический объект по карте.

Красная карточка- дается при отсутствии ответа и не знании карты.

 

Задания учащимся третьего ряда.

 

Задание №1.

1.К низкогорным областям Казахстана относят

   А) Алтай, Мангистауские  Б) Прикаспийская, Мугоджары

   В) Мугоджары, Сарыарка,  Г) Западно-Сибирская, Тарбагатай

2.Эра новой жизни

   А) палеозойская  Б) протерозойская  В) мезозойская  Г) кайнозойская

3.В мезозойское горообразование на территории Казахстана происходило

   А) разрушение горных областей Б) поднятие горных областей

   В) формирование геосинклиналей

4.Какие периоды относятся к палеозойской эре, запишите их в последовательности?

Ответ на задание №1

1-а; 2-г; 3-а; 4-кембрийский,ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский

Задание №2.

1. Перечислите высокогорные области Казахстана.

2.Какие периоды относятся к мезозойской эре?

 А) палеогеновый, триасовый, кембрийский

 Б) триасовый, юрский, меловой                   В) меловой,ордовикский, силурийский

3.Какие эры относятся к фанерозою( время явной жизни), запишите их в последовательности?

4.Дайте понятие плато и из перечисленных объектов выпишите плато.

 Прикаспийская, Устюрт, Алтай, Западно-Сибирская, Тургайское, Предуральское, Тянь-Шань, Мугоджары, Сарыарка.

Ответ на задание №2.

1.Алтай, Тарбагатай, Жунгарский Алатай, Тянь-Шань

2.-б

3.Палеозойская, мезозойская, кайнозойская.

4.  Плато ( с французского плоский)  возвышенная плоская или волнистая равнина, расположенная примерно на одном уровне и отделенная уступами от находящихся ниже равнинных пространств Устюрт, Тургайское, Предуральское.

Задание №3.

Из перечисленных слов составьте в последовательности периоды геохронологической таблицы:

Юрский, кембрийский, пермский, палеогеновый, меловой, неогеновый, силурийский, девонский, антропогеновый, триасовый, ордовикский, каменноугольный.

Ответ на задание №3.

Кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский, триасовый, юрский, меловой, палеогеновый, неогеновый, антропогеновый.

 

Задание №4.

1.  Перечислите низкогорные области Казахстана.

2.  По каким видам полезных ископаемых Казахстан занимает ведущие места в мире?

3.  Почему казахстанскую часть Западного Алтая называют Рудным Алтаем?

4.  Как выглядела поверхность Казахстана в конце мезозойской эры?

Ответ на задание №4.

1.  К низкогорным областям относятся- Сарыарка, Мугоджары, Мангистауские горы.

2.  Республика занимает первое место в мире по запасам вольфрама, второе - по хромитовым и фосфорным рудам, третье- по марганцевой руде, четвертое-  по запасам свинца и молибдена, шестое по запасам золота, восьмое по запасам железной руды.

3.  Казахстанскую часть западного Алтая называют Рудным , потому что в его недрах найдены многочисленные полезные ископаемые: медь, цинк, олово, свинец, серебро, золото и другие металлы.

4. К концу мезозойской эры море простиралось до Сарыарки. Тектонические движения в мезозойскую эру были незначительными. Они не образовали ни одной крупной горной системы.

Вопросы классу.

1. Назовите ученых, которые выдвигали гипотезы о зарождении Земли.

Ответ: Кант и Лаплас, Шмид и Фесенков.

2. В течение каких этапов шло развитие Земли?

Ответ: Развитие  планеты Земли шло в планетарный и геологический.

3. Какой период времени охватывает планетарный этап?

Ответ: Планетарный этап охватывает время от зарождения Земли до образования земной коры.

4.Когда образовалась планета Земля?

Ответ: Планета Земля образовалась 4,5- 4,6 млрд. лет назад.

5.С каких появлений начался геологический этап?

Ответ: Геологический этап начался  с момента появления первых зачатков земной коры и продолжается по сей день.

6.Дайте понятие  что такое геология ( учитель это слово показывает учащимся на плотном листе бумаги)

Ответ: Геология ( от греческого Ге- Земля и логос- слово, учение), комплекс наук о составе, строении и истории развития земной коры и более глубоких сфер Земли.

7.Что было на территории Казахстана в допалеозое?

Ответ: Территория Казахстана в это время была представлена Урало- Тяньшанской геосинклиналью.

8. Что такое геосинклиналь?( учитель это понятие показывает учащимся на плотном листе бумаги)

Ответ:  Геосинклиналь( от греческого Ге- Земля и синклиналь), длинный, протягивающийся на многие десятки и сотни километров, относительно узкий и глубокий прогиб земной коры, возникающий на дне морского бассейна и заполненный мощными толщами осадочных и вулканических горных пород.

9. Какие горообразовательные процессы происходили на территории Казахстана?

Ответ: На территории Казахстана происходили следующие горообразовательные процессы, это каледонское, герцинское и альпийское.

10. Расскажите более подробно о каждом горообразовательном процессе, свой рассказ сопровождая показом по карте.

Ответ: Каледонское горообразование произошло в первой половине палеозоя. Образовались горные складки на северо-западе Сарыарки и в Северном Тянь-Шане. Море постепенно отступало, увеличивая площадь суши. В конце палеозоя  произошло герцинскоегорообразование. В это горообразование поднялся Алтай, Жунгарский Алатау, западные хребты Тянь-Шаня, восточная часть Сарыарки и Мугоджары. Большая часть территории превратилась в жесткий участок, и не покрывалось морем.

В мезозойскую эру море было только на западе Казахстана. В это время ни  образовалась ни одна горная система. Те горные области, которые образовались в палеозое разрушились и к концу мезозоя Казахстан - выровненной поверхностью.

Альпийское горообразование происходило в кайнозойскую эру. Оно вызвало раскол земной коры, поднятие и опускание горных складчатых областей и преобразование их в высокогорные складчато-глыбовые системы. Вторично образовались Алтай, Тарбагатай,Жунгарский  Алатау, Тянь-Шань.( ученик показывает по карте все горные области, учитель в это время должен внимательно следить за рассказом и показом по карте).

11.Вспомните из курса 7 класса ,что такое тектоника?

Ответ: Тектоника –это раздел геологии, изучающий строение, движение и развитие земной коры.

12. Вспомните и назовите основные положения теории литосферных плит.

Ответ: Согласно теории литосферных плит внешняя оболочка Земли, то есть земная кора вместе с частью верхней мантии, состоит из нескольких очень больших блоков( плит).

Выделяют 13 основных плит, из них 7 наиболее крупных. Большинство плит включает

как материковую так и океаническую кору. Плиты лежат на сравнительно мягком, пластичном слое мантии, по которому и происходит их скольжение. Они перемещаются относительно друг друга со скоростью от 1 до 6 сантиметров в год. При соприкосновении двух материковых плит их крайние участки в результате взаимного столкновения сжимаются и сминаются в складки, так  например образовались Гималаи. А если  сближаются материковая и океаническая плиты, то покрытая морем плита изгибается и как бы « ныряет» под материковую. При этом возникают глубоководные желоба, островные дуги.

13. Скажите, а какое строение имеет материковая  земная кора?

Ответ: Материковая кора имеет  следующие строение- слой осадочных пород, слой гранита и слой базальта.

14. Какого слоя не наблюдается в океанической коре?

Ответ : В океанической коре нет слоя гранита.

15. Закончите мое предложение- сравнительно ровные  и устойчивые участки  земной коры называются….

Ответ : Платформы.

16. Вспомните какое строение имеет платформа?

Ответ: Платформа имеет двухъярусное строение.

17.Расскажите о строение  платформы.

Ответ: Первый ярус- фундамент платформы, состоит из кристаллических горных пород и более устойчив. Второй ярус называется – чехол осадочных пород,  сложен осадочными породами палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Этот ярус расположен на древнем жестком основании.

18.Скажите  есть ли на территории Казахстана древняя платформа?

Ответ: На западе Казахстана своим юго-восточным выступом заходит древняя Восточно-Европейская платформа.

19.Покажите эту часть платформы( ученик показывает)

20. Вы знаете, что на территории республики есть и молодые платформы, почему их называют молодыми, назовите и покажите по карте?

Ответ: Молодые потому, что образовались в конце палеозоя- начале мезозоя. Западно-Сибирская и Туранская..

 

Итак мы с вами вспомнили геологию, а теперь переходим к рельефу.

 

21. Что такое рельеф?

Ответ: Рельеф –это неровности земной поверхности.

22. Назовите основные формы рельефа.

Ответ: Основными формами рельефа являются равнины и горы.

23. Вы знаете, что рельеф постоянно изменяется, так в результате чего происходят изменения?

Ответ: Изменения происходят в результате воздействия внутренних и внешних сил.

24. Более подробно остановитесь на характеристики этих сил.

Ответ: Внешние (экзогенные) силы Земли; их проявление связано с энергией Солнца, влиянием силы тяжести и жизнедеятельности организмов. Эти силы разрушают горные породы и выносят продукты разрушения с одних участков земной поверхности на другие. Внутренние силы (эндогенные); действие этих сил вызвано перемещением вещества мантии. Эти силы проявляются в процессах движения литосферы. Движения литосферы перемещают пласты горных пород, изменяют строение земной коры, а значит ее рельеф.

25.Перечислите главные особенности рельефа Казахстана.

Ответ: а) преобладают равнинно-низкогорные области, они занимают большую часть

                территории

            б) высокогорные области расположены на востоке и юго-востоке страны и  

                занимают небольшую территорию

            в) высокие и низкие горы чередуются с межгорными долинами и равнинами

 

 

 

Игра « Что такое?»

 

Учитель называет географические объекты, ученики должны назвать что это такое и показать по карте.

1. Мугоджары( ответ - низкогорная область, продолжение Уральских гор).

2.Предуральское ( ответ- плато).

3.Прикаспийская  ( ответ- низменность).

4.Карагие (  ответ- впадина – 132м).

5.Сарыарка (  ответ- низкогорная область).

6.Алтая (  ответ- горная область на востоке страны).

7.Туранская (  ответ- низменность).

8. Тянь- Шань ( ответ- горная страна на юго-востоке).

9.Устюрт (  ответ- плато).

10.Тарбагатай ( ответ- горная система , расположена между Зайсанской и Алакольской котловинами).

11.Западно- Сибирская ( ответ- низменность простирается узкой полосой от Уральских гор до Алтая).

12.Жунгарский Алатау ( ответ- горная страна между Балхаш- Алакольским межгорными равнинами и долиной реки Или).

13. Мангистауские ( ответ- низкогорная область, расположена на Мангистуском полуострове Каспийского моря).

14. Бетпакдала ( ответ- плато, расположено между рекой Сарысу на западе и озером Балхаш на востоке, Сарыаркой на севере и рекой Чу на юге).

15. Хан- Тенгри ( ответ-  высшая точка  Тянь-Шаня ,ее высота 6995м над уровнем моря).

 

На прошлом уроке вы выполняли практическую работу, где установили связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Продолжите мое предложение.

1.Полезные ископаемые…( ответ- все горные породы и минералы, которые добываются из недр земли и используются человеком).

2. На какие группы по составу и особенностям использования различают полезные ископаемые?

Ответ:  По составу и особенностям использования полезные ископаемые различают горючие, металлические и неметаллические( нерудные).

 

 

Игра « Третий лишний».

 

Учитель показывает на полном картоне  три  полезных ископаемых, ученики должны их назвать и сказать ,какое полезное ископаемое лишнее и почему.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 













 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Ответы на игровой этап.

№1. карточка- бурый уголь, каменный уголь, цементное сырье ( лишний знак цементное сырье, относится к группе нерудных полезных ископаемых).

№2. карточка- бурый уголь, природный газ, золото ( знак золото лишний, так как входит в группу рудных полезных ископаемых).

№3. карточка- медь, природный газ, железная руда ( природный газ, к группе горючих полезных ископаемых , он лишний).

№4. карточка- асбест, поваренная соль, хромитовые руды ( хромитовые руды лишний , к группе рудных полезных ископаемых).

№5.карточка- хромитовые руды, марганцевые, фосфориты ( фосфориты к группе нерудных, знак лишний).

№6. карточка- фосфориты, строительные материалы, полиметаллические руды ( полиметаллические руды относят к группе рудным , поэтому этот знак лишний).

№7 карточка- марганцевые, золото, природный газ ( лишний природный газ, к группе горючих полезных ископаемых).

 

 

Занимательная география.

 

Учитель на доске цветным мелом чертит кроссворд. Мелом выделяет только слово рельеф. Затем задает вопросы классу.

 

1. Назовите самое низкое место в Казахстане.

2. Как называется раздел геологии, изучающий строение, движение и развитие земной коры.

3.Назовите область прогибания.

4. Как высокогорная  область образовавшаяся в каледонское горообразование.

5. Полезное ископаемое  входящее в группу рудных.

6. Какое полезное ископаемое называют черным золотом страны.

 

 

К

А

Р

А

Г

И

Е

 

 

 

 

 

Т

Е

К

Т

О

Н

И

К

А

 

 

П

Л

И

Т

А

 

 

 

 

Т

Я

Н

Ь

-

Ш

А

Н

Ь

 

 

 

 

М

Е

Д

Ь

 

 

 

 

 

 

Н

Е

Ф

Т

Ь

 

 

 

 

 

 

Заключительный этап.

 

Учитель анализирует работу учащихся на уроке, оценивает их по сигнальным карточкам. Оценка ставится по количеству набранных сигнальных карточек. Если ученик набрал зеленых карточек , то ему ставится пять, если есть и желтые карточки, то надо рассматривать работу ученика на протяжении всего урока.

 

Домашнее задание.

 

К следующему уроку повторить пройденный материал за курс География. Материки и океаны. Точнее тему « Воздушные массы», « Климатообразующие факторы», то есть параграфы 7 и 8.

 

Литература.

 

1. Бейсенова А.С. и другие  География. Материки и океаны: учебник для 7 класса, издательство Алматы « Атамура» 2003.

2. Бейсенова А, Карпеков К.  Физическая география Казахстана: учебник для 8 класса, издательство Алматы « Атамура» 2004.

3. Коринская В.А. и другие  География материков и океанов: учебник для 7 класса, издательство Москва « Просвещение» 1989.

4. Трешников и другие  Географический энциклопедический  словарь( понятия и термины), издательство Москва « Советская энциклопедия» 1988.



Тема: Высокогорные территории Казахстана


Цели и задачи урока: 1. Ознакомить с высокогорными областями Казахстана; их расположением, рельефом.

2. Развивать навыки работы с географическими картами, познавательный интерес.

3. Воспитывать внимание и самостоятельность, создавать доброжелательную обстановку в классе.

Оборудование: физическая карта Казахстана.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Тестовые задания:

  1. Одну треть территории республики занимают:

А) низменные равнины;

В) возвышенности;

С) горы.

  1. Чуть больше половины территории Казахстана занято:

А) низменные равнины;

В) возвышенности;

С) горы.

  1. Сколько процентов территории Казахстана занимают высокие горы?

А) 10;

В) 25:

С) 31.

  1. Самая низкая точка Казахстана:

А) озеро Ассаль;

В) впадина Каттара;

С) впадина Каракия.

  1. Самая высокая точка Казахстана:

А) Белуха;

В) Сарышокы;

С) Хан Танири.

  1. Равнина, которая входит в пределы республики своей южной частью, имеет местное название – Северо-Казахская равнина:

А) Туранская;

В) Западно-Сибирская;

С) Прикаспийская низменность.

  1. Какую равнину река Сырдарья делит на две части?

А) Туранская;

В) Западно-Сибирская;

С) Прикаспийская низменность.

  1. Какая равнина находится между Общим Сыртом на севере, Предуральским плато на востоке и Каспийским морем на юго-западе?

А) Туранская;

В) Западно-Сибирская;

С) Прикаспийская низменность.

  1. На какой равнине встречаются «бэровкие бугры»?

А) Туранская;

В) Западно-Сибирская;

С) Прикаспийская низменность.

  1. Разрушительная деятельность ветра и выдувание песчаного материала:

А) дефляция;

В) денудация;

С) аккумуляция.

  1. Плато, находящееся между полуостровом Мангыстау и Аральским морем:

А) Торгай;

В) Предуральское;

С) Устирт.

  1. Плато, расположенное между Мугалжарами и Южным Уралом на западе и Сарыаркой на востоке:

А) Торгай;

В) Бетпакдала;

С) Предуральское.

  1. Торгайский пролив соединяет Северо-Казахскую равнину с …:

А) Туранской равниной;

В) Прикаспийской низменностью;

С) плато Устирт.

  1. Где расположено Предуральское плато?

А) между Прикаспийской низменностью и Мугалжарами;

В) между Волгой и Уральскими горами;

С) между Мугалжарами и Сарыаркой.

  1. Между какой рекой и каким озером лежит плато Бетпакдала?

А) Иртыш, Зайсан;

В) Сарысу; Балкаш;

С) Сырдарья; Аральское море.

  1. На каком плато совсем нет проточных вод?

А) Устирт,

В) Торгай;

С) Бетпакдала.

  1. Возвышенность, расположенная между Волгой и Уральскими горами:

А) Прибалкашская равнина;

В) Общий Сырт;

С) Устирт.

  1. На какой равнине расположены песчаные пустыни Таукум, Сарыесик Атырау?

А) Прибалхашской;

В) Прикаспийской;

С) Туранской.

  1. К низкогорным областям Казахстана относятся:

А) прикаспийская низменность, Туранская равнина;

В) Сарыарка, Мугалжары, Мангыстауские горы;

С) Общий Сырт, Прибалкашская равнина.

  1. Занимает большую часть Центрального Казахстана:

А) Северо-Казахская равнина;

В) Сарыарка;

С) плато Бетпакдала.

  1. Где расположены Мугалжары?

А) к югу от Уральских гор;

В) восточнее Аральского моря;

С) к югу от озера Балкаш.

  1. Самая высокая точка Мугалжар:

А) Бесшокы;

В) Улытау;

С) Большой Боктыбай.

  1. Находятся на полуострове Мангыстау Каспийского моря:

А) Мугалжары;

В) Мангыстауские горы;
С) Тянь-Шань.

  1. Самая высокая точка Мангыстауских гор:

А) Бесшокы;

В) Улытау;

С) Большой Боктыбай.

  1. Где находятся горы Аксоран, Каркаралы, Шынгыстау, Улытау?

А) на Туранской равнине;

В) в Сарыарке;

С) на Общем Сырте.

Ответы: 1 – А, 2 – В, 3 – А, 4 – С, 5 – С, 6 – В, 7 – А, 8 – С, 9 – С, 10 – А, 11 – С, 12 – А, 13 – А, 14 – А, 15 – В, 16 – С, 17 – В, 18 – А, 19 – В, 20 – В, 21 – А, 22 – С, 23 - А, 24 – А, 25 – В.

  1. Целеполагание.

- Сегодня на уроке вы изучите высокогорные области Казахстана, к которым относятся Алтай, Сауыр-Тарбагатай, Жетысуский Алатау и Тянь-Шань, расположенные на восточной и юго-восточной окраинах Казахстана.

  1. Объяснение новой темы.

Алтай – самая высокогорная область на юге Сибири, основная часть его находится на территории Сибири. Ее можно разделить на три части: Южный Алтай, Западный, или Рудный Алтай, Алтай и хребет Калба.

Южный Алтай расположен между реками Буктырмой на севере и Кара Ертисом на юге. На государственной границе Казахстана с Россией расположен самый высокий хребет Алтая – Катын. Его вершина – Белуха (4506).

Западный, или Рудный Алтай в пределы Казахстана входит западными отрогами Алтайских гор. Главные из них: Листвяга, Холзун, Коксу и отходящие от них хребты Оба, Ивановский и Ульби.

Хребет Калба является продолжением Алтайских гор и простирается на 400 км к западу от реки Ертис. Самая высокая точка – Сарышокы (1606 м).

Сауыр-Тарбагатай вместе с соседними хребтами образует единую горную систему. Он является продолжением Сарыарки на востоке. Сауыр – наиболее высокий хребет системы Сауыр-Тарбагатай. Самая высокая точка Сауыра – пик Музтау (3816 м). Высшая точка Тарбагатая – гора Тастау.

Жетысуская горная система входит в пределы Казахстана своей северной и северо-западной частью. Расположена между Балкаш-Алакольскими межгорными равнинами на севере и долиной реки Иле на юге.

На границе Китая и Казахстана, между Жетысуским Алатау и хребтом Барлык, расположен горный проход – Жетысуские ворота. Он соединяет впадину озера Эби-Нур с котловиной Алакольских озер.

Тянь-Шанская горная страна занимает юго-восток Казахстана. В пределы республики входят части Центрального Западного Тянь-Шаня и почти весь Северный Тянь-Шань.

Центральный Тянь-Шань начинается на стыке государственных границ Китая, Казахстана и Кыргызстана. Здесь расположен пик Хан Танири (6995 м).

В Северный Тянь-Шань входят хребты Узынкара, Кунгей Алатау, Илейский Алатау, Шу-Илейские горы, Кыргызский Алатау.

Хребет Узынкара (Кетмень) отделяется от Центрального Тянь-Шаня межгорной впадиной, лежащей на высоте 2300 м. самая высока точка – гора Небесная (3652 м).

Кунгей Алатау – один из наиболее высоких хребтов Тянь-Шаня (пик Ишанбулак – 4647 м).

Илейский Алатау – самый северный высокогорный хребет Тянь-Шаня. Самая высокая точка – пик Талгар (4973 м).

Шу-Илейские горы являются северо-западным отрогом Илейского Алатау, разделяющим Шуйскую и Балкашскую впадины. Абсолютная высота – 1506 м.

Кыргызский Алатау расположен к западу от Кунгей Алатау и Илейского Алатау и отделен от них Боамским ущельем реки Шу.

Западный Тянь-Шань на территории Казахстана начинается Таласским Алатау и отходящими от него в юго-западном направлении хребтами. Самые крупные из них – Огем (Угамский) и Каржантау.

Каратау – самый крайний, сильно разрушенный северо-западный хребет Тянь-Шаня. Высшая точка – Бессаз (2176 м).

  1. Закрепление.

Нанести на контурную карту Казахстана области, занятые горами: закрасить высокие горы темно-коричневым цветом, низкие – светло-коричневым.

  1. Подведение итога урока.

  2. Домашнее задание. §17 читать, подготовиться к тестированию.

  3. Рефлексия.

«График»

Учащимся предлагается начертить в течение урока график

-изменения их интереса;

-уровня познания,

- личной активности.





















К высокогорным областям Казахстана относятся …, расположенные на восточной и юго-восточной окраинах Казахстана.

… – самая высокогорная область на юге Сибири, основная часть его находится на территории Сибири. Ее можно разделить на три части: …

… расположен между реками Буктырмой на севере и Кара Ертисом на юге. На государственной границе Казахстана с Россией расположен самый высокий хребет Алтая – Катын. Его вершина – … (4506).

… в пределы Казахстана входит западными отрогами Алтайских гор. Главные из них: Листвяга, Холзун, Коксу и отходящие от них хребты Оба, Ивановский и Ульби.

… является продолжением Алтайских гор и простирается на 400 км к западу от реки Ертис. Самая высокая точка – … (1606 м).

… вместе с соседними хребтами образует единую горную систему. Он является продолжением Сарыарки на востоке. … – наиболее высокий хребет системы Сауыр-Тарбагатай. Самая высокая точка Сауыра – пик … (3816 м). Высшая точка Тарбагатая – гора ....

… входит в пределы Казахстана своей северной и северо-западной частью. Расположена между Балкаш-Алакольскими межгорными равнинами на севере и долиной реки Иле на юге.

На границе Китая и Казахстана, между Жетысуским Алатау и хребтом Барлык, расположен горный проход – .... Он соединяет впадину озера Эби-Нур с котловиной Алакольских озер.

… занимает юго-восток Казахстана. В пределы республики входят части Центрального Западного Тянь-Шаня и почти весь Северный Тянь-Шань.

… начинается на стыке государственных границ Китая, Казахстана и Кыргызстана. Здесь расположен пик Хан Танири (6995 м).

В … Тянь-Шань входят хребты Узынкара, Кунгей Алатау, Илейский Алатау, Шу-Илейские горы, Кыргызский Алатау.

… отделяется от Центрального Тянь-Шаня межгорной впадиной, лежащей на высоте 2300 м. самая высока точка – гора Небесная (3652 м).

… – один из наиболее высоких хребтов Тянь-Шаня (пик Ишанбулак – 4647 м).

… – самый северный высокогорный хребет Тянь-Шаня. Самая высокая точка – пик Талгар (4973 м).

… являются северо-западным отрогом Илейского Алатау, разделяющим Шуйскую и Балкашскую впадины.

… расположен к западу от Кунгей Алатау и Илейского Алатау и отделен от них Боамским ущельем реки Шу.

… на территории Казахстана начинается Таласским Алатау и отходящими от него в юго-западном направлении хребтами. Самые крупные из них – Огем (Угамский) и Каржантау.

… – самый крайний, сильно разрушенный северо-западный хребет Тянь-Шаня. Высшая точка – … (2176 м).












Тестовые задания:

  1. Одну треть территории республики занимают:

А) низменные равнины;

В) возвышенности;

С) горы.

  1. Чуть больше половины территории Казахстана занято:

А) низменные равнины;

В) возвышенности;

С) горы.

  1. Сколько процентов территории Казахстана занимают высокие горы?

А) 10;

В) 25:

С) 31.

  1. Самая низкая точка Казахстана:

А) озеро Ассаль;

В) впадина Каттара;

С) впадина Каракия.

  1. Самая высокая точка Казахстана:

А) Белуха;

В) Сарышокы;

С) Хан Танири.

  1. Равнина, которая входит в пределы республики своей южной частью, имеет местное название – Северо-Казахская равнина:

А) Туранская;

В) Западно-Сибирская;

С) Прикаспийская низменность.

  1. Какую равнину река Сырдарья делит на две части?

А) Туранская;

В) Западно-Сибирская;

С) Прикаспийская низменность.

  1. Какая равнина находится между Общим Сыртом на севере, Предуральским плато на востоке и Каспийским морем на юго-западе?

А) Туранская;

В) Западно-Сибирская;

С) Прикаспийская низменность.

  1. На какой равнине встречаются «бэровкие бугры»?

А) Туранская;

В) Западно-Сибирская;

С) Прикаспийская низменность.

  1. Разрушительная деятельность ветра и выдувание песчаного материала:

А) дефляция;

В) денудация;

С) аккумуляция.

  1. Плато, находящееся между полуостровом Мангыстау и Аральским морем:

А) Торгай;

В) Предуральское;

С) Устирт.

  1. Плато, расположенное между Мугалжарами и Южным Уралом на западе и Сарыаркой на востоке:

А) Торгай;

В) Бетпакдала;

С) Предуральское.

  1. Торгайский пролив соединяет Северо-Казахскую равнину с …:

А) Туранской равниной;

В) Прикаспийской низменностью;

С) плато Устирт.

  1. Где расположено Предуральское плато?

А) между Прикаспийской низменностью и Мугалжарами;

В) между Волгой и Уральскими горами;

С) между Мугалжарами и Сарыаркой.

  1. Между какой рекой и каким озером лежит плато Бетпакдала?

А) Иртыш, Зайсан;

В) Сарысу; Балкаш;

С) Сырдарья; Аральское море.

  1. На каком плато совсем нет проточных вод?

А) Устирт,

В) Торгай;

С) Бетпакдала.

  1. Возвышенность, расположенная между Волгой и Уральскими горами:

А) Прибалкашская равнина;

В) Общий Сырт;

С) Устирт.

  1. На какой равнине расположены песчаные пустыни Таукум, Сарыесик Атырау?

А) Прибалхашской;

В) Прикаспийской;

С) Туранской.

  1. К низкогорным областям Казахстана относятся:

А) прикаспийская низменность, Туранская равнина;

В) Сарыарка, Мугалжары, Мангыстауские горы;

С) Общий Сырт, Прибалкашская равнина.

  1. Занимает большую часть Центрального Казахстана:

А) Северо-Казахская равнина;

В) Сарыарка;

С) плато Бетпакдала.

  1. Где расположены Мугалжары?

А) к югу от Уральских гор;

В) восточнее Аральского моря;

С) к югу от озера Балкаш.

  1. Самая высокая точка Мугалжар:

А) Бесшокы;

В) Улытау;

С) Большой Боктыбай.

  1. Находятся на полуострове Мангыстау Каспийского моря:

А) Мугалжары;

В) Мангыстауские горы;
С) Тянь-Шань.

  1. Самая высокая точка Мангыстауских гор:

А) Бесшокы;

В) Улытау;

С) Большой Боктыбай.

  1. Где находятся горы Аксоран, Каркаралы, Шынгыстау, Улытау?

А) на Туранской равнине;

В) в Сарыарке;

С) на Общем Сырте.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Геология, рельеф и полезные ископаемые Казахстана

Автор: Малахова ирина Александровна

Дата: 13.05.2016

Номер свидетельства: 326222

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Технологическая карта урока  «Восточно - Европейская равнина»   по физической географии Казахстана  8 класса "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-vostochno-ievropieiskaia-ravnina-po-fizichieskoi-ghieoghrafii-kazakhstana-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "153857"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421076736"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства