kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

География. Подготовка к экзаменам. 10 класс. БИЛЕТЫ № 6, 7, 8, 9, 10.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированный материал, представленный глухим обучающихся при подготовке к экзаменам. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«География. Подготовка к экзаменам. 10 класс. БИЛЕТЫ № 6, 7, 8, 9, 10.»



Билет № 6

1. Охарактеризовать экономические системы стран мира.

2. Рассказать о классификации природных ресурсов.

3. Практическое задание. Задание на знание географической карты.





1. Охарактеризовать экономические системы стран мира

Экономические системы стран мира:

1) Традиционная – система, при которой хозяйственные отношения строятся на основе традиций и обычаев, выработанных столетиями и сохраняется в аграрных зонах Азии и Африки.

2) Командная (плановая) – базируется на государственной собственности, ценообразовании, планировании и распределении. Характерно для экономики Кубы, Корейской Народной Демократической Республики.

3) Рыночная – базируется на частной собственности, конкуренции, свободном ценообразовании и обмене товарами.  Примерами стран являются Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт.

4) Смешанная – рыночная экономика, где государство играет важную роль: определяет налоговую политику, регулирует деятельность монополий, контролирует некоторые цены (например, на энергоносители). Примерами которых являются США, Россия, Китай, Франция, Швеция, Япония, Великобритания.

Задание. Прочитать текст, заполнить схему.

Экономические системы















Смешанная

Рыночная

Плановая (командная)

Традиционная













2. Рассказать о классификации природных ресурсов

Под природными ресурсами понимают компоненты окружающей природной среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. 

Классификаций природных ресурсов существует довольно много, но наиболее важны три из них.

По происхождению:

  • - минеральные (полезные ископаемые);

  • - климатические;

  • - водные;

  • - земельные (почвенные);

  • - биологические;

  • ресурсы Мирового океана.

По исчерпаемости:

  • исчерпаемые: невозобновляемые (минеральные, руды металлов, соли, сера);

  • возобновляемые (земля, вода, воздух, почвенные, гидроэнергетические);

  • неисчерпаемые (энергия солнца, геотермальная, ветра, морских приливов, отливов и течений).

По применению:

  • природные ресурсы для промышленности: топливно-энергетические; металлургические; химическое и прочее сырье;

  • для сельского хозяйства: земельные; почвенные; агроклиматические;

  • для отдыха и туризма: рекреационные ресурсы.

Размещение природных ресурсов по планете неравномерно. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа, Андские страны - медных и полиметаллических руд, страны экваториальной Африки – ценной древесиной и т.д.

В мире есть несколько государств, имеющих практически все виды природных ресурсов. Это Россия, США, Китай, Бразилия, Австралия, Канада.





Классификация природных ресурсов

Природные ресурсы – это…















По исчерпаемости

По происхождению

По применению













3. Практическое задание. На контурной карте обозначить не менее 6 государств Азии.



Билет № 7

1. Назвать основные закономерности размещения рудных ресурсов

2. Рассказать о цветной металлургии мира.

3. Практическое задание на знание географической карты.



1. Назвать основные закономерности размещения рудных ресурсов. Привести примеры

Рудные минеральные ресурсы: встречаются чаще всего в пределах разломов платформ и подвижных складчатых областей земной коры. К древним складчатым областям приурочены месторождения железных, медных и полиметаллических руд. На платформах рудные месторождения приурочены к нижнему структурному ярусу – складчатому фундаменту, поэтому они сосредоточены на щитах либо частях плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности :

а) страны, выделяющиеся по запасам железной руды: США, КНР, Индия, Россия, Бразилия, Либерия, Гвинея, Украина и др.

б) страны, выделяющиеся по запасам алюминия (бокситы): Франция, Италия, Индия, Суринам, США, Россия, страны Западной Африки и др.

в) страны, выделяющиеся по запасам медных руд: Замбия, Заир, Чили, США, Канада;

г) страны, выделяющиеся по запасам свинцово-цинковых руд: США, Канада, Австралия;

д) страны, выделяющиеся по запасам оловянных руд: Малайзия, Индонезия, Боливия, Бразилия, Таиланд.

Задание. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

1. Где встречаются залежи железной руды?



встречаются… приурочены…





2. Рассказать о цветной металлургии мира.

Она производит 40 млн. тонн различных металлов.

Алюминий (17 млн. т). Алюминиевая промышленность представлена двумя территориально разорванными производственными звеньями:

1-ое - получение глинозёма (окисла Al) тяготеет к странам, добывающим бокситы;

2-ое - производство алюминия приближено к источникам дешёвой электроэнергии, преимущественно в развитых странах.

Основные государства по добыче бокситов: Австралия, Гвинея, Ямайка, Россия, Бразилия; по получению глинозёма – Австралия, Россия, США, Ямайка; по производству алюминия – США, Япония, Россия, Канада, ФРГ. Во всех этих странах производство ведётся в районах крупных ГЭС или ТЭС.

Производство меди:

Медные руды, как правило, содержат мало этого металла в себе.

Большая часть запасов медной руды сосредоточена в Чили, США, Замбии.

Рафинирование меди требует большого количества электроэнергии, поэтому часть черновой меди вывозится в развитые страны.

Крупнейшие производители рафинированной меди: США, Россия, Япония и ФРГ.

Производство свинца: по добыче свинцовой руды лидируют: Россия, Австралия, США, Канада, затем следуют – Перу и Мексика.

Крупные производители свинца: США, Россия, страны Западной Европы.

Задание. Прочитать текст. Дополнить таблицу.

Название металла

(сырьё)

Государства

Основные факторы

Алюминий (глинозём, бокситы)


электроэнергия

Медь



Свинец



(твой пример)





3. Практическое задание. Обозначить на контурной карте Южной Америки не менее 5 развивающихся государств и их столицы.







Билет № 8

1. Назвать этапы формирования мирового хозяйства

2. Охарактеризовать чёрную металлургию мира.

3. Практическое задание. Определение стран с наибольшим приростом населения.

1. Назвать этапы формирования мирового хозяйства

Мировое хозяйство – это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.

Этапы формирования Мирового хозяйства

1-й – XV – XVII вв. – в результате великих географических открытий и появления колониальной системы, международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привёл к зарождению мирового рынка;

2-й – XVIII – XIX вв. – происходило формирование рынка и дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки. Также быстро росла протяжённость железных дорог, которые соединили внутренние части континентов.

Но главную роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в этот период в ряде стран Западной Европы и США, после происшедших в них промышленных переворотов.

3-й – конец XIX в. – первая половина ХХ в. – общемировое разделение труда и сформировавшееся на этой основе мировое хозяйство в результате развития машинной индустрии, транспорта и мирового рынка;

4-й – вторая половина ХХ в. – влияние Научно-технической революции и широкая интернационализация.

Задание. Прочитать текст. Дополнить таблицу.

Этапы

Указать причины

1. 15 – 17 вв.

- географические открытия;

- колониальная система;

-международная торговля;

- зарождение мирового рынка

2.


3.


4.






2. Охарактеризовать географию чёрной металлургии мира

Металлургия обеспечивает человечество конструкционными материалами – металлами.

Чёрная металлургия:

Её география исторически сложилась под влиянием разных типов ориентации на различные природные ресурсы.

1) ориентация на каменноугольные и железорудные бассейны (на сырьё):

а) ведущие страны по добыче железной руды: Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия, Канада, США; из которых основными экспортёрами являются: Бразилия, Индия, Либерия, Австралия, ЮАР.

б) возникли металлургические базы в США, Европе, России, Китае, на Украине.

Но в последнее время в эпоху НТР происходит общее ослабление прежней топливно-сырьевой ориентации отраслей.

2) ориентация на грузопотоки коксующегося каменного угля и железной руды

В результате чёрная металлургия Японии, Западной Европы, США начала тяготеть к морским портам.

3) ориентация на потребителя

Переход от сооружения огромных комбинатов к строительству специализированных мини-заводов, размещающихся в густонаселённых районах.

Мировое производство стали составляет около 800 млн. тонн ежедневно. При этом на развитые страны приходится около 80% её производства, а на развивающиеся – 20%.

Главные производители стали: Япония (более 100 млн. тонн), Россия, США, Китай, Украина, Германия.

Быстро набирает темпы чёрная металлургия в развивающихся странах (Бразилия, обогнавшая Францию и Великобританию; Индия, Республика Корея и др.).

Главные импортёры стали: Западная Европа, США.

Задание. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

1. Зачем нужна металлургия?

2. На что ориентируется металлургия?

3. Сколько стали выплавляется в мире?

4. Назвать главных производителей стали?



3. Практическое задание. Определить страны с наибольшим приростом населения.

. На контурной карте мира обозначьте границы не менее 5 стран с наибольшим естественным приростом населения. Выбрать страны из предложенного списка. Страны с наибольшим естественным приростом – Объединённые Арабские Эмираты, Чад, Нигер, Белоруссия, Кувейт, Монголия, Йемен, Канада, Эфиопия, Гаити, Франция.







БИЛЕТ №9

1.Охарактеризовать географию химической промышленности

2.Расскрыть суть глобальной экологической проблемы. Привести примеры.

3. Практическое задание на знание географической карты.



  1. Охарактеризовать географию химической промышленности

XX век стал веком бурного развития химической промышленности. Она производит продукцию из углеводов, минерального сырья путём её химической переработки.

Химическую промышленность можно разделить на 2 подотрасли: промышленность органического синтеза и основная химия.

Размещение предприятий химической промышленности определяются наличием сырья (уголь, природный газ, нефть, каменная соль, сера, фосфаты, отходы от металлургии и др.)

Наиболее развита химическая промышленность в развитых странах мира. Лидером являются США (25% мирового производства). В Европе выделяются страны: фармацевтика – Франция, Германия; парфюмерия – Франция, Великобритания; косметика – Франция, Швеция.

Химическая промышленность размещается в портах, где есть сырьё (нефть, газ). Старые промышленные районы: Рур (Германия), Донбасс.

В развивающихся странах химическая промышленность ориентируется на экспорт сырья и импорт продукции из развитых стран.

Главные районы: Западная Европа,

Северная Америка,

Восточная и Юго-Восточная Азия.

Задание. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

1. Нужна ли химическая промышленность?

2. Чем определяется размещение химических предприятий?

3. Назвать лидеров химической индустрии.



2. Раскрыть суть глобальной экологической проблемы. Привести примеры

В результате нерационального природопользования уже привело к деградации глобальной экологической системы. В некоторых странах экологическая ситуация стала напряженной, достигнув уровня экологического кризиса. Возникло понятие о кризисном экологическом районе, а в отдельных случаях и о районах с катастрофической экологической ситуацией.

Например: Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, Авария на Японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 году.

Российские учёные выделяют 3 главных центра нарушения естественных экосистем:

  1. Европейский центр (площадь 8 млн. км2)

  2. Азиатский центр (площадь 7 млн. км2)

  3. Североамериканский центр (площадь 9 млн.км2)

В каждом из этих центров естественные экосистемы сохранились только на 5-10% территории.

Глобальная экологическая угроза – потепление климата. Причина потепления – выбросы в атмосферу парниковых газов. Потепление климата приводит к таянию ледников, уменьшению стоков рек, распространению засух, смещению традиционных зон сельского хозяйства, учащению засух, наводнений, вулканических извержений, тайфунов, цунами.

Задание. Прочитать текст. Дополнить предложения.

1. … нерациональное природопользование…

2. Понятие «кризисный экологический район» - …

3. Назови центры нарушения экосистем.



3. Практическое задание. Выделить на контурной карте мира не менее 5 крупных городских агломераций.

 Под агломерацией понимают «фактический город» представляющий собой ареал сплошной застройки. Пример городских агломераций – Токио (37,7 млн.чел.), Мехико (23,7 млн.чел.), Нью – Йорк, Сеул, Сан – Паулу, Осака – Кобе – Кито, Шанхай, Москва, Донецко – Макеевская, Дели, Парижская, Каир, Сидней – Мельбурн.







Билет № 10

1. Охарактеризовать типы воспроизводства населения.

2. Перечислить основные черты Научно – технической революции на современном этапе.

3. Практическое задание на знание географической карты.



1.Охарактеризовать типы воспроизводства населения

Воспроизводство населения – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста населения.

Типы воспроизводства:

Первый тип: отличается средними и низкими показателями рождаемости, смертности и замедлением (или стабилизацией) темпа роста населения. Он характерен в большинстве случаев для развитых стран Европы, Японии, Северной Америки, где естественный прирост не превышает 12 человек на 1000 жителей, а иногда и равен нулю.

Второй тип: характеризуется очень высокой рождаемостью, уменьшением смертности и высокими темпами роста населения.

Он характерен для развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, где естественный прирост – от 19 до 29 человек и выше на 1000 жителей.

В настоящее время большинство стран стремится управлять воспроизводством населения, проводит государственную демографическую политику.

Задание. Прочитать текст. Дополнить схему. Сформулировать выводы.

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ – это…









Первый тип Второй тип

Вывод





2. Перечислить основные черты Научно – технической революции на современном этапе

Научно-техническая революция (НТР) – это период времени, в течение которого происходит скачок в развитии науки и техники, преобразующий производительные силы общества.

Характерные черты НТР:

  1. универсальность, всеохватность.

  2. ускорение научно-технических преобразований, быстрое обновление продукции;

  3. повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов;

  4. ориентация на использование научно-технических достижений в военных целях.

Характерные черты НТР на современном этапе проявляются во всех её составных частях:

1) развитие науки, улучшение системы образования, возрастание связей между наукой и производством;

2) в технике и технологии:

  • внедрение новых физико-химических технологических процессов;

  • внедрение электронно – вычислительных машин (ЭВМ).

  • развитие квантовой техники (лазеров, мазеров);

  • производство новых средств связи (спутников и др.);

  • интенсификация старых методов технологии.

3) в производстве:

  • резкое усложнение структуры экономики;

  • рост наукоёмких производств (электротехника, приборостроение);

  • производство новых материалов (полупроводниковых, керамических; оптического волокна; бериллия, лития, титана);

  • развитие ядерной энергетики ;

  • интенсификация сельского хозяйства и транспорта (увеличение урожайности, скорости транспорта и т.д.).

4) в управлении:

  • появление кибернетики (наука об управлении и информации);

  • «информационный взрыв»;

  • создание автоматизированных систем управления, вычислительных центров;

  • подготовка менеджеров (руководителей современных производств).

Задание. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

1. НТР, что это?

2. Назвать характерные черты НТР,

3.Назвать составные части НТР.

4. Правильно ли говорить, что НТР проникла во все сферы человеческой деятельности?



3. Практическое задание. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, специализирующихся на выращивании пшеницы. Выбрать страны из предложенного списка.

- Китай, Индия, Польша, Россия, США, Испания, Франция, Индонезия, Канада, Германия, Австрия, Афганистан, Пакистан, Украина.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
География. Подготовка к экзаменам. 10 класс. БИЛЕТЫ № 6, 7, 8, 9, 10.

Автор: ИВАНОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Дата: 25.02.2018

Номер свидетельства: 459386

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Экзамен по географии "
    ["seo_title"] => string(24) "ekzamien-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "206167"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430122870"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Билеты по географии (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(31) "biliety-po-ghieoghrafii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "334055"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1465642693"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства