Стимулирует активное участие всех детей в обсуждении содержания текста учебника. Работа с материалом учебника. Слайд 12. Рассказ. 1. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Задание. Используя текст учебника на стр. 108, попытайтесь самостоятельно дать определение понятию «река». Река - поток воды, текущий в углублении — русле. Слайд 13. Беседа. Задание. Используя текст учебника на стр. 108, попытайтесь самостоятельно дать определения понятий «исток» и «устье». Исток – начало реки. Устье – окончание реки. Слайд 14. Задание. Используя текст учебника на стр. 108, попытайтесь самостоятельно дать определение понятия «речная система». Речная система – это главная река со всеми притоками Слайд 15. Беседа по ходу просмотра анимации «речная система». Просмотр анимации «речная система». Корректирует и дополняет ответы учащихся. Слайд 16. Объяснение. Чтобы попасть из Астрахани в древний русский город Суздаль, вам придётся подняться вверх по Волге, её правому притоку - Оке, затем по притоку Оки - Клязьме, после по притоку Клязьмы - Нерли, потом по притоку Нерли - реке Каменке. Слайд 17. Беседа по тексту уч-ка на стр. 109. Задание. Используя, текст учебника, ответьте на вопросы: Корректирует и дополняет ответы учащихся. Слайд 18. Объяснение 2. Какую роль в природе и жизни человека играют озёра? Люди называют озёра «глазами Земли». Все они очень разные: горные и равнинные, пресные и солёные, мелкие и глубокие (рис. 74 на стр. 109 уч-ка). Слайд 19. Объяснение Для того чтобы образовалось озеро, нужно наличие значительного понижения в рельефе (его называют озёрной котловиной) и достаточное количество воды, чтобы его заполнить. Слайд 20. Объяснение Озёра являются основными доступными человеку хранилищами пресной воды. Пресная вода поступает в озеро вместе с реками, подземными водами и атмосферными осадками. Слайд 21. Беседа по тексту на стр. 110 Озёра бывают пресные и солёные. Солёные озёра могут быть остатками древнего моря, площадь которого из-за изменения климата сильно сократилась. Например, Каспийское и Аральское моря-озёра являются остатками некогда существовавшего обширного водоёма, занимавшего весь юг Евразии. Слайд 22. Беседа по тексту на стр. 110 Слайд 23. Рассказ 3. Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» - гласит известная русская пословица. Скважины, из которых воду добывают промышленным способом, а потом разливают по бутылкам, уходят под землю на глубину в сотни метров. Геологи находят воду даже в порах горных пород, поднятых с глубины в несколько километров. Слайд 24. Объяснение После дождя часть попавшей на землю воды сразу же испаряется, часть стекает в ближайший водоём, а часть поглощается водопроницаемыми горными породами. Сквозь поры и трещинки в них вода проникает в глубь земли, пока не достигнет водоупорного слоя. Водоупорные слои сложены плохо пропускающими воду горными породами, например, глинами. Встретив непреодолимую преграду, вода начинает заполнять пустоты в водопроницаемых породах. Так возникают подземные воды. Слайд 25. Текст на стр. 110-111 Задание. Используя текст учебника, ответьте на вопросы: Слайд 26. Морошка, торф, голубой аист. Слайд 27. 4. Какую роль в природе и жизни человека играют ледники? Задание. Используя текст учебника на стр. 111, составить 3 вопроса к тексту. Слайд 28. Выводы: Поверхностные и подземные воды суши - это кровеносная система Земли, по которой перемещаются химические вещества, ил, глина, песок и даже крупные обломочные горные породы, а главное - сама «живительная влага». Воды суши играют большую роль в жизни всех живых организмов; для человека это источник воды, удобная природная «дорога», место обитания рыбы. | Работают с текстом учебника, анализируют информацию, формулируют понятие, озвучивают определение понятия. Дополняют и корректируют ответы товарищей. Записывают понятия в рабочий лист. Анализируют информацию. Отвечают на вопросы учителя. Слушают объяснение учителя. Анализируют информацию. Работают с текстом учебника. Анализируют информацию. Формулируют ответы на вопросы. Обсуждают ответы. Озвучивают их. Корректируют и дополняют ответы товарищей. Слушают объяснение учителя. Анализируют информацию. Слушают объяснение учителя. Анализируют информацию. Слушают объяснение учителя. Анализируют информацию. Работают с текстом учебника по нахождению ответов на вопросы. Анализируют информацию. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Озвучивают ответы. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Записывают формулировку понятия в рабочий лист. Слушают рассказ учителя. Анализируют информацию. Слушают объяснение учителя. Анализируют информацию. Работают с материалом учебника, читают вопросы, формулируют ответы, обсуждают их в парах, озвучивают ответы. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Дополняют ответы товарищей, дополняют их. Знакомятся с богатствами болот. Работают с текстом учебника. Формулируют вопросы, обсуждают их в парах. Записывают вопросы в рабочие листы. Дополняют и исправляют вопросы, составленные товарищами. Участвую в формулировании выводов по теме содержанию урока. |
Применение знаний в нестандартной ситуации. Слайд 29. Что нового мы сегодня узнали на уроке? Слайд 30. Ключевые слова и выражения: Слайд 31. 1. Используя рисунок, определите, где находятся: Исток Дона Устье Дона 2. Назовите притоки Дона: правые левые 3. В каком направлении течёт Дон в верхнем своём течении? 4. В каком направлении течёт Дон в нижнем своём течении? 5. Какой приток Дона носит название хищного зверя? Слайд 32. 6. В одной народной песне поётся: «Как ты, батюшка, славный тихий Дон, Ты кормилец наш, Дон Иванович, Про тебя лежит слава добрая, Слава добрая, речь хорошая» Почему Дон называют тихим? | Высказывают своё мнение о содержании полученных знаний. Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответы. Озвучивают их. Анализируют вопросы, определяют, о каких объектах идёт речь, формулируют ответы и озвучивают их. Находят объекты на карте. Корректируют и дополняют ответы товарищей. |