kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

География. 11 класс. Урок-конференция. Тема: «Индия – жемчужина Азии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

География. 11 класс. Урок-конференция. Тема: «Индия – жемчужина Азии»

     

Тип урока: изучение нового материала (урок-конференция)

Цели урока: 

  • сформировать целостное  представление о Индии, Турции;
  • выявить особенности физико-географического положения и социально-экономического развития страны;
  • рассмотреть явление, получившее название «экономическое чудо».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«География. 11 класс. Урок-конференция. Тема: «Индия – жемчужина Азии»»

География. 11 класс. Урок-конференция. Тема: «Индия – жемчужина Азии»

     

Тип урока: изучение нового материала (урок-конференция)

Цели урока: 

  • сформировать целостное  представление о Индии, Турции;

  • выявить особенности физико-географического положения и социально-экономического развития страны;

  • рассмотреть явление, получившее название «экономическое чудо».

Задачи урока:

1. Учебно-образовательные:

  • формировать личностные, предметные и метапредметные результаты;

  • формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации.

2. Развивающие:

  • совершенствовать навыки выбора и систематизации информации, , выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения;

  • развивать умение выделять главное в лекционном сообщении;

  • развивать творческие способности учащихся.

3.   Воспитательные:

  • формировать трепетное и уважительное отношение к красоте и духовной культуре японского народа;

  • формировать общегеографическую культуру через знакомство с обычаями , традициями населения и его хозяйственной деятельностью.

Оборудование: Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира» - М.: Просвещение , 2011.

Географический атлас «Страны мира».

Раздаточный материал.

Мультимедийная презентация «Индия – жемчужина Азии».


Ход урока:


  1. Организационный момент.


Учитель: Добрый день, уважаемые ребята. Давайте поприветствуем друг друга.

Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.


Учитель: Цели нашего сегодняшнего урока:

  • сформировать целостное представление о Индии ;

  • выявить особенности физико-географического положения и социально-экономического развития страны; 

  • рассмотреть явление, получившее название «экономическое чудо».

      Наш урок будет проходить в форме научно-познавательной конференции. Поэтому,  каждый из вас, ребята, получил опережающее задание, подготовил самые интересные факты об этой стране, и будет выступать в роли специалистов в разных отраслях.

 

  1. Актуализация опорных знаний и умений.

Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с общей характеристикой стран Азии. 

  • Давайте вспомним, из каких историко-географических регионов состоит Азия? (Восточная и Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Западная Азия, Средняя Азия)

  • Чем каждый регион отличается друг от друга? (ГП, ЭГП, размерами, политическим устройством, уровнем социально-экономического развития)

Учитель:. В III тысячелетии эти страны будут играть несомненно большую роль в мире, поэтому необходимо их знать, прогнозировать развитие экономики этих стран.

Изучать Индию будем в сравнении с Китаем и результаты фиксировать в таблицу, которую начали заполнять на прошлых уроках.

  • Что такое ВВП? (Валовый внутренний продукт на душу населения — это показатель уровня экономического развития и качества жизни населения в отдельных странах и регионах за определённый период. Он выражает совокупную стоимость всего объёма произведенных товаров и оказанных  услуг, изготовленных на территории страны)

 Учитель: Сегодня мы начнем изучение одной из самых интересных стран мира – Индии, познакомимся с ее территорией, ЭГП и населением страны.

Вопрос: Почему взоры западных политиков, экономистов повернуты на Восток, в том числе и к Индии?

(вспомним мировые центры экономики, современные и прогнозируемые) Давайте сегодня разберёмся, почему?

  1. Изучение нового материала.

Учитель: С чего всегда начинается изучение нового материка, географического региона, страны? ( С характеристики ГП и ЭГП)

Учитель:  Поэтому, первый выступающий на нашей сегодняшней конференции - географ.    

Географ: 

Территория и ЭГП     Имеет широкий выход в океан – на З и Юз = Аравийское море, на В и ЮВ – Бенгальский залив.

Лежит на морских путях из Средиземного моря в Индийский океан, из Юго-Западной Азии в Восточную и Юго-Восточную Азии.

·       На севере, СВ – сухопутные границы с большим числом соседей, но граница проходит по горным рубежам.

Вывод: в целом, ЭГП Индии благоприятно для развития экономики страны. В: Используя ПКМ, охарактеризуйте территорию страны

Вопросы: 1.Почему выделяют Индийский субрегион

2.Охарактеризуйте ЭГП страны

3. Как вы думаете, почему в Китай европейцы попали в средние века, а Индию Александр Македонский завоевал уже в 4 в. до н.э.?

4.Сравните ЭГП Индии и Китая.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод? Выгодное или не выгодное физико-географическое и экономико-географическое положение Индии? (выгодное). Переходим к исторической справке об этой стране. Слово предоставляется историку.


Историк: Примерно 5000 лет назад в долине реки Инд на территории современного Пенджаба возникла хараппская цивилизация. Учёные полагают, что этнически хараппцы относятся к дравидийским народам, до сих пор населяющим юг Индии. Существовали предположения, что первая цивилизация в Индии была создана переселенцами из Шумера или арийскими племенами. Но последние археологические исследования говорят о том, что, по всей видимости, хараппцы были коренными жителями этого региона, а их культура была вполне самобытна.
Несмотря на разделение бывших британских колоний, конфликт между мусульманами и индусами продолжался ещё много лет и привёл к нескольким индо-пакистанским войнам. Граница по обе стороны была наводнена беженцами, периодически вспыхивали региональные столкновения. В 1948 году был убит Ганди и правительство возглавил Джавахарлал Неру. В Национальном Конгрессе в 1950-е годы началось соперничество двух политических группировок. Одна выступала за развитие по западному капиталистическому пути, а другая настаивала на государственном управлении экономикой. В итоге, левая оппозиция откололась от Национального Конгресса и основала собственную партию. Сегодня экономику Индии можно охарактеризовать как смешанную. Благодаря талантливым руководителям страны, таким как, Индира Ганди,  Лал Бахадур Шастри и Нарасимха Рао, здесь удалось провести ряд успешных экономических реформ и внедрить многие технологические инновации. В 1970-е годы Индия даже стала ядерной державой. Сегодня из-за дешевизны ручного труда и сырья в Индии находятся филиалы многих крупных европейских и американских промышленных предприятий.

2. продолжим конференцию

Учитель: Какова сегодняшняя внешняя политика Японии? 

Слово предоставляется политологу.

Политолог:

Государственное устройство.

  1. Государственный строй Индии (Федеративная республика.)

  2. Исполнительная власть (правительство во главе с премьером.)

  3. Столица и административно территориальное деление (Дели. 28 штатов и 7 союзных территорий.)

  4. Чем знаменателен для Индии 1950 год? (Индийский союз стал Республикой Индия.)

  5. Индийский национальный лидер, возглавивший Индийский национальный конгресс. В 1915 г разработал тактику ненасильственной борьбы против колонизаторов, которая подразумевала бойкот английских товаров, отказ от сотрудничества с англичанами. (Махатма Ганди                                                     

Учитель: Выступает эксперт по природным ресурсам                                                       

Эксперт по природным ресурсам: Индия – страна, способная удивить самого искушенного путешественника – ведь в ней уникально все: богатая мифология, развитая и сложная культура, а также невыразимо прекрасная природа. Природа Индии своеобразна и многообразна: на территории страны произрастает более 45 тысяч видов самых разнообразных растений и обитает более 80 тысяч представителей животного мира, в том числе и такой грозный и редкий хищник, как бенгальский тигр. В Индии есть горы, леса, реки, озера и водопады. Живописные виды природы этой страны не раз становились источником вдохновения для художников и фотокорреспондентов различных географических изданий и, конечно же, они не перестают привлекать в Индию туристов со всего земного шара. Путешественнику же решившему в первый раз посетить Индию, было бы полезно узнать о самых красивых местах этой удивительной и экзотической страны

Учитель:  Что же представляет собой население страны, которая пережила немало войн, бедна природными ресурсами, но смогла достичь небывалых успехов в экономике? Слово демографу.

Демограф: По количеству населения (1,3 млрд человек[93][94]) Индия занимает второе место в мире после Китая[95]. Почти 70 % индийцев проживают в сельских регионах, хотя за последние десятилетия миграция в большие города привела к резкому увеличению городского населения. Самые большие города Индии — это Мумбаи (ранее Бомбей), Дели, Колката (ранее Калькутта), Ченнай (ранее Мадрас), Бангалор, Хайдарабад и Ахмадабад[62]. По культурному, языковому и генетическому разнообразию Индия занимает второе место в мире после Африканского континента[62]. Средний уровень грамотности населения Индии составляет 64,8 % (53,7 % среди женщин и 75,3 % среди мужчин) Мужское население составляет 51,5 %, а женское — 48,5 %. Среднее по стране соотношение мужского и женского населения: 944 женщины к 1000 мужчин. Средний возраст населения Индии составляет 24,9 лет, а годовой прирост населения — 1,38 %; на 1000 человек в год рождается 22,01 детей. Согласно переписи населения 2001 года, дети до 14 лет составляли 40,2 % населения, лица в возрасте 15-59 лет — 54,4 %, 60 лет и старше — 5,4 %. Естественный прирост населения составил 2,3 %.

Учитель: Слово предоставляется культурологу.

Культуролог: Культура Индии отличается большим разнообразием и высоким уровнем синкретизма. На протяжении своей истории Индия сумела сохранить древние культурные традиции, одновременно перенять новые обычаи и идеи от завоевателей и иммигрантов и распространить своё культурное влияние на другие регионы Азии.

В индийском обществе большим уважением пользуются традиционные семейные ценности, хотя современные городские семьи часто отдают предпочтение нуклеарной семейной структуре, в основном из-за социально-экономических ограничений, налагаемых традиционной расширенной семейной системой.

Архитектурая: Индийская архитектура является одной из областей, в которой наиболее ярко представлено разнообразие индийской культуры. Большая часть архитектурных памятников Индии, включая такие замечательные монументы как Тадж-Махал и другие примеры могольской и южноиндийской архитектуры, представляют собой смешение древних и разнородных местных традиций различных регионов Индии и зарубежья.

Музыка и танцы В индийской музыке существует широкий спектр традиций и региональных стилей. Индийская классическая музыка включает в себя два основных жанра — североиндийскую хиндустани, южноиндийскую карнатическую традиции и их различные вариации в форме региональной народной музыки. К местным стилям популярной музыки принадлежит филми и индийская народная музыка, одной из наиболее влиятельных разновидностей которой является синкретическая традиция баул.

Индийские танцы также имеют разнообразные народные и классические формы. Наиболее известными индийскими народными танцами являются бхангра в Пенджабе, биху в Ассаме, чхау в Западной Бенгалии, Джаркханде и Ориссе и гхумар в Раджастхане. Восьми формам танца, с их повествовательными формами и мифологическими элементами, был присвоен статус индийских классических танцев Индийской национальной академией музыки, танцев и драмы.

Театр и кино Кинематограф ИндииБолливудТолливуд и Колливуд

Индийский театр часто включает в себя музыку, танцы и импровизированный диалог. Сюжеты часто основаны на мотивах, заимствованных из текстов индуизма, а также на средневековых литературных произведениях, социальных и политических новостях. Некоторые региональные формы индийского театра это: бхавай в штате Гуджарат, джатра в Западной Бенгалии, наутанки и рамлила в Северной Индии, тамаша в Махараштре, терукутту в Тамил-Наду, и якшагана в Карнатаке

Индийская киноиндустрия занимает первое место в мире по количеству выпускаемых в год фильмов. В 2009 году в Индии было создано около 2,5 тыс. фильмов, из которых 1280 художественные. Болливуд, основной центр производства которого находится в Мумбаи, производит коммерческие фильмы на хинди и является самой плодовитой киноиндустрией в мире Установившиеся кинематографические традиции существуют также на других индийских языках.

Эксперт по экономике Транспорт

В Индии представлены все виды транспорта: водный (морской и речной), автомобильный, воздушный, железнодорожный, трубопроводный. Железнодорожный транспорт в Индии обеспечивает массовые перевозки грузов и людей. Протяженность железнодорожной сети (2009 год) — более 63 тыс. км, в том числе 18 тыс. км электрифицирован. В год перевозится до 6 миллиардов пассажиров и 350 миллионов тонн грузов. Основным железнодорожным оператором страны, контролирующим 99 % перевозок, является Indian Railways.

Эксперт по сельскому хозяйству: 

Примерно половина всех индийцев по-прежнему получают средства к существованию непосредственно от сельского хозяйства и только сравнительно недавно их доля начала снижаться в сравнении с показателями 20 века. Тем не менее площадь возделываемых земель неуклонно растет и уже охватывает большую половину общей площади страны. В плодородных регионах, таких как Индо-Гангская равнина или дельты восточного побережья, доля возделываемых земель к общей площади превышает девять десятых. Доступность воды сильно зависит от климата. Во всех регионах, за исключением небольшой части страны, запасы воды для сельского хозяйства зависят от непостоянного юго-западного муссона. В результате фермеры выращивают только один урожай в год в регионах, где отсутствует ирригация, а риск неурожая во многих районах довольно высок.

Экономист:

Обрабатывающая промышленность Индии диверсифицирована. Подавляющее большинство промышленных рабочих занято на миллионах мелких ремесленных предприятий. Это в основном домашние хозяйства, занимающиеся прядением, ткачеством, гончарным делом, металлообработкой и деревообработкой и по большей части обеспечивающие местные потребности деревень, в которых они расположены.
V. Закрепление

                                               

Учитель: В ходе урока, вы фиксировали выводы после выступления наших экспертов по каждому обсуждаемому вопросу. К чему же мы пришли?

Предлагаю небольшую викторину

Ответы учащихся на вопросы учителя

1. ЭГП.

  1. Какое место в мире занимает по площади? (7 место.)

  2. Площадь государства? (3,3 млн км2.)

  3. На какой равнине расположено государство? (Индо-Гангской.)

  4. Укажите состав территории государства. (П-ов Индостан, Лаккадивские, Андаманские, Никобарские о-ва.)

  5. Перечислите, с какими государствами граничит Индия. (Пакистан, Непал, Китай, Бутан, Мьянма, Бангладеш. По Гималаям граница не обозначена.)

2. Государственное устройство.

  1. Государственный строй Индии (Федеративная республика.)

  2. Исполнительная власть (правительство во главе с премьером.)

  3. Столица и административно территориальное деление (Дели. 28 штатов и 7 союзных территорий.)

  4. Чем знаменателен для Индии 1950 год? (Индийский союз стал Республикой Индия.)

  5. Индийский национальный лидер, возглавивший Индийский национальный конгресс. В 1915 г разработал тактику ненасильственной борьбы против колонизаторов, которая подразумевала бойкот английских товаров, отказ от сотрудничества с англичанами. (Махатма Ганди.)

3. Население.

  1. Какое место в мире занимает Индия по численности населения? (2-е место.)

  2. Какова плотность населения Индии? (329 человек на квадратный км, 2-е место в мире.)

  3. Какое количество официальных языков определено в конституции Индии? (21 язык, 1625 диалектов.)

  4. Что такое касты? Какие касты вы знаете? (Касты – замкнутые группы людей. Высшие – брахманы и военно-землевладельческая касты, более низкие – торговцы, ремесленники и т.п., низшая каста “парии” – неприкасаемые.)

  5. Какую демографическую политику проводит правительство? Добились ли власти таких результатов как в Китае? (В каждой семье один мальчик и одна девочка. Демографическая политика провалилась.)

4. Хозяйство.

  1. Какой вид транспорта преобладает в Индии. (Железнодорожный.)

  2. Какую долю от всего населения составляет сельское? (2/3).

  3. Что означают термины “зелёная революция”, “белая революция”? (“Зелёная революция” – обеспечение Индии зерновыми культурами: пшеницей, рисом; “белая революция” – самообеспечение Индии молоком и молочными продуктами.)

  4. Какой вид тяжёлой промышленности занимает 1-е место в структуре промышленности Индии? (Добывающая промышленность: 9% железной руды мира, 15% марганцевых руд, бокситы, золото, алмазы, драгоценные камни.)

  5. Объясните, почему районы концентрации тяжёлой промышленности сосредоточены на северо-востоке страны. (Месторождения коксующегося угля соседствуют с месторождениями железной руды.)

5. Культура.

  1. Что такое “Болливуд”? (Киноиндустрия.)

  2. Перечислите основные религии Индии. (В Индии 80 % населения исповедуют индуизм. Вторая распространённая религия это ислам с около 13 % последователей. В Индии зародились и существуют буддизм, джайнизм и сикхизм. 2 % населения исповедуют христианство. С Индией также связаны иудаизм и зороастризм; в стране эти религии имеют по несколько тысяч последователей.)

  3. Почему корова у индийцев считается священным животным? (Корова считается матерью, так как она кормит людей своим молоком и при этом обладает такими материнскими качествами, как доброта, спокойствие, миролюбивость.)

  4. Что означает традиционный жест индийцев, когда он поднимает соединенные ладони к подбородку, как для молитвы, и покачивает головой со словами: (Таким образом, местные жители приветствуют друг друга.)

VI. Подведение итогов.

Подведение итогов конференции, награждение победителей

VII. Домашнее задание

Сообщение - опережающее задание “Хозяйство Турции”. Сравнить Индию и Турцию в таблице, записать в тетрадь.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
География. 11 класс. Урок-конференция. Тема: «Индия – жемчужина Азии»

Автор: Дегтярева Светлана Георгиевна

Дата: 03.11.2023

Номер свидетельства: 639287


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства