На южной верхушке нашей планеты находится удивительная земля. Это – самый холодный и отдаленный материк нашей планеты. Поскольку этот континент расположен на противоположной стороне земного шара относительно Арктики, ему дали название Антарктида, в переводе с греческого языка буквально и означающее «противоположный Арктике».
Современный вид Антарктиды отличается от всех других материков и определяется мощным покровным оледенением, толщина которого не имеет себе равных и достигает до 4000 м. В антарктическом льду содержится более 90% всех запасов пресной воды на Земле. Благодаря льду Антарктиду называют «холодильником планеты», - этот ледовитый панцирь влияет на климат всего Южного полушария.
Антарктида – единственный материк не имеющий постоянного населения. Его территория является арендой международного сотрудничества стран пяти континентов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Физико-географическое положение Антарктиды»
Конспект урока по географии 7 класс
Дата: 21.06.22.
Тема урока: Повторение темы: Антарктида.
Цель:
образовательная: сформировать представление о физико-географическом положении Антарктиды, познакомить учащихся с историей открытия Антарктиды русской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева; экспедицией Р. Амундсена и Р. Скотта;
развивающая: продолжить развитие познавательного интереса учащихся, образного и логического мышления, развивать умение делать выводы;
воспитательная: прививать уважительное отношение к мнению своих одноклассников, формировать у учащихся географическую культуру, содействовать формированию в представлении учащихся целостной картины мира.
Оборудование: карта Антарктиды, атласы, практические работы, книги.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: стандартная.
ИНСТРУКЦИЯ К УРОКУ!
Уважаемые ребята, мы с вами продолжаем повторять изученный материал.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Выполнить работу в тетради
1 уровень
Выполните тестовые задания. (каждый вопрос оценивается в 0,5 балла)
Южная Америка находится близи материка:
А) Африка Б) Евразия В) Северная Америка Г) Австралия
Южная Америка расположена в полушариях:
А) Восточном Б) Западном В) Южном
Самая полноводная река в мире – это:
А) Ориноко Б) Парана В) Амазонка Г) Маракайбо
Самая высокая вершина Анд – это:
А) Котопахи Б) Аконкагуа В) Титикака Г) Чимборасо
Влажные экваториальные леса называют:
А) сельвой Б) пампой В) гаучо Г) пончо
ІІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
На южной верхушке нашей планеты находится удивительная земля. Это – самый холодный и отдаленный материк нашей планеты. Поскольку этот континент расположен на противоположной стороне земного шара относительно Арктики, ему дали название Антарктида, в переводе с греческого языка буквально и означающее «противоположный Арктике».
Современный вид Антарктиды отличается от всех других материков и определяется мощным покровным оледенением, толщина которого не имеет себе равных и достигает до 4000 м. В антарктическом льду содержится более 90% всех запасов пресной воды на Земле. Благодаря льду Антарктиду называют «холодильником планеты», - этот ледовитый панцирь влияет на климат всего Южного полушария.
Антарктида – единственный материк не имеющий постоянного населения. Его территория является арендой международного сотрудничества стран пяти континентов.
ІV. Изучение нового материала.
Антарктида – единственный и необычайный по своей природе материк. Полярные исследователи называли его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой Антарктида погружается во мрак полярной ночи, а летом Солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. На Южном полюсе восходом и закатом Солнца можно любоваться только один раз в год. Почти сплошь покрытый ледником, этот материк самый высокий и самый холодный на нашей планете. Здесь самые сильные ветры на Земле. На материке нет постоянного населения.
Дети, давайте вспомним план характеристики материка.
План
Конфигурация и площадь материка, его место по величине.
Расположение материка относительно экватора, тропиков, полярных кругов.
Крайние точки материка.
Океаны и моря омывающие материк.
Расчлененность береговой линии.
Особенности тектонического строения.
Расположение в климатических поясах.
Поверхностные воды.
Природные зоны.
Распределения населения по материку.
Материк расположен в Южном полушарии, почти целиком в области, ограниченной Южным полярным кругом. Только Антарктический полуостров выступает на несколько градусов на север. Антарктида удалена от других материков. Самый ближайший материк – Южная Америка – отделен от нее проливом Дрейка шириной около 1000 км.
Северную полярную область Земли называют Арктикой (от греческого "арктос" – "медведь"), а противоположную – Антарктикой (анти-Арктикой). Она включает Антарктиду и омывающие ее океаны и острова до 50-60° ю.ш.
Берега континента почти на всем протяжении представляют собой отвесные ледяные обрывы, с которых лед стекает в воду и лежит на шельфе. Берега материка изрезаны слабо, материк омывают несколько морей, которые носят имена мореплавателей-исследователей: Уэдделла, Росса, Беллинсгаузена, Амундсена. Крайняя северная точка материка – мыс Сифре, 63° ю.ш. - расположена на Антарктическом полуострове.
Площадь материка – 14 млн.км2.
Населения – нет постоянного.
Высочайшая точка над уровнем моря – массив Винсон (5140 м.)
Средняя мощность ледового покрова – 2000 м.
Самый крупный остров – Беркнер.
Самая низкая температура -930 была зарегистрирована в ноябре 2013 года.
Количество государств, имеющих научно-исследовательские станции, - 18.
Количество постоянных научно-исследовательских станций – 34 и почти столько же сезонных.
Антарктида имеет площадь 14 млн. кв. км и омывается тремя океанами: Индийским, Тихим и Атлантическим. Она уникальна тем, что практически полностью расположена в пределах Южного полярного круга. Из-за особенностей расположения материка мы не можем говорить о протяженности Антарктиды с севера на юг или с запада на восток. Так как Южный полюс находится в пределах Антарктиды, а для полюса не существует направление на восток или на запад, то невозможно выделить самую южную точку Антарктиды, впрочем, как и западную и восточную. Все направления от Южного полюса ведут только на север. В Антарктиде можно определить только крайнюю северную точку. Находится она на полуострове Антарктический. Крайняя северная точка Антарктиды – мыс Сифре, он же мыс Прайм-Хед. Он расположен на 63 градусе южной широты.
Теперь, давайте перейдем к открытию материка, у вас было задание найти первооткрывателей Антарктиды. (4 учащихся подготовили сообщения)
Табл. 1
Период исследования
Дата
Путешественники
1 период
1774 – 1775 гг.
Дж. Кук
2 период
1818 – 1821 гг.
Ф.Беллинсгаузен М.Лазарев
3 период
1882 – 1883 гг.
4 период
1898 – 1912 гг.
К.Борхгревинка, Р.Скотт, Р.Амундсен
ПРОЧИТАЙТЕ ИСТОРИЮ ОТКРЫТИЯ МАТЕРИКА
Открытие Антарктиды
Гипотеза о существовании Антарктиды связана с именем древнегреческого географа и астронома К. Птолемея, жившего в I-II вв. нашей эры. Тогда родилось предположение, что соотношение площадей суши и моря в Северном и Южном полушариях должно быть примерно одинаковым. На протяжении многих веков эта гипотеза не находила подтверждения.
В 1774-1775 гг. Английский мореплаватель Джеймс Кук, совершая кругосветную экспедицию, проник в антарктические воды гораздо южнее своих предшественников. Но пробиться сквозь холод и льды к материку так и не смог. Путешествием Дж. Кука окончился первый период истории открытия и исследования Антарктиды - период предположений о существовании Антарктиды.
Второй период завершился открытием Антарктиды. Честь открытия континента принадлежит русским морякам - первой русской антарктической экспедиции 1819-1821 гг. На шлюпах “Восток” и “Мирный” под командованием Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева. Непосредственное открытие побережья Антарктиды произошло 28 января 1820 года.
Третий период начинается с изучения антарктических вод и побережий. В течение многих десятилетий к берегам Антарктиды отправляются корабли исследователей ряда стран. В 1882-1883 гг. впервые были проведены исследования Антарктиды по согласованной программе первого Международного полярного года.
Четвертый период изучения Антарктиды начинается с первой зимовки на материке норвежца К.Борхгревинка в 1898 г. на берегу залива Робертсон у мыса Адэр. Этот этап завершился покорением Южного полюса в 1911-1912 гг. Экспедиция англичанина Роберта Скотта пошла к полюсу от западного края моря Росса - от залива Мак-Мердо - на шотландских пони и лыжах. Экспедиция, руководимая опытным полярным исследователем Руалом Амундсеном, отправилась на собачьих упряжках от восточного края моря Росса - от Китовой бухты.
Норвежская экспедиция первой достигла Южного полюса 14 декабря 1911 года, и ее участники успешно вернулись на побережье и отплыли на Родину. Р.Скотт пришел к Южному полюсу с четырьмя товарищами на лыжах спустя 35 дней - 16 января 1912 г. На обратном пути Р.Скотт и его спутники погибли от истощения и холода... История особым образом помирила соперников в трагической гонке к Южному полюсу: там сейчас постоянно работает американская научная станция “Амундсен-Скотт”.
Среди исследователей Антарктики следует упомянуть также австралийца Д. Моусона и англичанина Э. Шелктона, а также американские экспедиции 1928-1930, 1933-1936, 1939-1941 гг. под руководством Р. Бэрда. После второй мировой войны начинается современный этап исследований Антарктиды в рамках программы Международного геофизического года (1957-1958 гг.). По этой программе нашей стране отводилось исследование Восточной Антарктиды - самой труднодоступной и неисследованной части материка. Первая комплексная антарктическая экспедиция СССР (1955-1956 гг.), возглавляемая М.Сомовым, вышла на дизель-электроходе “Обь” из Калининградского порта и основала на берегу Антарктиды научную станцию “Мирный”. В последующие годы были созданы и другие станции внутри континента и в прибрежных районах: “Восток”, “Полюс недоступности”, “Пионерская” и другие. Центр советских антарктических исследований был перенесен на станцию “Молодежная”, где природные условия менее суровы, чем в районе Мирного.
В 1959 г. 12 государств, в том числе Аргентина, Австралия, СССР, США, Япония и другие, заключили Международный договор об Антарктиде, по которому запрещается использовать континент в военных целях, предусматривается свобода научных исследований и обмен информацией о результатах работ научных станций и экспедиций. До сих пор этот Договор соблюдается, и Антарктиду образно называют “материком науки и мира”.
Тектоническое строение материка.
В основе Антарктиды лежит Антарктическая платформа. Антарктида покрыта ледяным куполом, толщина которого достигает 4 км. С учетом высоты ледника материк считается самым высоким из всех материков. Под ледниковым покровом находятся горы и низменности. Под тяжестью льда ложе материка прогнулось, и его значительная часть лежит ниже уровня Мирового океана. У окраин материка, на одном из островов моря Росса, расположен действующий вулкан Эребус.
Климатические пояса
Миллионы лет назад в Антарктиде был тёплый умеренный климат, на материке росли хвойные и буковые леса. Об этом свидетельствуют остатки древних растений и животных, обнаруженных в осадочных отложениях. Оледенение материка началось около 20 млн лет назад, и с течением времени континент покрылся мощным ледником. Под его давлением поверхность видоизменилась, образовались прогибы. Сейчас отдельные участки материка лежат ниже уровня моря.
Почти вся Антарктида находится в антарктическом климатическом поясе. Это самый холодный материк, где максимальная температура зимой составляет -89,2 градуса. В течение всего года над Антарктидой господствует антициклон, погода там сухая и ясная. Из центра материка (область высокого давления) на побережье дуют постоянные ветры, достигающие ураганной силы, они называются стоковые ветры.
Табл. 2
Общая характеристика антарктического климатического пояса
Географическое положение
Почти весь материк Антарктида
Воздушные массы и ветра
Антарктические воздушные массы, сухие и холодные; образуются стоковые ветра
Температурный режим
Средние температуры воздуха:
летом – 16…-320С
зимой -32….-650С
Осадки
50 – 200 мм в год
Тип климата
Антарктический
Внутренние воды.
Антарктида – единственный на Земле материк, на котором нет постоянных водотоков. Но летом, когда тает снег и лёд, к океану устремляются временные потоки талой воды. В антарктическом «холодильнике» законсервировано 80% всех пресных вод земного шара. Если бы весь лёд растаял, то уровень Мирового океана поднялся бы на 60 метров!
Органический мир Антарктиды
Органический мир Антарктиды беден из-за экстремально холодных условий обитания. В Антарктиде широко распространены лишь два вида пингвинов — императорский и Адели. В Субантарктике встречаются пингвины: королевский, папуа (или ослиный), золотоволосый (макарони), антарктический и др.
Побережье Антарктиды и близлежащие субантарктические острова населяют морские млекопитающие. Для островов Субантарктики характерен огромный тюлень — морской слон. Раньше обитал ушастый тюлень — морской котик, ныне почти истребленный. Вблизи берегов Антарктиды обитают тюлень Уэдделла, тюлень-крабоед и морской леопард. В прибрежних водах много планктона, которыми питаются рыбы и киты. В антарктических водах китов больше, чем где-либо на Земле. Среди них – синий кит, кашалот, косатка, орбач и др.
Флора Антарктиды крайне угнетенная. В Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники, почти нет травянистых цветковых растений, за исключением западного берега Антарктического полуострова. В основном флора материка представлена лишайниками (около 300 видов), мхами (около 75 видов), водорослями, грибами и бактериями.
V. Закрепление изученного материала.
Задание. Выполнение практической работы № 7. «Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка».
Цель работы: закрепить умения комплексного использования физической контурной карт; выявить особенности природы Антарктиды и объяснить причины их возникновения; научиться показывать на карте объекты географической номенклатуры.