Класс: 6
Тема: «Зачем нужна топографическая карта?»
Цель: сформировать представления о топографической карте
Задачи:
- продолжить формировать умения читать условные знаки;
- определять расстояния на топографической карте
- начать формировать знания об использовании карт в военном деле;
- продолжить формировать навыки и умения планировать учебную работу, работу с книгой, формирование навыков самоконтроля;
- проконтролировать степень усвоения следующих понятий: географическая карта, географический объект, легенда карты, искажения на картах;
- продолжить формировать умения и навыки планировать свой ответ, работать с книгой;
- развивать у школьников интерес к учению посредством показа значимости изучаемых вопросов;
- развивать умение выделять главное в изучаемом материале;
- содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных связей.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, готовность к уроку, создание рабочей обстановки.
2. Актуализация знаний
Тема занятия «Зачем нужна топографическая карта?».
Давайте подумаем, какую цель мы будем преследовать на занятии?
Прежде, чем ответить на вопрос, зачем нужна карта, мы вспомним основные характеристики и составляющие топографической карты, а также поговорим о военной топографической карте.
Что такое глобус? (модель Земли)
Что такое географическая карта? (уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков)
Какую карту называют физической? (карта на которой изображены материки океаны, реки, равнины, горы, моря)
Что называют легендой карты? (совокупность использованных на карте условных знаков с необходимыми пояснениями к ним)
Где, как правило, расположена легенда карты на карте? (внизу карты)
Как различаются географические карты по масштабу? (мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные)
Как ещё называют крупномасштабные карты? (топографические)
3. Изучение нового материала
Давайте посмотрим на слайд, скажите, вы можете прочитать? Кто-то перепутал все буквы. (На слайде написано «атрак яаксечифаргопот». Топографическая карта). О чем мы будем говорить на уроке?
Тема занятия «Зачем нужна топографическая карта?».
Давайте подумаем, какую цель мы будем преследовать на занятии?
Прежде, чем ответить на вопрос, зачем нужна карта, мы вспомним основные характеристики и составляющие топографической карты, а также поговорим о военной топографической карте.
Вы любите ходить в походы? (Да) Сегодня мы пойдем в поход. Что вы возьмете с собой в поход? В походе просто необходим дневник, который вы будете вести. (подписывают дневники). Разгадывают кроссворд.
Топографические карты подробно и точно отображают все элементы земной поверхности. Топографическая карта – это крупномасштабная карта, масштаб которой составляет крупнее, чем 1:200 000. (Переведите численный масштаб в именованный). Т.е. основное отличие топографических карт – их крупномасштабность.
Лист топографической карты ограничен отрезками двух меридианов и двух параллелей, каждая из них делится на равные части с интервалом 1º. (Вспомните, какие стороны горизонта показывают меридианы и параллели) На карту нанесена километровая сетка в виде линий, пересекающихся под прямым углом. Километровая сетка позволяет легко оценивать на глаз расстояние и определять координаты точек на карте.
Топографические карты создаются в системе внемасштабных и масштабных условных знаков.
Если условные знаки изображаются на топографической карте в действительных очертаниях с сохранением размеров в масштабе карты – это масштабные условные знаки. К ним относят населенные пункты, реки, озера, леса, болота, дороги и т.д.
Если предметы местности изображаются без сохранения их размеров – это внемасштабные знаки. Например, колодцы, башни, мельницы, отдельные деревья.
Реки в зависимости от ширины показываются в одну или две линии. На крупных реках указываются ширина и глубина, направление и скорость течения.
Леса закрашиваются зеленым цветом. С помощью знаков, обозначающих деревья, которые помещают внутри лесных массивов, различают хвойные, лиственные и смешанные леса. Топографическая карта может дать разнообразные сведения о высоте деревьев в лесу, их диаметре и среднем количестве стволов на единицу площади.
Физкультминутка
На физкультминутке, детки,
С нами поиграет ветер.
Целый лес наших рук
Вырастает на юг.
А теперь на запад, детки,
Потянулись наши ветки!
Ветер гнёт нас на восток
С нами учит он урок!
А теперь на север, снова
Продолжать урок, готовы?
С четырех сторон Земли
Ветры в гости к нам пришли.
На топографической карте рельеф изображен с помощью горизонталей. (Дайте определение понятия горизонталь.) Горизонтали на карте изображаются линиями коричневого цвета. Высоты горизонталей указаны цифрами. Горизонтали проводятся через равное по высоте число метров.
В рельефе есть возвышенности и котловины. Как на физической карте их отличить? (По цвету). Как отличить котловины от возвышенностей на топографической карте. Здесь помогут бергштрихи. Они, свободным концом указывают понижение местности. Расстояние между горизонталями зависит от крутизны склонов.
(Сформулируйте общее правило: «Чем круче склон, тем больше сближаются горизонтали».)
Определите где возвышенность, а где котловина.
Чтобы определить расстояния на топографической карте, его измеряют с помощью линейки, циркуля, полоски бумаги и полученный результат умножают на величину масштаба карты.
Топографические карты используют в военном деле. Давайте подумаем, почему?
Решите топографическую задачу.
4. Подведение итогов
Ответьте на вопрос: «Зачем нужна топографическая карта?».
Она применяется в хозяйстве, в военном деле, в исследовательской работе, а также для составления географических карт мелкого масштаба.
Все буквы получили, составьте, пожалуйста, пароль.
Пароль «топографическая карта».
5. Домашнее задание
Составьте в тетради зашифрованное письмо с помощью различных условных знаков.
6. Рефлексия
Отметьте свое отношение к уроку
(Три смайлика, необходимо свое отношение к уроку)