kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Европейский север

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дан конспект урока, на котором рассматриваются состав района и экономико-географическое положение Европейского севера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Европейский север»

Тема урока Европейский Север. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы Предмет география класс 9класс тип урока изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные:

1. Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения Европейского Севера.

2. Оценивать ЭГП, природные условия и ресурсы.

3. Показать взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района.

4. Определить проблемы Европейского Севера и пути их решения.


Развивающие: Развивать умение самостоятельно работать с картами и делать выводы.


Оборудование: физическая и политико-административная карты России, презентация.

Формирование ключевых компетенций.

Познавательная компетенция.

Умение определять главные особенности ЭГП, природных условий и ресурсов Европейского Севера;

Умение устанавливать взаимосвязи между особенностями ЭГП, природными ресурсами и специализацией хозяйства.

Умение формулировать проблемы в связи с особенностями ЭГП и природными условиями района.

Информационно-коммуникационная компетенция.

Умение извлекать, представлять и преобразовывать информацию по теме урока, кратко формулировать и записывать выводы.

Рефлексивная компетенция.

Чувство любви к родной природе, развитие своего творческого потенциала.

Умение объективно оценивать результаты своей работы и соотносить их с приложенными усилиями.

Основные методы обучения: частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, практический.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная.

Оборудование: политико- административная карта России, физическая карта Северо-Запада России, презентация, созданная учителем,

учебник В.Я. Ром, В.П. Дронов для 9класса,атласы и контурные карты.







Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку

-Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Поздравляю Вас всех с первым весенним календарным днём весны. Желаю сегодня удачи и весеннего настроения.

Полная готовность к уроку

Этап проверки домашнего задания



Ребята, сегодня мы, продолжаем экономические районы. (Слайд1)

-1.Что такое Экономический район)

-2.Что такое специализация?


-3.Какие экономические районы мы с вами изучили?

(Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северо-Западный)


1. (Экономический район - это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается своей специализацией)

2. (Специализация – это производство в районе продукции определенного вида, значительная часть которой предназначена для торговли или обмена)





Этап актуализации знаний.


Цель – развитие мотивации и познавательного интереса при изучении нового материала


Посмотрите на политико-административной карте , атлас стр.30, какой еще район входит вместе с Северо-Западным районом в состав Северо- Западного Федерального округа.

Сформулируйте тему урока и определите круг вопросов для первого урока, как это делали ранее. Все путевые заметки мы будем делать в таблице маршрутного листа и на контурной карте.(Слайд 2,3).

Мы сказали, что у каждого района должна быть какая то специализация.

- Проблемный вопрос: «А какая специализация у Северного района?»

(Проверим себя в конце урока, т. к. для более точного ответа нам необходимо больше знаний о районе)

(Слайд 4).

Чтобы достичь цели мы будем работать по плану. Какому? Учащиеся озвучивают план характеристики каждого района.(Слайд 5).

План изучения ЭГП экономического района

1. Состав района (субъекты РФ).

2. Экономико-географическое положение.

-положение по отношению к другим странам, регионам;

-выход к морям;

-положение по отношению к хозяйственным центрам;

-положение по отношению к транспортным путям;

-положение по отношению к внешним рынкам;

3. Природные условия и ресурсы.

4. Население и трудовые ресурсы района.

5. Хозяйство: отрасли специализации, крупные центры.

6. Проблемы района и перспективы его развития.






Анализируют политико- административную карту России, формулируют тему и главные вопросы урока:

Цели: изучить состав, эгп, природные условия и ресурсы района, составить образ этого района. Научиться добывать информацию из учебника, атласа; анализировать и перерабатывать информацию из словесной в графическую форму.



Европейский Север.









Состав, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы Европейского Севера.

Этап изучения нового материала.


Цель- создание образа территории и воспитание любви к родной природе Севера.






























































































Этап первичного

закрепления материала с целью определения уровня усвоения знаний по теме урока

1 блок (Показ 6 слайда- С-З Федеральный округ)

S района 1466 тыс.км кв.- крупнейший по площади район в западной экономической зоне.

Задание №1 (Слайд 7)

Посмотрите на карту СЭР (атлас стр.4,30) и скажите какие субъекты РФ входят в состав района.

Определяем состав района с помощью карт атласа, заполняя данные в таблицу, наносим субъекты района и их административные центры на контурную карту. Регламент практического задания –3-4 мин.



Ну, а теперь давайте проверим. Показ субъектов района -1 ученик показывает по карте у доски.

(Слайд 8)



Спасибо! Что дальше описываем по 2 показателю плана характеристики района?

Но нам надо оценить эгп для развития экономики. Проанализируем с вами карты, текст учебника. Повторим пункты описания эгп района.

2 блок

Задание №2 (Слайд 9)

Оценим ЭГП района с точки зрения условий для проживания и развития хозяйства, проанализируем карты атласа, нанесём на карту соседние районы, пограничные государства, моря и дадим оценку ЭГП района, зафиксировав выводы в нашей таблице. (5-6мин.) (Слайд 10)

Вызываем 1 ученика к доске. Оцениваем ответ вместе с учащимися.

Назовите крупные порты Европейского Севера.

Какой из них незамерзающий из-за суровых условий и почему он не замерзает?

Сформулируйте главный обобщенный вывод о ЭГП и его влиянии на хозяйство района.























3 блок

Вы успешно справились с поставленной задачей характеристики ЭГП района, а теперь исследуем возможности для экономики, изучая природные условия и ресурсы района. Что Вы можете сказать о природе территории, глядя на карту стр.30 и, используя знания, полученные в 8 классе?

Задание №3(Слайд 11)

Вместе описываем рельеф.

1 ряд-климат

2 ряд-внутренние воды

3 ряд-природные зоны, почвы

Затем вызываем по 1 ученику от каждого ряда к карте Выслушиваем , ставим оценки.

Какие ПУ негативно влияют на жизнь и здоровье человека?

Какие отрасли специализации С/х могут возникнуть исходя из природных условий?

Какая область больше всего подходит для выращивания каких-либо сельскохозяйственных культур и почему?

Что можно выращивать в Вологодской области и почему именно эту культуру?

Обобщение и дополнение ответов учащихся

Север не только богат и красив своей природой, но богат он и природными ресурсами.

Вопрос классу: Какими природными ресурсами богат Европейский Север?

Задание №4.(слайд13)-Определите обеспеченность Европейского Севера природными ресурсами

Определяем природные ресурсы, заполнив таблицу в маршрутных листах. Используя карты атласа, определите отрасли промышленности, развитые в районе. Заполните таблицу.

Определяем какая отрасль специализации может возникнуть на основе этих природных ресурсов.



-Итак что мы делали сегодня а уроке?

Сегодня на уроке мы определили состав, охарактеризовали и оценили географическое положение и природные ресурсы Европейского Севера, выполнили практическую работу. Кто попробует создать целостный образ Европейского Севера. 1 ученик работает у доски, затем классом оцениваем его работу.

Чтобы определить уровень усвоения полученных на уроке знаний, проведём тренировочный тест по 6 вопросам.

См. Приложение (Тест )

Время выполнения – 3 минуты. Затем поменялись с соседом по парте проверили и поставили оценки соседу.

-Кто получил оценку «5» -поднимите руку,

Кто «4», кто «3», кто «2» -не справился .Делаем выводы.

(Показ слайда №13 с правильными ответами и критерием для самооценки результатов работы.)

 Самостоятельная практическая работа в тетрадях и контурных картах

 

Состав: 1.Респ. Карелия (столица Петрозаводск)

2.Респ. Коми (столица Сыктывкар)

3. Мурманская обл.

4.Вологодская обл.

5.Архангельская обл. 6(в т.ч. Ненецкий АО-столица Нарьян-Мар)



Согласно типового плана характеристики ЭГП, выделяют и записывают в таблице главные определяющие черты района:

  1. Так как это Европейский Север,то находится на севере Европейской части России .Район имеет приморское положение, так как омывается Белым и Баренцевым морями на севере и окраинное , пограничное..

  2. На западе район граничит с развитыми странами Европы - Норвегией и Финляндией. Отношения с этими странами добрососедские, что позволяет развивать экономические связи с этими государствам. Также на западе граничит с Северо-Западным экономическим районом, на юго-западе –Центральным районом, юге-Волго-Вятским и Уральским районами, на востоке с Западно-Сибирским районом.

  3. Район соседствует с районами Центральной России - индустриальной базой страны, что очень выгодно для развития экономики Европейского Севера. Есть свои Тимано- Печерские и Кольско -Карельские месторождения полезных ископаемых..

  4. Транспортная сеть - редкая. Железные дороги расходятся по 3 направлениям - на Мурманск, на Архангельск, на Воркуту. Но есть возможность использовать в навигацию судоходные реки: Печору, Северную Двину и водно-озерный путь из Ладожского озера по реке Свирь в Онежское и по каналу (Беломоро-Балтийскому) - в Белое море. На Европейском севере находится 2 крупных порта в Мурманске и Архангельске. Незамерзающий порт – Мурманск, т.к. проходит тёплое течение.

  5. ЭГП СЭР - выгодное

Главный вывод- выгодное положение для развития морского хозяйства и большие возможности для размещения хозяйства, связанного с соседними развитыми районами, нуждающимися в богатых ресурсах Европейского Севера, но северное положение и слабо развитая инфраструктура потребуют больших капиталовложений.

Работа с учебником, картами атласа.

Нанесение на контурную карту условными знаками ресурсов района и запись в таблицу краткого вывода о возможностях использования ПРП в хозяйстве района.





1.ряд- Негативно сказывается на жизнь и здоровье людей

климат Европейского Севера (холодная зима, прохладное лето, большая влажность.

Большая часть территории не очень благоприятна с точки зрения комфортности для работы и проживания людей. Значительная часть района находится за полярным кругом, находится под воздействием суровых северных природных условий. Где господствуют низкие температуры, вечная мерзлота, заболоченность, дуют холодные северные ветры.

2 ряд. Реки-Сев. Двина, Печора, Мезень, Онега.

Озера-Ладожское, Онежское, Выгозеро, Сегозеро, Ловозеро и много других озер.

Много болот, т.к. при низкой температуре низкая испаряемость..

3 ряд-на севере-тундра (почвы тундрово-глеевые), на юге-тайга(дерново-подзолистые).

-Отрасли специализации с/х- оленеводство на севере, на севере-молочное скотоводство (т.к.К увл. Больше 1 –переувлажнение)

-Для с/х подходит Вологодская область, т.к. она находится южнее всех субъектов в Европейском севере.



- В Вологодской области можно выращивать лён, т.к. эта культура не требовательна к теплу, но влаголюбив.

Вывод:

Район обладает очень богатыми топливными, минеральными, водными, лесными, рыбными ресурсами, способствующими развитию добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, ТЭК, лесной, целлюлозно-бумажной промышленности и деревообработки.

Европейский Север имеет разнообразную, богатую ресурсную базу, благодаря которой развивается хозяйство Европейского Севера.




Заполняют таблицу. Делаем выводы: богат природными ресурсами СЭР











Выполняют тест и затем оценивают соседа по парте.

Рефлексия


Цель- проверка уровня познавательного интереса





Домашнее задание


Урок подошёл к концу. Ребята, поднимите руки, кто из Вас доволен результатами своей деятельности, т к выполнил необходимый объём работы на уроке. Что Вам запомнилось, понравилось на уроке? В чем были затруднения? Появилось ли у Вас весеннее настроение после урока? ((Показ слайда № 14 с весенней картинкой и домашним заданием)

1.Внимательно прочитать параграф 43, уметь рассказать о составе, ЭГП природных условиях и ресурсах района.

2.Опережающее задание об особенностях населения по параграфу 44 (по желанию).

Благодарю всех за работу на уроке! До свидания!


Предполагаемые результаты: 100% выполнение всеми обучающимися 3-х блоков заданий на оценку «4» и «5».

 

 

 

 

 

 

  Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Европейский север

Автор: Вострикова Валентина Ильинична

Дата: 01.11.2018

Номер свидетельства: 483072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока "Европейский Север" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-ievropieiskii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "111264"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407311979"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Роль Европейского Севера в развитии русской культуры "
    ["seo_title"] => string(56) "rol-ievropieiskogho-sieviera-v-razvitii-russkoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "139078"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417636242"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "План-конспект урока по теме:"Европейский Север". "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-po-tiemie-ievropieiskii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "137544"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417366566"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения темы "Население и хозяйственное освоение Европейского Севера России" "
    ["seo_title"] => string(161) "ispol-zovaniie-tsifrovykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-v-protsiessie-obuchieniia-tiemy-nasielieniie-i-khoziaistviennoie-osvoieniie-ievropieiskogho-sieviera-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "140454"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417957281"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Население и хозяйственное освоение европейского севера "
    ["seo_title"] => string(68) "nasielieniie-i-khoziaistviennoie-osvoieniie-ievropieiskogho-sieviera"
    ["file_id"] => string(6) "236075"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443956971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства