Предмет | география |
Класс | 6 |
УМК | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений.- М: “Русское слово”, 2014 |
Тип урока | комбинированный. |
Тема урока | Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствия и солнцестояния. Входной контроль. |
Цель урока | формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли |
Задачи урока (планируемые результаты) | -формировать практическое умение наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий - создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей; продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; -развивать умения организовывать свою деятельность; развивать умения работать в группе, взаимодействовать с людьми. |
Методы обучения | Проблемной метод, групповой метод |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | фронтальная, групповая, индивидуальная |
Средства обучения | учебник, ПК, проектор, глобус, теллурий, схемы «Следствия вращения Земли вокруг Солнца», «Следствия вращения Земли вокруг своей оси». |
|
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационно - мотивационный этап урока | | |
| Организационный момент | | |
| Определение темы и задач урока | Организует деятельность по изучению названий разделов параграфа и формулировку на их основе задачи (применяя деятельностную форму, используя глаголы). | С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа |
| Создание мотивационной установки | Демонстрация видеороликов осевого и орбитального движений (1), организует беседу: Приведите доказательства движения Земли. Какие виды движения Земли вы знаете? | Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе. |
2 | Процессуально - содержательный этап урока | | |
| Проверка заданий | Организует работу с электронным тестом «Вселенная» (2) | Демонстрируют знания по пройденному материалу |
| Актуализация знаний. | Создание проблемной ситуации: какие бы явления на Земли исчезли, если бы Земля остановилась | Участвуют в обсуждении |
| Формирование новых знаний. Формирование представления о суточном вращении Земли. | Демонстрация ресурса, изложение материала (3) | Наблюдают за движением модели, анализирует полученную информацию |
| Формирование новых знаний. Формирование представления об орбитальном вращении Земли. | Организует работу с теллурием, демонстрация ресурса (4) и схемы «Орбитальное движение Земли», изложение материала, обращает внимание на дни солнцестояния и равноденствия. Организует беседу по рис. 13 | Следят за движением модели, Участвуют в беседе по рис. 13, |
| Физминутка (здоровьесберегающий компонент) | Организует релакспаузу «Космос» (5) | Смотрят видеофрагмент |
| Формирование умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси | Предлагает задание на вычисление продолжительности суток пи скорости вращения 10,15,30 градусов в час. Организует обсуждение таблицы, отражающей продолжительность суток планет. Подводит к выводу о зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси | Выполняют задание, обсуждают таблицу, делают вывод о зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси |
| Формирование умения объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения | Организует анализ схемы орбитального движения, работу с тренажером «Волшебный купол» (6) или «Волшебные часы» (7) | По схеме объясняют смену времен года, по тренажеру объясняют продолжительность дня и ночи в зависимости от положения Земли на орбите |
| Формирование умения составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли» | Для формирования данного умения совместно с учащимися составляет схему 1 «Географические следствия вращения Земли» | В парах обсуждают возможные следствия, составляют схему 1 «Географические следствия вращения Земли» |
| Закрепление | | |
| Практикум | Организует работу с ресурсами по закреплению (8) | Закрепляют свои знания и умения с помощью тестов и практических заданий |
| Закрепление | Дает задание составить устный рассказ о том, как смена дня и ночи, времен года сказываются на жизни людей и планеты в целом | Приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнение товарищей |
| Рефлексия | Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Синквейн «Времена года» | Участвуют в подведении итогов урока. Составляют синквейн |
| Постанова домашнего задания. | § 3, «Проверим знания» задания 1-6, К параграфу составить 2 «толстых вопроса», 2 «тонких». | Записывают домашнее задание |
Узнай при помощи фонарика, как зависит освещённость от направления лучей? Земля совершает путь вокруг Солнца в течении года. Поскольку земная ось- воображаемая линия, проходящая через центр планеты между полюсами,- имеет наклон 23,50, то ежегодно в определённое время Северное и Южное полушария получают от Солнца то больше тепла и свете, то меньше. В последнем случае холодает и световой день сокращается. Проверь это при помощи фонарика. Требуется: лист белого картона, фонарь. Выполнение: 1.направь луч фонаря отвесно на лист белого картона так, чтобы освещённая поверхность представляла собой круг. 2.с того же расстояния направь луч фонаря под углом- освещена уже большая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг. То же самое происходит и с солнечными лучами. Ближе к полюсам они падают на Землю под более острым углом, и освещаемая ими поверхность получает мало тепла и света. Ближе к экватору лучи падают отвесно или почти отвесно, поверхность получает больше тепла. |