Иванов М.М.,учитель географии
Донецкой специальной
школы-интерната № 19 (для глухих детей)
ТЕМА. Экология – наука о взаимоотношениях природы и человека.
ТИП УРОКА. БИНАРНЫЙ УРОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ.
ЗАДАЧИ УРОКА. УЧЕБНЫЕ.
- Формировать целостное представление об экологических проблемах, экологическом равновесии, основанной на взаимосвязях живых организмов и неживой природы; закрепить смысл экологических понятий.
РАЗВИВАЮЩИЕ.
- Формировать практические умения и навыки, необходимые для свободного овладения информацией.
- Развивать умения и навыки сравнивать, сопоставлять, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
- Готовить учеников к самостоятельной работе с источниками информации в школе и за её пределами.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.
- Убедить учащихся в целесообразности изучения экологических вопросов бережного отношения и заботу к окружающей среде.
- Воспитывать экологическую культуру.
КОРРЕКЦИОННАЯ,
- Стимулировать интересы к новой информации, полученной в речевой форме.
- Закреплять навыки преодоления артикуляционных трудностей в ходе изучения предлагаемого материала.
- Следить за внятностью произношения, пополнять словарный запас.
ОБОРУДОВАНИЕ.
- Компьютер, мультимедийная доска, схемы, экоблок экологических понятий, иллюстрации, географические атласы, тетради, географические словари.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.?
Приём « Размышление».
.ПРИЁМ «Экологическая разминка».
ПРИЁМ «Проблемный вопрос».
ПРИЁМ « Ассоциативный куст», д смыслом каждой из них. При затруднениях задаются наводящие вопросы
Прием «ЗАПОМНИ»
Прием «УДИВЛЕНИЕ»
- Мотивация учебной и познавательной деятельности
- Своей деятельностью человек загрязняет окружающую среду.
- ПРИЁМ «Размышление»
- Работа над темой урока:
ПРИЁМ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРОСС» (На экране высвечиваются понятия. Ученики, пользуясь толковыми словарями, выписывают определения к ним, наводят примеры).
Экологические проблемы
ГЛОБАЛЬНЫЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ:
ЛОКАЛЬНЫЕ:
Приём «ПРЕДЛОЖИ».
ПРИЁМ «ПРИМЕНИ ЗНАНИЯ».
Отрицательное воздействие человека на окружающую среду проявляется:
Основные причины, вызывающие эти последствия:
В загрязнении воздушного бассейна.
Высокая концентрация загрязняющих производств( химия, металлургия, электроэнергетика…)
В истощении и качественном ухудшении водных ресурсов.
Интенсивная разработка минерально-сырьевых ресурсов.
В сведении лесов, в падении естественного плодородия почв.
Бесконтрольная химизация земель, нарушение принципов ведения сельскохозяйственных работ.
В оскудении животного и растительного мира, в бесследном исчезновении видового состава флоры и фауны.
Быстрый рост различных видов транспорта.
В загрязнении Мирового океана, в сокращении его биологических ресурсов.
Быстрый рост крупных городов.
В нарушении процессов круговорота веществ (углерода, кислорода, азота…)
Накопление твёрдых и жидких отходов бытового и промышленного характера.
(После выполнения задания и его проверки ученикам нужно привести примеры по записанным пунктам, исходя из ситуации, которая сложилась в нашем регионе).
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПРИЁМ «Практичность теории».
Ответить на вопросы и в Интернете найти иллюстрированные факты, подтверждающие ваши ответы.
- С какой целью осуществляются меры охраны окружающей среды?
- Чем опасно для человека загрязнение окружающей среды?
- От чего зависит состояние окружающей среды и здоровье человека?
- Объясните, как вы понимаете выражение «бережное, рациональное использование природных ресурсов»?
(Задания выполняют группами).
Учитель. Я прошу вас ответить на интересующий меня вопрос, а нужно ли беречь окружающую среду? Если нужно, то зачем?
Учитель. Ребята, на уроке вы работали хорошо, старались внятно говорить, контролировали свою речь, исправляли ответы своих товарищей. Спасибо. Урок закончен.