Тема: «Донское Казачество – как вид субэтноса в Волгоградской области»
Цель: сформировать представление о донском казачестве как вид субэтноса в Волгоградской области, о его роли современном обществе.
Аннотация: в данном материале представлена разработка урока географии по разделу «Население России», и дается дополнительным уроком после темы «Этнический, языковой и религиозный состав населения».
Урок разработан с использование системно-деятельного подхода. Урок построен так, что бы ученики 8 класса проявляли творческие особенности, мыслили самостоятельно.
Методические обоснования и рекомендации:
Урок «Донское Казачество – как вид субэтноса в Волгоградской области» разработан с целью дать представление о донском казачестве, о его роли в современном обществе, рассказать о становление казачества в Волгоградской области, учащимся 8 класса.
На уроке используется презентация, подготовленная совместно учителем и учащимися. Содержание каждого слайда индивидуально, так как они готовятся учащимися определенной школы.
План презентации:
1 слайд – Название темы, авторы презентации.
2 слайд – Цель урока
3 слайд – Что такое этнос? Определение этноса.
4 слайд -
Информацию по уроку учащиеся готовят совместно с учителем географии. Каждый урок проведенный по этой методической разработке, может быть самобытен.
План – урока
Тема урока: « Донское Казачество – как вид субэтноса Волгоградской области»
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: семинар, преобладает исследовательская деятельность.
Оборудование: презентация «Донское Казачество», сообщения учащихся заранее подготовленные, книги о «Донском Казачестве», журналы, интернет сайты.
Цели урока:
- создание условий формирования умений и навыков, необходимых для усвоения информации о донском казачестве;
- воспитание интереса к изучаемому предмету и теме.
Задачи урока:
Предметные:
- учащиеся должны понимать понятие субэтноса, как видом является «донское казачество».
Метапредметные:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникационных и
познавательных задач.
- адекватно использовать речь для планирования и регулирования своей деятельности.
Планируемый результат обучения.
Познавательные УУД:
-вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
-определить последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.
Регулятивные УУД:
- контролировать и оценивать свои действия;
- осознано и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Ход урока.
1.Организационный момент (2 мин.)
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Здравствуйте, ребята!
Тема урок «Донское Казачество – как вид субэтноса в Волгоградской области». Цель этого урока, сформировать представление, что такое Донское Казачество – как вид субэтноса в Волгоградской области; становление казачества в Волгоградской области.
2. Проверка домашнего задания (3 мин.)
Учитель: Тема прошлого урок «этнический, языковой и религиозный состав населения». Давайте вспомним что такое этнос (это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований). В этнос в свою очередь исторически влились суперэтносы и субэтносы.
Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с одним из видов субэтносов «Донское казачество»
3. Основная часть (25 мин.)
Ученик (1 минута) : Средь донских степных полей И кубанских ковылей, Где Кубань и Дон текут Казаки давно живут. Гордый и лихой народ Заслужил себе почет: Храбрость, мужество, отвагу На своих плечах несет. Независимый, свободный Род казачий очень гордый. И не даром на Руси Всем знакомы казаки.
Учитель: Для начала узнаем, как же образовалось Донское Казачество в Волгоградской области (слайд «история Донского Казачества». Информация в слайде для чтения учителем самостоятельно на 3 минуты).
Учитель: С помощью слайд мы узнали историю Донского Казачества, этапы его становления в Волгоградской области.
Учитель: В следующей части урока, мы с вами познакомимся с особенностями культуры донских казаков тогда и сегодня (Выходит учащийся, который готовил сообщение на тему «Культура, быт, обычаи донских казаков 18-20 век». Сообщение выпускается совместно со слайдом). Выступление на 5 минут.
Ученик: Прочитав вам мое сообщение, у вас возникли вопросы? (отвечает на вопросы 2 минуты).
Учитель: Спасибо за выступление. Следующее, что мы узнаем, остались ли традиции в современном казачестве (сообщение ученика про «состояние современного донского казачества в Волгоградской области», сопровождается слайдом). Выступление на 3 минуты.
Ученик: После моего выступления, у меня к вам есть вопросы, а есть из перечисленных мной традиций, те которые вам знакомы, и возможны пользуетесь в вашей семье?(3 минуты).
Учитель: Давайте поблагодарим наших выступающих за прекрасно подготовленные и интересные сообщения.
Учитель: Ребята, а сейчас с помощью слайдов мы окунемся в районы Волгоградской области, в которых чтут, и процветают казачьи обычаи, а помогут нам в этом ваши одноклассники (здесь желательно назвать имена двух учеников, тех подготовил данное выступление, так как один будет выступать, другой листать слайды, к каждому слайду аннотация). Выступление 8 минут.
4.Первичное закрепление знаний (5 мин.).
Учитель: Давайте вспомним, как образовалась донское казачество? Какие традиции наиболее вам понравились?
5.Подведение итогов уроков (3 мин.).
Учитель: Я бы хотела поблагодарить ребят, которые помогали в подготовке к уроку, и всех ребят за отличный урок (выставление оценок)
6.Информация о домашнем задании (3 мин.)
Написать эссе на тему «какое влияние оказало донское казачество на становление России» на 1 лист в тетради.(тему эссе можно подобрать другую).
Литература
используемая в помощь при подготовке к уроку.
«Сказки Дона». Корнеев В.А.1990г.
«Казачьи слава и печаль …» (сборник стихов и поэм). П.С. Поляков.2007.
«Костюм донского казачества в XVI – XIX веках». Логинов А.Н.2008г.
«Письменные свидетельства об исторических и духовных корнях казачества. Истории, мифы, предположения».А.И. Кондратюк.1999г.
«Картины былого Тихого Дона: Краткий очерк истории войска Донского». М.: Граница, 1992г.