kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дисциплина ОУД. 13 География. Урок на тему Япония

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с особенностями социально-экономического развития страны Япония.

Просмотр содержимого документа
«Дисциплина ОУД. 13 География. Урок на тему Япония»

Тема: ЯПОНИЯ.

Учебно-воспитательные цели:

1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использова­ния территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения, выявить особенности социально-экономического развития экономики; развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, использовать различные источ­ники географической информации.

2. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.


Оборудование: политическая карта мира, атласы, рабочие тетради, таблицы, флаг.

Структура урока:

Организационный момент – проверка присутствующих.

Контроль знаний студентов.

Письменные вопросы – 4 человека.

Фронтальный опрос

  1. Площадь Азии

2.Перечислите основные черты ЭГП.

3.Какая форма правления преобладает

4. Главное полезное ископаемое

5. Природные ресурсы – назовите 2 проблемы

6 . В чем причина нехватки земель. Какая особенность орошения в Азии.

7. Миграции населения – куда направлены и почему

8. Азиатский тип города

9.Что вы можете сказать об урбанизации Азии.

10 . Перечислите основные сельхоз культуры.


  1. Назовите центры экономики Азии.

  2. Тип воспроизводства, его характеристика, регулирование демографической ситуации.


Новый материал.


План

1. Территория, границы, положение.

  1. Природные условия и ресурсы.

  2. Население

4. Хозяйство

5. Территориальная структура хозяйства.


Ход урока


I. Вступительное слово учителя.

I. Япония - «страна наоборот».

• Сегодня мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно - «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.


Для работы нам понадобятся : атлас (стр ), учебник .


1. Название страны. Состав территории.( атлас стр. 13, 34 )

• Древнее название страны - Ямато. Японцы называют её Ниппон или Нихон, то есть Страна восходящего солнца.

• Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом - солнцем в середине.

• Круглая хризантема - национальный цветок Японии.

Япония — страна-архипелаг, расположенная на 4 крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырёх тысячах мелких островах в Тихом океане. Территория 372 тыс. км. Япония имеет только морские границы.

• Столица Японии - Токио, что означает «Восточная столица», распо­ложенная на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо.


Экономико-географическое и политико-географическое поло­жение Японии. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

Япония - древнее государство. Однако длительный период ее изоля­ции привел к тому, что вплоть до XX века она была как бы спрятана от глаз европейцев.

Со времён второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи.

Япония входит в «большую семёрку», что говорит о её высоком •экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объеди­нений, потому что её удалённость от большинства стран затрудняет про­цесс интеграции.

Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокенского ре­гиона открывает ей возможности для участия в международном географи­ческом разделении труда.


2. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

Природа на Японских островах жестока, часто случаются землетрясения. Ощутимый вред стране приносят тайфуны Природа Японии скупа.

Страна бедна минеральными ресурсами. Кроме этого проблема с земельными ресурсами и непосредственно с нехваткой земли как таковой.

Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать по два урожая в год риса и овощей. Леса занимают 2/3 территории страны. Порожистые и короткие реки Японии - источник гидроэнергии и воды для орошения полей. Фауна Японского моря богата и разнообразна. (Зву­чит тихая японская музыка.)

Особый интерес у японцев вызывает японская вишня — сакура. Плоды её несъедобны. Сакура цветёт один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают. Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Её розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения ветра.

3. Особенности населения. Демографическая политика. (форзац учебника)

Население Японии - 127 млн человек - это 10-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.

• Япония - конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире.

До принятия Конституции 1947 года была абсолютной монархией, за­коны которой наделяли императора неограниченной властью и приписываемые ему божественное происхождение. В настоящее время император страны Акихито — символ государства и единства нации. Вся законодательная власть принадлежит – парламенту , а исполнительная - ка­бинету министров.

Но государственному устройству - Япония -унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.

Дня Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения; — естественный прирост. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уро­вень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемо­стью, Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируются более поздние браки по договоренности роди­телей.

• Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем дет­ской смертности в мире - 4 на 1000 (в США - 8 на 1000; в России — 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины -76 лет, женщины - 82 года). Для сравнения: в России женщины - 72 года, мужчины — 62 года.

Вопрос: Почему японцы живут долго?

Ответ:

1) Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.

2) Само отношение к жизни. Японцы, как никакой другой народ в ми­ре, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.

3) В отношениях японцев друг и другу царит доброжелательность,

4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Де­сять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным прави­лом для каждого японца.

5) Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, при­крывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

• Национальный состав населения исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населе­ния.

• Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых се­мей. Очень сложна и система современной японской письменности, в ко­торой используются как иероглифы, так и слоговая азбука.

• Японцы очень верующая нация. В Японии 2 основные религии — буддизм и синтоизм. Японская система верования - синтоизм, что означает «божественный путь», обслуживает основные религиозно-бытовые обря­ды и, прежде всего, свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах.

Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные об­ряды. Храмом в Японии является пагода. Это необычное для европейца сооружение, многоярусное, с крышей, причудливо загнутой вверх на уг­лах.

* Средняя плотность населения - 340 человек на квадратный километр. Но фактическая плотность населения выше, поскольку почти всё населе­ние страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.

Подавляющая часть населения живет в городах — 76 %. В стране более 200 больших городов, 12 из них города-миллионеры.

«Большая тройка» агломераций – Токио, Осаки. Нагои.( рис. 68) Самая крупная в мире (28 млн.чел) Токийская ( доп.материал 21). Вместе с Осаки и Нагои они образуют мегалополис (слияние соседних агломераций) – Токайдо – протяженность 600-700 км., плотность 800-1000 человек на 1 кв.км. , численность 55 млн. человек.(Италия).

• Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего дет­ства. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сер­вировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай. (рис. 67) Краткие сообщения учащихся о традициях в Японии.


4. Хозяйство Японии.


Япония – постиндустриальная страна. За короткий срок страна сумела проделать огромный путь, продемонстрировав большие достижения в науке, технике, образовании, промышленности и торговле.


Японская модель развития экономики.


  1. покупка патентов , лицензий и их эффективное использование.

2. Развитие производств с экспортной ориентацией. ( рис.69)

3.новейшие технологии

4.образование и подготовка рабочих кадров

5. поощрение мелкого и среднего бизнеса.


Японская модель была использована для развития стран НИС Азии.


Японские рабочие – как правило японский рабочий имеет одну из лучших в мире профессиональных подготовок. Оплата труда зависит не только от количества , но и от качества выпускаемой продукции , что способствует постоянному росту производительности. Японский рабочий обычно нанимается в фирму на всю жизнь и очень редко меняет место работы. Это повышает его заинтересованность в рационализации производства, поскольку от стажа работы в фирме зависят размеры зарплаты, отпуска., пенсионного пособия. Перед началом трудового дня рабочие произносят гимн-клятву своей фирме. Такой корпоративный дух привел к тому, что на японском производстве стали возникать кружки качества, которые вовлекают рабочих в деятельность по совершенствованию продукции.


Держава № 2 БЛОК 15


Промышленность Японии зависит от импорта сырья.


  1. Электроэнергетика-(атлас стр. 16,34)


1 место- ТЭС-55% - сырье -уголь, газ, мазут.

2 место – АЭС – 35 % - дополнительный материал- п.22

3 место – ГЭС – 10 %

Вопрос : бомбардировки Хиросима и Нагасаки, сейсмическая опасность.

Энергосберегающие технологии и использование нетрадиционных видов энергии – солнечная . гейзеры, волны.


  1. Черная металлургия - выплавка стали. Атлас (стр. 17, 34)


2 место после Китая

Черты – 1. производственная концентрация – из 14 крупнейших в мире предприятий – 8 в Японии. Крупнейший Фукуяме ( 16 млн.тонн в год) – дополнительный материал – п.22

2.территориальная концентрация – Вопрос : посмотрите на карту –закономерность расположения предприятий – вдоль побережья – Почему? – импорт железной руды и каменного угля.


  1. Машиностроение. Атлас стр.(19)

1. старые отрасли – судостроение - лидер по производству супертанкеров , сухогрузов . контейнеровозов (автомобили) ?

2. новые – а)станкостроение – лидер –станки с числовым программным управлением

б) автомобилестроение – 2 место Вопрос ? БЛОК 15 ЛЕКГОВЫХ –1 МЕСТО.

Постоянное соперничество с США. Концерны – Тоета, Хонда, Ниссан, Мицубиси. – удобные, компактные, надежные, экономичные, чистые. Филиалы по всему миру(20 стран)

  1. новейшие – электроника. Бытовая электроника (видео и аудио аппаратура) , персональные компьютеры. СОНИ, ШАРП. ТОШИБА. ХИТАЧИ.


ОТРАСЛИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: электроэнергетика, черная металлургия, автомобилестроение, судостроение, электроника, роботостроение , химическая.


  1. Сельское хозяйство.

Обеспечивает свои потребности на 40%


Главная культура – рис, 50% обрабатываемых земель. Садоводство. Развивается животноводство –птицеводство, свиноводство, крупный рогатый скот. Рацион питания стал походить на европейский.

Большое место в рационе занимает рыба и морепродукты. Ловят сельдь, сардину. Тунец, треску. Проводят аукционы рыбные (рис.72) Кроме этого добывают устриц, креветок, крабов, кальмаров, гребешков. Добывают морскую капусту ( йод).Любят употреблять в сыром виде.

Широко используется искусственное разведение рыб и морепродуктов.(марикультура) Традиционный лов жемчуга.


  1. Транспорт – высокий уровень развития .

Дополнительный материал – п.25

А) Железнодорожный – электрофицированный. Высокоскоростной. Средняя скорость – 200-250 км.час. Монорельсовый, на магнитной подвеске – до 500 . Магистраль СИНКАНСЕН. (рис. 72) Расстояние в 515 км. Преодолевает за 2,5 часа.

Б) Автомобильный – скоростные дороги «хайвэи» проходят параллельно железным дорогам. Через каждые 15-20 км. Кафе. Столовые. Киоски. Через 40-60 станции техобслуживания.

В) Морской – 9 мировых портов. Плавают под дешевыми флагами. (рис.73)

Г) Воздушный - крупные аэропорты Токио. Осака.

Природные преграды – туннели. САЙКАН – длина 54 км., 23 км проходит на глубине 100 метров под водой.(между островом Хонсю и Хоккайдо) дополнительный материал – п.26.

Трубопроводный не развит –Почему?

6 . Международные экономические связи.

А) Внешняя торговля – по обороту 3 место в мире (США и Германия). Вопрос ? Какой торговый баланс - активный.( рис.69) «Торговать или умереть» -говорят японские бизнесмены.

Б) Экспорт капитала – крупнейшие банки мира (иена). Иностранные инвестиции – займы, кредиты.(АТР)

В) Участвует в научно-техническом сотрудничестве.

Россия – товарооборот сырья. - металл,, лес, уголь. Помощь в реконструкции морских портов. Широкая перспектива.


СООБЩЕНИЕ. – о Курильских островах.


Самостоятельная работа с учебником (пункт 4 стр.222) Задание 15.


  1. Территориальная структура хозяйства.

«Лицевая часть» - Тихоокеанский пояс. – промышленный пояс (рис. 70) Разгрузка.

« Тыльная часть» - добыча полезных ископаемых. Леса, животноводство, особенно развитие рекреационной зоны и туризма.


Закрепление знаний.


Вопросы : учебник блок самоконтроля. ( 1, 2, 4, 3, исключите неправильный ответ) стр. 239-240.

  1. Рабочая тетрадь задания 10, 11, 13 стр 39-40.



- Сегодня на уроке мы побывали в одном из уголков нашей пла­неты, в удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей ими достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономиче­ских высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.

Вывод урока: культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.


III. Итог урока. Оценки за работу на уроке.


Задание на дом: с. 216-224. Вопросы стр. 239-240. Рабочая тетрадь задания 10, 11,12, 13 стр.39-40.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Дисциплина ОУД. 13 География. Урок на тему Япония

Автор: Сударушкин Эдуард Владимирович

Дата: 18.03.2019

Номер свидетельства: 503546

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства