диплом "Этнодемографическое состояние села Верхний Нерген"
Диплом "Этнодемографическое состояние села Верхний Нерген"
Введение
Воспитание школьников всех поколений через уроки краеведения невозможно без знания природных и культурно-исторических ресурсов, которыми обладает родной край, дает школьникам понять о значимости малой родины в географии, истории и социально-политическом контексте всей России и бывшего СССР.
Цель краеведения – дать школьникам всесторонние знания о родном крае и помочь им приобрести навыки во время поиска и использования полученных знаний в жизни, для их культурного самообразования.
Задачи курсовой:
Ознакомить школьников с основными принципами краеведческого подхода к изучаемому региону;
Дать краткий географический обзор края, выявить своеобразие природно-территориальных комплексов Хабаровского края, на примере с. Верхний Нерген;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Специальность: 050103.65 "География со специализацией краеведение и туризм"
Дипломная работа
по географии
Комсомольск-на-Амуре, 2015
Работа выполнена на кафедре
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
Научный руководитель: Каменщикова Е.Н., к.пед. н., доцент кафедры педагогики профессионального образования
Рецензент: Малеева Елена Анатольевна, учитель географии МОУ Гимназии № 9
Защита дипломной работы состоится: « 16 » июня 2015 г. в 8ч. 30 мин., в аудитории «» в ГАК специальности 050711 «» института заочного и дополнительного образования
К защите допускаю:
Научный руководитель _____________________ Каменщикова Е.Н.
(подпись)
Заведующий кафедрой
педагогики профессионального образования __________ Анкудинова Е.В.
(подпись)
Директор ИЗиДО _____________________ Зайцева Н.В.
(подпись)
Оглавление
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Историческая справка села Верхний Нерген…….……………..5
Границы и площадь сельского поселения…………..………. ................22
Растительный и животный мир ………..……………………………….23
Глава 2. История и теория краеведения………………..……………..…24
2.1. История краеведения. Краеведение в России.......................................24
2.2. Организационные формы краеведения……………………………….30
2.3. Направления краеведения………………………………………………31
2.4. Источники краеведения…………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………36
Библиографический список литературы………………………………38
Введение
Воспитание школьников всех поколений через уроки краеведения невозможно без знания природных и культурно-исторических ресурсов, которыми обладает родной край, дает школьникам понять о значимости малой родины в географии, истории и социально-политическом контексте всей России и бывшего СССР.
Цель краеведения – дать школьникам всесторонние знания о родном крае и помочь им приобрести навыки во время поиска и использования полученных знаний в жизни, для их культурного самообразования.
Задачи курсовой:
Ознакомить школьников с основными принципами краеведческого подхода к изучаемому региону;
Дать краткий географический обзор края, выявить своеобразие природно-территориальных комплексов Хабаровского края, на примере с. Верхний Нерген;
Показать основные периоды в освоении и изучении родного края, формировании государственности на Дальнем Востоке;
Ознакомить с основными историческими событиями с. ВерхнийНерген;
Раскрыть роль выдающихся личностей жителей села Верхний Нерген в истории России и СССР;
Ознакомить с памятниками истории, культуры и архитектуры на территории с. Верхний Нерген.
В процессе изучения курса уроков о Родном крае или вернее о Малой родине школьники должны овладеть знаниями об основных функциях, методах и формах краеведческой деятельности; узнать направления, объекты и источники краеведения, а также основные природные и культурно-исторические ресурсы Малой родины.
На практических занятиях студенты должны освоить методику краеведения, выработать навыки самостоятельной работы с документальными и литературными источниками краеведческого характера для разработки туристских программ.
При изучении курса «Краеведение» используются разные формы учебных занятий: лекции, практические и семинарские занятия, а также самостоятельная работа студентов.
Практические знания проводятся как в аудиториях, так и на объектах краеведения с целью приобретения навыков для применения полученных знаний при формировании турпродукта.
Глава 1. Историческая справка села Верхний Нерген
Документов, в которых бы было засвидетельствовано о том, когда возникло, первое стойбище нанайцев на острове Нярги нет. До 1936 г. стойбище Нярги что в переводе на русский язык означает «Тальник» было расположено на левом берегу Амура густо поросшем тальником, и само всё было тальниковым: неказистые мазанки из тальника, тальниковые изгороди, где и проживали наши предки односельчане, зимой и летом они жили в глиняных фанзах. Первые поселенцы были выходцами из стойбища Джуен, т. е. озёрские нанайцы. Так образовалось первое стойбище, которое стояло на правом берегу Амура, в углублении между сопок. Защищённая от всех ветров, называлось стойбище Шарго. Это тот хуторочек, где сейчас живут Некрасовы. Но пришла страшная болезнь – чума, и люди покинули это место. Перебрались на остров. Но этот остров при наводнениях постоянно затопляло, и снова наши предки поменяли место, и выбрали другой остров, более надёжный. До этого люди жили на Давке и на Геренде. На Давке жило 24-25 семей. Название этого стойбища русские люди произносят как Нерген. Характерной особенностью для народа нани в выборе мест проживания можно считать такие участки, где в наибольшем количестве имелись большие и малые водные артерии, в которых, как правило, водились несметные рыбные стада. А это – луга с множеством самых различных проток, островов и озёр. Поэтому и старинное стойбище Нярги находилось на одном из групп островов, расположенных недалеко от заходов больших и изумительных озёр, как Боланское, Джелунское и Джонкинское (Иннокентьевское). В свою очередь, сам остров, на котором стояло стойбище, имел в себе обширное озеро. Такими же водными ресурсами располагали и другие острова, расположенные друг от друга в нескольких десятках и сотнях метров. От стойбища Нярги всего в двух километрах на правом берегу Амура виднелся широкий залив, своего рода лиман, за которым виднелись заходы в Джелунское и расположенное с ним параллельно другое озеро Цойта. На левом же берегу в десяти километрах от населённого пункта – заход в озеро Болонь, а выше, примерно на таком же расстоянии, - выход протоки Эморон. Только из данного описания географического месторасположения стойбища Нярги можно представить себе, что оно находилось на очень рыбном месте, где традиционный промысел можно было вести как в самом русле Амура, так и между островами и во всех других водоёмах. Поэтому не удивительно то, что на протоке Эморон недалеко от её выхода в Амур стояло несколько стойбищ: Довой Да – Дальний заход, Боацакан – Островок, Даокан – Переправное и Хулусэн – Прокоп, а чуть ниже выхода Болонского озера на небольшом острове, - ХэдюйНярги, Нижний Нерген. Напротив последнего островного стойбища на правом берегу Амура находился населённый пункт Май – Малмыж. К этой группе стойбищ относится и Ачан (прежнее название – село Болан), которое расположено недалеко от Амура при заходе в Болонское озеро. Ачан переводится как бусы, а слово Бола, от которого произошло название стойбища, означает, что на этом месте дно реки имеет выступы, бугры и углубления. В водоёмах с такими неровностями на их дне, как правило, водятся в большом количестве многие виды рыб. Вторая трактовка названия Болан связана со словом Боло – осень. В осеннюю пору перед ледоставом из озера скатывалась рыба в очень большом количестве, а местные люди, в том числе и жители близлежащих стойбищ, заготавливали в это время рыбные деликатесы на долгую зиму.
Верхний конец Нергенского острова имел высокие релки, на которых росли осины, черёмуха, дикая яблоня, боярышник и другие деревья. Кроме этого, как растянутые красные полотнища, зрели к осени шиповник, калина, красная смородина.
О Нярги так вспоминает Демьян Васильевич Ходжер:
- В стойбище было более 30 домов. А наш дом стоял на самом нижнем конце деревни, там, где суша острова отлого спускалась к Амуру. Поэтому, как наводнение, так затапливало наш дом почти по самые окна. Только из-за этого люди решили перебраться на другое место. А им стало то место, где стоит нынешний Верхний Нерген.
По словам Демьяна Васильевича, в старом Нярги жили Ходжеры. Среди них жили и Бельды, но их было мало. Впоследствии приехали сюда с низу, с Тусера, Заксоры и Тумали. А русские люди здесь не жили. Со старого Нярги люди переехали на новое место из-за наводнений. По такой же причине перебрались на Новый Нерген люди со стойбищ Довой Да, Боацакан, Даока, Хулусэн и Нижнего Нярги. Однако отдельные семьи уехали на Джонку и в другие места.
- Русские переселенцы прибыли в Новый Нерген в 1938 г., - продолжает Д.В.Ходжер. – Это Опарины, Кащеевы, Плотниковы, Малковы, Женченко, Калинины и другие из города Комсомольска- на- Амуре, с Мылок, всего 8 семей. В это время в Нергене был Колхоз «Рыбак Севера». Прибывшие иноземцы вступили в колхоз и наравне с нани стали работать на колхозном поле и ловить рыбу в промысловых бригадах. Ниже стояла большая рыбная база. Далее Демьян Васильевич рассказал о том, как рыбачили вместе с русскими людьми:
- От Нергена до озера Джелун (по-нанайски Дзэлун означает «хитрый, лживый, обманчивый») – 25 километров. Как уедем туда, рыбачим несколько дней. За это время заканчиваются все продукты. Мы-то что: поели свежей талы, из-за борта лодки черпнули чумашкой речной воды, попили – и уже сыты. А русские поначалу не хотели есть сырую рыбу. Но голод – то не спрашивает, нравится ли тебе такая еда. Поедят – и начинается расстройство желудка. Болели, жалко было смотреть. А иной раз поедят – и запьют водкой. Тогда вроде лучше. Вот так они и привыкли кушать талу.
Нярги. Какое значение скрыто в этом слове? На языке оно означает растущую сплошь тальниковую поросль. В т давние времена стоящие сегодня на острове большие тальники были порослью. При образовании новых береговых линий с косами они периодически покрываются новым тальниковым молодняком.
Занимались рыбной ловлей и охотой. Орудия рыболовства у них были самые примитивные: острога и заездки. Они ловили рыбу, которую заготавливали на зиму для еды, высушивая их на ветру, из шкур рыбы шили обувь, одежду. Зимой охотились на дикого зверя, из зимнего снаряжения у них были: лыжи, заклеенные камусом, (изготавливали сами), а транспортом у них были нарты на собачьих упряжках. Тайга и река кормили людей, когда скудно, а когда и пощедрей.
Поэтому по решению Советского Правительства в 1936 г. село перенесли на правый более высокий берег Амура. И в 1936 г. началось переселение жителей с левого берега Амура на правый берег, переселение полностью закончилось в 1937г.
До прихода Советской власти на Амур, в сёлах правили всеми делами «старшинки» поставленные царскими властями. «Старшинки» носили на шее большие медали. В стойбище Нярги такими «старшинками» были Яков Заксор и ГегдаБельды. Сейчас в Верхнем Нергене живут и трудятся дети, внуки и правнуки Якова Заксора и Гегды Бельды.
В Верхнем Нергене долго чтить память и помнить имена тех, кто не щадил своих жизней за новую Советскую власть это: Киле Ливака, Илья Заксор, ЧипиакоХоджер, Тунгус Бельды.
В те годы, когда на Дальний Восток пришла Советская власть, и в деревнях стали открываться красные уголки, школы, создаваемые ликбезы.
После гражданской войны бывшие партизаны трудились в рыболовецкой артели, затем в колхозе. Значит, правильно были прожиты трудные годы интервенции, значит, сумели они найти своё место в революции.
В 1924 г. в стойбище Нярги был организован сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и до 1932 г. относился к Нижнетамбовскому району, Дальневосточного края.
Первым председателем был Ходжер Занзули Николаевич, после него работали Бельды Николай, Ходжер Чеби и др. В этом же году в стойбище открылся Красный уголок, заведующий был Тумали Тимофей.
В апреле 1931 г. организован колхоз – «Рыбак Севера». Первым председателем был Ходжер Чеби, отец первого нанайского писателя Григория Ходжер, бухгалтером был Ходжер И.Н.. При организации колхоза, в колхозе стало более 90 лошадей, из них 60 лошадей было рабочих. Маленьких неводов было больше 20 штук, много ставных сетей, была 1 корова. Первой дояркой колхоза была Тумали Эбэлэ.
В 1926-1927 гг. в Нергене для взрослых организовали ликбезы, работали Ходжер Андрей Г., после него в ликбезе работали Заксор Т.Я., Киле Хонгину. В эти же годы группы нанайской молодёжи отправили учиться в Ленинград. Среди них были: Ходжер Кирилл, Киле Гара, Оненко Сулунгу Н., они учились вместе с Ходжер Богданом. Оненко Сулунгу стал первым нанайским учёным. Ходжер Богдан был первым председателем райисполкома в селе Троицкое. Но в 1937 г. его и жену арестовали, детей отдали в детский дом. После жену отпустили, и она забрала детей, но младшая дочь умерла в детском доме. Богдана расстреляли в тюрьме, шло время сталинских репрессий, много хороших, честных людей погибло в эти годы без вины, по оговору.
В 1934 г. по решению Нанайского райкома партии председателем колхоза был назначен Ходжер Василий Иванович.
В 1956 г. за доблестный труд Василий Иванович был награждён орденом Ленина. Три раза был участников сельскохозяйственной выставки в Москве.
В 1936 г. в колхозе стало 10 коров. С организацией колхоза коренным образом изменилась жизнь нергенцев. Богатые природные ресурсы определили направление развития экономики села – рыбную промышленность.
В 1927 г. в Нергене организовали артель, существовала она недолго до 1931 г. В Малмыже в кооперативном пункте «ИнтегралСоюза» артельщики получали продукты, боеприпасы, спецодежду, орудия лова взамен на рыбу и пушнину. Но в 1941 г. началась Великая Отечественная война и рыбаки, охотники стали снайперами, разведчиками, танкистами и просто солдатами Советской Армии. Ушли на фронт многие наши односельчане. За годы Великой Отечественной войны из села было призвано на фронт более 80 человек, из них погибло на полях сражений более 30 человек. После войны уже дома многие умерли от фронтовых ран: Ходжер Афанасий Григорьевич, Ходжер Иван Н., Никифоров Фёдор, Ходжер Хантура, Ходжер Денис Поянгович. Нергенцы в память о тех, кто не вернулся с войны, установили памятник погибшим односельчанинам. Имена погибших односельчан занесены навечно в Книгу Памяти Нанайского района. Сейчас в селе проживает 6 участников трудового фронта.
Подстать подвигам ратным были подвиги трудовые в тылу. Труженики села не жалея сил работали на поле, на рыбалке. Женщины шили рукавицы, ватные чулки, телогрейки для фронта, сдавали в фонд обороны свои сбережения.
В 1940 г. начали строить, а в 1942 г. начал работать кирпичный завод, и работал до 1946 г., первым директором был Мурашко Трофим Ильич, отец Марии Тимофеевны Антоневич. В блокаду Ленинграда попали Ходжер Клавдия Чинисовна и Ходжер Мария Удиковна, они учились в Ленинградском институте имени Герцена. При возращении домой они погибли, где-то возле Новосибирска. В послевоенные годы, в селе произошли большие изменения, крепла материально-техническая база колхоза, менялась организация труда, росли новые кадры рыбаков, охотников, молодых специалистов. В послевоенное время в селе стали происходить большие перемены, колхоз «Рыбак севера» становится миллионером, председателем колхоза был Заксор Непо Николаевич. Он учился в Ленинградском педучилище, с 4-го курса был призван в Армию. Учился на курсах в Авиационном училище имени Чкалова. Обслуживал самолёты, которые летали на фронт. В 1945 г. демобилизовался. Более 5-ти лет работал в школе, учителем начальных классов. Под его руководством колхоз в 1961 г. стал миллионером. Колхозники стали жить зажиточно, колхоз купил технику: машину, трактор, мотодор, катер – водомёт, построили гараж, конюшню, свою электростанцию. Колхоз выделил для своих колхозников ссуду на постройки новых домов.
В рыболовецких бригадах зародилось движение «Два фронтовых здания - ежедневно». В хронике трудовых побед военных лет отмечалось то, что колхоз «Рыбак Севера» выполнял месячные планы в 1943 г. на 1078 процентов.
В 1965 г. произошло слияние двух колхозов – «Рыбак Севера» и «Нанайский партизан» находящегося в селе Болонь, благодаря чему в селе Верхний Нерген образовалось отделение колхоза «Нанайский партизан».
А в 1984 г. решением общего собрания колхозников отделение колхоза «Нанайский партизан», преобразовывается в самостоятельный колхоз имени Максима Пассар, перешёл в управление КРКС (Крайрыбакколхозсоюз), председателем стал Ходжер Игорь Павлович. После него колхоз возглавлял Зимин Юрий Александрович. С 1993 г. председателем был Бельды Семён Ганчалович.
К концу 2 пятилетки отделение колхоза располагало двадцатью машинами, тракторами, была своя пилорама, занимались рыбодобычей, заготовкой леса, обеспечивали объекты социальной сферы дровами.
В это время было построено 1000 кв. метров жилой площади, детский сад – ясли, пекарня, баня, было сдано в эксплуатацию новое здание Сельского Совета, здания под хлебопекарню и баню.
Заслуживают тёплых слов такие работники, как Киле Леонид Иванович, который работал на всех участках, был делегирован от колхоза на 1 Всесоюзный съезд колхозников – рыбаков в 1985 г, который проходил в Москве.
Колхоз стал развиваться, начали развивать животноводство. В 1985 г., несмотря на то, что колхоз только становился на ноги, был выполнен план по надою молока, по вылову рыбы. Было заготовлено 3259 куб. метров леса.
Вместе с развитием хозяйства растут и люди, совершенствуются их профессиональные навыки, складываются семейные династии. Славились трудом семейные династии Ходжер Пора Нюмняевича, Бельды Алексея Дунковича.
Бельды Клавдия Владимировна – доярка, ежемесячно выполняющая план по надою молока, Ходжер Геннадий Поравич – добросовестного, ответственного водителя и многих других членов колхоза, которые трудились на своих рабочих местах.
Всю свою жизнь проработали в колхозе: Бельды Гончал Александрович, Заксор Екатерина Потовна, Тугарина Марина Михайловна, Ходжер Мунаки Николаевна, Киле Булка Ивановна, Ходжер Яков Николаевич, Ходжер Алексей Егорович, Ходжер Трофим Николаевич и многие другие.
В 1928 г. в Нергене открыли первый клуб, заведовал в нём ХоджерНаю Николаевич, с работой он справлялся, был очень энергичным, умел организовать людей, а когда началась Великая Отечественная война Наю Николаевич ушёл на фронт и погиб в бою за нашу Родину. В нашем селе, есть улица названная ХоджерНаю родился он в 1912 г. в стойбище Нярги. Когда началась война, один из первых ушёл на фронт. Всю войну сражался он на переднем крае, был наводчиком. Был ранен под Москвой, после госпиталя сразу ушёл на фронт. Совсем немного не дожил до Победы. 24 января 1945 г. геройски погиб при освобождении польского города Средний Барвальд, что 20 км от города Кракова. Похоронен в Польше в братской могиле.
Из рассказов – воспоминаний односельчан. Ходжер Наю был весёлый, энергичный парень, заводила и выдумщик. Но если надо – был серьёзным, требовательным, принципиальным в любом деле. Был человеком целеустремлённым: учился в Ленинграде вместе с Ходжер Богданом Ивановичем и Кирилл Поянговичем. После учёбы, работал инструктором в ДОСААФ в селе Троицкое. В 1938 г. приехал в родное село, и его назначили на должность заведующего сельским клубом. И тут обнаруживаются разносторонность его таланта. Это постановки пьес и спектаклей под его режиссурой. Также проводил спортивные мероприятия, участие принимали жители разных возрастов. Прививал женщинам культуру, хотел, чтобы они знали грамоту, правильно разговаривали. Женщины в национальных халатах и олочах вставали на лыжи, и бежали наперегонки, а ещё метали гранаты спортивные, даже бабушка старенькая метала гранату, а у неё не получалось, и она ругалась, на чём свет не стоит Молодым это было конечно же смешно. Устраивал парады на 1 Мая, люди с флагами, транспортами ходили по лесу, а у кого были берданки: ХоджерЧипиако, Киле Ливака, Заксор Илья, салютовали в небо.
В 1999 г. в селе Верхний Нерген по улице Ходжер Наю была открыта мемориальная доска в честь нашего односельчанина Ходжер Наю Николаевича. Он был честным и справедливым товарищем, и мы вправе гордится им, своим односельчанином, чьим именем названа одна из улиц нашего села.
Более 10 лет отдали культурно-массовой работе Заксор Армас Ильич и Кимонко Антонина Ивановна. За годы творческой работы, Заксор А.И. были собраны и обработаны старинные песни и танцы, коллектив стремился ярче раскрыть музыкально-хореографическое богатство нанайского народа. Был подготовлен спектакль «Чудесный вклад» на нанайском языке и занял на очередном смотре художественной самодеятельности первое место.
Кимонко А.И. – была хорошим организатором, любящая искусство, деятельным культработником. Ей принадлежит большая заслуга в формировании репертуара художественной самодеятельности. Постоянное творческое искание, сочетание песни и танца и других элементов сценического искусства помогло ей создать театрализованные сцены из жизни народа и сценического воплощения сюжетов старинных легенд и сказаний. Её была подготовлена интересная и разнообразная программа: «Нанайские мотивы», «Рыбацкая сюита», «Нанайские игры», «Танец мотыльков», «Тоёкто», «Гормохасал», «Фехтование на палках», «Танец рыбок». Танцы исполнялись в сопровождении фольклорной группы, где ярко выразилось оригинальное сочетание хореографического рисунка, пластика, вокала, костюмов. Всё это создавало законченное произведение этого жанра. Её посмотрели тысячи хабаровчан на зональном смотре, первом Всесоюзном фестивале самодеятельного народного творчества. Завоевали звание лауреата. Коллектив художественной самодеятельности был приглашён для участия в передаче «Наш адрес – Советский Союз» в Москве.
В 1977 г. в Москве коллектив художественной самодеятельности села стал лауреатом Всероссийского смотра художественной самодеятельности.
Возглавляемые ими коллективы художественной самодеятельности села были неоднократными участниками и лауреатами районных и краевых смотров среди художественных коллективов Хабаровского края.
В селе есть немало народных мастериц, которые бережно сохраняют традиционные национальные формы прикладного искусства. Большую творческую работу по сохранению национального прикладного искусства провела Оненко Анна Денисовна. Она была участница традиционных выставок, её изделия были отмечены дипломами многих Всероссийских и Всесоюзных выставок. Ежегодно художественный фонд края, районного музея пополнялся несколькими экспонатами её исполнения. Это комплекты старинных свадебных, охотничьих, праздничной одежды, женские и мужские халаты и многое другое, которые были исполнены на высоком художественном уровне, в старинном национальном стиле. Свои знания и опыт она передавала подрастающему поколению, обучая их в школе.
В 1918 г. в стойбище Нярги впервые открыта школа, работали в ней Мартынов и Плетнёва, но работала эта школа недолго, её пришлось закрыть из-за прихода белогвардейцев на Амур. А до этого нанайские дети учились в миссионерской школе в селе Малмыж. Вновь школу открыли в 1924 г., работали в ней Глотова, Сорвинова с дочерьми, Даргачи Шатохина и один из первых нанайских учителей Ходжер Андрей Григорьевич. И в 1933 г. в глухое нанайское стойбище приехала по зову партии молодая, добродушная учительница Худанова – Ходжер Капитолина Павловна.
Как и все комсомольцы легендарных 30 –х годов, она, не боясь никаких трудностей и опасностей, взялась за коммунистическое воспитание и обучение не только детей, но и всего население стойбища. Без методической литературы, без квалифицированной помощи, а самое главное без знания языка, быта, обычаев нани, она самоотверженно готовилась как к решающему бою, к каждому уроку, к каждому дню.
Бессменным помощником и советчиком во всех её делах была мать Капитолины Павловны бабушка Тася (так её звали все жители посёлка Верхний Нерген).
Шли годы, мужала, росла, набиралась опыта молодая учительница, рос её авторитет, доверие, уважение к ней на селе. Росли и первые её ученики, которые стали её первыми верными помощниками, это Ходжер Павел Фёдорович (председатель колхоза «Нанайский партизан»), Тумали Пора Сергеевич (председатель Сельского Совета), Тумали Николай Сергеевич (бухгалтер), Ходжер Амчо Г., Ходжер Гурий Филиппович, Ходжер Денис Поянгович и др.
Огромный талант педагога, организатора, коммуниста – воспитателя, руководителя проявился у Капитолины Павловны в годы Великой Отечественной войны. Она одновременно была и заведующей школой, председателем Сельского Совета, и парторгом на селе. Не сломило её волю и личное горе: погиб младший брат Борис на фронте, защищая нашу Родину от врага вместе в одном батальоне с её первыми учениками.
Её бывшие ученики стали врачами, инженерами, художниками, писателями, юристами, а многие последовали по её стопам: стали учителями.
Более сорока она проработала в Верхненергенской школе. Сколько силы, знаний, опыта, сколько материнской ласки и заботы отдано людям! Всё было: и горе, и радости, и огорчения, и победы. В нелёгкой борьбе с неграмотностью, трудностями, которые возникали на каждом шагу, Капитолина Павловна сумела выйти победителем, сумела сохранить доброту и нежность своего сердца, которое щедро отдавала людям.
Родина не забыла отметить поистине героический трудовой учительский подвиг Ходжер Капитолины Павловны. Она награждена многими грамотами, медалями, ценными подарками; в честь 25 – летия её педагогической деятельности наградили значком «Отличник народного образования», а незадолго до её ухода на пенсию ей было присвоено звание заслуженного учителя РСФСР. О ней писатель Григорий Ходжер написал в повести «Эморон - озеро».
Мы гордимся и тем, что в нашем селе родился и учился Григорий Гибивич Ходжер, первый нанайский писатель – прозаик. Гордимся, что он посвятил нашему селу столько замечательных произведений.
Григорий Гибивич учился в городе Ленинграде в педагогическом институте имени Герцена, окончил исторический факультет. В студенческие годы начал писать свои первые рассказы. За рассказ «Мой знакомый пчеловод» в 1957 г. был удостоен Золотой медали лауреата на Всемирном фестивале молодёжи в Москве.
Работал сотрудником редакции газеты «Тихоокеанская звезда», потом стал заниматься литературной работой как писатель – профессионал. Первый сборник рассказов Григорий Ходжер «Первые сдвиги» вышел в издательстве «Молодая гвардия» в 1958 г.
В 1964 г. в г. Хабаровске издаётся первый роман Григория Ходжер «Конец большого дома». В 1970 г. в Москве вышла вторая книга романа «Белая тишина». Завершил трилогию роман «амур широкий». В 1973 г. Григорию Ходжер за трилогию «Амур широкий» была присуждена Государственная премия имени Максима Горького.
В журнале «Дальний Восток», коллективных сборниках, в центральных периодических изданиях появлялись новые произведения талантливого нанайского писателя.
Главная тема творчества Григорий Ходжер – судьба и жизнь нанайского народа, ставшего равным среди народов Союза ССР. Герои его произведений - труженики – нанайцы, охотники, рыболовы Приамурья.
Книги Григория Ходжер переведены на многие языки народов ССР и зарубежных стран. Григорий Ходжер являлся членом Правления Союза писателей РСФСР, работал в бюро комиссии по литературе народов Севера при Союзе писателей РСФСР. За заслуги в развитии национальной литературы Григорий Гибивич Ходжер награждён орденом Трудового Красного Знамени и орденом Дружбы народов.
В 1969 г. была построена и сдана в эксплуатацию новое 2-х этажное здание школы в кирпичном исполнении. Сегодня надо отдать дань уважения работавшим и работающим учителям: Ходжер Андрею Григорьевичу – одному из первых нанайских учителей, заслуженной учительнице РСФСР Капитолине Павловне Ходжер, Актанко Андрею Ивановичу, Заксор Алле Алексеевне, Бельды Галине Алексеевне, Бельды Тимофею Николаевичу, Тумали Фёдору Батаковичу, Бельды Надежде Гегдовне, Заксор Джеме Анатольевне, а также Киле Анне Евгеньевне, Пассар Светлане Владимировне и многим другим учителям школы.
В настоящее время в школе работают 14 учителей, обучаются 87 ученика, имеется компьютерный класс, доступ к Интернету, есть столовая, где дети получают горячее питание и работает стол заказов, работают различные кружки, школьная библиотека. При школе имеется земельный участок, где выращивают картофель, овощи для школьной столовой.
В летнее время работают оздоровительные лагеря в 3 смены, ремонтные бригады, сельхозбригада. При содействии сёстры Григория Ходжер Людмилы Гибивны Ходжер в МКОУ ООШ с. Верхний Нерген выделено помещение под музей, Управлением образования было выделено 10 тыс. рублей, на которые были закуплены материалы, экспонаты для музея. Собирали все и учителя и ученики и жители села. Всего собрано более 200 экспонатов. Учителя писали исследовательские работы. В настоящее время ведётся работа по его паспортизации. Официальное открытие музея запланировано в 2009 г.
С 1985 г. в селе открыто детское дошкольное учреждение МКДОУ детский сад на 25 детей. Рассчитан детский сад на 31 место. В настоящее время работают две разновозрастные группы, посещают детский сад 42 человека. С самого открытия детского сада работали Заксор Татьяна Иннокентьевна, Ходжер Анна Леонидовна, ныне заведующая МКДОУ. Много лет работают Бельды Надежда Дмитриевна, Акунка Любовь Владимировна. В целях сохранения национальных традиций, патриотического воспитания подрастающего поколения в детском саду оформлены уголки: прикладного искусства и символик Российской Федерации, Хабаровского края и Нанайского района.
При детском саду создан и работает родительский комитет, оказывающий помощь в ремонте детского сада, оформления и обновления уголков, занимающихся пошивом мягких игрушек для детей.
В августе 1963 г. был построен новый сельский Дом культуры на 160 мест. В 1964 г. директором клуба стала Кимонко Антонина Ивановна. В Доме культуры проходят различные праздничные мероприятия. До 1992 г. в ДК работала киноустановка, где демонстрировались художественные фильмы. При Доме культуры работает сельская библиотека, библиотечный фонд составляет 5,5 тысяч книг.
В настоящее время в Доме культуры работаю различные кружки: вокальный, танцевальный «Радуга», «Таоса» и театральный, участник которые постоянно принимают участие в районных и краевых фестивалях, где занимают призовые места.
Уже не первый год приезжает в родное село Валерий Гурьевич Ходжер – профессиональный хореограф – балетмейстер. Принимает активное участие в организации праздничных мероприятий, организует досуг взрослого и детского населения, молодёжи, организуя кружки танцев.
Для оказания услуг связи населению, в селе работает «Почто России». Три раза в неделю в село доставляется свежая корреспонденция, выдаётся пенсия и различные пособия. Проводятся подписки на краевые печатные издания, на районную газету «Анюйские перекаты».
В отделении связи оказывают компьютерные услуги, имеется доступ к Интернету. В селе имеется сотовая связь операторов Мегафон, Билайн, МТС. Установлена АТС на 100 телефонных номеров. Была метеостанция.
Более 30 лет проработала начальником связи Антоневич Людмила Васильевна, но после смерти ныне работает её дочь Антоневич Оксана Витальевна.
С 1936 г. работает фельдшерско – акушерский пункт в селе. Первым фельдшером из нанайцев был Ходжер Тимофей Григорьевич, которому приходилось нелегко так как было много препятствий на пути, много потребовалось сил, знаний чтобы убедить женщин рожать не в холодном шалаше, а в больнице, учить жителей села соблюдать личную гигиену. Ценой больших усилий преодолевались сопротивления шаманов, суеверия безграмотного населения. Но, несмотря на все трудности Тимофей Григорьевич работал, убеждая людей о том, что необходимо заботится о своём здоровье, о здоровье своих родных и близких.
Много лет проработали в селе фельдшера: Кравченко Майя Кадыровна, Конде Вячеслав Михайлович, Ходжер Вилля Улусковна. Которые работали в тяжёлых условиях так как село наше отдалённое, не было ни дорог, ни автомобильного транспорта и днём и ночью оказывали медицинскую помощь.
19 декабря 1981 г. на 11-й сессии, 17 созыва Верхненергенский сельский Совет был переименован в исполнительный комитет Малмыжского сельского Совета народных депутатов. С 1991 г. Малмыжский сельский Совет вновь переименован в Верхненергенский сельский Совет.
Много лет проработали председателя сельского Совета: Бельды Надежда Гегдовна, Киле Анна Евгеньевна, Каюкова Маргарита Тимофеевна.
На основании постановления главы администрации Нанайского района от 11.10.1993 г. № 345 на территории Нанайского района прекратилась деятельность сельских Советов. Верхненергенский сельский Совет был реорганизован в Верхненергенскую сельскую администрацию. Постановлением главы Верхненергенской сельской администрации от 30.07.1993 г. № 11 в селе Малмыж был назначен староста села. Староста села решает вопросы по обеспечению жителей водой, дровами, занимается жилищными вопросами.
В 1997 г. были избраны депутаты Верхненергенского сельского Совета депутатов, которые своим решением от 16.10.1998 г. № 16 приняли Устав Верхненергенского сельского муниципального образования, регулирующий организацию и деятельность местного самоуправления.
В 1998 г. главой сельской администрации избирается Гайда Альбина Евгеньевна.
Решением Нанайского Районного Собрания депутатов с 01. сентября 1999 г. работники администрации Верхненергенского муниципального образования переведены на муниципальную службу.
В целях реализации переходных положений Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании Закона Хабаровского края «О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ», Закона Хабаровского края «О наименованиях органов местного самоуправления городских, сельских поселений» на основании решения Верхненергенского сельского Совета депутатов от 24 января 2005 г. № 57 «О внесении изменений и дополнений в Устав Верхненергенского сельского муниципального образования Нанайского района Хабаровского края» Верхненергенское сельское муниципальное образование наделено статусом сельского поселения. Решением Верхненергенского сельского Совета депутатов от 14 февраля 2005 г. № 58 принят Устав Верхненергенского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края. Законодательным органом сельского поселения является Совет депутатов Верхненергенского сельского поселения.
Исполнительным органом – администрация Верхненергенского сельского поселения.
В своей работе администрация сельского поселения уделяет большое внимание в первую очередь, организации жизнедеятельности и жизнеобеспечения территории сельского поселения.
Администрация сельского поселения осуществляет свою деятельность совместно со всеми организациями и учреждениями, действующими на территории сельского поселения, разрабатывает и принимает план – прогноз социально – экономического развития территории.
В настоящее время работают предприятия СРМО МНС «Мангбо» и «Вефиль». Основным видом деятельности является лесозаготовка. Развивается малое предпринимательство, постоянно работают 4 торговые точки и хлебопекарня. Коммерческой деятельностью в селе Верхний Нерген занимаются Т.М. Черепанова, Е.Е. Заксор, М.А. Сиворонова, а в селе Малмыж – В.И. Клячин. Индивидуальные предприниматели обеспечивают жителей сельского поселения всеми необходимыми продуктами питания, промышленными и хозяйственными товарами.
Работают объекты социальной сферы: Дом Культуры, детский сад, неполная средняя школа, ФАП, «Почта России», дизельная электростанция МУП ЭС Нанайского района.
История села Малмыж
С правой стороны амура – батюшки, сразу за величественным утёсом, поросшим столетними дубами, кедрами, берёзами, увитыми виноградной лозой, лианами лимонника открывается русское поселение Малмыж.
По рассказам сторожилов, Малмыж был основан в 1860 году в конце первого периода заселения Дальнего Востока крестьянами из Вятской губернии, которые и дали селу название одноимённое городу, откуда они приехали. Село относилось к Софийскому округу Троицкой волости.
Одним из первых жителей Малмыжа был Белоусов Фрол, приехавший с семьёй в 1881г. Тогда на месте Малмыжа стояло уже три дома. Привёз он с собой сына Белоусова Михаила Фроловича, которому в то время было восемь лет. Хозяином в Малмыже тогда был зажиточный торговец Салов. Здесь же жил бондарь Феофан Митрич Ворошилин. Он был очень богатым, имел свой большой дом, много лошадей и крупного рогатого скота, продукты, которые менял у нанайцев на шкуры пушных зверей. Ворошилин вместе с нанайцами рыбачил в одной артели, но вскоре артель распалась. Одной из первых семей в селе была семья Колычёва. Семья имела рубленный дом, землю, лошадей, коров.
В старом Малмыже стояла деревянная церковь, служил в ней русский поп, который очень не любил гольдов, они отвечали ему тем же.
В 1920 г. была построена первая школа. Первой учительницей была Ушакова Галина Михайловна. Старейший житель села Белоусов Николай Михайлович в 1925 г. закончил в этой школе четыре класса.
В 1927 г. возле Малмыжского утёса погибли моряки – амурцы. Здесь стоял военный корабль канонерка – тральщик, к нему была привязана шлюпка, в которой находилось пять человек. Моряки изучали устройство мин. В связи с неловким движением одна из мин упала, произошёл взрыв. Взрывной волной выбросило всех на утёс. Целые трупы найти было невозможно, собрали тела по фрагментам (по кускам) и похоронили в братской могиле на вершине утёса.
В честь погибших двадцати шести моряков – амурцев на утёсе был установлен сначала деревянный, затем металлический памятник. Это было в 1931 г.
Во время русско – японской войны силами русских солдат была прорублена знаменитая пещера, в которой находилась пушка. Чтобы установить эту пушку в пещере солдатам пришлось её разобрать, затем снова собрать. Но эта пушка не сделала ни одного выстрела, так как ожидание японского вражеского парохода не оправдало надежды. Пещера имеет округлое «окно» для наблюдения с видом на Амур и вход. Потом эта пещера служила для укрепления троса при установке дебаркадера.
В 1930 г. был построен водомерный пост в Малмыже. Долгое время работал на посту Смирнов Владимир Николаевич.
В 1931 г. в селе Малмыж образовался колхоз «Утёс». Первым председателем колхоза был Иван Винидиктович Ивин. Первыми колхозниками были Кондылев Василий Платонович, Феофелактов Афанасий Григорьевич, Суровнева Устина Ивановна, Малков Данил Ипполитович, Малкова Ольга Моисеевна и др. Сначала в колхозе было двенадцать лошадей, одна сенокосилка, один плуг, несколько пар граблей, четыре коровы. Колхозники ловили рыбу, садили картофель, капусту, помидоры, огурцы, лук на полях за озером.
С 1938 г. председателем колхоза «Утёс» по 1945 г. работал Белоусов Николай Михайлович. Колхоз «Утёс» существовал до 1957 г., затем его соединили с колхозом «Нанайский партизан». Хозяйственную технику, рыболовные орудия, скот – всё было передано колхозу «Нанайский партизан».
В 1931 г. раскулачили Ворошилина Андрея Борисовича. У него было девять детей: Спиридон, Дмитрий, Морька, Нюра, Костя, Сергей, Дуся, Тамара, Гена… В настоящее время в селе Малмыж живёт Ворошилова – Рогожина Анна Андреевна (Нюра), а семья Ворошилова Геннадия Андреевича проживает в селе Джонка. Это дети Ворошилова Андрея Борисовича.
Первым председателем сельского Совета был Малков Ипполит Васильевич, затем эту должность занимал с 1931 г. Белоусов Николай Михайлович, секретарём работала Ивина Валентина Винидиктовна.
В 1932 г. сломали церковь, тогда попом был нанаец.
С 1931 г. по 1933 г. в Малмыже существовала организация «Интегралсоюз».
В 1958 г. была открыта санаторно-лесная школа. Директором этой краевой санаторно-лесной школы был Юрий Павлович Барашков. В школе обучались дети с ослабленным здоровьем.
В 1962 г. в селе образовался лесоучасток (ЛПЗ) лесозаготовительный пункт Иннокентьевского леспромхоза. Первым начальником лесоучастка «Малмыж» стал Савчук Пётр Григорьевич, затем Шамшиев Даулет Шамшиевич.
С 1963 по 1967 гг. были построены здания школы, детского сада, клуба, конторы лесоучастка, здание сельского Совета (ныне медпункт), столовая, общежитие для рабочих леспромхоза, магазин ОРСа (отдела рабочего снабжения).
В 1973 г. на базе клуба был создан сельский Дом культуры (СДК). Первым директором Дома культуры была Киле Ирина Васильевна, киномехаником работала Косицина Вера Иннокентьевна. До закрытия СДК директором работал Выстороп Вячеслав Константинович.
С 1963 по 1964 гг. сельский Совет относился опять к Комсомольскому району. С декабря 1981 г. Верхненергенский сельский Совет был переименован в исполнительный комитет Малмыжского сельского Совета народных депутатов. Председателем была Бельды Надежда Гегдовна.
В сентябре 1984 г. здание сельского Совета было перенесено из села Малмыж в село Верхний Нерген.
С 1991 г. Малмыжский сельский Совет был переименован в Верхненергенский.
С октября 1993 г. Верхненергенский сельский Совет был реорганизован в Верхненергенскую сельскую администрацию.
Постановлением главы администрации района с февраля 1992 г. главой администрации сёл Верхний Нерген и Малмыж была назначена Каюкова Маргарита Тимофеевна. Отработала до сентября 1997 г.
На добровольных началах сходом граждан села был избран старостой Малмыжа ветеран ВОВ Станислав Трофимович Курдюмов. С июля 1993 г. старостой села был назначен Пестов Николай Фёдорович, отработавший до 1998 г. на этой должности, постоянно проявлявший заботу об односельчанах. В обязанности старосты села входит решение всех сельских проблем. Далее старостой работали Адайкин Борис Пахомович, Выстороп Вячеслав Константинович. В данное время обязанности старосты выполняет Быкова Татьяна Николаевна.
Магазин прежде располагался на берегу и принадлежал Болонскому рыбкоопу. Председателем долгое время был Алпатов Пётр Иванович, продавцом работала Филатова Галина Васильевна, заведующий складом – Надыршина Анна Алексеевна, бухгалтером – Щитикова Александра Павловна. Один из грузчиков Сергей Иванович Суровнев, он был огромного роста и сила детина, носил одновременно в охапку под мышками по два увесистых мешка при разгрузке баржи. Один мешок тогда весил до семидесяти килограммов.
Суровнев Сергей Иванович во время ВОВ в катакомбах Крыма встречался с героем пионером Володей Дубининым. Его приглашали в школу, он рассказывал ученикам, как Володя Дубинин помогал нашим солдатам, принося им воду и снаряды под обстрелом врага.
Новое здание магазина принадлежало Нанайскому райпо. Директором рознично – торгового предприятия (РТП), затем завмагом работала Арсеева Галина Ивановна, бухгалтером – Щитикова Александра Павловна, пекарем – Юрьева Вера Ивановна.
С одобрения жителей села, магазин и пекарня были переданы частному лицу Борисову Владимиру Михайловичу.
С закрытием лесоучастка Малмыжская восьмилетняя школа, директором которой была Киселёва Раиса Петровна, в 1982 г. была реорганизована в начальную школу. Заведующей школы работала Каюкова Маргарита Тимофеевна до ноября 1985 г. Семьям рабочих лесоучастка предоставлены работа и квартиры в соседнем селе Джонка.
Жил в Малмыже ветеран ВОВ Алексей Иванович Чебунин с женой Софьей Валиахметовой и маленькой дочкой Любой. Он рассказывал детям на уроках мужества как брал немецких «языков», будучи разведчиком во время войны. Не знал Чунин А.И. не знали малмыжане, что А.И. Чебунин – герой Советского Союза, пока его чудом не разыскал командир его части. Награда сама его нашла Героя.
Замечательные люди жили в Малмыже. Перцева Валентина Прокопьева ещё до начала войны в 1939 г. приобрела специальность радиоспециалиста радиостанции средней и большой мощности и работала телеграфистом в одной из воинских частей в Малмыже. Ветераны ВОВ муж и жена Тумаевы М.А. и З.М. после войны работали на лесоучастке. Михаил Андреевич водил огромный лесовоз, выполняя и перевыполняя план по вывозке деловой древесины. Своё умение, любовь к технике и богатый опыт он передал своим сыновьям Олегу и Владимиру. Тумаев Олег Михайлович теперь водит пассажирский автобус по трассе «Иннокентьевка – Хабаровск – Комсомольск», живёт в селе Джонка. Ушёл из жизни Михаил Андреевич Тумаев и Зинаида Марковна переехала в село Джонка поближе к детям и внукам. Прекрасные люди живут в Малмыже и сейчас.
Сущая Елена Александровна работает начальником отделения связи с. Малмыж. До неё работала на этой должности Наталья Александровна Выстороп. Она с мужем Вячеславом Константиновичем по линии социальной защиты обслуживали одиноких престарелых жителей, помогали каждому и словом и делом, но в настоящее время они переехали в Белгородскую область.
Додонова – Кулешова Зинаида Фёдоровна вместе с Евдокией Фёдоровной Хан, живущей в селе Джонка, долгое время добросовестно и безупречно работали техничками в школе.
Додонов Иван Алексеевич много сил положил, работая мотористом электростации, затем на тракторе вместе с Корневым Виталием Яковлевичем, Кулешовым Виктором, Чечельницким Владимиром Ивановичем, обеспечивая жителей Малмыжа дровами. Хорошие отзывы и о продавце Фаине Кирилловне Борисовой.
Границы и площадь сельского поселения
Современное село Верхний Нерген живописно расположилось на склонах сопок, на берегу небольшой протоки, протекающей через озёра Шарга, Джелун. А вокруг к селу подступает необъятная тайга. Горы, лес и село создают великолепный вид, если путник двигается со стороны Амура.
В состав Верхненергенского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края входят два населённых пункта: национальное село Верхний Нерген и село Малмыж.
По населённому пункту Верхний Нерген граница земель сельского поселения начинается в точке с ГК 49 51 20 СШ и 136 44 50 ВД на правом берегу реки Амур у северной окраины с. Малмыж, через вершину горы Утёс с отметкой 102,5 (с ГП) идёт в северо-восточном направлении 1,5 км. До улучшенной грунтовой автодороги, соединяющее это село с автодорогой Хабаровск – Комсомольск на Амуре и село Верхний Нерген в точке с ГК 49 51 38 СШ и 136 46 05 ВД у места примыкания к ней с юга грунтовой дороги, затем идёт в восточном направлении по улучшенной грунтовой дороге вдоль её южной кромки до точки с ГК 49 51 47 СШ и 136 48 02 ВД на пересечении её с такой же дорогой из села Верхний Нерген, поворачивает по ней на юго – восток и юг, идёт 1,5 км. До северной кромки карьера щебня, пересекает эту дорогу и через вершину с отметкой 62,8 выходит на северный берег безымянного залива оз. Калтахэвэн в точку с ГК 40 50 54 СШ и 136 48 57 ВД. От этой точки граница идёт по береговой линии безымянного залива на запад, огибая с. Верхний Нерген с юга, затем плавно поворачивает к северу по берегу протоки Иннокентьевская и выходит к исходной точки.
Общая площадь земель сельского поселения, согласно проведённой в 2004 г. инвентаризации земель, в пределах установленной границы, составляет 101,78 га.
На территории сельского поселения проживает жителей всего 643 чел., в том числе в с. Малмыж 77 чел., в селе Верхний Нерген 566 чел., незанятое население составляет в трудоспособном возрасте 257 чел., детей до 18 лет 194, пенсионеров 101 человек: из них работающих, ветеранов ВОВ 2 чел., реабилитированных граждан – 1 чел., ветеранов труда - 2 чел., одиноких граждан обслуживающихся на дому социальным работником 2 чел . Инвалидов всех групп 23 чел., из них 1 – 2 гр., 11 группы – 22 чел., 111 группы – 5 чел., инвалидов детства – 5 чел., семьи где родители инвалиды – 4 чел.. Участников боевых действий в Чечне – 2 чел., Афганистане – 1 чел., число многодетных семей 17 в них детей 69 чел. Неблагополучных семей 12 в них детей 34, семьи имеющих детей инвалидов – 3 чел., в них детей 6, семьи, где дети опекаемые 2, в них детей 3 , круглые сироты – от 18 лет и старше до 25 лет – 6 чел.
Растительный и животный мир
В лесах преобладают хвойные породы деревьев: ель аянская, пихта белокорая, лиственница даурская, сосна корейская, а также лиственные породы деревьев: дуб монгольский, берёза, осина, ясень, бархат, тополь. Также село обладает большими ресурсами для сбора лекарственного сырья, папоротника, ягод, грибов.
Многообразен животный мир. Основными представителями которого являются: амурский тигр, гималайский и бурый медведи, енотовидная собака, харза, белка, лисица, волк, рысь, изюбр, кабан, лось, косуля, заяц, колонок, горностай, норка, соболь. В реках и озёрах обитает рыба частиковых, лососевых и осетровых.
Социально- экономические показатели Верхненергенского сельского поселения
Численность населения сельского поселения составляет 643 человека, в том числе число женщин составляет – 44 чел., из них в возрасте: от 0-15 лет – 85 чел., из них коренные жители – 81 и другие народы – 4 чел., от 15-55 лет – 154 чел., 145 – это коренные жители и 9 – другие народы, старше 55 лет – всего 33, из них 32 коренные жители. Число мужчин из них в возрасте составляет – 269 чел., 260 чел. – нанайцы: от 0-15 лет – 93 чел. из них 91 – нанайцы, другие народы – 9 чел., от 0-60 лет – 170 чел, из них нанайцев – 163 чел., 7 чел. – другие народы, старше 60 лет – 6 чел., в том числе коренного населения – 6 чел. В основном это коренные жители прежде всего нанайцы. Помимо них там живут русские, украинцы, удэгейцы и другие народы. Рождаемость – всего 14 чел., в том числе – 14 – коренное население. Увеличивается рождаемость населения, только до 15 лет в селе – 145, а молодёжи – 150 чел., что свидетельствует о высоком уровне народонаселения. Смертность всего – 11 чел., из них – 5 коренное население, детская смертность – 1 чел., количество детей-сирот – 3 чел., в том числе 3 – коренное население, средняя продолжительность жизни – 60 лет, уровень доходов населения в сельском поселении – 4 тыс. руб.
Экономика
На территории Верхненергенского сельского поселения работают 3 предприятия ООО «Феникс», СРМО МНС «Мангбо», территориально- соседские общины «Ханго» Вефиль. Основным видом деятельности которых является лесозаготовка и обеспечение твёрдым топливом социальной сферы. Все это позволило снять социальную напряженность, повысить занятость населения. Развивается малое предпринимательство. На территории сельского поселения 4 торговые точки, 1 хлебопекарня индивидуального предпринимателя, работают частные предприниматели , занимающиеся обеспечением жителей сельского поселения всеми необходимыми продуктами питания промышленными и хозяйственными товарами. Индивидуальный предприниматель Заксор Елена Евгеньевна обеспечивает жителей сельского поселения хлебобулочными изделиями. Стабильно работают все учреждения социальной сферы: Сельский Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, МКОУ ООШ, детский сад. На территории сельского поселения предоставляются услуги сотовой связи «Билайн», «Мегафон», «МТС», имеется АТС на 100 номеров. Электроснабжение сельского поселения осуществляется от дизельной электростанции, расположенной на территории Верхненергенского сельского поселения и в селе Малмыж к трансформаторной подстанции проходит ЛЭП 10 кВт. Общей протяженностью 4 км. Протяженность линии электропередач составляет в с. Верхний Нерген 0,4 кВт – 8 км, в с. Малмыж 0,4 кВт – 5,8 км.
Подвоз воды населению на территории сельского поселения осуществляет МУП ТЭК Нанайского района, основным видом транспортного сообщения, является автомобильный. Качество дорожного покрытия удовлетворительное. Перевозку жителей сельского поселения до районного центра в с. Троицкое осуществляет администрация сельского поселения по утверждённому графику на автомашине микроавтобус SSNG VJNG «Istana»
Общая информация
Площадь территории с\п составляет 101,78 га. Численность населения на 2014 год - , в том числе Малмыж - , в селе Верхний Нерген - чел.
Структура сельского поселения
В систему органов местного самоуправления Верхненергенского сельского поселения входят:
Представительный орган – Совет депутатов, состоящий из 7 депутатов, который представляет интересы населения сельского поселения и принимает его от имени муниципальные правовые акты, действующие на территории сельского поселения;
- глава сельского поселения – высшее должностное лицо сельского поселения, наделенное в соответствие с федеральными законом, уставом поселения собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и избирается на муниципальных выборах, возглавляет администрацию сельского поселения;
- исполнительно-распорядительный орган – администрация сельского поселения, в совете депутатов созданы и работают две комиссии:
- планово-бюджетная комиссия, председатель Бельды Галина Евгеньевна;
- комиссия по социальным вопросам – председатель Бельды Раиса Николаевна;
Глава сельского поселения – Гайда Альбина Евгеньевна, работает в должности главы с июля 1998г.
Глава 2. История и теория краеведения
Краеведение принадлежит к комплексным наукам. В самом термине «краеведение» заключено его определение. Оно изучает природу, историю, хозяйство, население края, его культуру, быт, то есть данная наука близка истории и географии, археологии и искусствоведению, этнографии и другим наукам. Но в отличие от этих наук краеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а также особенные черты, присущие только ему. Таким образом, краеведение – это комплекс дисциплин, различных по содержанию и методам исследования, но ведущих по своей сущности к научному и всестороннему познанию края.
Важной особенностью краеведения является то, что это не только наука, но и деятельность: созидательная деятельность, направленная на сохранение природных и культурно-исторических богатств края, и популяризаторская – деятельность, открывающая что-то совершенно новое, ценное широкой публике.
Предметом краеведческого исследования может быть край в целом, отдельные районы, населенные пункты, памятные места, отдельные здания и т.п.
История краеведения. Краеведение в России
Краеведение как знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов сведения о природе, истории передавались из поколения в поколение.
Научно краеведение начало развиваться с середины XVIII века. Идея комплексного изучения своего края принадлежала М.В. Ломоносову, составившему и разославшему в разные регионы анкету с вопросами по экономике, географии, истории, культуре. На основе этих анкет Ломоносов издал труд «Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской Империи». С середины XVIII в. организуются академические экспедиции по изучению регионов страны, в результате чего появляются естественно-географические описания этих мест и труды, посвященные их истории. В этот период открываются начальные училища, а в 1788 г. выходит пакет документов о введении этого предмета в учебные заведения.
Своеобразным толчком к составлению краеведческих исторических трудов стало издание «Истории государства российского» Н.М. Карамзина. В начале XIX века получают распространение такие жанры, как описание путевых впечатлений, путеводители, очерки о памятниках старины. Появляются институты, университеты, научные общества, которые начинают проводить научные исследования, организуют экспедиции. От Герцена и декабристов пошла традиция участия политических ссыльных в изучении края своей ссылки. Позднее среди сосланных народников оказались организаторы научных экспедиций, периодических изданий, музеев (в основном в Сибири и на севере европейской части России).
Много сделано для развития краеведения Русским географическим обществом. Под руководством П.П. Семенова-Тян-Шанского были подготовлены многотомные издания: «Географо-статистический словарь Российской Империи» и «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества».
Губернские архивные комиссии занимались выявлением, сохранением, систематизацией, описанием исторических памятников, организацией музеев, изданием краеведческой литературы, пропагандой знаний о своем крае.
По инициативе Московского археологического общества с 1869 г. в различных городах проходили археологические съезды, в которых участвовали профессора, руководители архивов, местные краеведы-любители. Усилению интереса к краеведению способствовало и духовенство: издавались епархиальные ведомости, составлялись церковно-приходские летописи.
На рубеже XIX–XX столетий получило распространение и само понятие «краеведение» (до 1917 г. – «родиноведение»).
К 1917 г. краеведение занимало немалое место в культурной и общественной жизни больших и малых городов.
После Февральской революции многие краеведы проявили большую самоотверженность в спасении, охране и использовании памятников истории и культуры (особенно имений, частных коллекций). А затем они активно включились в краеведческую деятельность послереволюционных лет: организацию музеев, архивов, библиотек.
Первое десятилетие Советской власти называют «золотым десятилетием» развития краеведения. Повсеместно возникали краеведческие общества, музеи, кружки. Их задачей было изучение родного края, сохранение памятников, защита природы, распространение знаний об Отечестве. Краеведы спасали от уничтожения бесценные шедевры древнерусской живописи и прикладного искусства, исторические раритеты, редчайшие книги и старинные документы, препятствовали разрушению археологических и уникальных природных объектов. В то время во главе краеведческого движения стоял выдающийся ученый академик С.Ф. Ольденбург. Ко второй половине 20-х годов в СССР было зарегистрировано более 1700 краеведческих организаций и учреждений.
После окончания гражданской войны стала очевидной необходимость координации деятельности краеведов. В стране проводились различные краеведческие конференции. К середине 1927 г. их состоялось более 100. Было создано Центральное бюро краеведения, издавались краеведческие журналы.
В «Известиях Центрального бюро краеведения» были сформулированы задачи краеведческих организаций:
– разработка маршрутов экскурсий, прогулок;
– организация докладов, лекций, посвященных характеристике края;
– изучение мест, где можно провести свободное время, отдохнуть;
– проведение выставок, конкурсов на лучший сбор материалов во время экскурсий;
– подготовка организаторов краеведческой и экскурсионной работ.
В 1921 г. в Петрограде был организован Экскурсионный институт, а в Москве Музейно-экскурсионный институт; в Московском университете открылась кафедра по краеведению и экскурсионному делу.
Постепенно, со второй половины 20-х годов, усилилось стремление к политической идеологизации работы краеведов. К руководству краеведением пришли люди, имевшие преимущественно опыт партийной или государственно-аппаратной работы. Историко-культурное краеведение как «гробокопательско-архивное» призывали ликвидировать. Началась травля краеведов в прессе, обвинения в организации заговоров, вредительстве. В то время, когда стремились все нивелировать, краеведы считали своим долгом выявлять своеобразие региона, предотвращали попытки унифицировать приемы хозяйствования без учета местных особенностей – природных и социальных. Массовое разрушение старинных, особенно церковных, зданий влекло за собой наказание тех, кто видел в них памятники культуры и истории, боролся за их сохранение. В результате то, что мы называем «37-м годом», для краеведения наступило еще в 1929-30 гг.
К середине 30-х гг. были ликвидированы оставшиеся краеведческие организации, закрыты многие музеи. Многие краеведы были репрессированы.
Сейчас ясно, что разгром краеведения в 30-е годы нанес нашей нравственной культуре непоправимый урон. На долгое время забыто было даже само слово «краеведение».
В последние годы начался новый подъем краеведения. В 1987 г. в Полтаве и в 1989 г. в Пензе прошли Всесоюзные научные конференции по краеведению. В апреле 1990 г. в Челябинске состоялась учредительная конференция Союза краеведов России (СКР), на которой был принят Устав СКР и его исполнительные органы. Председателем СКР стал академик Российской Академии образования С.О. Шмидт.
Основным итогом деятельности СКР стала долговременная программа «Краеведение», направленная на развитие краеведческой работы в России, и ряд целевых программ.
Созданный в конце 80-х годов Советский фонд культуры одним из главных направлений своей работы также определил краеведение.
Перед современным краеведением стоят следующие задачи:
– изучение и охрана природы края;
– изучение истории и культуры края;
– выявление и охрана местных памятников культуры и старины;
– пропаганда знаний о крае;
– организация выставок, музеев, лекториев, экскурсий.
Задачи краеведения чрезвычайно многообразны. Основными функциями краеведческой деятельности являются:
Научно-исследовательская функция – организация и проведение научных исследований в самых разных областях знаний: естественно-научных, историко-культурных, социально-экономических, выявление и изучение природных, исторических и культурных памятников, разработка и осуществление проектов по обеспечению их сохранности, изучение истории населенных пунктов.
Документирующая функция – сохранение и рациональное использование памятников природы, материальной и духовной культуры, формирование фондов архивов, музеев, банков данных по истории и культуре края.
Образовательно-воспитательная функция – сохранение и передача традиций, обучение и воспитание детей и взрослых.
Организационная функция – объединение людей по интересам, организация досуга.
В изучении края могут использоваться разные формы:
Туристско – походная (наиболее распространенная)
Она дает возможность изучать край, собирать краеведческие материалы во время походов.
Экскурсионная
Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами, прикоснуться к истории края. Популярность и действенность экскурсионной формы обусловлена непосредственным знакомством с подлинными объектами.
Лекционная
Обеспечивает получение или распространение знаний о крае во время лекций или же цикла лекций. Лекции проводятся по определенной теме.
Архивная
В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации, зачастую уникальных данных. Данная форма рассчитана на людей, увлеченных историей, требует большой усидчивости, кропотливости.
Музейная
Знакомство с краем в этом случае основано на материалах экспозиций краеведческих и других музеев. Эта форма предполагает также сбор материалов и создание экспозиций краеведческих музеев.
В зависимости от целей и задач, а также масштабов исследования используются разные методы изучения края:
литературный
картографический
архивный
статистический
экспедиционный (полевые наблюдения)
археологические раскопки
анкетирование
встречи с ветеранами, участниками событий
фото и киносъемка, зарисовки
аудиозаписи
Методику исследования края можно разделить на 4 основных этапа:
– работу с картой;
– поиск и изучение всевозможных материалов и документов;
– организацию научной экспедиции;
– обработку материалов и обобщение результатов исследования.
Все полученные таким образом материалы обобщаются, систематизируются, проверяются на достоверность. Цель исследований – характеристика края в целом, определение перспектив его развития.
Для создания комплексной характеристики края необходимо его изучение в разных аспектах и направлениях: историческом, природоведческом, экономическом, искусствоведческом.
Организационные формы краеведения
По организационным формам краеведение делится на государственное, общественное и школьное.
На государственном уровне координацией краеведческой деятельности занимаются управления и отделы культуры при местной администрации, исследованиями края занимаются научно-исследовательские институты, преподаватели и студенты вузов, государственные краеведческие музеи, библиотеки.
Общественное краеведение представлено Русским географическим обществом, объединениями краеведов: кружками, секциями, обществами, клубами. Наиболее значительными общественными организациями являются Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Общество охраны природы, Российский фонд культуры и др.
Школьное краеведение помогает изучению географии, истории, других дисциплин. А главное – прививает любовь к родному краю, приучает интересоваться историей, традициями, ценить своеобразие края.
Материалы, собранные краеведами, обрабатываются, хранятся и пропагандируются в краеведческих музеях, которые выполняют функции научно-методических центров.
Направления краеведения
Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края.
По хронологии краеведческие исследования могут охватывать длительные и конкретные исторические периоды, деятельность участников исторических событий.
Объектами исследования краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества.
Памятники истории можно разделить на 2 большие группы. К первой относятся документы (фотографии, кинокадры, статистические данные и т. п.), вещественные предметы (орудия труда, предметы быта, личные вещи, оружие, одежда и т. п.), памятные места, разнообразные сооружения (архитектурные, культовые, инженерные). Ко второй группе относятся памятники, созданные с целью увековечивания событий (монументы, обелиски, стелы, мемориальные доски и т. п.)
В задачи исторического краеведения входят исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных. Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.
К основным видам историко–краеведческой деятельности можно отнести:
познавательный – приобретение знаний о крае;
преобразовательный – создание музеев, мемориальных досок, памятников, охрана их;
ценностно-ориентационный – осознание и оценка поступков, мотивов, значения деятельности исторических личностей, фактов и событий;
Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры. Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные объекты.
Определенная территория изучается по следующему плану:
1. Географическое положение
2. Рельеф
3. Климат
4. Гидроресурсы
5. Почвы
6. Растительный и животный миры
Экономическое краеведение. Основными объектами экономического краеведения являются:
хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия;
население края;
населенные пункты.
Хозяйство края представляет собой совокупность его отраслей: промышленности, сельского хозяйства, жилищного и коммунального хозяйства, транспорта, связи, торговли, здравоохранения, просвещения, культуры и др.
Изучение экономики края требует исторического подхода, так как важно знать не только современное состояние хозяйства, но и причины возникновения различных его отраслей.
Население края характеризуется численностью, естественным движением, миграцией, социально-демографической структурой, расселением.
Населенные пункты делятся на городские и сельские. Все населенные пункты своеобразны. Задача экономического краеведения состоит в том, чтобы раскрыть своеобразие (характерные особенности истории, экономико-географического положения, природных условий и т.п.) поселения как составной части края.
Искусствоведческое краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-художественному населению.
Объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы:
подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность;
памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства или отраженные в их произведениях.
Искусствоведческое краеведение изучает произведения архитектуры, литературы, изделия народных промыслов и как источник знаний по истории и культуре края, и как источник знаний о самом искусстве.
Произведения архитектуры – памятники материальной и духовной жизни. Изучаются характерные для края архитектурные сооружения, местные строительные материалы и техника, назначения сооружений, причины возникновения и связь с историческими условиями.
Произведения народного творчества представляют особый интерес. Они связаны с бытом, образом жизни и трудом людей, дают возможность представить истоки и своеобразие местной культуры.
Искусствоведческое краеведение изучает:
природные условия, экономику и хозяйство края, приведшие к возникновению народных художественных промыслов;
связи народного искусства с бытом, обычаями, культурными традициями;
утилитарные и эстетические качества изделий, особенности их создания и использования;
особенности развития современного народного искусства, традиции.
Литературные произведения
К краеведческому изучению литературных памятников относятся:
сбор и изучение местного фольклора;
изучение творчества и биографий авторов, родившихся и живших в крае;
выявление памятных мест, связанных с произведениями художественной литературы.
Произведения изобразительного искусства, музыка, танцы также отражают неповторимую художественную культуру края.
Источники краеведения
Источники краеведения разнообразны по своему характеру. К ним относятся:
1. Краеведческая библиография – основной источник сведений о вышедшей в прошлом и в настоящее время краеведческой литературе. Это могут быть библиографические указатели, каталоги, списки литературы и т. п.
2. Произведения печати – важный источник сведений о крае. Они могут быть связаны с краем тематикой (краеведческая литература), местом издания, авторской принадлежностью (произведения уроженцев края или об их жизни и деятельности).
Печатные издания классифицируются как научные, научно–популярные, справочные, библиографические, литературно-художественные.
3. Статистические сведения – в основном данные государственной статистики: перепись населения, учет населения – ЗАГС, паспортные отделы милиции.
4. Картографические источники
Карты делятся на учебные, справочные и оперативно-справочные (для повседневной практической работы). Карты бывают общегеографические и специализированные. Наука, занимающаяся составлением карт, называется картография.
5. Архивные документы
Центром их хранения являются архивы: государственные, региональные (краевые), местные.
6. Устные источники:
сказки, предания, былины и т. п.
воспоминания и рассказы людей – очевидцев событий
фонотеки
топонимика
7. Наблюдение объектов и процессов природы – поездки, экскурсии, краеведческие экспедиции.
Приложение 1
Фольклорный ансамбль «Солой Нярги»
Дом Культуры
МКОУ ООШ имени Григория Ходжера
Администрация сельского поселения
МДОУ № 12
ФАП
Почта России
Частный магазин «У колодца»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В поисках путей духовного возрождения общества, формирования нравственных идеалов молодого поколения, ученые – исследователи и педагоги нашей страны в последние годы вновь обратили свои интересы к краеведению, к этому виду деятельности, казалось бы, утратившему свою актуальность. Краеведение – всестороннее изучение определенной, сравнительно небольшой части страны преимущественно местными силами. В своей методологической основе краеведение является комплексом естественнонаучных и общественно – научных исследований, куда входят изучение природы и природных богатств малой родины, хозяйственной деятельности на его территории, истории и культуры местного населения.
Кризис исторического сознания в российском обществе, начавшийся с пересмотра локальных, хотя подчас и очень важных эпизодов недавнего прошлого, именовавшихся «белыми пятнами», привел к тотальному пересмотру концептуальных основ истории и краеведения в целом. В связи с этим, в последнее время появилось огромное количество новых технологий, методик и концепций краеведческого образования.
Использование краеведческого материала в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования значительно повысит кругозор учащихся в гуманитарном направлении и повысит значимость его малой родины как в истории страны , так и ее место расположения.
Познать прошлое края необходимо для того, чтобы разобраться в настоящем. Корни многих явлений современности находятся в прошлом. Поняв корни, мы можем понять логику развития процессов и явлений в настоящем. Знание истории родного края необходимо для того, чтобы лучше понять ту среду, в которой ты живёшь. Это знание даёт аналогичную пользу, как и знание истории страны и мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Большая Советская Энциклопедия. – 3-е изд. – М., 1973. – Т. 13
Вороненко И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи // Воспитание школьников. – 2008. – №1
Дрейшина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа. – 2004. – №5
Краеведение: Пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987
Кузьминых Я.С. О пользе туристско – краеведческой работы. // Красное Знамя. – 2008. – №92 (12 563)